Имидж | Виды имиджа и его формирование
Что такое имидж?
Говорят, что нельзя произвести первое впечатление второй раз. Представление о человеке создается в самые первые мгновения знакомства и не меняется на протяжении всего времени. Так ли это в действительности и как произвести нужное впечатление, а также найти тот образ, который лучше всего преподнесет все те лучшие качества, которыми обладает человек? Для этого вы можете создать свой имидж.
Недаром в переводе с английского «image» значит «образ» или «представление», что в точности передает значение этого слова. Имидж человека не всегда отражает его внутренние, настоящие качества личности. Иногда он кардинально отличается от истинного лица человека и является лишь тщательно продуманной «маской» и включает и несуществующие качества. Это та «картинка», впечатление о человеке, которые возникают в мыслях других людей при упоминании о нем. Правильное позиционирование, демонстрация своих лучших качеств – работа не из легких. Поэтому для формирования собственного имиджа, который особенно важен для публичных людей, немалую роль играет PR-служба и имиджмейкеры. В их задачи входит формирование положительного, интересного имиджа, который служит хорошим подспорьем для развития бизнеса, продвижения по карьерной лестнице, увеличения популярности или решения других, не менее важных общественных задач. В наше время информация по имиджу и услуги по его созданию доступны и необходимы почти каждому.
Цели и функции имиджа
Имидж имеет определённые конечные цели, для каждого они свои. Это:
- Формирование позитивного и доверительного отношения к вам в обществе. Демонстрация лучших качеств и сокрытие худших.
- Психологическая коррекция личности. Правильно созданный образ повышает уверенность в себе, увеличивая коммуникабельность индивида).
- Репутация. Создание позитивной или негативной, но привлекающей внимание оценки общества.
- Продвижение по карьерной лестнице за счёт необходимых качеств и дресс-кода.
- Успех у противоположного пола, повышение внешней и внутренней привлекательности.
Формирование имиджа
Формирование имиджа различают на осознанный и неосознанный. В случае, если люди каждый раз ведут себя одинаково по отношению к вам, то такое поведение происходит неосознанно, мы им «позволяем» такое поведение. Желательно, чтобы от вас не шли даже подсознательные сигналы, которые бы смогли спровоцировать нежелательное поведение ваших собеседников. Необходимо сделать все возможное, чтобы у людей сложилось о вас нужное мнение. Ваш имидж должен влиять как на сознание и разум человека, так и на его подсознание, управляя мнением и поведением человека.
Нужно тщательно продумывать все детали имиджа, которые бы производили впечатление об индивиде именно на этом уровне, который необходим и уделять значительное внимание внешнему имиджу.
Составляющие внешнего имиджа:
- стиль одежды
- прическа
- макияж
- ухоженный внешний вид (одежда)
- аксессуары
- походка
- жестикуляция
- мимика
Все эти атрибуты, порой, говорят о человеке лучше, чем любые произнесенные им слова. Следует обратить внимание и на личную гигиену: под аккуратно подстриженными ногтями не должно быть грязи, на чистых, расчесанных и ухоженных волосах должна отсутствовать перхоть. Макияж и тщательно подобранная одежда должны соответствовать ситуации.
Любая мелочь может серьезно повлиять на улучшение или ухудшение имиджа, поэтому нужно серьезно и грамотно подходить к созданию своего образа.
Имидж бывает как позитивный, так и негативный. Оба они привлекают внимание и создают своеобразный «рейтинг» человека, но их результаты и выводы, которые делает окружение человека, — диаметрально противоположные. Если первый повышает доверие и интерес, то второй ухудшает деловые и личные коммуникации и не идет на пользу. Имидж создает гармоничная совокупность внутренних факторов, то есть манеру общения и точное следование деловому этикету, и внешних – визуальных характеристик человека.
Имидж станет привлекательным в случае сочетания трех групп качеств:
Первая – те, что даны людям от природы:
- коммуникабельность
- эмпатичность
- рефлексивность
- красноречие
Во вторую группу входят нравственные ценности:
- межличностное общение
- умение решать конфликтные ситуации
Третья группа включает в себя:
- профессиональный и личный опыт
- гибкость
- мягкость в общении и наличие интуиции
Если вы хотите создать позитивный имидж, то необходимо правильно ориентироваться в каждой жизненной ситуации, выбирая правильную манеру поведения, которая будет точно отражать ваше поведение и эмоции в тех или иных обстоятельствах.
Имидж формирует не только сам человек, но люди, предметы, окружающие его. Например ваша семья, автомобиль, место жительства — всё это часть вашего имиджа.
Виды имиджа
Имидж разделяют на несколько подвидов. Давайте их расмотрим.
В функциональном подходе имидж одного объкта может выглядеть по-разному в зависимости от того, кто на него смотрит:
- Зеркальный — это то, что мы думаем о себе, то как мы себя представляем.
- Текущий — тот самый имидж, который мы изучаем. Это то, что о нас думаю окружающие.
- Желаемый — образ к которому стремится человек или компания. Он помогает самосовершенствоваться, улучшать свои нравственные и профессиональные качества. Это та конечная цель, которая поможет нам в достижении успеха. Важно помнить, что он может быть как положительным, так и отрицательным.
Типы имиджа по эмоциональной окраске:
- положительный
- отрицательный
- нейтральный.
Также очень важно понимать, что имидж необходимо разделять по объекту, на который нацелена работа по имиджированию:
Персональный имидж
Имидж человека, бизнесмена, учителя, политика, общественного деятеля, артиста и тд.
Корпоративный имидж
Имидж компании, политической партии, организации, государства.
Формирование персонального имиджа
При формировании имиджа работают над его основными составляющими.
- Кинетический имидж – жесты, движения, походка осанка. Эти факторы влияют на положительное или отрицательное впечатление, которое люди производят на окружающих. Так, сутулые или шаркающие люди однозначно производят негативное впечатление, а вульгарная или неподобающая поза заставит, по крайней мере, с удивлением смотреть на собеседника. Отсутствие телесного напряжения и прямая осанка, напротив, укрепят доверие к человеку. Мимика – выражение лица, улыбка, взгляд – именно они выражают эмоции человека и необходимо изучать все свойства своего лица, чтобы правильно выражать те или иные чувства. Важно понимать, какая улыбка вам идет, и какое впечатление она создает.
- Вербальный имидж заключается в манере речи, тембре голоса, манере говорить. Недаром считается самым важным не то, что говорят, а как именно произнесена та или иная фраза. Важно следить за тем, чтобы речь была связанной и правильной, без лишних, неподобающих интонаций. В голосе должен отсутствовать высокомерный или пренебрежительный тон.
- Ментальный имидж заключается в убеждениях, мировоззрении, принципах и стереотипах людей. Каждый человек имеет свои мысли по тому или иному поводу, и делают выводы на основе своего опыта.
- Фоновый имидж человека зачастую напрямую не зависит от общения с ним – информацию о нем получают через третьих лиц: СМИ, знакомых, клиентов и других людей.
- Вещественный имидж включает в себя все те материальные ценности, что окружают человека. Например, машина, квартира, обстановка в доме.
- Внешний имидж — это наша одежда и стиль. Зачастую имджмейкеры уделяют внимание лишь этой, как видите, малой составляющей образа.
Материал подготовила создатель проекта Корпорация Имиджа, имиджеолог Любовь Елизарова. До встечи в следующих статьях!
Источник
Технологии создания имиджа
Каждый человек — уникальное создание со своими слабыми и сильными сторонами, которыми необходимо умело пользоваться. Зная некоторые закономерности формирования имиджа, можно говорить о том, какие технологии нужно освоить, чтобы создать свой успешный и достойный имидж.
Зная некоторые закономерности формирования имиджа, можно говорить о том, какие мини-технологии должен освоить каждый человек, чтобы создать свой успешный и достойный имидж.
Программу формирования имиджа можно условно подразделить на пять этапов:
- Изучение себя (прежде чем создавать имидж, надо объективно оценить свои внешние данные).
- Определение цветовой гаммы имиджа.
- Отражение психологического портрета во внешнем облике (следует учитывать характер, темперамент, внутренний мир личности; известно, что имиджи двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами будут совершенно различными).
- Приведение имиджа в соответствие с той социальной ролью, которую избирают (любая выбранная роль требует соответствующих антуража и «сценического костюма» — почти всем нам приходится становиться собственными костюмерами, играя в «пьесе из своей жизни»).
- Выбор и создание прически и макияжа (свой облик можно успешно менять).
Можно предложить следующую технологию формирования имиджа, включающую шесть этапов:
- Определение стартовых условий — задач, подготовленности человека (ему предлагается опросник, с помощью которого он сможет определить то, над чем ему необходимо работать, чтобы сформировать свой привлекательный имидж).
- Создание внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).
- Отработка коммуникативной механики (на этом этапе необходимо совершенствоваться в искусстве публичных выступлений, ведении переговоров и бесед и т.п.)
- Овладение эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, изучение тактики действий в конфликтных ситуациях).
- Изучение законов ортобиоза (т.е. здорового образа жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления).
- Совершенствование профессионализма (самообразование, участие в семинарах и т.д.)
Считается, что люди судят о нас по впечатлению, которое мы производим на них в первые секунды знакомства, что нашло отражение в старой поговорке «по одежке встречают». Теперь «одежка» означает и костюм, и макияж, и походку, и мимику, и жесты.
«Сдержанная» одежда позволяет коллегам, клиентам видеть именно вас, а не то, что на вас. Так можно ненавязчиво выразить свою индивидуальность. Если вы уверены в том, что ваша одежда работает на вас и соответствует вашему образу, то можете совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе.
«Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый!» — так должны говорить о работнике. Внешность такого человека свидетельствует о его уважении к окружающим. Одежде положено быть безукоризненно опрятной: неряшливость, небрежность ее всегда вызывает неприятное чувство у людей и воспринимается как неуважение к окружающим.
По тому, как человек стоит, ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружающим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть корректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Поза тоже часть того языка, на котором мы столь выразительно говорим без слов.
Одна из важнейших составляющих имиджа — мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике первую роль играют глаза. Поэтому ваш взгляд должен как можно чаще (на протяжении 60-70% времени общения) встречаться со взглядом собеседника. Ведя разговор, представьте, например, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Ваш взгляд, направленный на этот треугольник, будет восприниматься как очень серьезный, и собеседник почувствует, что вы настроены по-деловому.
Зрачки честнейшим образом рассказывают о вашей реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются (в четыре раза). Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.
В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые — замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта — свидетельство того, что человек расстроен.
Улыбка — это «половина обаяния». Нас оценивают по выражению лица: если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.
Наполеон Бонапарт говорил: кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Поэтому на третьем этапе необходим интенсивный коммуникативный тренинг.
От выбора правильного слова зависит сила его воздействия. Здесь могут оказать помощь следующие рекомендации:
- употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность;
- включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных.
Мощным фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство. Далеко не каждый может быть оратором, по ему необходимо соблюдать несколько правил выступления перед собравшимися, а именно:
- подчеркивать голосом и жестами важнейшие для вас слова;
- менять тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу;
- изменять темп речи: это придаст ей выразительность;
- делать паузу до и после высказывания важных мыслей.
Очень важно также научиться создавать особые эффекты:
- эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
- эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
- эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
- эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
- эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);
- эффект распределения (один из действенных риторических приемов: заранее продуманное распределение в речи новых мыслей и аргументов, периодическое подчеркивание уже высказанных важных положений).
Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые выступающими. К ним относятся:
- построение слишком длинных фраз;
- использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только краткие слова);
- введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения);
- частое использование безличных глаголов (вместо «Предлагается занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять места»);
- нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению);
- чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Позвольте привлечь ваше внимание»);
- злоупотребление модными словечками;
- злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест — стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов);
- использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы);
- слишком быстрая, без пауз, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить);
- отсутствие зрительного контакта (если вас о чем-то спрашивают, не отводите глаза, чтобы лучше сосредоточиться).
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Важно обратиться к собеседнику по имени и как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас значит многое: известно, что слушателя зачастую больше интересует он сам, чем его окружение.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
- сокращать физическую и социальную дистанцию; приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
- постоянно высказывать желание понять собеседника;
- сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
- выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
- вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
- поддерживать собеседника эмоционально (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.)
Важное значение имеет обучение личному ортобиозу, т.е. умению прежде всего поддержания здоровья: физического, психического и нравственного.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность.
Здоровье человека влияет не только на его самочувствие, работоспособность, но и на его внешний вид, его настроение. Нельзя забывать и о силе воздействия красоты. Огромную роль в поддержании хорошей физической формы, помимо занятий спортом, играет правильное питание — разнообразное и регулярное, с учетом возрастных, профессиональных, национальных, климатических, сезонных и других особенностей.
Правильно питаться — значит соблюдать элементарные гигиенические правила приготовления, обработки и сохранения пищевых продуктов, следить за их свежестью, содержать в чистоте посуду и т.п. Кроме того, правильно питаться — это значит способствовать сохранению нормального веса тела, соответствующего возрасту и росту; не худеть в молодости, не полнеть в зрелом и пожилом возрасте.
Для работника очень важно и его психическое здоровье. Недаром же появилась в народе поговорка: «Все болезни — от нервов». Поэтому на этой стадии самосовершенствования необходимо научиться методам самоуспокоения (рационализации, визуализации и релаксации).
Итак, мы рассмотрели основные технологии создания имиджа. Безусловно, набор их может меняться, а содержание — дополняться. Предложенный набор можно расширить введением дополнительных технологий: технологии общения с представителями прессы, тренингов личностного роста, правил выступлений и др.
Источник