Способы формирования органов политической власти

Методы формирования органов власти

Понимание сущности политической власти предполагает выяснение методов формирования ее органов. Это тем более важно, поскольку наше общество продолжает оставаться своеобразным полигоном социальных и, прежде всего, политических экспериментов по реформированию российской государственности. Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных перестроечных сюрпризов со стороны центральной власти.

Основным фактором выбора методов формирования органов власти (речь идет о государственной власти) выступает политический режим или, по- другому, — форма государственного правления, определяемая структурой и правовым положением высших органов власти, в частности, правовым положением главы государства. В современной политической практике в основном встречаются две формы правления — монархия и республика.

Монархия как форма правления в «чистом» виде сегодня уже ушла в прошлое. Власть монарха передается, как правило, в порядке престолонаследия, ибо титул монарха ( короля, императора, великого герцога

и т.д.) обычно признается наследственным. В большинстве стран мира, где еще существует монархия, признание монарха в качестве главы государства сегодня скорее дань исторической традиции, реальные же органы власти формируются в соответствии с конституционными нормами.

Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общегосударственными представительными учреждениями. Различают два основных вида республики — парламентскую и президентскую. Это разделение в значительной степени влияет и на методы формирования органов власти.

В президентской республике во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим или косвенным голосованием. Президент сочетает полномочия главы государства и главы правительства. Он назначает правительство, которое не несет прямой политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой являются США, где и была впервые установлена подобная форма правления.

В условиях парламентской республики в большинстве случаев глава государства (президент) избирается парламентом, парламент же формирует и правительство.

В большинстве случаев (кроме политических революций, восстаний, переворотов и т.п.) основным методом формирования органов власти выступают выборы. В демократическом государстве выборы являются важнейшим основополагающим политическим институтом.

Как институт они включают в себя совокупность правовых норм, регламентирующих весь избирательный процесс. Последнее обычно закреплено в соответствующих разделах конституции в общем виде и детализируется в специальных избирательных законах. Признанным является тот факт, что универсальные принципы свободных демократических выборов заключаются в формуле: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Выборы — сам избирательный процесс — могут быть прямыми или косвенными, т.е. многоступенчатыми, когда депутаты или должностные лица выбираются нижестоящими выборными органами или специально избираемыми коллегиями выборщиков (например, выборы президента США). Избирательный процесс следует рассматривать в двух смыслах: во-первых, как порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления и, во-вторых, как систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

В политической практике сформировались три основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. При пропорциональной системе избиратель голосует не за конкретных кандидатов во власть, а за список партий, для определения же победителей устанавливается процентный минимум голосов, необходимых для получения мандата.

В России согласно Конституции РФ с 1993 года используется смешанная избирательная система. Так, при формировании нижней палаты Федерального Собрания — Государственной Думы — 225 депутатских мандатов получают кандидаты, одержавшие победу в мажоритарных округах, и еще 225 получают кандидаты, включенные в партийные списки в соответствие с пропорциональной системой представительства. Начиная со второй половины 2005 года, наметился переход к пропорциональной системе.

К положительным сторонам пропорциональной системы выборов, прежде всего, относят повышение ответственности избранных органов власти по партийным спискам как перед избирателями, так и перед партией. Предполагается и усиление контроля за властью со стороны победивших партий. Но есть и недостатки. Так, в условиях, когда закон не гарантирует демократического внутреннего устройства политических партий, пропорциональная избирательная система может работать в интересах узкой партийной верхушки и привести к отчуждению от политики рядовых членов партии и партийного электората. Непосредственная связь между кандидатами во властные органы и избирателями весьма ограничена и слабая, так как агитация и голосования осуществляются не за конкретных лиц, а за партийный список.

Читайте также:  Способом достижения идеального общества вольтер считал революцию проведенную с помощью

Наряду с выборами органов власти существует и метод их назначения.

План семинарского занятия

1. Современные концепции сущности политической власти.

2. Политическая власть как регулятивный механизм социального развития.

3. Основные методы и средства осуществления политической власти.

4. Методы формирования государственной власти в современной России.

Источник

Выборные процедуры и политические назначения как способы формирования высших и центральных органов власти.

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе.

. 9. Модели правительственной политики.

Управление работой правительственной структуры (администрации президента, правительства, министерства, ведомства и т.д.) предусматривает построение структуры управления, налаживание информационных потоков, отработку модели и процедур принятия правительственных (политических, экономических и др.) решений.

Структура объекта управления строится с учетом таких факторов, как правовое поле регламентации деятельности этого объекта управления, функции, которые он выполняет, традиции работы объекта управления и т.д.

Под правовым полем понимают полномочия, например, президента страны или правительства, которые определены конституцией или другими законодательными актами (законами, постановлениями, указами, распоряжениями. Согласно этому возникает проблема реализации тех или иных функций управления указанным объектом управления. Итак, учитывая определенные юридические ограничения и необходимость реализации управленческих функций, создается структура объекта управления.

Скажем, в законодательном акте зафиксированы полномочия президента в области решения вопросов гражданства. Понятно, что для того, чтобы реализовать эти функции, нужно создать соответствующую службу, отдел или другое структурное подразделение, которое бы предварительно прорабатывало документы, поступающие в адрес президента, и готовило проекты решений (резолюций, ответов). Аналогично создаются и структурные подразделения других сфер компетенции определенного объекта управления: политической, экономической, внешних связей, связей с общественностью, прессой и т.д.

В этих вопросах, безусловно, надо учитывать и политический опыт и традиции функционирования и организации работы подобных объектов управления, что, конечно, следует делать, учитывая местную специфику.

Читайте также:  Тайм менеджмент как способ борьбы со стрессом

Вообще процесс принятия любого политического, правительственного или иного решения предусматривает прохождение следующих этапов:

• сбор, обработка и интерпретация информации;

• выделение альтернативных проектов решений;

• выбор на основе принятых процедур окончательного варианта решений из имеющихся альтернатив;

• реализация на практике принятого решения;

• контроль за выполнением определенного решения;

• корректировки (в случае необходимости) этого решения. Поскольку мы уже рассмотрели информационные аспекты работы правительственных структур, можем переходить к изучению процедур принятия решений. По мнению социопсихолога А. Джорджа, существуют три основные модели принятия решений: формальная, соревновательная и коллегиальная.

Формальная модель предусматривает наличие четко построенной иерархии системы коммуникации и процедур прохождения информации, отход от которых не допускается.

Соревновательная модель способствует выдвижению альтернативных информационных потоков и соответствующих проектов решений. Такая модель принятия решений открыта для поступления альтернатив не только общепринятым путем снизу-вверх, но и обходя отдельные звенья бюрократической иерархии.

Коллегиальная модель требует коллективного труда в поисках наиоптимальнейшего проекта решений. Но в отличие от соревновательной модели деятельности центра принятия решений облегчается работой коллегиальных команд, которые формируются независимо от социального статуса работников аппарата и принадлежности их к определенным организационным структурам. В соревновательной модели все же сохраняется определенная иерархия, хотя и санкционируются иногда поступления альтернатив из среднего звена непосредственно в центр принятия решений без согласования с чиновниками высшего уровня.

Формальная модель благодаря четкой структуре прохождения информации и проектов решений обеспечивает тщательный анализ альтернатив и экономит время центра принятия решений. Но такой подход не способствует открытому обсуждению проблемы, а в случае кризисной ситуации делает невозможным оперативное реагирование на изменение ситуации. Кроме того, существует реальная угроза искажения информации при прохождении инстанциями.

Соревновательная модель требует гораздо больше затрат времени и энергии центром принятия решений в сочетании с фрагментарностью информации и субъективностью ее селекции. Иначе говоря, при использовании этой модели возникает угроза реализации субъективных интересов отдельных людей и структур за счет общих интересов объекта управления (государства, администрации, правительства и т.д.).

Коллегиальная модель требует от центра принятия решений (лидера) слишком много времени для межличностного общения, усредняет ролевые статусы членов администрации, а их совместная деятельность способствует так называемому групповом мышлению, когда команда зацикливается только на собственных идеях.

Напоследок отметим, что, анализируя выбранную политическим лидером модель принятия решений, следует учесть такие факторы, как политико-психологические особенности стиля его руководства, психобиографические аспекты его служебной карьеры, политический опыт и особенности мышления его ближайшего окружения (как известно, «свита» все-таки «играет короля»). Не стоит игнорировать и соответствующие традиции, и конституционные нормы, политическую культуру политической и правящей элиты, а также политическую культуру общества вообще.

Стоит заострить также проблему внедрения уже принятых политических решений, конкретных исполнителей, сроков и средств достижения целей и контроля за их выполнением. Невыполнение этих условий может привести к провалу даже самых правильных и оптимальных решений, какую бы благородную цель они ставили.

Источник

Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти. реферат политология Джалимов. Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти

Название Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти
Анкор Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти
Дата 22.09.2021
Размер 33.01 Kb.
Формат файла
Имя файла реферат политология Джалимов.docx
Тип Реферат
#235256
Подборка по базе: эссе на тему философия начинается с удивления.docx, Ранние половые связи и их последствия — Реферат.docx, саясаттану реферат он бір.docx, БАГДАСАРЯН МИЛЕНА РЕФЕРАТ.docx, Реферат на тему- техника прыжка.docx, физ-ра реферат.odt, 936. Реферат. История. Образование Древнерусского государства — , Айрапетова Нелли реферат ИКТиИБ.docx, 1642 Реферат по истории переделал.doc, командо реферат.docx

1.Источники формирования власти

2.Способы формирования власти

Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов.

Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений — отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения.

1.Источники формирования власти

Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).

Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества.

Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть — анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство — официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, — системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.

2.Способы формирования власти

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти . В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства . В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Источник

Читайте также:  780 вычислите наиболее удобным способом
Оцените статью
Разные способы