Способы формирования организационной культуры лагеря

Тема «Организация внутренней жизни отряда. Корпоративная культура отряда и лагеря».

Отряд создается из малознакомых друг другу ребят, с разными интересами, особенностями, целями и ценностями. В первый день отряд похож на «лебедь, рак и щуку»: каждый тянет одеяло в свою сторону. Чтобы этого не происходило в течение всей смены, вожатому нужно ПОРАБОТАТЬ! Т.е. создать, организовать отряду его внутреннюю жизнь, бурную, яркую, интересную.

Отрядная деятельность вожатого – это гибкая система заранее спланированных мероприятий и педагогических действий.

В отрядной деятельности вожатого можно выделить 4 аспекта:

2. Отрядные дела.

3. Корпоративная культура.

4. Манипуляция отрядом.

(определенная структура, помогающая руководить коллективом).

Вожатому важно привлечь отряд к деятельности. Для этого существует большое разнообразие ФОРМ работы с отрядом, но все они сводятся к одному – организовать самостоятельность детского коллектива.

Суть самостоятельности детского коллектива:

· Право детей самим планировать свою деятельность.

· Право самим максимально реализовывать свои планы.

· Право регулярно обсуждать итоги своей деятельности и давать им оценку.

· Право самим давать поручения друг другу и выбирать лидера.

· Право критики в адрес любого участника.

Существует несколько моделей организации детского самоуправления:

a) Распределение Постоянных Поручений

В отряде выбираются ребята на должности, которые они занимают и в соответствии, с которыми они выполняют поручения на протяжении всей смены. Возможные должности:

Список должностей может быть продлен, главное, чтобы эти должности и поручения были интересны, полезны и востребованы, а не надуманы. Вожатый работает непосредственно с руководителями, помогая им, корректируя их планы, поощряя за успехи.

b) Временный Творческий Коллектив

В отряде выбирается группа ребят, желающих принять участие в подготовке и проведении к-л. конкретного мероприятия. В этом случае ВТК:

· планирует работу коллектива;

· анализирует свою работу, выявляет достижения и недостатки.

Работа вожатого в этом случае заключается в создании мотивации у детей к проведению данного дела, в виде совета и рекомендации, как сделать ЛУЧШЕ, а так же важна на этапе анализа работы: помочь конструктивно осмыслить деятельность.

c) Постоянные Инициативные Группы

Инициативные группы создаются на всю смену или на каждый день по желанию ребят заниматься тем или иным видом деятельности/делом

(спортивная, трудовая, досуговая, культурная, организаторская деятельности; соответственно, спортивная эстафета, дежурство, проведение игр, подготовка к вечернему делу). Зная план дня, ребята сами могут выбирать, какому делу каждый посвятит себя особо.

Вожатому при данной модели важно способствовать деятельности каждой группы в равной степени.

d) Бригадный Подряд

Отряд здесь разбивается на бригады, которые выполняют одинаковые функции, но в меньшем объеме. Каждая бригада прибирает свой участок, разрабатывает план какого-либо отрядного дела, привносит идею для подготовки к общелагерному мероприятию, оформляет свою страничку в отрядном уголке и др. – что придумаете. По прошествии определенного периода работа бригад оценивается (выбирается лучшая бригада или поощряются все). Но будьте осторожны при использовании данной модели!

Во-первых, она может посеять раздор между ребятами в силу определенной доли соперничества. Чтобы этого избежать и добиться повышения активности ребят, вам нужно придумать четкие, справедливые критерии оценки выполненной работы, а так же одинаково поделить объем работы. В душе же оставайтесь беспристрастным судьей.

e) Дежурный командир

В отряде на вечерней свечке выбирается по желанию командир отряда на завтрашний день. При этом все ребята знают правила и обязанности дежкома.

· Дежком – командир отряда на один день. Слово дежкома – закон!

· Оценивая работу дежкома, говори вначале о плюсах, а потом о минусах.

· Дежкомом может стать любой желающий.

· Осуществляет подъем, организует уборку, ставит оценки.

· Дежком – часы отряда (собирает и пересчитывает отряд).

· Укладывает при отбое и следит за порядком в отряде в отсутствии вожатого.

Читайте также:  Способ достижения технико экономических показателей

Девиз дежкома: «Вежливость и настойчивость!»

f)Чередование Творческих Поручений

Отряд разбивается на постоянные рабочие группы, которые будут выполнять по определенной периодичности различные поручения. Группы чередуются через день, два или больше.

Возможные поручения (или названия групп):

следит за чистотой в отряде, в корпусе и вокруг него, убирает балкон и отрядное место, разливает суп, приносит питьевую воду и т.п.

вносит вклад в оформление отрядного места, отрядного уголка, комнат и корпуса.

собирает новости и информацию, интересующую ребят не только в лагере, но и в стране, за рубежом…оформляет отрядную газету.

группа должна удивить отряд, чтоб никто не догадался…маленькое выступление, конкурс, поздравление именинника…создайте праздник!

пополняет запас отрядных сувениров – поделки, игрушки, дипломы, даже покупки и т.п.

по ходу отрядной жизни возникает масса случайностей – костер, экскурсия, родительский день, ребенок, лежащий в медчасти…иногда другие группы гиперперегружены…для этого и существует эта группа.

Группы могут меняться по кругу через день, два, три…можно оформить и поместить в отрядный уголок такую карту:

Эта штука вращается!
Вожатому необходимо координировать работу групп, особенно в первые дни; предоставлять необходимый реквизит и время для подготовки и осуществления работы групп. Группы могут придумать отличительные знаки, могут появляться новые группы, служащие на благо отряда.

2. Отрядные дела.

Когда в отряде создана определенная структура, каждый знает, чем он занимается и что значит то, чем он занимается, остается только…ЗАНЯТЬ отряд и каждого в отдельности! Таким образом, следующая задача вожатого – организация (а так же создание мотивации у детей) и проведение отрядных дел.

Отрядные дела (ОД) – это мероприятия различного характера, имеющие свои цель и задачи.

В более широком понимании ОД есть коллективно-творческое дело (КТД).

КТД (по И.П. Иванову) – способ организации жизни единой группы воспитателей и воспитанников, старших и младших. Базируется на идеях отдельных лиц, но реализуется в условиях коллектива.

Разработкой мероприятия занимается творческая группа. Этапы работы творческой группы:

1) Предварительная подготовка (цели, задачи, роль КТД).

2) Коллективное планирование (выбор средств достижения цели: люди и реквизит, время и помещение).

3) Составление лист-конверта для КТД/ написание сценария для ОД.

выглядит следующим образом:

Содержимым конверта является задание.

4) Проведение мероприятия (осуществление конкретного плана, разработанного руководителями).

5) Анализ (оценка результатов, допущенных ошибок, обсуждение предложений, возникших в ходе мероприятия).

Существуют различные ВИДЫ ОД:

· Спортивные (веселые старты, спортивная игра, запуск воздушного змея, народные игрища)

· Познавательные/ интеллектуальные (викторины, аукцион знаний, эрудит-казино, исторические экскурсы)

· Общественно-политические (день памяти, проблемы СПИДа, наркомании, диспуты и дискуссии на различные темы)

· Трудовые (благоустройство лагеря, ателье мелкого ремонта)

· Экологические (аукцион цветов, встреча заката, ритуал встречи дождя, экологическая тропа, создание экологической карты/ сборника лагеря)

· Художественные (моментальный театр, конкурс анекдотов, конкурс фантазеров, рисование мультфильма, модный салон)

· Досуговые (парк аттракционов, игровая карусель)

Существуют и смешанные формы ОД.

3. Корпоративная культура.

Когда у отряда существуют общие дела и общая деятельность – это прекрасно, но более их сближает чувство своей непохожести, отличия от других отрядов. Это выражается в специфических и своеобразных традициях, правилах, внешнем виде и других отличительных особенностях отряда.

Такое явление называется корпоративной культурой.

Корпоративная культура – культура какой-либо группы, порожденная жизнедеятельностью этой группы. Цель корпоративной культуры, с одной стороны, заявить другим о себе, показать «кто есть кто», с другой стороны – внутреннее сплочение и объединение. В связи с этим корпоративная культура может быть внешней (то, что видно другим) и внутренней (то, о чем знают лишь члены группы). Приведем некоторые элементы корпоративной культуры, которые в вашем отряде могут быть…или вы их совместно с ребятами придумаете…

внешняя внутренняя
· Название · Герб, эмблема · Флаг, знамя, стяг, штандарт · Гимн, песня · Девиз, речевка, кричалка · Язык, сленг · Приветствие · Жесты, мимика · Обычаи, традиции, ритуалы · Место встреч, его состояние · Форма одежды · Герои отряда (вожатые в том числе) и их прозвища · Таблички на комнатах · И др. · Цель, задачи · Ценности · Структура отряда (его лидеры, аутсайдеры, группы предпочтения) · Законы и принципы · Особенная фишка · Таинственность и секретность вообще
Читайте также:  Шницель петелинка способ приготовления

Внутренняя сторона корпоративной культуры является основой для внешней. У подростков бывает все иначе. На основе яркого самовыражения позже они находят нечто большее, что их сближает. Будьте готовы к любому варианту, и не забывайте, пожалуйста, что вы – непосредственный участник корпоративной культуры отряда и лагеря, т.е. не нарушайте те правила, которые ценны для вашей группы.

4. Техники манипуляции отрядом.

У каждого вожатого существуют маленькие хитрости по поводу того, как сплотить отряд, как привлечь его к деятельности, внушить что-либо. И каждый вожатый манипулирует своим отрядом (бывает, конечно, наоборот, но только потому, что вожатый не так себя поставил). Чтобы избежать этой неприятности, а так же для того, чтобы создать в отряде обстановку родства, братства, близости, вожатый пользуется следующими техниками внушения:

· Групповое/ хоровое пение

· Суггистивные (завораживающие) техники: звук бегущей воды, вид горящего огня

· Тактильные методы (связаны с прикосновениями)

· Специальные приемы внушения (аутотренинги)

· Прямой взгляд в глаза, мимика, жесты

При общении с детьми, как групповом, так и индивидуальном, следует избегать:

· Суждений («Ты скрытный!»), лучше заменять их «Я-высказываниями» («Я переживаю, когда ты долго молчишь и не говоришь ничего»).

· Модальных операторов: «могу-не могу», «хочу-не хочу», «надо-не надо» («Не мог бы ты сходить за водой?»), лучше говорить о конкретном действии, личности или объяснять, почему «надо».

· Генерализации – обобщений («Вы несобранные!», если постоянно опаздывает только один человек)

· Комплексной эквивалентности – связи не связанных фактов («Миша, ты такой веселый, потому что поспал на сончасе!»)

· Предпосылок/ подозрений, лучше опираться на факты.

А так же следует помнить о кнопках манипуляции подростком:

· Стремление к риску

Конечно, каждому вожатому и ребенку хочется, чтобы его отряд был дружным, как большая семья! А это не мало зависит от атмосферы, царящей в отряде: жизнерадостный настрой, интерес ко всему происходящему, стремление все делать вместе и помогать друг другу. И вам, как главе этого семейства предстоит это создавать!

Надеемся, полученные знания позволят вам умело и грамотно управлять отрядом, а маленькие секреты вашей, надеемся, большой души – создать атмосферу взаимопонимания и духовного родства. Пусть отрядную жизнь станет неповторимой и незабываемой для ребят и вас самих!

Источник

Корпоративная культура & Имидж вожатого

Корпоративная культура — система взаимодействия людей в организации согласно изначально заложенным принципам, установленным порядкам и исторически выработанным правилам.

Цель корпоративной культуры — обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции коллектива за счет совершенствования управления членами коллектива.

Компоненты корпоративной культуры:

  • принятая система лидерства;
  • стили разрешения конфликтов;
  • действующая система коммуникации;
  • положение индивида в организации;
  • особенности половых и межнациональных взаимоотношений;
  • принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Этапы формирования КК:

  • определение миссии организации, базовых ценностей;
  • формулирование стандартов поведения членов коллектива;
  • формирование традиций коллектива;
  • разработка символики.

Источники формирования корпоративной культуры:

  • система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;
  • способы, формы и структура коллектива деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей коллектива;
  • представление об оптимальной и допустимой модели поведения членов коллектива, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.

Виды корпоративных культур:

  • В «бейсбольной команде» ключевые успешные считают себя «свободными игроками», за них между членами ведётся активная конкуренция.
  • «Клубная культура» характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью сотрудников, командной работой.
  • В «оборонной культуре» нет гарантии постоянной работы, нет возможности для профессионального роста
Читайте также:  Способы решения политических проблем это способы

Характеристики лагеря, определяющих корпоративную культуру:

  • чувство причастности к данному лагерю;
  • понимание своего места и своей роли в лагере;
  • сформулированная миссия лагеря и понимание этой миссии сотрудниками лагеря;
  • сформулированные ценности лагеря как уникальной организации;
  • сформированные правила и нормы поведения внутри лагеря (как не писанные, так и документально оформленные);
  • трудовой этикет и стиль взаимоотношений с клиентами (детьми и их родителями);
  • наличие внешних атрибутов и символов;
  • внешний вид сотрудников.

Общие положения корпоративной культуры лагеря

Корпоративная культура лагеря является фундаментом, на котором строится вся дальнейшая деятельность.

Корпоративную культуру в самом общем виде можно определить как систему социокультурных связей, отношений и взаимодействия социальных субъектов в ходе процессов организации, самоорганизации и профессиональной деятельности.

Корпоративная культура является частью имиджа лагеря, его внешним и внутренним атрибутом. Сам же имидж – сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж формируется в результате коммуникации и является её результатом.

Корпоративная культура лагеря регулируется международными нормативными актами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, локальными нормативными актами.

Имидж

Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Функции имиджа.

  • Идентификация — установление совпадения. Имидж призван сэкономить наше время. Он задает апробированные (официально одобренные) пути идентификации объекта, который в результате становится узнаваемым и неопасным, его действия можно легко прогнозировать.
  • Идеализация — выдача желаемого за действительное. Данную функцию не следует трактовать как направленную на обман населения. Ведь когда объект перестраивается под собственные желания, подобная адаптация имеет положительный характер, хотя бы потому что лидер начинает думать о своем избирателе. На просторах СНГ еще мало примеров такой адаптации, за исключением предвыборных кампаний.
  • Противопоставление — строится системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей. Злодей виден только на фоне доброго человека.

Способы формирования имиджа:

Составляющие имиджа коллектива:

  • коллектив в целом (отзывы, реклама, PR);
  • её членов (стиль и культура общения, атрибутика, форменная одежда, общий культурный уровень и эрудиция);
  • первых лиц организации;
  • деятельности организации (или системы деятельности) – начиная с рекламы лагеря, приема детей и заканчивая разъездом детей и последействием продукта и работой с клиентов за рамками программы (сюда же включаются и все предоставляемые сервисы);
  • её клиентов.

Влияние имиджа внутри коллектива:

  • на формирование корпоративной культуры (это замкнутый круг, т.к. корпоративная культура влияет на формирование имиджа) и корпоративного сознания, а через это – на формирование ценностей организации (такой же замкнутый круг – ценности также влияют на корпоративную культуру и этику);
  • на мотивацию коллектива – люди начинают понимать свою принадлежность к этой организации, гордиться ею;
  • на то, что делаются ясными смысл существования, цели и задачи организации. Озвучивание, донесение этого смысла – залог успешности деятельности любой организации;
  • на установление благоприятного психологического климата в коллективе организации;
  • способствует идентификации личности, четкому определению её роли в организации;
  • создает возможность для более действенного управления, в котором гармонично сочетаются материальные, моральные и духовно-ценностные составляющие поощрения труда работников.

Основные подходы к формированию корпоративной культуры:

  • осознанный (целенаправленный)
  • неосознанный (стихийный).

Имидж вожатого

Имидж вожатого – представление о поведении вожатого в коллективе.

Составляющие имиджа педагога:

  • внешний облик;
  • использование вербальных и невербальных средств общения;
  • внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
  • стилевые особенности педагогической деятельности;
  • профессиональная направленность

Ошибочные суждения имиджа вожатого

«кто из нас вожатый?»

Способы поддержания имиджа в корпоративной культуре лагеря:

  • «Перманентное исчезновение»
  • «Охраняй их мир»
  • Культурный фильтр речи

Результаты формирования правильного имиджа вожатого:

  • взрослый и сознательный;
  • ненавязчивый и самодостаточный;
  • местами загадочный;
  • культурный и остроумный.

Источник

Оцените статью
Разные способы