Способы формирования орфографической зоркости младших школьников

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
статья по русскому языку на тему

Скачать:

Вложение Размер
effektivnye_sposoby_formirovaniya_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shkolnikov.docx 25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падение интереса к чтению.

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка.

Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов, я пришла к выводам:

  1. Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения к написанию. (Например: пенал, снег, ёжик)
  2. Ввести понятие «опасное место», чтобы настроить детей на появление возможной ошибки.
  3. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
  4. Развивать фонематический слух.
  5. Обучать правильному списыванию текста.
  6. Прививать интерес к чтению.
  7. Интегрировать уроки русского языка и чтения.
  8. Развивать словарный запас детей.

При формировании орфографической зоркости, начиная с 1 класса, можно выделить несколько этапов.

I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходится с произношением. ( Например: рыба, парта.)

II этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного — «опасного места» в слове.

III этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.

IV этап. Отработка умения проверять безударную гласную. Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначно произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв. (Например: г(и, о)ря, р(и, е)ка) .

V этап. Восприятие на слух (объяснительные, выборочные диктанты, комментированное письмо).

В I классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм. Во II,III и IV классах проводится отработка навыка проверки слов.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество систематических упражнений.

  1. На каждом уроке — «орфографические зарядки», «орфографические минутки», нацеленные на умение учащихся обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия.
  2. Упражнения « Орфограммы в загадках» — развивают орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу
Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.

(снежинки)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.

(шиповник)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,

(туча)
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.

(чулок)
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.

Правописание безударных гласных в корне слова

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …

Сидит бабушка в очках

На ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах –

Худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте

И жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем

Ни в очках, ни без очков.

(сова)
Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(вода)
Правописание парных согласных в корне слова
Лежал, лежал,
Да в реку побежал.

(снег)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я …

(тетрадь)
Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под ёлками
Лист с зелёными иголками.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене —
Найдется сразу дело мне.

(лестница)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.

4. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

5.Объяснительные и предупредительные диктанты.

6. Выборочное списывание. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

7. Использование зрительных диктантов.

8. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

9. Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как они написаны.

10. Составление опорных таблиц и памяток, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.

11. Письмо по памяти.

Перечень упражнений и заданий при необходимости можно продолжить. Но важнее всего — умение выстроить их в единую систему, которая даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно — орфографической работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра.

Статья «Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости.

Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.

Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы обучени.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников — формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая.

Доклад с презентацией «Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС.

Источник

Доклад » Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов

Чарина Елена Евгеньевна

Учитель начальных классов

Квалификационная категория первая

Педагогический стаж 28 лет

«Профессиональное кредо: Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Адольф Вильгельм Дистирвег

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС.

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Научно – исследовательские условия: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по теме «Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях реализации ФГОС, изучение педагогического опыта

Методические условия: составление учебных планов и программ, использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательных УУД, изучение психофизиологических условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся, психолого-педагогическая диагностика.

Организационно – педагогические условия: выступление на школьном методическом объединении, открытые уроки для воспитателей детских садов г. Дзержинска, мастер – классы для студентов Дзержинского педагогического колледжа.

В соответствии с ФГОС орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль.

В содержательной линии «Орфография и пунктуация» прописано:

Выпускник на ступени начального образования сможет применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов и овладеет умением проверять написанное.

Тем не менее, наблюдается снижение уровня грамотности, как среди школьников, так и всего населения.

О падении уровня грамотности свидетельствуют результаты Тотального диктанта 2015 года – отметку пять получили только 2% участников.

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии, в соответствии с ФГОС является орфограмма. Ее введение было обусловлено необходимостью повышения качества орфографической зоркости обучающихся. К сожалению, на сегодняшний день нет однозначного определения орфограммы, что неизбежно снижает реализацию понятия в обучении.

5 слайд Теоретическое обоснование

Методика обучения грамотному письму формировалась в 18 – 19 веках первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория. Первые шаги в этом важном деле сделал Михаил Васильевич Ломоносов, создатель Российской грамматики. Он систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы, обсудил спорные вопросы.

Огромный вклад в историю русской орфографии, становлении методики имели труды Якова Карловича Грота, особенно Русское правописание изданный в 1894 году. Он выдержал 22 издания. Правописание по Гроту с небольшими изменениями сохранялось до 1918 года

К середине 19 века сложилось письмо, опирающееся на правописание через сознательные операции, проверку написаний.

В свете этого особенно ценной оказывается теория формирования навыков правописания Константина Дмитриевича Ушинского. «Для усвоения правильного письма детьми, конечно нужна практика, но практика, руководимая грамматикой. Эта формула «практика, руководимая грамматикой» стала в методике крылатой.

Маргарита Михайловна Разумовская выявила основные направления совершенствования методики преподавания русского языка в школе, определила пути обновления содержания обучения русскому языку. Она определяла орфограмму как орфографическую задачу выбора неопределяемых на слух написаний, неразрушающего слова. В данном определении уже присутствует деятельностная характеристика ошибкоопасных мест, т.е. данное определение соответствует системно-деятельностному подходу, который является одним из методологических основай ФГОС. Так же данное определение указывает на отличительную особенность орфограмм, по которой их можно противопоставить неорфограммам: если есть выбор графических знаков (букв), значит, и есть орфограмма.

Профессор Львов Михаил Ростиславович дает определение орфографической зоркости как способность (умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные и чужие). Михаил Ростиславович выделяет этапы решения орфографической задачи: 1. Увидеть, 2. Определить вид, 3. Определить способ решения, 4. Решить задачу , 5. Написать слово.

Источник

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Отчет по самообразованию 2017-2018 учебный год.

Руденко Наталья Ивановна, учитель начальных классов

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма.

Перед каждым учителем, который стремится добиться орфографической грамотности при работе с младшими школьниками возникают вопросы: Как научить ребенка грамотно писать? Почему часто обнаруживается несоответствие между хорошим знанием детьми орфографических правил и безграмотностью их письменных работ? Каковы способы усвоения орфографии в начальной школе? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Много сил и времени педагог тратит на формирование у школьников орфографических навыков, но результат не всегда удовлетворяет .

Я попытаюсь раскрыть основные причины недостаточной грамотности детей и показать пути успешного обучения правописанию.

В формировании орфографического навыка выделяются две ступени, которые должен пройти ученик:

постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

решение ее (выбор письменного знака в соответствии с правилом) .

По традиционной методике работа учителя ведется стереотипно: дети сначала учат правило, затем выполняют различные упражнения, позволяющие закрепить данное правило.

В результате учащиеся с успехом выполняют определенное задание – например, вставить пропущенную букву и объяснить ее написание. Дети правильно определяют вид орфограммы, далее, умело подбирают проверочные слова, но когда дело доходит до диктантов и творческих работ, делают ошибки и – немало.

Одно из объяснений в том, что за ученика сделали самое главное – выделили орфограмму. То есть, в формировании орфографического навыка был пропущен начальный этап: развитие способностей детей к самостоятельному обнаружению в словах мест, которые нужно писать по правилам.

Умение обнаруживать орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Именно отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из причин допускаемых ошибок. Это «сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма» .

Учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45 % орфограмм в тексте и лишь в отдельных случаях там, где учитель системно работает над формированием орфографической зоркости – 70 – 90 % .

Учителю нужно научить школьника безошибочно определять место орфограммы. В потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость.

Масса упражнений, в которых «орфограммы заранее выделены тем или иным способом по типу заданий: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных корней, слов, букв, подчеркнуть орфограммы в написанных словах, не способствует формированию умения выделять орфограммы» . Систематическое подсказывание ученику трудных мест в словах порождает орфографическую слепоту.

Научить находить подавляющее число орфограмм можно еще в первом классе, в момент обостренного внимания к слову, когда оно впервые пишется и читается учеником.

Мы определяем орфографическую зоркость как умение различать, какой звук находится в сильной позиции и однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции и может быть обозначен разными буквами при том же звучани. Самую значительную часть орфограмм русского языка составляют безударные гласные в различных частях слова и согласные парные по глухости – звонкости, на конце слова и перед другими согласными.

Безударный звук при письме оказывается всегда «опасным местом», потому что для обозначения звука в позиции без ударения выбор буквы становится проблемой. Например, в словах зима, сестра, часы, мячи для обозначения звука [и ] есть четыре варианта букв: и, е, а, я, но в каждом из слов лишь один окажется верным.

Знакомство первоклассников с признаками орфограммы для гласных начинается в период обучения грамоте, когда дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение и производить звуковой анализ слова.

Ученики знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, то есть в слове нельзя допустить ошибки, значит, в нем нет орфограмм.

Например: мама, рама, окуни,Рома.

На этом же этапе дети учатся оценивать каждый звук в слове: какой звук находится под ударением (в сильной позиции) и звучит отчетливо и ясно, а какой без ударения (в слабой позиции) и слышится неясно.

Перед тем как написать слово вода, составляем схему: , выясняем, что написать гласную в первом слоге сразу нельзя, так как безударный звук [а] можно обозначить и буквой а, и буквой о. То есть, дети приучаются к пониманию, что безударному гласному нельзя доверять при письме. Такой звук всегда «опасное место». Здесь ребенок приступает к решению орфографической задачи: он может или обратится к правилу, или посмотреть в книгу (учебник, справочник), или спросить у учителя. С этого момента возможна уже целенаправленная работа над формированием у первоклассников орфографической зоркости.

Я достаточно долго работаю над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.

1. Игра «Зажги маячок». Проводим звуковой анализ слова или списывание слов и предложений в прописях. Под «опасным местом» учащиеся ставят зеленые кружки.

2. Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Позже провожу игру «Эхо». Читаю слова, а дети повторяют шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то исправляют ошибку, проговаривая еще раз, затем все записывают.

3. Особый способ записи слов. Во время диктанта буквы в «опасных местах» пропускаются. Эти буквы сначала надо узнать, а это непросто: пока известны не все правила. Поэтому целесообразно ставить пропуски. Когда текст запишется, я отвечаю на вопросы детей, вставляются пропущенные буквы.

4. Фонетический разбор (ведется на протяжении всех четырех лет обучения). Кратко его принцип можно представить на примере слова Земля. Произношу [з’ и м л’ а] . В слове два слога [ з’ и м ] – [л’ а]. Второй слог ударный.

[ з’ ] – согласный, парный звонкий ,парный мягкий, пишу з;

[ и ] – гласный, безударный, проверяю [ з’ э м л’ и ], после мягкого согласного пишу е;

[ м ] – согласный,непарный звонкий,парный твердый, пишу м;

[ л’ ] – согласный,непарный звонкий,парный мягкий, пишу л;

[ а ] – гласный, ударный, после мягкого согласного пишу букву я.

5 звуков, 5 букв.

5. Разбор слова по составу – это один из главных этапов обучения орфографии.

До того, как ребенок напишет слово, он должен поставить ударение и определить, в какой части слова есть «опасные места». Некоторые приставки и суффиксы учащимся известны. Они их проговаривают и пишут. Если не знакомы – учитель должен четко продиктовать. Гласные и согласные в корне проверяются по правилам или четко продиктовываются учителем, если правила на данную орфограмму не изучались.

Например, записывается слово пробегает.

– Пробегает. Ход рассуждений ученика: ударение падает на предпоследний слог. Пишу приставку про- , потому что приставки пра- – нет. В корне безударная гласная е, потому что бег. Окончания не знаю, делаю пропуск (учитель это место четко продиктовывает).

6. Самопроверка написанного. Ученики находят и подчеркивают «опасные места» в уже написанном предложении или слове.

7. Списывание. Особо следует выделить вопрос о списывании, поскольку оно является важнейшим видом орфографических упражнений, включающим в себя операцию предварительного выделения в списываемом тексте подавляющего числа орфограмм.

Часто приходится сталкиваться с тем, что побуквенное копирование текста ребенком не только не избавляет его от ошибок, но и приводит к ним. Это происходит потому, что ученик при таком списывании не понимает, что пишет, а значит, и не фиксирует в памяти правильное написание слов, не видит орфограмм, не может объяснить выбор букв для их обозначения.

В своей работе по формированию навыков безошибочного письма я использую алгоритм списывания. Он записан в памятку, которая есть у каждого ребенка.

Предлагаю текст памятки и методический комментарий к нему в скобках после каждого пункта.

Операции, выполняемые при списывании:

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. (Если предложение маленькое, читаем целое предложение, если большое – смысловыми частями. Чтение предложения идет орфоэпически, «как говорим»).

2) Повтори предложение, не заглядывая в текст, чтобы проверить, запомнилось ли оно. (Повторяя предложение, не глядя в него, ученик развивает память, учится запоминать осмысленно).

3) Выдели орфограммы в списываемом тексте. (Списывание обязательно должно включать в себя определение ударного слога. С этого начинается выделение орфограмм в слове. Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью обучения списыванию необходимо составить таблицу букв, которые нельзя писать на слух. Если текст написан не на доске, орфограммы подчеркиваются карандашом в книге, с которой ребенок списывает).

4) Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать).

5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. (Повторное проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова).

6) Пишу, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. (Важно, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память).

7) Проверь написанное:

Читай, что написал, отмечая дужками слоги;

Подчеркни орфограммы в написанном;

Сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

При списывании дети выделяют букву в слабой позиции зеленой пастой.

Использование зеленой пасты вносит разнообразие в работу и также способствует развитию орфографической зоркости. Я считаю, что когда ребенок выделяет какие-то буквы другой ручкой, у него чаще срабатывает сигнал «Остановись!» до того, как он успеет сделать ошибку .

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, самостоятельность и самоконтроль.

Важное упражнение, которое способствует развитию орфографической памяти и вместе с тем орфографической зоркости – орфографическое проговаривание.

8) Орфографическое проговаривание – при переходе к написанию слов (в том числе к списыванию), не соответствующих произношению, возникают две трудности: найти слова, содержащие орфограмму, и объяснить написание таких слов.

У ряда учащихся эти затруднения устойчивы, многие из них долго нуждаются в отработке умений последовательно рассуждать. Поэтому для таких учеников проговаривание слов оказывается основным приемом обучения правописанию.

Предлагаю для орфографического произношения словосочетания, максимально насыщенные орфограммами . Каждое слово произносится отдельно, но слитно. Если слова разбиваются, то они распадаются и плохо остаются в памяти.

И здесь в трудных словах орфограммы выделяются зеленой точкой, чтобы обратить на них особое внимание при произношении. Например, в слове молчит пишем о, потому что проверочное слово молча.

Как известно, есть орфограммы, которые не подчиняются произношению:

ча, ща, чу, щу, жи, ши;

мягкий знак после шипящих;

правописание глаголов 2л., ед. ч. (моешь, моешься, отрежь);

заглавная буква в именах собственных;

дефис в правописании наречий (кто-то, где-нибудь, что-либо);

правописание наречий (вдруг, вместе, вмиг);

При их произношении вспоминаем и используем правила. Остальные слова произношению подчиняются. Среди них есть и действительно трудные, которые требуют много времени на изучение правил и их применение. А если вслушаться в четкое произношение этих слов, произнести их 3–4 раза, то сомнения в правильности их написания после прочтения могут исчезнуть. Дети больше начинают доверять проговариванию, чем правилу.

Орфографическое чтение помогает грамотному письму уже в первом классе, когда многие грамматические правила еще не изучаются. Ни одно слово не пишется моими учениками без предварительного проговаривания (Результаты поразительны: скажем, учащийся с отсутствием фонематического слуха в словарных диктантах из 12 слов делал только в одном ошибку).

Вместе с приемом орфографического проговаривания большой эффект дает использование приема комментирования.

9) Комментирование. Ученик должен проговорить слово орфоэпически, как мы говорим, чтобы выделить орфограмму не только на слух, но и при самостоятельном письме, назвать эту орфограмму, вспомнить правило, подобрать проверочное слово. На более ранней ступени, при обучении грамоте, можно практиковать написание слов с остановкой в «опасном месте» и объяснением выбора буквы: «Если звуку нельзя доверять, делаю выбор буквы. Для этого вспоминаю правило или спрошу у учителя, или посмотрю в книгу».

После развернутого высказывания при разборе слова обязательно проговаривание данного слова и лишь затем его запись. Порядок рассуждения записан в памятке, которая есть у каждого ученика. Этот вид письма развивает внимание к слову и его значению, речь, фонетический слух, мышление ребенка.

10) Орфографические пятиминутки. Развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффективно, если использовать и такое средство, как рифмованные упражнения, загадки, например, они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:

Чашка, шишка и пружина,

кочка, строчка и машина,

кошка Муська, бык Буран,

конь Орлёнок, пёс Уран,

гриб, корова, лось, лиса,

Анна, ванна, чудеса,

щука, чаша, почка, класс –

сколько правил здесь для вас ?

Рифмовки читаются сначала хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Дети находят орфограмму и объясняют ее.

Орфографическую зоркость детей обостряют рифмовки с элементами какографии. «Орфографическая зоркость» предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки и чужие) .

Здесь ошибки отыщите,

В чем причина их скажите:

да не накотались,

лыжы вдрук сламались!»

На базе рифмовки можно проводить зрительные, зрительно-слуховые диктанты по памяти, комментированное письмо, проверочные работы. Используя рифмовки, мы, действительно, развиваем слуховые и зрительные восприятия . Большинство орфографических ошибок, согласно принципу линейности речи, приходится на последнее слово в предложении и на сказуемые. С позиции теории оперативной речевой памяти конечное слово высказывания является самым далеким, а значит, самым трудным.

Орфографическую уязвимость сказуемого относят к обилию глагольных форм, а также к проявлению такого явления, как пропуск наиболее «сильных» в сознании учащихся элементов. Ибо они настолько сильны, что продолжают действовать даже в их отсутствии.

В связи с этим предлагаю два пути повышения грамотности учащихся: развивать оперативную память и совершенствовать методику самопроверки письменных работ.

Для развития оперативной памяти использую методику Л.П.Федоренко, такие упражнения, как диктант-игра «Кто больше запомнит» , распространение предложений, восстановление пропущенных слов, восстановление предложений из данных слов, восстановление деформированного текста. Причем, «количество слов в записи предложений должно постепенно увеличиваться, что создает нагрузку на речевую память, которую, только нагружая и можно развивать» .

Перед началом письменных работ, в процессе и по окончании выполнения, даю учащимся установку на то, чтобы они проверяли в первую очередь последние слова предложения и сказуемые, а потом остальные.

В результате наступает такой период, когда дети начинают строже контролировать сказуемые и последние слова предложения до их написания и поэтому меньше допускают ошибок.

Как показывает опыт, все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Каждому ученику предлагаю памятки (алгоритмы)

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Найди есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова.

Скажи как надо писать корень.

Проговори отчётливо. Напиши, проверь написанное.

Если буква гласная вызвала сомненье, ты её немедленно

ставь под ударенье.

Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.

Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Начальная школа,1991, № 1.

Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучении фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск: Пеленг, 1992.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии, 1960. № 2.

Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.

Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. М.: Грамотей 2000 Федоренко Л. П.Развитие оперативной памяти.

Источник

Читайте также:  Способы восстановления деталей наплавкой или сваркой
Оцените статью
Разные способы