Способы формирования общеучебных умений

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся
статья

статья из опыта работы на темой «Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся». Перечисляются варианты обучения учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_i_metody_formirovaniya_obshcheuchebnyh.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы и методы формирования общеучебных

умений и навыков (компетенций) учащихся»

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов — научить учащихся учиться. Речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

А это значит, что учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков. Общеучебные умения и навыки — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия». (В.В.Краевский, А.В.Усова)

Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей. Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Более подробно остановимся на классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А.

Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:

· организация рабочего места;

· выполнение правил гигиены учебного труда;

· принятие учебной цели;

· выбор способов деятельности;

· планирование организации контроля труда.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы учитель должен ставить цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока нужно учить планировать выполнение заданий, отыскивать рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Например: учитель на первом уроке излагает свои требования или советы по организации рабочего места ученика, что должно быть на столе для успешной работы.

Для развития организационных умений на уроках нужно использовать групповые формы работы, проектную деятельность. Вариантом групповой работы может быть подготовка общеклассного проекта, когда каждая группа готовит свой фрагмент презентации (5-6 слайдов по определенному плану и оформлению), из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация. Пусть учащиеся используют различные методы познания (наблюдение, опыт, измерение, описание, моделирование, элементы прогнозирования) При подведении итогов обязательна рефлексивная деятельность: объективное оценивание вклада каждого члена группы в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

· анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к. );

· синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);

· сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);

· причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших классов: постройте систему понятий)

· выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.

Методические приемы работы с терминами.

1.Перевод терминов на русский язык, что делает запоминание более осмысленным. Задания, в которых школьник выбирает один правильный ответ из предложенных вариантов.

2.Задания, в которых ученикам необходимо вставить пропущенное слово.

3.Задания на соответствие. (Установите соответствие между …)

4.Терминологические диктанты. В конце тетради записываются термины. На первом уроке необходимо учащихся предупредить о том, что диктанты по терминам могут быть на любом уроке, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка учитель берет термины для диктанта. В ходе диктанта школьникам необходимо сформулировать определение предложенных понятий и записать их в тетрадь.

5.Графические диктанты. Учитель предлагает определение понятия, ученик должен выбрать верно или неверно это определение и в тетради записать условный знак. Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… Учитель зачитывает определения по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты позволяют формировать умения учащихся работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа; развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить отчет в условно-графической форме (перекодирование информации). Учитель составляет «ключи» для проверки или взаимопроверки.

Источник

Средства и методы развития общеучебных умений и навыков
статья по физике по теме

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_i_metody_razvitiya_obshcheuchebnykh_umeniy_i_navykov.docx 29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Средства и методы развития общеучебных умений и навыков

  1. Одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приемам овладения информацией самостоятельно.

Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

Известный физик Лауэ дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки.

Общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта.

В методической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Вот одна из них. Эту классификацию составила педагог-психолог Лошкарева Н.А.

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

К ним относятся:

• определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

• выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

• сравнение полученных результатов с учебной задачей;

• владение различными формами самоконтроля;

• оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

• определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

• постановка цели самообразовательной деятельности;

• определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. Каждый учитель должен планировать процесс формирования не только специальных умений и навыков, но и общеучебных умений и навыков.

При формировании данной группы учитель должен определять цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение заданий, находить рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Работая под контролем учителя, по образцу, показанному им, учащиеся отрабатывают учебно-организационные навыки. В дальнейшем они учатся, перерабатывая полученные знания, творчески применять их в своей деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

К ним относятся:

• работа с основными компонентами учебника;

• использование справочной и дополнительной литературы;

• различение и правильное использование разных литературных стилей;

• подбор и группировка материалов по определенной теме;

• составление планов различных видов;

• создание текстов различных типов;

• владение разными формами изложения текста;

• составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

• составление тезисов, конспектирование;

• владение цитированием и различными видами комментариев;

• подготовка доклада, реферата;

• использование различных видов наблюдения;

• качественное и количественное описание изучаемого объекта;

• использование разных видов моделирования.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

К ним относятся:

• определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

• выявление существенных признаков объекта;

• определение соотношения компонентов объекта;

• проведение разных видов сравнения;

• установление причинно-следственных связей;

• оперирование понятиями, суждениями;

• владение компонентами доказательства;

• формулирование проблемы и определение способов ее решения.

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для каждого предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

К таким навыкам относятся:

• выслушивание мнения других;

• владение различными формами устных публичных выступлений;

• оценка разных точек зрения;

• владение приемами риторики;

• организация совместной деятельности;

• владение культурой речи;

  1. Формирование и развитие познавательного вида деятельности.

Чтобы ученик включился в познавательную деятельность ему нужна мотивация. Вот несколько приемов повышения мотивации.

  • Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся . Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Например, всем хорошо известно, что лед плавает по поверхности воды. Объяснить суть данного явления можно с помощью закона Архимеда и условий плавания тел.
  • Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. Известно, что любое вещество может находится в одном из трех агрегатных состояний и знание особенностей поведения молекул и их взаимодействия в каждом состоянии позволяет объяснит множество физических явлений.
  • Прием третий: создание проблемной ситуации . Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует.
  • Прием четвертый: использование занимательного сюжета . Занимательность — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!
  • Прием пятый: ролевой подход . В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исследователей разрабатывающих способ промышленного получения электроэнергии. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.
  1. Формирование и развитие информационно-коммуникативного вида деятельности.

Использование мультимедиа технологий на уроках физики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.

ИКТ выступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования.

Одним из способов является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов ( ЭОР и ЦОР ) .

В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. В своей работе я использую два. Это:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ( http://fcior.edu.ru );
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Применение ЦОР позволяет значительно повысить эффективность обучения.

связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой» .

Этап рефлексии помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. Рефлексия деятельности
  3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексии эмоционального состояния.

Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

«Лесенка успеха» — нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

10. у меня получилось …

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Синквейн (пятистишие). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

— первая строка – название темы (одно существительное);

— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.

Источник

Читайте также:  Маски avajar способ применения
Оцените статью
Разные способы