Способы формирования обществоведческих понятий

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Понятийный аппарат школьного курса является многосторонним и трудным. Определение понятия — это конкретная закономерная операция, которая определяет его внутреннее содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. е. в нем нельзя применять термины в переносном значении, понятие не должно быть суперсложным и непонятным ученику, не должно быть отрицательным, нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Чтобы выявить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществознание и история — информационно емкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов. Овладение обществоведческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков общественных фактов, отражение в их сознании событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях. [1]

Формирование понятий происходит в процессе познания людьми объективных законов природы и общества, научно-исследовательской деятельности человечества». [2] Таким образом, если взять одно конкретное понятие, то оно не будет отделено и расколото как единичное явление, а будет вступать в системные отношения близкородственных понятий. Так, например, понятие культура тесно переплетается с таким понятием как искусство. Эти понятия будут вступать в систему соподчиненных родовых понятий. Конечно же, понятие культура имеет в своем активе большое количество значений, так как она изучается такими науками как философия, культурология, история, искусствознание, лингвистика (этнолингвистика), политология, этнология, психология, экономика, педагогика и др. Возьмем определение понятия с культурологической точки зрения. Культура – это все материальные и духовные ценности, созданные человеком. Искусство же в свою очередь можно охарактеризовать как совокупность результатов творческой деятельности человека. Можно сказать, что искусство является частью культуры. Таким образом, существует группа взаимообусловленных и связанных понятий, которые состоят в системе.

Работа Джерома Брунера и его коллег A Study of Thinking (1956) оказала сильное влияние на развивающуюся формирующуюся когнитивную психологию в целом и исследования в области формирования понятий в частности.

Брунер описал две стратегии: сканирование и сосредоточение (иначе: «целостная стратегия», «фокусировка»), каждая из которых также имеет по две разновидности.

— Одновременное сканирование. Происходит одновременная проверка всех возможных гипотез (под гипотезами понимаются различные наборы признаков; один из этих наборов и представляет собой искомое понятие). Не выдержавшие проверки гипотезы отбрасываются по мере их опровержения. Особенность этой стратегии в том, что при этом необходимо помнить всё просмотренное в ходе проверки.

— Последовательное сканирование. В этом случае гипотезы проверяются поочерёдно. Когда гипотеза оказывается опровергнутой, ее отбрасывают и переходят к другой с учетом всего предыдущего опыта.

— Консервативное сосредоточение. Берётся положительный пример понятия (то есть то, о чём достоверно известно, что этот предмет подходит под искомое понятие), после чего его признаки по одному проверяются на существенность. Заменяя проверяемый признак, но оставляя все остальные без изменения, можно определить, является ли этот признак существенным, то есть входит ли в искомое понятие. Эта стратегия выгоднее, так как уменьшает нагрузку на память.

— Рискованное сосредоточение отличается от консервативного тем, что изменяются 2 или более признаков за раз понятия образуется ассоциация. [3]

Большую ценность при формировании понятий представляют подходы психологов. Большой вклад в изучение проблем формирования мышления и понятий, в их единой связи друг с другом, внесли сторонники когнитивной теории развития мышления. Именно они связали развитие способностей использования понятий с развитием мышления. Когнитивная школа в психологии считает, что для усвоения, упорядочения и использования информации человек пользуется специальным конкретным, понятийным аппаратом, который формируется равномерно и постепенно, по мере того, какой объем накопленной человеком информации в нем представлен. Без развития понятийного аппарата, по мнению этих ученых, будет невозможен сам процесс мышления. Также необходимо выделить, что в рамках когнитивной психологии также существуют множество подходов, связанных с решением проблемы формирования понятий.

С одной стороны, психологи-когнитивисты считают, что формирование понятий начинается у обучающегося еще до начала процесса обучения на основе того, пусть и небольшого опыта и информации, которые он добывает в процессе общения с окружающим миром и другими людьми, т. е. – из жизненного опыта.

В своей статье Крюкова О.Ю. рассказывает о существовании нового нетрадиционного средства работы с обществоведческой терминологией: интернет сервис Tagxedo-Creator, предназначенный для создания «облака слов». «Облако слов» или взвешенный список — это зрительное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представлены в виде отдельных понятий, и значимость каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Таким простым и нехитрым образом с помощью данного средства происходит формирование понятий в начальных классах.

Читайте также:  Физико химический способ борьбы с обледенением

Возможности применения облака слов в обучении связаны с тем, что: в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить; попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании. [4]

Таким образом, исследовав и изучив литературу, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи курсовой работы выполнены в полном объеме. Были собраны и классифицированы методы и подходы по изучению и формированию обществоведческих знаний и работы с понятийным аппаратом в школьном обществоведческом курсе, представлен опыт работы с понятийным аппаратом на примерах работ Трофимовой Е.Д. Как отмечал еще Л.С. Выготский, теория и практика непрерывно связаны и взаимообусловлены. Если не будет достаточной теории для успешного и доступного формирования понятийного мышления, то будет проблемно и затруднительно применять на практике приемы и методы ее усвоения. Тем не менее, становление понятийного мышления, как доказывал еще Л.С. Выготский, поддается управлению и оптимизации, когда имеется адекватное представление о законах его развития. Были выявлены и описаны подходы к формированию понятий в психологии и педагогике. Накоплен методический и теоретический материал по данной теме. Определены плюсы и минусы каждого из этих подходов. Таким образом, метод для формирования понятийного мышления учащегося будет определяться исходя из следующих критериев:

1) Уровень теоретической подготовки самого учителя

2) Техническая оснащенность школы

Вследствие этого учитель будет подбирать наиболее подходящий метод для успешного и эффективного формирования понятий. В учебном процессе для каждого обучающегося требуется подбирать определенный индивидуальный подход для эффективного усвоения понятийного материала у учащихся.

Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». – М., 2004..

Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. Изд.2-е, М., 2007

Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.

Крюкова О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе [Текст] / О. Ю. Крюкова // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 8-10.

Источник

Статья по обществознанию на тему: «Формирование понятий на уроках обществознания».
статья по обществознанию на тему

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» в новых ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей между объектами, использование элементов причинно-следственного анализа.

В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления — одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие — итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_ponyatiy_na_urokah_obshchestvoznaniya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятий на уроках обществознания .

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Ключевые слова: формирование понятий, ФГОС

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно-следственного анализа.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» в новых ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей между объектами, использование элементов причинно-следственного анализа.

В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления — одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие — итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей.

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

В части А в ГИА и ЕГЭ задания сформулированы в пять блоков–модулей: «Человек и общество», «Экономика», «Политика», «Социальная сфера», «Право». Проверяются умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий. В части В заданиями на выявление существенных признаков понятий являются задания В1 (ГИА, ЕГЭ), задания В4 и В7 (ЕГЭ). Развивают анализ, обобщение, систематизацию и классификацию задания В2 и В8 (ЕГЭ). Обучают сравнению задания В2 (ГИА) и В3 (ЕГЭ). Способствуют развитию умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности задания В6 и С5 (ЕГЭ).

Работу над понятиями я разбила на несколько этапов.

Вводный этап . При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

1. Обращение к этимологии слова.

2. Выстраивание ассоциаций.

3. Выделение существенного признака понятия.

4. Установление категориальных принадлежностей.

5. Сравнение с другими понятиями.

6. Введение понятия.

7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Пример введения понятия «монархия»:

1. В переводе с греческого «мопа» — один, «archia» — власть.

2. Ассоциации учащихся: король, наследство, Англия, пожизненно, тиран, принцесса Диана, решает всё сам.

3. Существенный признак: единоличный правитель, передача власти по наследству.

4. Категориальная принадлежность: тип государства по форме правления, виды монархии — абсолютная, парламентская, дуалистическая.Теократическое государство. Самодержавная монархия. Выборная монархия.

5. Сравнение монархии и республики.

6. Монархия — форма правления, при которой верховная власть одного человека передаётся по наследству, не является производной от какой– либо другой власти и не подлежит временному ограничению.

7. Построение предложений, содержащих информацию о монархии (тренировка выполнения задания С5 в ЕГЭ) [4, c. 47].

Этап активизации знаний .

На данном этапе можно выполнять с учащимися ряд заданий.

Группа людей, различающихся по правам и обязанностям, передающимся по наследству –.

Аналогичное задание, но с отработкой орфографических навыков:

Деление общества на страты в иерархическом порядке — стр. т. фи– кация.

Из приведённых ниже слов составь обществоведческое определение: уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход (понятие прогресса).

Составление учащимся «Карты понятия».

Пример: карта понятия «Деятельность»:

1) этимология слова — дело (в пер. со старослав.) — необходимое для общества, activity (в пер. с англ.) — активное взаимодействие;

2) деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира;

3) раскрытие понятия: субъект и объект, структура деятельности, виды деятельности, универсальные виды деятельности, творчество;

4) взаимосвязи: деятельность и общение, деятельность и сознание, деятельность и потребности, деятельность и поведение;

5) реалии: политическая, экономическая, социальная, духовная деятельность;

6) уголок философа: виды деятельности по Веберу, иерархическая теория потребностей Маслоу.

Выстраивание логических схем .

Заполни схему (вверху справа), использовав следующие понятия: познание, суждение, чувственное, ощущение, рациональное, представление, понятие, умозаключение, восприятие.

Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий.

Пример: Преступление — наказание.

Виновность — юридическая ответственность.

Этап закрепления работы над понятийным аппаратом .

1. Составление и решение кроссвордов по теме.

Учащиеся имеют разный набор понятий по определённой теме. Учитель даёт определение понятию, учащийся закрывает понятие в таблице. Побеждает тот ученик, кто первым справился с работой.

Пример: понятия по теме «Социальная сфера».

3. Работа над понятиями при составлении индивидуальной образовательной траектории.

4. Составление обществоведческого словаря.

Пример: экономический словарь по теме «Деньги», 9–й класс.

1. Вексель — письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты обозначенной на векселе суммы.

2. Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (измерителя стоимости всех товаров).

Усвоение понятий — сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия.

Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы: а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия, б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух, в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя» [7, c. 45]. Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса.

Использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком. Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения — это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.

Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, учащийся, изложение материала, использование элементов, научный язык, знание ряда, причинно-следственный анализ, разнообразная форма работы, существенный признак, вид деятельности.

1.Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан. Ун-т, 2015. — 48с.

2. Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и Историко-культурный стандарт/ сост. Некрасова Л. И. — Томск: ТОИПКРО, 2016. — 136. с.

3. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Дрофа, 2010. — 606 с.

4. Педагогика: [учебное пособие] /Н. Бордовская, А. Реан. — Санкт– Петербург: Питер: Питер Пресс, 2015. — 299 с. 14. Современные образовательные технологии. /Под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КноРус, 2013. — 431 с.

5. Примерная программа основного общего образования: Обществознание. — М., 2012.

6. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки–Веди, 2014. — С. 98–106.

7. Туранская П. В. К вопросу о развитии понятийного мышления у студентов и выпускников СОШ / П. В. Туранская // Проблемы филологии: язык и литература. — 2010. — № 1. — C. 45–47. Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, учащийся, изложение материала, использование элементов, научный язык, знание ряда, причинно-следственный анализ, разнообразная форма работы, существенный признак, вид деятельности.

8. Сарбалаева А. Д. Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 82-85. — URL

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно .

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами ИКТ»

ИКТ ИКТ относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повыша.

Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах

Данный материал представляет собой обобщение опыта по заявленной теме и был представлен на районном методическом объединении учителей истории и обществознания.

Примеры работы с понятиями на уроках обществознания

Сведения об авторе материалаЛялякин Олег Владимирович, учитель истории и обществознанияГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1393 «Школа РОСТ» Работа с понятиями на уроках обществознанияДословн.

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС — формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят.

Статья по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Статья по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания&quot.

Статья. «Проектная деятельность учащихся 5 — 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования»

Использование проектов для улучшения ключевых компетенций на уроках обществознания.

Источник

Читайте также:  Все основные способы передвижения животных
Оцените статью
Разные способы