Методы формирования общественного сознания
Методы, формы и средства воспитания
Методы воспитания
Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение цели воспитания.
Классификация методов воспитания
- методы формирования общественного сознания (внушение, убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, пример).
- методы организации деятельности и формирования положительного поведения (педагогическое требование, поручение, приучение, упражнение, воспитывающая ситуация).
- методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование на «Звание самого классного класса).
- методы самовоспитания.
Методы формирования общественного сознания
Внушение – воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов и выраженных в них мыслей и идей.
Главное условие внушения – авторитетность источника (человека, который внушает), доверие или отсутствие сопротивления со стороны воспитанника.
Внушение является эффективным средством влияния, но и опасным. Если пользоваться им часто, то можно воспитать личность, легко ведомую и поддающуюся влиянию другого человека, не имеющую своего мнения.
Следует различать убеждение как систему знаний, взглядов и норм поведения и убеждение как способ их формирования (метод воспитания).
Убеждение как метод воспитания может иметь различные формы: диспут, дискуссия, беседа, рассказ учителя, личный пример.
Убедить – значит доказать логически, т.е. свести определенные положения к очевидным, бесспорным. Доказательство состоит из тезиса, аргументов и способа доказательства. Тезис – та мысль, которую надо доказать. Аргументы – то, с помощью чего доказывают тезис. Для доказательства подбирают аргументы, истинность которых не вызывает у учащихся сомнения. На основании аргументов строится умозаключение.
Логические ошибки:
1. Подмена тезиса. Например, хотим доказать, что Мария Ивановна хороший учитель, а доказываем, что она хороший человек.
2. Доказательство большего или меньшего, чем выдвинуто в тезисе.
3. Аргумент не является достаточным основанием для доказательства тезиса. Например, для доказательства тезиса «Нужно писать грамотно» выдвигается аргумент «Стыдно быть неграмотным».
4. «порочный круг» в доказательстве. Например, в утверждении: «Гуманист – это человек, придерживающийся гуманистических взглядов» в качестве аргументов используются положения, выдвинутые в тезисе.
5. Аргументация к человеку или к публике, т.е. вместо убедительного положения доказывающий обращается к чувствам аудитории, к положительным или отрицательным характеристикам ученика.
Убеждение как метод взаимодействия должен удовлетворять следующим требованиям:
· Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в мл.шк. возрасте – сказки, в старших кл. – реальные события).
· Убеждения должны строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого, необходимо знать истинную жизненную позицию школьника;
· Убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;
· При убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода;
· Убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.
Условия, повышающие эффективность убеждения:
1. Авторитет убеждающего: чем лучше ученик относится к учителю, тем лучше он принимает его убеждения;
2. Знание и учет особенностей психического склада убеждаемого.
3. Учет интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.
4. Единство мысли, чувства, волевого стимулирования.
5. Начинать убеждение надо с положительного.
6. Аргументированность, доказательность выдвигаемых положений.
7. Недопустимо расхождение слов и поступков учителя: пообещал – выполни, не можешь – не обещай.
8. Использование упражнений, закрепляющих приобретение знаний: трудолюбие надо воспитывать трудом, а не только рассказами о труде, людях труда.
9. Использование ситуации неожиданности.
10. Использование ситуации выбора.
Рассказ и беседа помогают раскрыть содержание норм, принятых в обществе, расширить социальный опыт.
Требования к беседе и рассказу:
- соответствие возрасту, интересам, желаниям, уровню воспитанности.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Наличие наглядности.
- Создание условий для проявления возможной активности ребенка, возможности высказаться.
- Обязательное приведение примеров, интересных и значимых для детей.
- Наличие элементов спора (для беседы).
Пример используется для формирования правильных представлений о силе, дружбе, красоте, смелости и т.д. В качестве примера могут выступать известные люди прошлого и настоящего, герои фильмов, книг, сверстники, родители, сам педагог. Педагог должен быть достойным примером Личности яркой и интересной и предоставлять детям те примеры, которые достойны подражания, но не превращать пример в кумира, которого ребенок копирует во всем, теряя свое собственное «Я».
Источник
Методы формирования сознания (познания)
Классификация методов воспитания (И.П. Подласый).
Методы воспитания
Методы формирования сознания (познания) | Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения | Методы стимулирования деятельности, поведения и чувственной сферы | |||
УБЕЖДЕНИЕ | Рассказ Беседа Объяснение Разъяснение Увещевание Внушение Диспут Дискуссия Инструктаж Пример Лекция | УПРАЖНЕНИЕ | Приучение Поручение Упражнение Требование Создание воспитывающих ситуаций Метод естественных последствий | МОТИВАЦИЯ | Поощрение Наказание Соревнование |
Методы формирования сознания (познания)
Методы формирования сознания личности применяются в целях формирования взглядов, убеждений, привычек.
Основной канал воздействия – убеждение.
Рассказ – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме.
Требования, предъявляемые к рассказу:
доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников.
При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.
Ограничения в использовании:
Для применения этого метода нет принципиальных ограничений с точки зрения уровня подготовленности учеников. Он может быть использован в любом классе. Отличия будут лишь в степени его доступности, длительности, сочетания с наглядными и другими методами.
Беседа —метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого-либо человека или группы людей.
Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений.
Требования к реализации:
1. Строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками.
2. Принимаются к сведению любые мнения и высказывания.
3. Должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости.
4. Воспитанники сами должны прийти к правильному выводу.
5. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера должна способствовать высказыванию собственного мнения.
Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека.
Ограничения в использовании:
Для начинающего учителя особую трудность представляют индивидуальные беседы, которые чаще всего проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. Они могут возникнуть спонтанно, что требует от педагога хорошей психолого-педагогической подготовки и развитой профессиональной интуиции. Лучше, если беседы такого рода отсрочены во времени, что дает возможность учителю основательно к ним подготовиться, продумать обсуждаемые факты, выдвинуть основательные аргументы для убеждения ученика в неправомерности тех или иных его действий.
Объяснение —словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Требования к реализации:
1. Точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса.
2. Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств.
3. Использование сравнения, сопоставления, аналогии.
4. Привлечение ярких примеров.
5. Логика изложения должна быть безукоризненной.
Ограничения в использовании:
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками. Необходимо выбирать правильную и понятную терминологию для различных возрастных групп.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников, основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая для воспитанника является неясной. Разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником слов учителя. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
1. Факты, примеры, подтверждающие необходимость выполнения тех или иных норм, требований и правил, должны были убедительны и аргументировать необходимость следовать определенным нормам.
2. Разъяснение не должно переходить в назойливое назидание, не следует растолковывать прописные истины.
3. Метод должен применяться тогда, когда человек действительно не понимает содержание тех или иных норм, требований и правил поведения.
4. Разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе. Здесь необходимы категорические требования.
Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Этот метод уместен, когда человек сталкивается с новой ситуацией и у него самого недостаточно опыта и знаний, чтобы правильно ее оценить и выработать адекватное поведение.
Увещевание. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.
Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов.
Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
Увещевание призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.
Внушение. С педагогической точки зрения (суггестопедагогика) внушение представляет собой целенаправленный, организованный акт воздействия на сознание и чувства личности в целях изменения характера ее поведения, отношений с окружающими, направленности деятельности.
Требования к реализации:
1. Педагогическая целесообразность применяемого внушающего воздействия.
2. Педагогический такт. Соблюдение такта требует, чтобы в технике внушающего воздействия высокая требовательность сочеталась с глубоким уважением к личности школьника.
3. Соответствие используемых при внушении средств педагогической техники задачам воспитания. Темп речи, интонация, жест, мимика должны быть адекватны содержанию внушающего воздействия.
4. Лаконизм. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. Оно обычно выражается краткими фразами, точность и строгость построения которых дает право называть их формулами внушения.
5. Сочетание новизны информации со стереотипностью формул.
6. Самоконтроль педагога. Точность применения техники педагогического воздействия зависит от умения педагога «видеть» самого себя. При систематическом самоконтроле соблюдается должная мера в интонации, жесте и мимике.
Ограничения в использовании:
Педагогу необходимо знать, в каких типичных ситуациях целесообразно применить тот или иной способ воздействия. Это относится к любому методу воспитания, тем более к такому технически сложному, как внушение. Педагог должен знать, когда и в какой мере следует воспользоваться податливостью школьника к психическому давлению. Внушение не педагогическая панацея: оно применимо далеко не всегда.
Диспут — столкновение мнений. Отличительная особенность: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении готовых истин.
Требования к реализации метода:
1. Тема диспута должна быть интересна и значима для обеих сторон. Лучше, если её выдвинут сами воспитанники;
2. Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и воспитанников:
— заранее вводятся правила диспута, педагог следит за их выполнением;
— выступления должны быть живыми, свободными, краткими.
3. Диспут должен протекать в рамках этических норм и требований.
4. Диспут должен находиться в рамках свободного, непринуждённого обмена мнениями, не перерастая в спор ради спора.
5. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета; недоговоренность оставляет возможность для домыслов и неправильных толкований.
Ограничения в использовании:
метод диспута доступен для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста (это связано с развитием мышления и коммуникативных способностей).
Дискуссия — это публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.
Требования к проведению дискуссии:
1. Конкретная предметность дискуссии.
2. Наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия.
3. Готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения.
4. Наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме, наличие возможности высказаться.
5. Развернутая, корректная аргументация своей позиции;
6. Наличие возможности задавать вопросы.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
— выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;
— каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
— в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;
— в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.
Инструктаж.Метод применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Он обеспечивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования, применения на практике.
Инструктаж содержит установку на выполнение учащимися определенных практических действий. Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников.
Форма инструктажа: устные, письменные, наглядные и комплексные.
Требования к реализации:
1. Ясность и четкость.
2. Разнообразие используемых видов (предъявление задачи, дача инструкции, ознакомление с правилом) и форм.
3. Конкретность указаний о выполнении учащимися определенных действий.
4. Однозначность, определенность заданий исключающая возможность разного толкования.
5. Применение наглядности.
Пример —это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей.
Формы проявления примера как метода воспитания — личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.
Требования к реализации:
1. Приводить в пример уважаемого человека.
2. Образец должен быть приемлем для использования в настоящем.
3. Не должно быть большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка.
4. Нельзя приводить часть один и тот же пример.
5. Воспитатель должен обладать качеством, которое приводит в пример.
Ограничения в использовании:
Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах.
Количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительных.
Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания.
Требования к реализации:
— Большая продолжительность по времени;
— Убедительность доказательств и аргументов;
-Обоснованность и композиционная стройность.
Ограничения в использовании:
Не использовать в младших группах в силу возрастных особенностей.
Источник