Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий
Наталья Чурсинова
Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий
«Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».
В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. Используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться. Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел», актуален в наши дни, как никогда ранее.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По другому – сформировать предметные и метапредметные результаты.
Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Требования нового стандарта к современному уроку не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальных классов. И всё же у многих педагогов они вызвали массу вопросов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из учебника целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.
Современный урок — это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие УУД.
1. Урок проблемный и развивающий. К новым образовательным целям относят те, которые формулируют сами учащиеся.
2. Урок, на котором учитываются уровень возможностей учащихся, стремления и настроение.
3. Урок познавательный, интересный, нетрудный, не приходится каждый раз делать одно и то же, разнообразный урок.
4. Урок, на котором учитель и ученик свободно общаются, где учащийся чувствует себя уверенно.
5. Минимум репродукции и максимум творчества.
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
В своей работе применяю самые современные педагогические технологии,направленные на решение учебных задач: проблемное обучение, проектные методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении.
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Необходимо на уроке создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Большое место на уроке отводится работе в группах,коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры. Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами,действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам», таким образом формирую у детей формирую универсальные учебные действия.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Приемы, используемые для формирования метапредметных результатов
Для формированиярегулятивных УУД рекомендую использовать:
— Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;
— Игра «Как ты думаешь?
2. Листы самоконтроля и самооценки.
4. Проблемно диалогическая технология.
Приемы формирования познавательных УУД:
Источник
Способы формирования образовательных результатов
1. Развивать у учащихся способности организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
2. Развивать у учащихся умения объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
3. Развивать у учащихся способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и этических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценки и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать собственную позицию и способность обосновать эту позицию.
4. Развивать у учащихся умения решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определнной местности) – способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
5. Развивать у учащихся основные жизненно необходимые навыки , имеющие универсальное значение для различных видов деятельности , – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений и сотрудничества.
6. Способствовать осознанному профессиональному выбору – ориентирование в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях определенного профиля.
Степень достижения указанных целей образования определяется достигнутыми образовательными результатами .
Требования к результатам (личностным, метапредметным и предметным) и условиям, в которых результаты достигаются, связаны с пониманием развития личности как цели и смысла образования , зафиксированы в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Образовательные результаты рассматриваются в современной педагогической психологии и дидактике как развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности , которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач.
- мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
- операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
- когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.
Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
Сформированные мотивы определяют цель учебной деятельности и действия, направленные на ее достижение. В учебной деятельности формируются и развиваются универсальные учебные действия, что служит основой изменения личности и достижению предметных результатов.
Личностные результаты – сформированные у школьников в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, в том числе к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Личностные результаты могут быть структурированы по различным основаниям:
- по типам ценностных ориентаций (нравственные, эстетические, политические и т.п.)
- по объектам оценки (отношение к себе, к другим, к определенным видам деятельности и т.п.)
- по характеру мировоззренческих установок и т.п.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов межпредметные знания, и, главное, универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), применимые как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях.
Пристальное внимание в новых образовательных стандартах уделяется овладению учащимися познавательными универсальными учебными действиями, составляющими исследовательскую и проектную деятельность – способность выдвигать гипотезы, классифицировать, моделировать, наблюдать, экспериментировать, аргументированно защищать свои идеи, формулировать выводы, работать с информацией, ставить цели, планировать действия, направленные на достижение цели.
Развитие данной группы действий выражается в:
- способности использовать предметные знания в жизненных ситуациях;
- умении выявлять вопросы, на которые необходимо ответить, решая проблему;
- умении делать выводы, аргументировать свою позицию;
- способности создавать и работать с этими и готовыми знаково-символическими моделями (графики, диаграммы, сравнительные таблицы) и умении интерпретировать полученные данные;
- умение составлять модели явлений и процессов, объяснять, прогнозировать явления на основе моделирования, способность анализировать данные исследований.
Сформированность регулятивных учебных действий выражается в способности учащегося планировать цель и пути ее достижения, проводить самооценку и коррекцию деятельности на основе критериев и эталонов. Об уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий свидетельствуют следующие показатели: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Важными показателями сформированности регулятивных УУД является:
- способность планировать цель и пути достижения (содержание цели как прогнозируемого результата собственной активной целенаправленной деятельности (активная цель); конкретность цели; временная перспектива; поэтапное планирование; степень активности субъекта в достижении поставленной цели;
- самооценка уровня достижения целей и задач этапов;
- коррекция деятельности на основе критериев и эталонов.
Коммуникативные учебные действия направлены на: межличностное общение; кооперацию; формирование личностной и познавательной рефлексии. Коммуникативные действия обеспечивают умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре или группе.
Сформированность коммуникативных учебных действий выражается в:
- адекватном использовании речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции
- коллективном обсуждении проблем, различных точек зрения для выработки общей (групповой) позиции;
- владении диалогическими и монологическими формами речи.
В основе личностных универсальных учебных действий лежит самооценка, как важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции.
Выделяют такие виды самооценки: прогностическая, коррегирующая, ретроспективная.
Прогностическая самооценка – выполняет функцию регуляции активности личности на этапе включения ее в новый вид деятельности. Происходит сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения и на основании этого, корректируется деятельность на несколько операций вперед.
Коррегирующая самооценка выполняет функцию контроля за деятельностью и внесения необходимых корректив на этапе выполнения деятельности. Этот вид самооценки лежит в основе самооценки процесса деятельности, его соответствия общей цели и планируемому результату на основании критериев. Оценке принадлежит главная роль в коррекции и управлении учебной деятельностью, т. к. она определяется учебными целями и влияет на их постановку, выполняя функцию регулятора. Учащийся контролирует ход выполнения деятельности и корректирует свои действия, для достижения максимального качества.
Ретроспективная самооценка – оценка деятельности в целом, на основе соотнесения целей и результатов деятельности. Обеспечивает анализ и оценку каждого учебного действия и деятельности в целом, результатов на основе критериев или эталона: объекта деятельности— самооценка результатов; субъекта деятельности, т.е. самого себя— рефлексия. Этот вид самооценки обеспечивает контроль и исправление отклонений от плана. В результате самоконтроля промежуточного или конечного результата учащиеся вносят поправки, уточнения и изменения.
Источник