- Как развить образное мышление
- Для чего нужно развивать?
- Какие факторы мешают улучшению образного мышления?
- Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?
- Основные принципы
- Самостоятельные упражнения
- Упражнения для детей
- С какого возраста начинать занятия?
- Особенности для детей дошкольного возраста
- Какие методы и приемы способствуют процессу?
- Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления
- Такие живые мысленные образы
- С чем связан у вас образ «Шампанского»?
- Законы пространственных структур
- На службе творческой мысли
Как развить образное мышление
Образное мышление — это своеобразный процесс познания. Оно реализуется на основании того, что человек воспринимал раньше. Он осознаёт, что оперирует своими прошлыми воспоминаниями и восприятиями как реальными предметами.
В статье подробно рассказано, по каким причинам нужно развивать такое мышление, какие могут возникнуть трудности, а также каковы способы обучения и улучшения полученного навыка.
Для чего нужно развивать?
Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга. Оно помогает:
- легче решать проблемы;
- нестандартно подходить к решению вопросов;
- успокаивать нервы;
- чётко визуализировать образы;
- «рисовать» нужную картинку в воображении;
- расширять ассоциативный ряд.
Какие факторы мешают улучшению образного мышления?
Серьёзными препятствиями на пути к развитию и улучшению этого навыка могут стать:
- Внутренняя шаблонность и цензура.
- Избыток мотивации.
- Принятие чужого мнения.
- Желание быстро найти ответ или решение.
- Лень.
- Страх отличаться от других.
- Завышенная оценка своих идей.
- Повышенная тревожность.
- Слишком развитое критическое мышление.
Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?
Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.
Основные принципы
- Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
- Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
- Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
- Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
- Представление геометрических фигур в 3D.
- Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).
Самостоятельные упражнения
- Сбор конструктора.
- Игра в тетрис.
- Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
- Написать рассказ о пустом стакане.
- Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
- Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
- Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).
Упражнения для детей
Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.
С какого возраста начинать занятия?
Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.
Особенности для детей дошкольного возраста
Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет. Существует три категории мышления детей:
- Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
- Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
- Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.
Какие методы и приемы способствуют процессу?
1,5-2 года:
- Строить башни из кубиков.
- Лепить куличики из песка.
- Не гулять всегда в одном и том же месте.
- Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
- Разбирать и собирать пирамиду.
- Наблюдать за действиями птиц и животных.
3 года:
- Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
- Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
- Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
- Рисовать с натуры.
- Рисовать абстракции.
- Аппликации.
- Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
- Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
- Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
- Совместное с ребёнком шитьё.
Дошкольник:
- классификация предметов;
- тренировка памяти;
- умение анализировать и делать выводы;
- установка последовательности событий;
- сравнение предметов.
Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.
«Одно слово лишнее»:
- Малина, клубника, корова, боярышник.
- Январь, март, сентябрь, куртка.
- Ложка, чашка, пол, бокал.
Последовательность событий:
- как сварить суп;
- что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.
Обобщения. Назвать предметы одним словом:
- ромашка, тюльпан, роза;
- зима, весна, осень;
- вторник, суббота, среда.
Подобрать слова, противоположные по смыслу:
Придумать точную закономерность:
- птица — перья, рыба — …;
- собака — лапы, человек — …;
- груша — фрукт, огурец — … .
Загадки и логические задачи:
- как лучше сорвать арбуз с дерева;
- может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.
Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Источник
Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления
Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.
Образное мышление помогает нам:
- расширять наш ассоциативный ряд,
- «увидеть» проблему или задачу как картинку,
- достроить ее недостающие элементы,
- преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.
Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.
Такие живые мысленные образы
Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.
Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):
- Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
- Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
- Тот же автомобиль, двигающийся с места.
- Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
- Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
- Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
- Он же – на берегу моря.
- Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
- Он же, мчащийся на высокой скорости.
- Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.
Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.
С чем связан у вас образ «Шампанского»?
У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.
Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:
- Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
- Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
- Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
- И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.
Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!
Законы пространственных структур
Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».
Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.
Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.
Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.
Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –
- увеличивайте и уменьшайте,
- приближайте и отодвигайте,
- раскрашивайте и меняйте форму…
Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.
На службе творческой мысли
Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?
Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).
Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…
Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.
Источник