Способы формирования образного мышления

Как развить образное мышление

Образное мышление — это своеобразный процесс познания. Оно реализуется на основании того, что человек воспринимал раньше. Он осознаёт, что оперирует своими прошлыми воспоминаниями и восприятиями как реальными предметами.

В статье подробно рассказано, по каким причинам нужно развивать такое мышление, какие могут возникнуть трудности, а также каковы способы обучения и улучшения полученного навыка.

Для чего нужно развивать?

Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга. Оно помогает:

  • легче решать проблемы;
  • нестандартно подходить к решению вопросов;
  • успокаивать нервы;
  • чётко визуализировать образы;
  • «рисовать» нужную картинку в воображении;
  • расширять ассоциативный ряд.

Какие факторы мешают улучшению образного мышления?

Серьёзными препятствиями на пути к развитию и улучшению этого навыка могут стать:

  1. Внутренняя шаблонность и цензура.
  2. Избыток мотивации.
  3. Принятие чужого мнения.
  4. Желание быстро найти ответ или решение.
  5. Лень.
  6. Страх отличаться от других.
  7. Завышенная оценка своих идей.
  8. Повышенная тревожность.
  9. Слишком развитое критическое мышление.

Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?

Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.

Основные принципы

  1. Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
  2. Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
  3. Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
  4. Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
  5. Представление геометрических фигур в 3D.
  6. Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).

Самостоятельные упражнения

  1. Сбор конструктора.
  2. Игра в тетрис.
  3. Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
  4. Написать рассказ о пустом стакане.
  5. Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
  6. Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
  7. Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).

Упражнения для детей

Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.

С какого возраста начинать занятия?

Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

Особенности для детей дошкольного возраста

Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет. Существует три категории мышления детей:

  1. Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
  2. Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
  3. Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.
Читайте также:  Перечислит способы получения поляризованного света

Какие методы и приемы способствуют процессу?

1,5-2 года:

  1. Строить башни из кубиков.
  2. Лепить куличики из песка.
  3. Не гулять всегда в одном и том же месте.
  4. Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
  5. Разбирать и собирать пирамиду.
  6. Наблюдать за действиями птиц и животных.

3 года:

  1. Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
  2. Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
  3. Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
  4. Рисовать с натуры.
  5. Рисовать абстракции.
  6. Аппликации.
  7. Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
  8. Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
  9. Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
  10. Совместное с ребёнком шитьё.

Дошкольник:

  • классификация предметов;
  • тренировка памяти;
  • умение анализировать и делать выводы;
  • установка последовательности событий;
  • сравнение предметов.

Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.

«Одно слово лишнее»:

  • Малина, клубника, корова, боярышник.
  • Январь, март, сентябрь, куртка.
  • Ложка, чашка, пол, бокал.

Последовательность событий:

  • как сварить суп;
  • что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.

Обобщения. Назвать предметы одним словом:

  • ромашка, тюльпан, роза;
  • зима, весна, осень;
  • вторник, суббота, среда.

Подобрать слова, противоположные по смыслу:

Придумать точную закономерность:

  • птица — перья, рыба — …;
  • собака — лапы, человек — …;
  • груша — фрукт, огурец — … .

Загадки и логические задачи:

  • как лучше сорвать арбуз с дерева;
  • может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Источник

Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Читайте также:  Способы борьбы с износом деталей

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

Читайте также:  Конкор инструкция по применению способ применения

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Источник

Оцените статью
Разные способы