Способы формирования образа проекта

Проектный образ как базовая категория дизайна

Образ в дизайне (проектно-художественный образ) –

– идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей, возникающее в процессе формирования проектного замысла, создания и восприятия (освоения) объекта дизайна;

– присущий дизайну способ отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиций определенного эстетического идеала в конкретно-чувственной форме;

Проектный образ – это НЕ тоже самое , что

1.Образ в искусстве — содержание объекта, отражаемого в художественном образе, определяется в значительной степени субъективным видением художника; в дизайне —содержание образа определяется объективным началом (требования к техническому совершенству объекта, его экономической выгоде, учет вкусовых предпочтений массового

потребителя и пр.);

2. в искусстве выразительная форма индивидуальна, в дизайне — дизайнер творит не от своего лица, а от лица общекультурной потребности и согласовывает свое авторское видение с эстетическими предпочтениями ЦА;

3. образ в иск-вевысокая степень одухотворенности художественного содержания; художественные ценности формируют глубину духовного содержания;

В дизайне«сниженная» степень одухотворенности художественного содержания; художественные ценности слиты с утилитарными и выступают лишь одним из слагаемых (часто подчиненным) общей ценностной характеристики предмета

4. в искусстве —элементы предметно-пространственной среды являются объектом изображения, в дизайне – элементы предметно-пространственной среды рассматриваются в качестве объектов художественной организации;

5. в искусстве —неутилитарное созерцание, образ в дизайнесочетает красоту и пользу

6. в искусствеотражение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике ;в дизайне — неизобразительный способ образно-художественного отражения

жизни (неизобразительная природа);

знаки неизобразительного типа, т.е. не допускающие узнавания в

образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и

обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам

восприятия, а также знаки смешанного, изобразительно-

неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам

Образ в дизайне включает:

1. проектный образ(образный метод проектирования, функция проектного мышления дизайнера: все возможные восприятия создаваемого дизайнером образа переносятся в план его внутренней речи и отражаются в точке зрения на проектируемый объект);

2. потребительский образ(образность как свойство вещи, рассматриваемой в контексте восприятия и осмысления ее потребителем).

Проектный образ:

1. идеальный объект, или художественная модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный смысл;

2. целостная и завершенная в своем строении художественная форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым, в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием;

3. предметно выраженный смысл.

Проектный образ ≠ потребительскому образу (отражает сознание совокупности потребителей, экономику, производство, культуру и пр.).

Основные качественные характеристики образа в дизайне:

1. идеальность;

2. целостность и внутренняя нерасчлененность;

3. одномоментное постижение явления через целостное представление, минуя логические рассуждения по его поводу;

4. развитие во времени;

5. относительная самостоятельность (сохранение в сознании и возможность развития независимо от непосредственного контакта с произведением), корректировка в процессе потребления;

6. эмоциональная окраска,- выражение отношения к явлению; в силу специфики визуальных средств деятельности, дизайнеру подвластны для генерирования средствами дизайна только обобщенные состояния чувственных переживаний человека (доведенные до высокой степени абстракции), комбинацией которых можно описать большинство возможных впечатлений от объекта проектирования (например: статичность (спокойствие, уверенность) – динамичность

Читайте также:  Что значит способ печати

(подвижность, беспокойство);стройность – расслабленность; строгость – рассеянность; деловитость – скромность; нарядность, торжественность – уютность и пр.).

7. выразительная визуальная организация на основе тектоники;

8. масштабность (смысловая сторона объекта, его ранг, роль среди других элементов и явлений действительности – масштаб героический, грандиозный, как бы исключающий соразмерность

человеку в своем восприятии и масштаб камерный, более мелкий);

9. «заземленность», определяемая массовым характером потребности, прагматичностью,

Источник

Доклад на тему «Формирование образа проектного продукта»

Доклад: Формирование образа проектного продукта

В проектной деятельности критически важным является единое представление о том, что должно быть сделано в ходе проекта и что должно получиться в результате выполнения проекта. Единое представление как внутри команды, так и у команды с заказчиком. Единое представление продукта проекта часто называют образом продукта.

Образ продукта – принимаемое всеми участниками проекта видение продукта, который должен быть создан.

По сути, образ продукта представляет собой документ, который содержит характеристику предполагаемых результатов проекта, дает общее представление о процессе его получения. Такой документ создает контекст , облегчающий все дальнейшее общение между всеми участниками проекта. Именно на образ продукта мы будем ориентироваться во время выполнения проекта.

Образ продукта разрабатывается вне зависимости от типа проекта : научно-исследовательский, предпринимательский, социальный и т.д.

Главное правило применения образа продукта – он должен быть задокументирован . Иначе у каждого участника может сформироваться индивидуальное, отличное от других представление, и тогда цель проекта не будет достигнута. Поэтому описание рекомендуется формировать как можно раньше, в ходе инициации проекта.

Разработка образа продукта – это хороший тест для команды: представьте, если вы не смогли договориться еще будучи на берегу о том, что хотите сделать, то что будет с проектом дальше?

Образ продукта проекта должен быть простым для восприятия и давать общее представление о предполагаемом результате и процессе его получения.

Существуют различные подходы к разработке образа продукта, но часто используется метод ответов на типовые вопросы , которые формируют у читателя необходимое представление.

Вариантов наборов вопросов существует достаточно много, они подробно проработаны в маркетинге. Приведем один из популярных наборов вопросов относительно образа продукта.

При описании продукта ответьте на следующие вопросы

Что является продуктом проекта ? Что должно получиться в итоге выполнения, результат вашего проекта?

Кто будет использовать/ покупать продукт? Для какой целевой аудитории разрабатывается продукт?

Зачем разрабатывать продукт? Какие нужды пользователей продукт удовлетворяет? Какую приносит пользу?

Каковы ключевые характеристики продукта, которые принесут обозначенную пользу и сделают продукт успешным? Какими свойствами должен обладать продукт, чтобы удовлетворить целевую аудиторию?

Существуют ли аналоги в организации / на рынке? Чем продукт похож на такие аналоги и чем он от них отличается?

Какие предполагаются сроки выполнения проекта и какой бюджет необходим, чтобы реализовать продукт?

Как показывает практика, удобнее работать с табличными представлениями, чем со списками

Пример шаблона «Образ продукта»

Продукт проекта: Название продукта проекта

То, что должно быть получено по завершении проекта.

Читайте также:  Нестандартные способы достижения цели

Зачем выполнять проект? Цель проекта – разрешить указанную проблему (задачу), она должна быть достижима в принципе, в обозначенные сроки и бюджет.

Для какой целевой аудитории разрабатывается продукт?

Кто будет использовать / покупать продукт?

Зачем разрабатывать продукт?

Какие нужды пользователей продукт удовлетворяет?

Какую приносит пользу?

Каковы ключевые характеристики продукта, которые принесут обозначенную пользу и сделают продукт успешным?

Какими свойствами должен обладать продукт, чтобы удовлетворить целевую аудиторию (форма, размер, цвет, возможность, доступность, …)?

Существуют ли аналоги в организации / на рынке?

Чем продукт похож на такие аналоги и чем он от них отличается?

Срок проекта: _____ месяцев (недель)

Бюджет проекта: ______ руб.

Обрaз продукта определяет:

Его можно использовать:

при оценке сроков и стоимости проекта;

при определении и оценки ресурсов, необходимых для реализации проекта;

при оценке востребованности продукта потребителями и заказчиком;

при формировании предложения для инвесторов.

В профессиональной среде руководителей проектов существует мнение, что нельзя браться за проект, пока нет принимаемого всеми участниками и реализуемого с точки зрения команды представления о продукте проекта.

на этапе инициации проекта для выработки одинакового представления всех участников;

в том случае, когда уже на начальном этапе заказчик передает инициативу команде без согласования ожиданий от проекта, т.е. как бы отстраняется от проекта, говорит «я вам доверяю, сами разбирайтесь». И тут важно сразу зафиксировать, что будет сделано, чтобы не было разночтений с самого начала. Как уже было сказано, договориться о результатах проекта, пока вы еще на берегу.

Не нужен или вреден:

когда образ продукта описывают формально, «для галочки». В этом случае наличие такого документа только усложняет ситуацию, он не привносит понимания в проект, не снижает его неопределенность;

когда начинают его разрабатывать близко к окончанию, тогда только тратится драгоценное время.

Возможно, что в ходе реализации проекта станет ясно, что проведенная работа дает не те результаты, которые предполагались изначально. В зависимости от специфики проекта это может стать основанием:

для закрытия проекта. Например, пока делали, заказчик уже передумал, или появился лучший аналог на рынке;

для корректировки целей и содержания (в этом случае корректируется и образ результата);

для закрытия текущего проекта и инициации нового на базе текущих наработок. Например, есть множество успешных проектов, которые переродились из других. По мере реализации проекта и для уточнения ожидаемых результатов образ продукта может детализироваться. Для этих целей применяются Прототипы .

Прототип – это частичная, возможная или предварительная версия предлагаемого продукта проекта.

Или: быстрая частичная реализация существенных элементов или структуры предполагаемого продукта проекта.

В настоящее время широко используется термин MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт, используемый для проверки гипотез. Гипотеза как правило заключается в необходимости и/или полезности продукта.

Сразу скажем, что прототип и MVP – это разные вещи. Прототипы делаются для прояснения и демонстрации существенных аспектов продукта, и на этом жизнь большинства прототипов заканчивается. MVP – это продукт, удовлетворяющий основным требованиям и подлежащий развитию в случае подтверждения гипотезы.

В зависимости от цели прототипом может быть:

Читайте также:  По способу организации играющих

раскадровка или «storyboard»,

набросок на бумаге и т.д.

Допустим, вы хотите организовать мероприятие, тогда хорошим решением будет сделать раскадровку: визуализируйте каждый ключевой шаг (регистрация, перерыв, завершение. ). Пример шага «Регистрация участников» приведен ниже.

Прототип создается быстро , начинать создавать прототип сразу со всеми деталями — избыточно, тратится больше времени и жалко выкинуть.

Разработка прототипа позволяет на практике, а не умозрительно, оценить преимущества и недостатки предполагаемого продукта проекта, значит и снизить риски получить неуспешный продукт. Прототипы позволяют решать три основные задачи :

Прояснение требований . Если Заказчик не может ясно и четко сформулировать свои требования к продукту, тогда прототип даст возможность наглядно представить свои пожелания и убедиться в них. Так же оценка прототипа участниками проекта позволит увидеть не только ошибки в формулировке требований, которые еще возможно исправить до начала реализации, но и снять непонимание внутри команды.

Исследование альтернативных решений . В большинстве проектов существуют различные подходы к решению поставленной задачи. Прототип позволяет оценить преимущества и недостатки выбранных решений и показать, насколько осуществимы поставленные требования.

Создание конечного продукта . Прототип представляет собой функциональную реализацию первичных элементов продукта, которые дальше будут развиваться и превращаться в уже готовый продукт.

Основная цель создания прототипа – устранение неясностей на ранних этапах проекта. Визуализация продукта позволяет наглядно представить, что будет сделано. Как говорится в пословице : « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ».

Какие бывают прототипы?

Выделяют две основные классификации прототипов.

По глубине разработки прототипа:

По дальнейшему использованию прототипа:

Горизонтальный прототип – это визуальное представление продукта проекта. Такой прототип показывает только внешнюю сторону продукта и демонстрирует наличие каких-либо функциональных возможностей без их реализации. Во многих случаях имитации продукта бывает достаточно для принятия решения о том, какой именно продукт будет реализовываться в течение проекта. Самый распространенный вид прототипа.

Пример. Интерфейс программы: рисуется внешний вид пользовательского интерфейса в определенной цветовой гамме и с элементами управления, показывается структура навигации.

Вертикальный прототип – это реализация какой-либо критичной функции продукта проекта. Такой прототип, прежде всего, необходим для проверки концепции, задумки проекта. Рекомендуется использовать данный вид прототипа в том случае, когда есть сомнения в осуществимости и стабильности предполагаемой концепции, а также для проверки критически важных требований к продукту.

Примеры: Проверка работоспособности модуля в программе по выгрузке данных на внешний веб-сайт.

Проверка возможности взлета квадрокоптера c определенной взлетной массой.

Одноразовый прототип разрабатывается для конкретной демонстрации и не используется дальше в ходе проекта. Служит только для прояснения требований к продукту и снятия неясностей. Соответственно, должен разрабатываться «быстро и дешево», чтобы можно было легко с ним расстаться.

Эволюционный прототип разрабатывается с целью постепенного создания окончательного продукта проекта по мере прояснения требований. Изначально для построения такого прототипа используются именно те материалы, алгоритмы, подходы, которые и будут в дальнейшем в готовом продукте.

В процессе разработки прототипа последовательно выполняются четыре основных шага в соответствии с рисунком.

Источник

Оцените статью
Разные способы