- Особенности формирования образа человека
- Как формируется имидж
- Формирование положительного имиджа
- Создание яркого, узнаваемого образа
- Техники возвышения имиджа
- В заключении
- Важность имиджа человека и правила его формирования
- Правила формирования имиджа в современном мире
- Что еще необходимо знать о формировании имиджа
- Составляющие имиджа
- Внутренняя и внешняя структуры имиджа
- Назначение имиджа в жизни
- Социально-психологический анализ имиджа
Особенности формирования образа человека
Чувственный образ, первая ступень познания, формируется как процесс построения изображения. Образ человека, как образ восприятия, представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека.
Восприятие человека человеком характеризуется предметностью: свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи объективированность и субъективность, целостность и структурность.
Важнейшие опознавательные признаки человека для воспринимающих его людей – очертания лица, общий силуэт тела. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся образе другого человека. Люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения, когда человек находится на расстоянии 2 км. На расстоянии 1 км они видят общий контур человека. На расстоянии 700м – восприятие движений рук и ног; 400м – виден головной убор, 300м – голова, плечи, овал лица, цвет одежды. 200м – лицо, кисти рук, 60 м – глаза, нос, пальцы, 20м – все детали облика другого человека. В условиях меньшей видимости показатели восприятия человека на расстоянии оказываются иными.
Различение цвета каждого из элементов внешнего облика человека: раньше распознаются цвета элементов внешности, относящиеся к верхней половине фигуры. В облике медленно движущегося человека в первую очередь правильно воспринимается цвет крупных компонентов и деталей.
Изменения зрительного образа в условиях постепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и наблюдателем были изучены М.Д.Александровой и Б.Ф.Ломовым. Они выделили 5 фаз в процессе становления зрительного образа:
1) грубое различение общих пропорций объекта и его положения;
2) фаза «мерцающей» формы;
3) грубое различение основных деталей, прежде выделяются наиболее крупные детали, не зависимо от того, где они находятся, если детали равны, то раньше воспринимаются детали, расположенные сверху и справа;
4) глобально-адекватное восприятие;
5) дифференцированный образ.
Восприятию человека человеком присуща константность: несмотря на изменения освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным.
Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого (колхозник, ученый и т.п.), в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.
В.Н. Панферов Направление, в котором идет рассматривание лиц – сверху вниз, от волос к губам.
Л.Н. Иванская Особенности запечатления лица человека по фотографии с последующим воспроизведением по памяти. Степень сходства портрета с оригиналом – 61,17%. У женщин показатели выше средних данных, у мужчин – ниже. Отдельные элементы лица обладают различной степенью трудности воспроизведения. Наиболее легко воссоздаются такие элементы как волосы и лицевые пропорции, наименее успешно – глаза, нос, уши, овал лица.
На первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение.
Влияние отношения на восприятие человека человеком. Я.Рейковски, В.Виттрайх, К.Готтшальдт. Виттрайх считает, что на восприятие влияют отношения, установившиеся в жизни между воспринимаемым и воспринимающим субъектами. Чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним оказывают сильное влияние на воспринимающих лиц.
Источник
Как формируется имидж
Системы целенаправленного формирования индивидуального и корпоративного имиджа имеют схожую структуру и подразделяются на этапы:
- Определение имиджевых целей. Следует сформулировать конкретное послание, которое должно транслироваться новым имиджем.
- Исследование имиджевой аудитории. Здесь количественно и качественно анализируется аудитория.
- Прорисовка имиджевых характеристик. На этом этапе следует будет формироваться список качеств, которые будут транслироваться имиджевой аудитории.
- Соотнесение личных и желаемых характеристик. В процессе анализа будет сформирован перечень характеристик:
- Характеристики, имеющиеся у руководителя и работающие на создаваемый имидж. Их следует проявлять и демонстрировать окружающим.
- Имеющиеся, но разрушающие формирующийся имидж характеристики. Следует от таких избавиться или перестать демонстрировать обществу.
- Отсутствующие, но необходимые характеристики. Следует приложить все усилия для их наработки.
- Подбор средств самопрезентации организации или личности. На данном этапе происходит подбор конкретных техник, которые помогут достичь цели и помогут в формировании имиджа.
- Вхождение в образ. Заключительный этап, являющийся непосредственным воплощением имиджа в жизнь.
В процессе вхождения в образ сформированного имиджа, личность проходит несколько ступеней:
- Имитационный образ. Здесь рисуемый в собственном воображении образ проигрывается в уме, апробируется. Человек представляет себя обладателем представленных характеристик и качеств. Так же происходит продумывание условий, которые потребуются для воплощения имиджа.
- Ролевой образ. Происходит освоение образа на практике, формируется внешняя оболочка и анализируется его оценка окружающими.
- Жизненный образ. Посредством постоянного нахождения в образе вырабатывается соответствующий стереотип поведения. Образ начинает восприниматься окружающими как реальная личность, происходит слияние образа и личности.
Формирование положительного имиджа
Технологии формирования имиджа организации и личности делятся на три группы в зависимости от имиджевой цели:
- Возвышение имиджа. Здесь целью является повышение значительности, силы, авторитетности, убедительности образа.
- Создание узнаваемого образа или бренда. В качестве цели выступает привлечение внимания, стремление стать запоминающимся, узнаваемым.
- Формирование позитивного отношения. Цель этого этапа – вызвать положительные чувства, к которым относится симпатия, доверие, интерес.
Техник формирования положительного отношения также несколько:
- Увеличение внешней привлекательности. Выше уже велась речь о взаимодействии индивидуального и корпоративного имиджа. С помощью некоторых исследований удалось выявить, что внешне привлекательные личности оцениваются выше по другим значимым для реципиента параметрам. Внешняя привлекательность корпоративной идентичности также имеет значение для формирования положительного к учреждению отношения. Таким образом, стильные логотипы, фирменные бланки, дизайн помещений являются составляющими для формирования положительного имиджа.
- Позитивный настрой. Прослеживается закономерность степени привлекательности личности в зависимости от положительного отношения к окружению. Таким образом, позитивное отношение к различным общественным группам, обеспечивает такое же позитивное отношение этих групп к организации. Наличие в штате сотрудников, которые не поддерживают принцип позитивности, открыто хамят и выражают негатив в адрес посетителей, могут нанести непоправимый урон репутации организации.
- Создание безупречной репутации. Это можно обеспечить планомерной конструктивной деятельностью и добросовестным выполнением своих функций.
- Позитивные послания общественным группам. Подразумевается выражение организацией благодарности, проявления уважения, поздравления в адрес посетителей.
- Личное участие. Проявление неподдельного интереса к людям, оказание реальной помощи и необходимой поддержки.
- Дистанцирование от любых негативных проявлений в адрес организации. В некоторых случаях уместно проявление данного качества по отношению к сотрудникам, совершающим неблаговидные поступки. Единственный факт такой деятельности может нанести непоправимый ущерб имиджу компании, который складывался годами. В таком случае следует действовать незамедлительно: выступить с осуждением негативных поступков, подчеркивая неприятие конкретного поступка, а не системы в целом. Подобное позволит оградиться от негативных имиджевых фигур.
Создание яркого, узнаваемого образа
Методы формирования имиджа, который бы являлся ярким и запоминающимся для окружения, разнообразны. К ним можно отнести:
- Разработка актуального имени или названия. Это крайне важный этап, поскольку название организации, в случае корректного подбора, поможет донести миссию и концепцию до конечного потребителя.
- Типизация и стилизация имиджа. Подразумевает формирование актуального стиля, оформления, полностью соответствующего целям и миссии предприятия.
- Применение имиджевой символики. Разработка индивидуальной символики, логотипа, герба также позволит максимально четко выразить цель и миссию компании.
- Мифологизация образа. Методика подразумевает создание мифологического контекста с привлечением архетипических образов коллективного бессознательного.
В процессе формирования архетипов наиболее часто используемым является архетип «героя». Он несет в себе мощный эмоциональный заряд, поэтому его использование оказывает магнетическое влияние на аудиторию. Элементы мифодизайна с успехом применяются при формировании имиджа руководителя и компании в целом. Для достижения этой цели в личную историю руководителя или историю создания организации привносят элементы мифа. К типичным первичным мифам относят:
- Благородное происхождение.
- Угроза жизни при рождении.
- Невероятная история спасения.
- Тяжелые жизненные испытания.
- Подвиги, победы.
- Заслуженное возвышение.
Архетип можно также актуализировать посредством включения во внешний облик руководителя элементы облика мифологического героя. Это может быть мускулистое телосложение, волевое выражение лица и прочее.
Техники возвышения имиджа
К техникам возвышения имиджа принято относить:
- Присоединение к безусловным социальным ценностям, что подразумевает интеграцию в ключевое сообщение ценностей, которые разделяются целевыми общественными группами.
- Усиление личной власти.
- Повышение физической силы руководителя.
- Повышение уверенности и внутренней энергии.
- Демонстрация личных наград и заслуг.
- Миссионерство. Подразумевает взятие на себя обязательств по решению актуальных социальных задач, в том числе учитывается благотворительная, волонтерская работа, спонсорство.
- Присоединение к общепризнанным авторитетам.
В каждой отдельной ситуации принципы формирования имиджа будут индивидуальными. Это связано с тем фактом, что все компоненты имиджа находятся во взаимосвязи, влияют и дополняют друг друга.
При формировании имиджа не стоит упускать такой важный момент, как выбор каналов СМК. Самым эффективным средством считается использование телевидения, поскольку это дает возможность существенно расширить охват аудитории. Важно поддерживать имиджевую стратегию и по другим каналам, где особое внимание следует уделить сети интернет.
Наличие противоречивой информации, поступающей по различным каналам СМК, может привести к разрушительному для имиджа компании воздействию.
В заключении
Современные системы массовой коммуникации оказывают колоссальное влияние не только на личность, но и общество в целом. Используя средства массовой коммуникации можно управлять групповыми, межгрупповыми, политическими процессами. Даже экономическое развитие общества попадает под влияние средств массовой коммуникации, что связано с формированием стратегии потребительского поведения через рекламные кампании.
Стереотипизация является одним из наиболее важных механизмов воздействия на групповые процессы и межгрупповые отношения. Стереотипы различных социальных групп применяются в массовых коммуникациях, что в результате приводит к усилению существующих стереотипов и более активному их использованию людьми в межгрупповом и межличностном общении. Стереотипное представление этнических групп и выделение национальности участников разнообразных происшествий в новостных выпусках может стать причиной перехода от межличностного восприятия к межгрупповому уровню и этнической вражде.
Политическая пропаганда в современном мире осуществляется с использованием средств массовых коммуникаций, что существенно усиливает мощность ее воздействия. К направлениям политической пропаганды относится политическая реклама, дебаты в специальных передачах, новостные сюжеты. Посредством ток-шоу формируется мнение общественности относительно различных актуальных социальных и политических проблем. При помощи средств массовых коммуникаций, механизмов «черного PR» происходит активное распространение слухов в отношении политических деятелей.
Экономические отношения в обществе определяются стратегиями потребительского поведения.
Реклама – это форма массовых коммуникаций, которая оказывает психологическое давление на сознание потребителя, побуждая их к совершению нужных рекламодателю действиям.
Эффективность рекламы с точки зрения психологического воздействия определяется как личностными особенностями реципиента, так и самим медиаконтентом. Новые формы коммуникационных технологий стали активно применять интерактивные виды рекламы, таким образом, удается усилить вовлеченность зрителя и повысить эффективность воздействия коммуникаций.
СМК играют важную роль в формировании и поддержании имиджа политика, партий, бизнес-организаций. Здесь крайне важно выбрать корректную стратегию и способ формирования имиджа в соответствии с имиджевыми целями и выбрать эффективные каналы продвижения имиджа.
Источник
Важность имиджа человека и правила его формирования
Имидж – это сложившийся в сознании людей образ, стереотип, набор определённых качеств, которые ассоциируются с отдельной личностью. К этому понятию очень близко понятие репутация.
Первоначально понятие имидж использовалось в предпринимательской среде в качестве главного средства воздействия на потребителей. Позднее имидж стал пониматься как важнейшая категория в общественно-политических науках и в психологии.
Стереотипы годами создаются в сознании людей под влиянием прочитанного в газетах, журналах, книгах, увиденного по телевизору и услышанного в коллективе. Немалую роль в формировании таких стереотипических представлений играет и политика руководства страны, и интеллектуальный уровень личности, и общий экономический уровень страны.
Например, большое количество актеров, сыграв одну роль, самую запомнившуюся зрителям, часто сетуют на то, что имидж и репутация киногероя распространились и на актера в жизни. То есть, даже близкие люди, знакомые и друзья переставали воспринимать актера в отрыве от сыгранной им роли. Фактически комедийный или трагический персонаж в сознании людей становился неотделим от исполнившего его на сцене или в кино артиста. Изменить имидж киногероя для многих актеров было не под силу даже до конца жизни.
Другой пример имиджа и репутации – это представление о дорогих автомобилях как о преуспевании в обществе, счастье и материальном достатке. Имидж больших возможностей и положения в обществе обеспечивает и дорогостоящая недвижимость.
В последнее время тема формирования имиджа (человека, компании, звезды шоу-бизнеса, бизнесмена, государства или политика) приобрела весомое значение в жизни. И это понятно, ведь то, что каждый субъект демонстрирует и выставляет напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть его окружения. Поэтому правильный подход к формированию личного имиджа является залогом успеха многих мероприятий.
Имидж – это тоже самое, что и имя, неразрывно связанное с представлением о человеке понятие. Это визитная карточка человека. Это то впечатление, которое воссоздают в своей памяти другие люди, когда вспоминают о вас.
Правила формирования имиджа в современном мире
Прежде всего, надо определить имидж, что это такое. Понятие имидж – это не только внешность, умение хорошо выглядеть, подбирать шляпку к туфлям и помаду к сумочке, это еще и адекватность рассуждений, грамотная речь, манера общения. Если важным является привлечь противоположный пол, то имидж и репутация будут играть важнейшую роль. Не только среди знакомых, но и в семье, на работе, в отношении к старшим по возрасту людям, в любви к младшему поколению.
У каждого социального класса общества сформировано свое представление о понятии имидж. Важно понимать, что оно может отличаться от вашего мнения. Одежда, манера говорить, манера держать себя, жестикулировать, интонировать слова и предложения – отличный способ для работодателя или будущего супруга сформировать мнение о вас.
Начать работу над формированием своего имиджа и репутации нужно с адекватного анализирования самого себя и своих возможностей.
Изменить внешний вид поможет стилист, визажист расскажет как правильно ухаживать за кожей и делать правильный макияж, психолог поможет в принятии себя и собственного «Я», учитель танцев обучит движениям и правильной походке. Изменить имидж никогда не поздно, важно правильно оценивать себя и ситуацию.
Что еще необходимо знать о формировании имиджа
Имидж следует изменять в соответствии с наметившимися переменами в жизни. Если, например, изменился социальный статус, то следует подумать и об изменении стиля одежды. Иногда имидж требуется изменить в соответствии с дресс-кодом компании, в которую вы перешли.
Имидж и репутация пересматриваются и в соответствии с возрастом. Важно знать, что если вы все делаете правильно, то и впечатление, которое вы будете производить, будет положительным. Элемент уникальности в создании своего образа должен присутствовать всегда. Имидж и репутация не бывают изолированными друг от друга.
Главным условием достижения профессионального успеха является постоянная активность внутреннего мира человека, непрекращающаяся работа над собой, над своим духовным развитием. Как люди тренируют тело и накачивают мышцы, также необходимо тренировать память, способность мыслить и анализировать. В первую очередь, здесь помогут книги. Профессиональная и художественная литература не только хранят знания, но и учат думать, повышая компетентность и положительную продуктивность. Профессионализм подразумевает уверенность и способность контролировать ситуацию. Вместе с экономическим успехом профессиональный и карьерный обеспечивают человеку высокий социальный статус.
Сам же социальный статус определяется возрастом, образованием, профессией, должностью, престижностью, материальной обеспеченностью, личной свободой, уровнем правовой и моральной защищенности, карьерными и личностными перспективами.
Составляющие имиджа
- Одежда, прическа, аксессуары, тату, пирсинг могут многое сказать о человеке. Как известно, встречают человека по одежке. Поэтому одежда может охарактеризовать человека еще до того, как он что-то произнесет или представится.
- Также не менее важны вопросы соблюдения личной гигиены — это ухоженные волосы, ногти, правильный и уместный макияж. Внешний вид человека, прежде всего, сказывается на его имидже и репутации в обществе.
- Мимический имидж человека — это выражение его лица, улыбка, взгляд. Мимика выдает доброжелательный или негативный настрой человека. Многие умеют маскировать и тщательно скрывать от других свои чувства и эмоции, но положение губ, бровей, выражение лица многое могут рассказать о том, что действительно чувствует человек.
- Кинетический имидж человека – это походка, осанка, движения, жесты. Сутулящиеся люди, принимающие неподобающие позы, держащие голову слишком высоко, произведут не самое приятное впечатление. Манера двигаться, держать голову, поправлять волосы – это еще один способ дать другим людям понять свой положительный, добрый настрой.
- Вербальный имидж и репутация заключаются в манере говорить, а также в том, какие слова человек использует, насколько богат или скуден его лексикон, хорошо ли он выделяет слова, какие интонации использует, способен ли рассуждать логически. Этот тип похож на имидж ментальный, характеризующий человека по его социальным, религиозным и мировоззренческим убеждениям.
Последняя составляющая имеет отнюдь не самое последнее место по значимости. Это имидж вещественный, то есть все благосостояние у человека: одежда, автомобиль, квартира, вилла у моря, книги, картины, родовая бижутерия и драгоценности.
Перекликается с этой составляющей и овеществленный имидж – стихотворения, книги, диссертации, декорации, визитные карточки, программные продукты, патенты, елочные игрушки, кондитерские изделия – все, что было придумано, сделано, воплощено, создано человеком.
Внутренняя и внешняя структуры имиджа
Первая часть сложной структуры понятия имидж – это представления самого человека о своей внешности, голосе, мимике, жестах и того как он оценивает себя сам: красивый, умный, добрый.
- Вторая внутренняя структура – это представления человека о том, каким видят его другие.
- Третья часть структуры понятия имидж – это так называемая обратная связь, то что человек получает от других людей в форме комплиментов, критики, оскорблений, любовных признаний или высмеивания. Здесь важным оказываются не сами высказывания, а отношение человека к ним. Многие не способны воспринимать конструктивную критику и воспринимают ее в штыки, другие не признают доброго подшучивания и высмеивания поступков. Кто-то станет гордиться похвалой, а кто-то обидится и решит, что его недооценили, раскритиковав или дав совет.
Все три структуры тесно переплетены в представлении человека о себе. Имидж и репутация помогают каждому человеку определить свой индивидуальный стиль, если они будут гармоничны и будут формировать единый образ человека.
Назначение имиджа в жизни
Главное назначение имиджа и репутации — это достичь эффекта личной привлекательности.
Человеку важно располагать к себе людей, чем бы он ни занимался. Для ведения бизнеса, для защиты диссертации или важного проекта, для поиска мужа или покупки в магазине – всюду важно уметь произвести приятное впечатление и расположить к себе людей. Без этого умения действительно нельзя добиться выдающихся успехов. Поэтому так важно знать, что такое имидж, и при необходимости быть способным изменить имидж.
Над созданием имиджа работают специалисты: визажисты, психологи, учители танцев и тренеры по йоге, пиарщики и маркетологи, продюсеры и социологи, логопеды и стилисты. Существуют школы, где проводят обучение тому как правильно с помощью визуального эффекта личности добиться желаемого. В таких школах проводят обучение практикующие психологи. Помимо визуальной составляющей здесь научат правильному миропониманию и представлению о себе, расскажут о способах принятия себя и повышении привлекательности внутреннего облика человека.
Есть сегодня и новая профессия – имиджмейкер. Этот профессионал расскажет как можно изменить имидж для достижения максимального успеха на работе, при руководстве фирмой или при ведении домашних дел. Также к услугам этого специалиста могут прибегать известные люди, чтобы сформировать о себе скандальный имидж.
Имиджмейкеры советуют принимать свою внешнюю оболочку (образ), как средство для достижения своих планов. Необходимо каждый день быть на людях хорошо одетым, аккуратно причесанным, с правильным макияжем, адекватно себя вести, следить за своими словами, жестами и даже походкой. То есть его репутация должна быть осознанной и продуманной до таких мелочей как например, одежда, аксессуары, приветствие, темы разговоров, отношение к другим людям, каждодневное позитивное настроение и благодарность.
Для руководителей компаний это может быть еще и энергичность, непоколебимость, для подчиненных сотрудников – пунктуальность, для домохозяек – заботливость и т. д. Тогда человек будет производить хорошее впечатление. И ему будет сопутствовать успех во всех планах, делах, а не только в личностных отношениях.
Назначение имиджа, главным образом, состоит в том, чтобы самоутвердиться в собственных глазах и улучшить собственное ощущение своего «Я», занять в обществе лучшую позицию, то есть, по возможности соответствовать определенным стереотипам в социальной группе, достичь определенной цели в карьерном плане или в финансовой среде.
Социально-психологический анализ имиджа
Понятие имидж с большой долей уверенности можно называть междисциплинарным понятием, так как его становление происходило во многих науках одновременно, обобщая знания в соответствии с целями и задачами каждой науки. В начале двадцатого века процесс формирования этого понятия изучался преимущественно психологами и социологами.
Человек сегодня, в двадцать первом веке, живя в новом информационном обществе, представляет ценность только как личность, способная к самовыражению и имеющая неоспоримый успех во всех сферах своей жизни. При этом индивидуальное выражение каждого человека происходит все больше с помощью информационных технологий: социальных сетей и виртуального общения. Живое человеческое общение в таком случае просто подменяется символическим общением с целью обмена информацией.
Символичными становятся и роли, которые человек выполняет ежедневно в семье, на работе или в кафе. Создаются определенные имидж и репутация личности в зависимости о того, в какой среде человеку приходится находиться ежедневно.
У человека в основном благодаря влиянию средств массовой информации сложилось собственное представление о понятии имидж. Это образ человека глазами других людей, целый спектр стереотипов, закрепившихся за нашей личностью в сознании людей, а также наше представление о самих себе, которое так или иначе способно передаваться окружающим; вешняя картинка личности в социальных сетях и ее привлекательность для других людей, считываемая посредством знаков «нравится» в профиле в социальных сетях.
Источник