Способы формирования нравственных ценностей

Формирование нравственных ценностей
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Важность формирования нравственных ценностей обусловлена современными реалиями и прописана в основных документах, связанных с образованием.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nravstvennyh_tsennostey.docx 24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей

Проблема духовно-нравственного воспитания существует, и она довольно кричащая. Сейчас она особенно остра, в связи с переменами в стране. Мы получили новую страну, людей, на которых обрушилось огромное количество информации, новых идеалов и т.д. Традиционные ценности разрушаются, в рамках глобализации активно воспитываются западные нормы. Учитывая отсутствие национальной идеи в государстве и скрепления на религиозной почве, непонятно по каким ориентирам выстраивать духовно-нравственное воспитание современного человека. Самая серьезная опасность проблемы духовно-нравственного воспитания в том, что общество без единой нравственной основы становится разобщённым как «лоскутное одеяло» и это, без преувеличения, может сыграть злую шутку, история знает достаточно таких примеров. Со стороны государства духовно-нравственное воспитание подразумевает привитие базовых национальных ценностей. Первостепенное значение для такого воспитания в школе играет учитель. Он сам должен соответствовать духовно-нравственным нормам и являться примером для учеников.

В толковом словаре Ожегова понятие «нравственность» понимается, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. Таким образом, нравственность — это внутренние ценности в действии, те поступки, которые совершает человек, опираясь на свои внутренние правила. Слово «ценности» толковый словарь раскрывает как положительную или отрицательную значимость чего-либо. Значит вместе «нравственные ценности» следует понимать, как значимые внутренние качества, которыми человек руководствуется, совершая тот или иной поступок.

Корнем в слове «нравственность» является нрав. Нравы – это ориентиры, на которые люди должны опираться в своём поведении. Они происходят не из права, а из общества.

В педагогике общечеловеческие ценности являются системообразующими в воспитательной работе. Ценностные смыслы обуславливают позицию личности, её мировосприятие. Принятие ребёнком необходимых ценностных ориентиров помогают ему меняться, самосовершенствоваться.

Нравственные ценности закладываются в процессе переживания и понимания значимости разных факторов, с которыми он вынужден взаимодействовать. Становление нравственных ориентиров – это многоуровневый и долгий процесс, при которым ценности последовательно складываются из неосознаваемых в осознанные, из непроизвольных в произвольные, поэтому образовательный процесс должен быть логически выстроен.

Нравственность заключается в понимании осуществляемых ребёнком моральных норм на основе внутреннего желания и способности следовать им постоянно, а не время от времени. Она является практическим отражением внутренней позиции человека. Но нравственность – это не врождённая характеристика, она формируется в процессе развития ребёнка, в ходе его жизненного опыта. И чем раньше начнётся процесс приобщения ребёнка к нравственным ценностям, тем крепче они останутся в его портрете личности.

Для младшего школьника, нравственность – это система его навыков и привычек, построенных на соблюдении и желании соблюдения моральных норм. Нравственные ценности перейдут в характеристику только тогда, когда они станут выражаться в поведении и постоянно соблюдаться.

Нравственным человеком можно назвать человека, для которого ценности срослись с его собственными взглядами, они стали привычными формами поведения, для них не нужно внешнее требование. В школе это видно по поведению ученика в отсутствии учителя, воспитателя, когда эти убеждения становятся привычкой.

Образование личности невозможно без наличия у неё нравственных норм, принятых в обществе. В школе существенной целью воспитания является помощь в ориентации ученика, не «кем быть», а «каким быть». Необходимо устремлять воспитанников к высшим ценностям человечества, определяющими среди них являются общая для обозначения этих ценностей категории добра, прививать ребятам стремление к благим, справедливым поступкам.

Нравственные ориентиры возникают из ценностей общества и являются внутренней социальной регуляцией, они сочетают в себе и стремление человека к поступкам в соответствии с моралью и осознание себя свободной личностью, которой необходимо нравственное совершенствование.

Воспитание – это система технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. Эта система специально организована, управляема и контролируется процессом взаимодействия учителя и ученика. Конечная цель процесса воспитания – сформированная личность, приносящая благо обществу.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на сознание и поведение человека с целью привития ему нравственных качеств. Для эффективности нравственного воспитания необходим единый педагогический процесс. При соблюдении этого условия итогом воспитания станет нравственно цельная личность.

Нравственное воспитание заключает в себе:

  • формирование понимания связи с обществом, единства с ним;
  • знакомство с нравственными ориентирами, доказательство их адекватности;
  • превращение знаний в убеждения;
  • формирование высокой культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Задачами нравственного воспитания можно назвать такие, как:

  • развитие нравственного сознания;
  • развитие нравственных чувств;
  • формирование привычки нравственного поведения.

Таким образом, системное воздействие на внутренний мир воспитанника с целью формирования и развития у него нравственных ориентиров, и моделей поведения будет являться нравственным воспитанием.

В Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в части III «Национальные интересы и стратегические «национальные приоритеты» прописано, что сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей является национальным интересом на долгосрочную перспективу.

Нравственные ценности являются главенствующим наполнением личности, они определяют, что из себя представляет то или иное общество, как оно будет жить. Когда нравственные ценности заменяются материальными или искажаются, общество начинает «заболевать». Менялись эпохи, менялись и ценности. Древние греки главными ценностями называли благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В христианском мире самыми главными ценностями можно назвать десять заповедей. В разных странах, устоявшимися добродетелями можно назвать – честность, верность, доброту, милосердие, любовь, искренность, порядочность, ответственность, справедливость, трудолюбие, уважение к старшим. Чем понятней и устойчивей система ценностей, тем стабильнее само общество, тем крепче у него фундамент. Если мы хотим иметь здоровое стабильное общество, то очень важным становится формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) определяет духовно-нравственное развитие ключевым фактором развития страны и предлагает выстраивать это воспитание с помощью нравственного примера педагога, социально-педагогического партнёрства, индивидуально-личностного развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания. Содержание воспитания должно быть построено на базовых национальных ценностях. Концепция называет такие базовые национальные ценности, как:

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Эта система является основной духовно-нравственного развития личности. Она должна проходить через всё учебное содержание и внеурочную деятельность.

В 2015 году был опубликован еще один документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания, главной задачей – повышение эффективности воспитательной деятельности. С помощью реализации данной программы ожидаемым результатом становится высоконравственная личность, уважающая традиции, культуру и историю своего Отечества, поддерживающая духовные ценности, готовая к мирному созиданию.

Говоря о системе образования нельзя не коснуться Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (далее Стандарт). В Стандарте прописано, что он направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В соответствии со Стандартом осуществляется принятие обучающимися моральных норм, национальных ценностей. Этот документ предлагает и «портрет выпускника» начальной школы, основные характеристики которого:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
  • высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Какие нравственные ценности можно выделить из этого портрета – любовь к Отечеству, уважение, ответственность, доброжелательность.

Перед школой по ФГОС НОО ставится задача подготовки ответственного гражданина, обладающего устойчивыми нравственными ценностями. В рамках реализации Закона «Об образовании», Стандарта и Концепции, школы разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания, которые они претворяют в жизнь с помощью учебной и внеурочной деятельности.

В настоящее время наиболее важными ценностями, которые нужно формировать, на наш взгляд являются – патриотизм, семья, труд и творчество. Любовь к Отечеству важно прививать с самого детства. Особенно в современной России, где в СМИ содержится большое количества негатива и провокаций, подрывающих любовь к своему народу и своей Земле. Для воспитания патриотизма у младших школьников необходимо развивать такие качества как:

  • Воспитание чувства самоуважения через положительные поступки, проявление высших чувств по отношению к своему ближайшему окружению, уважение к старшим.
  • Проявление уважения и интереса к своей семейной истории.
  • Формирование объективного отношения и уважения к прошлому своей страны.
  • Формирование ответственности за настоящее и будущее своей страны.

В современном мире постепенно происходит уничтожение института семьи, всё чаще встречаются такие понятия, как «гостевой брак», «партнёрский брак», в странах с высоким уровнем жизни (например, Норвегия, Швеция и др.) стремительно падает рождаемость, люди выбирают жизнь «для себя», важность семьи обесценивается. В восприятии подрастающего поколения семья из «дома счастья» превратилась в «дом обязанностей и проблем», поэтому так важно уже в младшем школьном возрасте осуществлять воспитательную работу над формированием семейных традиционных ценностей, т.к. нация, в которой рождаемость не превышает смертность, в которой семья не играет никакой роли – вымирает.

Выдающиеся педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) доказывали влияние и значение труда на развитие личности ребёнка. Но, к сожалению, в настоящее время трудиться и творчески мыслить детей всё чаще приходится заставлять. Остро стоит необходимость формирования любви и уважения к труду, т.к. это способствует развитию личности, положительному взаимоотношению между детьми, развитию волевых качеств, развитию ответственности, творческого мышления, стремлению доводить начатое до конца.

Важность формирования нравственных ценностей обусловлена современными реалиями и прописана в основных документах, связанных с образованием.

Источник

Нравственные ценности: понятие, примеры, виды, значение

У каждого человека есть багаж его собственных, личных ценностей, отличающийся от ценностей других людей (при этом, сам термин «ценность» обозначает нечто возвышенное, имеющее важное значение). Одна из важнейших категорий человеческих ценностей — нравственные. В этой статье мы подробно расскажем о нравственных ценностях, рассмотрим примеры, виды, узнаем их значение для человека.

Что такое нравственные ценности?

Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.

Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности. При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.

Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.

Примеры нравственных ценностей

Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.

Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.

Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.

Разновидности нравственных ценностей

Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.

Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.

Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.

Значение нравственных ценностей

Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:

  • взглядов человека, касающихся смысла жизни;
  • круга обязательств личности перед обществом;
  • потребности уважать окружающих.

Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:

  • сферу быта;
  • межличностные, семейные и трудовые отношения;
  • коммуникацию с другими людьми.

Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.

Процесс формирования нравственных ценностей

Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.

Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.

В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.

Выводы

Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.

В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.

Источник

Читайте также:  Корейская пенка для умывания с содой способ применения
Оцените статью
Разные способы