Способы формирования нормативного акта

Юридическая техника

Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов

Как достичь того, чтобы социальная реальность нашла адекватное отражение в праве? В процессе человеческого развития постепенно шаг за шагом создавались необходимые для этого правовые способы и приемы. Рассмотрим их, не устанавливая между ними какой-либо иерархии.

Запреты, предписания, дозволения

Существует три различных приема формулирования правил поведения.

Суть норм запретительного характера заключается в установлении обязанностей воздерживаться от определенных действий. Этот способ формулирования правовых норм призван законсервировать существующее положение дел в обществе. В случае установления запретов законодатель весьма недвусмысленно подвигает субъектов права на желаемое поведение.

Предписание (или позитивное обязывание), напротив, требует от субъектов права совершения активных действий. Если предписания сравнить с запретами, то можно сказать, что в отношении адресата нормы права законодатель осуществляет явный психологический прессинг. Понятно, что и запреты, и особенно предписания в определенной мере гасят энергию людей. Тогда зачем законодатель идет на это? Цель заключается в том, чтобы не допустить или по крайней мере предотвратить либо снизить возможные отрицательные последствия для общества. Обычно с помощью этих приемов регулируются витальные, т.е. жизненно важные, отношения.

Дозволения — это прием нормативного регулирования, связанный с предоставлением субъектам права возможности совершать то или иное действие. Устанавливая субъективные права, законодатель лишь их ориентирует, побуждает к определенному поведению. Этот прием установления норм права позволяет субъектам права самостоятельно решать, как строить свое поведение, способствует раскрепощению энергии людей и по своей эффективности превосходит первые два приема.

Как показывает практика, необходимым является применение всех этих приемов. Однако следует стремиться к сбалансированности и оптимальному сочетанию запретов, предписаний и дозволений. Если государственная власть будет делать упор на запреты и предписания, это приведет к тому, что у людей отберут самое дорогое — свободу, что чревато социальным взрывом. И, наоборот, если дозволения будут использоваться неумеренно, возникнет опасность дестабилизации общества.

Использование этих приемов для формулирования содержания права имеет в целом объективный характер и лишь отчасти их выбор подвержен воле законодателя. В их появлении на арене человеческого бытия прослеживается следующая закономерность.

На начальном этапе развития человечества основным средством правового регулирования были запреты как способ наиболее простой и интеллектуально доступный для людей того исторического периода. Этот способ правового регулирования находит широкое применение в деспотическом государстве, основанном на сельскохозяйственном способе производства.

Затем с усилением государственной власти в индустриальную эру правовое регулирование приобрело властно-императивный характер, и предписание как способ правового регулирования стало выдвигаться на первое место. Именно с его помощью можно более динамично управлять обществом, определяя содержание права.

Однако жесткие приемы формулирования правовых норм (запреты и предписания) не дают проявиться активности людей, гасят их свободу. Подобные приемы недостаточно эффективны в развитом обществе, где людям свойственна нацеленность на реализацию своей энергии во благо не только себя, но и общества в целом. Вот почему в дальнейшем на первое место выходит дозволение как прием формулирования содержания права. Дозволение больше свойственно демократическому государству, базирующемуся на интеллектуальной собственности и широком использовании информационных технологий.

Конечно, в любой национальной системе права встречаются и запреты, и предписания, и дозволения. Однако их удельный вес в законодательстве страны объективно обусловлен и определяется уровнем ее развития.

Обозначенную выше закономерность, связанную с использованием запретов, предписаний и дозволений, можно проиллюстрировать на примере развития акционерного законодательства.

Поначалу АО как новая и неизученная форма хозяйствования создавались по специальному акту самого монарха (так было во Франции, в Германии, России), которым четко определялись цепи создания общества.

Затем устанавливается разрешительный порядок учреждения АО, при этом определяются ограничения по уставному капиталу и некоторые другие.

Впоследствии осуществляется переход к регистрационному порядку создания АО, который сводится к подаче минимального количества документов (заявления, устава и т.д.), после чего наименование общества вносится в реестр и выдается соответствующее свидетельство.

Читайте также:  Блок питания способ подключения

В последние годы установился еще более простой явочный порядок создания АО. Суть его заключается в признании статуса корпораций за теми из них, которые начали деятельность будучи еще не зарегистрированными, но предпринявшими шаги к этому (отослали документы и имеют квитанцию, подтверждающую данный факт).

Запрет, предписание, дозволение — это основные способы формирования содержания права. Однако по степени важности им не уступают принципы права, потому что позволяют выразить содержание права в концентрированном виде. В принципах отражается сущностный и даже философский момент права.

Принципами в праве, как и в большинстве наук, являются идеи, либо фундаментальные, либо просто важные, опирающиеся на здравый смысл, на практику судебных решений, иногда исходящие из сделанного выбора и составляющие максимально абстрактные нормы и даже цели, которых будет придерживаться и к которым будет стремиться юридическая мысль (правотворческая или правоприменительная).

Принципы права — это максимально абстрактно выраженные правила поведения, определяющие сущность права и отражающие закономерности его развития.

Значение принципов права заключается в том, что они:

  • отражают объективные законы жизни. Именно поэтому принципы права выражают интеллектуальную сторону содержания права;
  • являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан. Принципы права могут находить закрепление в законодательстве (прямо либо косвенно) или жить в сознании людей;
  • зачастую приобретают непосредственное регулирующее значение, например когда суд, не найдя нормы права для разрешения конкретного дела, решает его на основе принципов права. В этом случае мы ведем речь об аналогии права.

Принципы подразделяются на виды в зависимости от места, которое каждый из них занимает в политико-юридической системе общества, и от их значения в соответствующих отраслях права:

1) общие принципы:

  • законности — самый важный юридический принцип, по которому ни один индивид, ни одна группа индивидов, ни один орган государственной власти не вправе действовать вопреки закону в широком понимании этого слова;
  • личной свободы, согласно которому индивиды должны иметь возможность действовать самостоятельно и по своей воле, не подвергаясь какому бы то ни было неправомерному принуждению, при условии соблюдения установленных законом пределов такой свободы, связанных с общими интересами;
  • равенства граждан;
  • свободы совести;
  • демократизма (народовластия);
  • социальной справедливости;
  • гуманизма;
  • права на оборону и др.;
  • правосудной защиты (в процессуальном праве);
  • свободы труда (в трудовом праве);
  • уважения и взаимопомощи (в семейном праве);
  • свободного распоряжения собственностью (в гражданском праве) и др.

Как видим, изучение права позволяет выделить и использовать большое количество принципов разного значения и масштаба.

Источник

Основные способы и приемы формирования содержания нормативных правовых актов

Запреты, предписания, дозволения.

Запреты – изложение диспозиции нормы права, устанавливающей необходимость воздержаться от определенных действий (пассивное поведение). Этим способом законодатель понуждает субъектов правоотношений к желаемому поведению, с целью предотвращения противоправных действий.

Предписания – изложение диспозиции нормы права, предписывающей совершение активных действий, с целью исключения негативных последствий для общества.

Дозволения – изложение диспозиции нормы права, предоставляющей участникам правоотношений самостоятельно совершать различные правомерные действия исходя из своего интереса.

Следует отметить, что в процессе правотворческой деятельности важно использовать указанные способы сбалансировано, не отдавая предпочтения одному из них.

Правовые дефиниции и правила их составления.

Дефиниция – способ изложения нормативного материала, содержащего в себе лаконичное (краткое) изложение какого-либо правового понятия или правовой категории и отражающая их наиболее существенные черты, свойства, признаки.

В широком смысле дефиницию как определение какого-либо понятия следует рассматривать в трех возможных формах её существования:

  • законодательная дефиниция;
  • дефиниция, вытекающая из судебного решения;
  • доктринальная (научная) дефиниция.

В основу законодательной дефиниции часто берутся доктринальные и судебные дефиниции. Они позволяют значительно сократить нормативный материал, придают ему системность и доступность, способствуют однозначному пониманию норм права.

Свойства (требования) дефиниций:

– отражать наиболее важные, существенные свойства (функции, признаки) правовых явлений и понятий;

  • быть краткими по форме, но полными по своему содержанию;
  • адекватно совпадать с отражаемым правовым явлением;
  • не должны содержать противоречивых (двояких) суждений.

В юридической литературе имеются разные точки зрения относительно классификации дефиниций.

Читайте также:  Применить способ рядов для измерения размеров малых тел линейка дробь или горох иголка

Так, Т.В. Кашанина в качестве критерия классификации берет за основу содержание и выделяет три вида дефиниций:

  • полные, где отражен полный набор всех существенных признаков и свойств определяемого понятия (ст. 14 УК РФ – понятие преступления);
  • неполные, где отсутствует полный набор всех существенных признаков и свойств определяемого понятия (ст. 56 – ТК – трудовой договор);
  • дефиниции перечни, используемые в том случае когда сложно изложить определяемое явление путем отражения всех его существенных черт и признаков.

Существуют и иные точки зрения относительно классификации дефиниций:

  • дефиниции – перечисления;
  • дефиниции, содержащие синтез составных частей явлений, предметов, документов;
  • дефиниции через сравнение;
  • дефиниции через отличительные признаки;
  • дефиниции, отражающие только один важный признак;
  • общие дефиниции, где отражаются закономерности развития явлений.

Представляется, что перечень видов дефиниций не является исчерпывающим, поскольку он во многом обусловлен творческими способностями законодателя и его предпочтением в выборе различных способов изложения нормативного материала.

Декларации. Декларации выражают «дух» нормативных правовых актов и способствуют формированию их содержания. Посредством деклараций отображается социальная ценность права, его идеалы и принципы.

Содержательная декларация позволяет лучше понять цели и задачи принятого нормативного правового акта, способствует формированию правового сознания и ориентируют на его неукоснительное выполнение.

В структуре нормативного правового акта декларации помещаются в преамбулах, либо в (если таковые отсутствуют) в начале нормативного правового акта.

Юридические конструкции. Этимология термина «конструкция» (от лат. construction) означает строение, устройство, взаимное расположение частей; сооружение сложного устройства, а также отдельные части, его составляющие; сочетание слов, рассматриваемое со стороны их грамматических связей.

Юридические конструкции соотносятся с юридической техникой формирования нормативных правовых актов и являются наиболее сложной составляющей правотворческой техники.

Основной целью юридической конструкции (как вида деятельности) является логическое и органическое объединение нормативного материала (норм права, нормативных предписаний), регулирующего определенную сферу правовых отношений, в единый нормативный правовой акт, а также в систему нормативных правовых актов. Это позволяет систематизировать юридические явления исходя из их правовой природы.

Юридическую конструкцию следует рассматривать и как способ познания и понимания права.

Так, А.Ф. Черданцев определяет значение юридической конструкции в качестве метода познания права: «Юридическая конструкция – гносеологическая категория, инструмент, средство познания правовых явлений». Как средство толкования, юридическая конструкция нацеливает интерпретатора на максимально полное выявление всех элементов соответствующего построения.

Юридическая конструкция означает наличие в ней компонентов (элементов), из которых она слагается. Отсутствие хотя бы одного обязательного элемента свидетельствует об отсутствии правового явления как юридического факта. Например, отсутствие структурного элемента правоотношения свидетельствует об отсутствии правоотношения как такового.

В юридической литературе термин «юридическая конструкция» рассматривается в широком и узком понимании.

В широком смысле в качестве юридической конструкции понимаются все правовые явления и категории, которые имеют определенную структуру или строение: конструкция права; конструкция отрасли права; конструкция правового института; конструкция правосознания и т.д.

В узком смысле юридическая конструкция – это средство законодательной техники, заключающееся в моделировании, определенном логическом построении нормативного материала, а также выступающее как метод познания и толкования права.

Таким образом, юридическую конструкцию следует рассматривать как прообраз (модель), на основе которого осуществляется построение (конструирование) различных юридических составов, структур (юридический состав правонарушения, структура правоотношения, структура нормы права и т.д.).

Рассматривая юридическую конструкцию как модель, следует отразить её признаки.

Во-первых, юридическая конструкция является формой отражения действительности, выражающей тот или иной объект в обобщенном виде.

Во-вторых, юридическая конструкция, являясь моделью, создается в результате абстрактного представления, отвлеченного от многообразия различных видов общественных отношений.

В-третьих, юридическая конструкция, являясь моделью, сохраняя существенные свои признаки, выступает в качестве аналога для построения любой социальной конструкции.

В-четвертых, юридическая конструкция, являясь моделью, служит средством выражения внутренней структуры сложного правового явления.

Таким образом, в теории права юридическая конструкция рассматривается как создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественных отношений (схема отношений), элементы которой тесно связаны между собой с помощью законодательных норм.

Правовые презумпции. Юридический термин презумпция происходит от латинского – praesumptio – предположение (предполагаемое конкретное жизненное обстоятельство) основанное на вероятности. В правотворческой деятельности правовые презумпции используются крайне редко и относятся к исключительным способам формирования нормативного материала.

Читайте также:  Что такое траектория способы ее определения

В юридической литературе выделяют следующие признаки правовой презумпции :

  • презумпции являются абстрактными предположениями, носящими индуктивный характер (на основе частных признаков и явлений обосновывается предположение – презумпция);
  • обоснование презумпции осуществляется на основе очевидных и предполагаемых признаков;
  • неоднократная повторяемость явлений (конкретных жизненных обстоятельств и процессов) свидетельствует об их закономерности и способствует формированию презумпции;
  • презумпция носит предположительно-вероятностный характер.

Правовые презумпции бывают различных видов :

  • общеправовые или межотраслевые презумпции (например, презумпция правосубъектности);
  • отраслевые презумпции (например, презумпция невиновности);
  • по связям с нормами права: закрепленные (фактические) и не закрепленные (юридические) в нормах права;
  • по функциям права: материальные и процессуальные.

Примеры правовой презумпции в семейном праве:

  • право супругов на совместно нажитое имущество, если один из супругов не работал и не имел соответствующих доходов;
  • презумпция отцовства, согласно которой супруг женщины автоматически становится отцом детей этой женщины.
  • способствуют разрешению юридических казусов;
  • правовая презумпция позволяет законодателю выразить доверие и положительное отношение к человеку (например, презумпция невиновности, презумпция добропорядочности и т.п.);
  • способствуют ускорению юридического процесса и экономии времени.

Правовые фикции. Правовые (юридические) фикции в правотворческой практике, также как и правовые презумпции, встречаются крайне редко.

Юридическая фикция – это признание юридическим фактом конкретных жизненных обстоятельств, которые в действительности отсутствуют или отсутствовали. Примеры юридических (правовых) фикций:

  • факт усыновления является юридическим фактом, поскольку порождает правоотношения между родителями и усыновленными детьми;
  • признание гражданина умершим;
  • снятие судимости и т.п.

Таким образом правовая (юридическая) фикция – это особая разновидность юридического факта который, в установленном порядке, становится таковым.

В юридической литературе имеются разные подходы к классификации правовых фикций.

По источнику права:

  • конституционные;
  • отраженные в законах;
  • отраженные в подзаконных нормативных правовых актах.

По форме и способу выражения:

  • юридические (правовые) фикции в виде отрицательных или положительных суждений;
  • юридические (правовые) фикции в виде неопровержимых предположений.

По характеру правовых состояний:

  • юридические (правовые) фикции – фиктивные факты;
  • юридические (правовые) фикции – фактические состояния (конкретные жизненные обстоятельства).

Функции юридических (правовых) фикций:

  • обеспечивают реальность принципов права (справедливости, законности и т.д.);
  • способствуют устранению препятствий и разрешению правовых коллизий;
  • способствуют экономии времени, средств, объема и эффективности юридической работы.

Правовые аксиомы. Правовая аксиома – наиболее неизученная правовая категория.

Отдельные исследователи полагают, что правовые аксиомы не имеют места в юридической теории и практике (А.Ф. Черданцев).

Вместе с тем, правовая аксиома рассматривается как общепризнанная истина, не требующая доказательств.

Правовые аксиомы находят свое закрепление в законодательстве.

В конституционном праве:

  • никто не может свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ);
  • закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ);
  • никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ);
  • никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Виды правовых аксиом.

  • общие (например, где есть право, там есть и его защита);
  • отраслевые (например, судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание).
  • утверждающие (например, решение спора между двумя лицами, не должно вредить третьему лицу);
  • отрицающие (нельзя быть судьей в своем деле).

Функции правовых аксиом:

  • способствуют экономии времени, средств, объема и эффективности юридической деятельности;
  • способствуют обеспечению реальности принципов права (справедливости, законности и т.д.);
  • способствуют упрощению правового регулирования правовых отношений.

Исключения. Исключения – разновидность правил правотворческой техники, позволяющих изменить общее правило поведения, в целях обеспечения законных интересов участников правовых отношений.

  • обеспечивают гибкость законодательства и его приспособленность к жизненной ситуации (приспосабливают норму права к особым оправданным случаям);
  • адаптируют нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам;
  • обеспечивают реальность принципов права.
  • легальные, закрепленные в законодательстве;
  • устанавливаемые по соглашению сторон (в сфере частного права).

Источник

Оцените статью
Разные способы