Способы формирования нетерпимости коррупционного поведения
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Источник
Способы формирования нетерпимости коррупционного поведения
Библиографическая ссылка на статью:
Тороков Д.А. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61038 (дата обращения: 10.11.2021).
Федеральный закон от 2008 года «О противодействии коррупции» предусматривает в качестве одной из мер по профилактике коррупционного поведения – формирование в обществе негативного отношения к коррупционным проявлениям [1].
Cформировать подобное отношение можно лишь активной государственной антикоррупционной информационной компанией, в которую будут входить различные сюжеты по телевизионным каналам об аресте лиц уличенных в коррупционных преступлениях, публикации различных статей в газетах и журналах о преступлениях коррупционной направленности, информирование общества о количестве возбужденных уголовных дел, так же информирование общества о выявленных коррупциогенных факторах и демонстрации различной статистической информации.
Очень действенным, как считают некоторые ученые, будет создание различных документальных и художественных фильмов, социальных роликов, а так же издание различных буклетов и листовок, содержащих различную антикоррупционную информацию [2, c.180].
Однако, многие ученые и государственные деятели склоняются к тому, что подобный подход будет малоэффективным. Более того, считается, что затраты, которые будут произведены в это сфере, речь идет о десятках миллионах рублей, будут не только малоэффективными, но даже будут иметь отрицательный эффект.
Во многом это обусловлено тем, что активное пропагандирование в этой сфере будет формировать в обществе не негативное отношение к коррупции, а лишь создаст в обществе образ должностных лиц как рассадников коррупции, более того многие граждане придут к выводу что в нашем государстве власть тотально коррумпирована.
Приведенный выше пример касается лишь формирования отношения общества к коррупции. Еще более отрицательно подобная политика скажется на государственных служащих, так как уже было сказано, в обществе сформируется стойкий негативный образ государственных и муниципальных служащих. Государственным чиновникам будет сложно работать в обществе, где многие считают тебя коррупционером, вследствие этого у чиновников снизится мотивация и производительность труда, а подобная тенденция негативно скажется на деятельности всего государства.
Одним из эффективных методов, по мнению ряда ученых, в сфере формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению является антикоррупционное образование, которое позволит сформировать в обществе мировоззрение, осуждающее коррупцию. Оно включает в себя развитие правового сознания и гражданской этики приобретение знаний о механизмах защиты от коррупции. Так же антикоррупционное образование предполагает формирование в обществе социальной активности в сфере борьбы с коррупцией [3, c.36]
На сегодняшний день в России делаются попытки по введению антикоррупционного образования на всех уровнях от начального до высшего. В основном это проявляется в проведении в общеобразовательных учреждениях следующих мероприятий: классных часов, на которых обсуждаются проблема коррупции, введение элементов антикоррупционного образования в такие предметы как обществознание, литература, история и т. п.
И.В.Тепляшин предлагает проводить во всех учебных заведениях занятия по темам например «Коррупция как угроза национальной безопасности России», для того чтобы молодые граждане активно использовали антикоррупционные механизмы.[4, c.101 ]
В вузах помимо различных факультативных занятий проводятся специальные семинары, в некоторых из них даже предусмотрены специальные дисциплины, посвященные отдельным аспектам коррупционных проявлений. Все же необходимо отметить, что указанные дисциплины в основном внедрены при подготовке юристов, государственных служащих и экономистов. Подобное положение, является не совсем правильным, так как знаниями в области противодействия коррупции должны обладать все граждане, тем более лица, пучившие высшее образование.
Учитывая вышесказанное следует отметить, что для эффективной реализации антикоррупционного образования в нашей стране необходима подготовка педагогов-профессионалов, которые сумеют активно осуществлять информационно-идеологическую подготовку выпускников всех уровней.
Еще одним не маловажным моментом в сфере антикоррупционного образования является повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции данную задачу поставила перед высшими учебными заведениями Национальная стратегия противодействия коррупции утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года. [5]
В целом, антикоррупционное образование в случае ее активного применения позволит обеспечить рост правосознания в обществе, будет развивать демократические институты и может сформировать в нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
Библиографический список
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // СПС Консультант плюс.
- Кабанов П.А. Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. C. 178-185
- Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука, 2014, N 2. С. 34-40
- Тепляшин И.В. Механизм противодействия коррупции в современной России. Участие общественности. Красноярск: филиал НОУ ВПО “СПб ИВЭСЭП” в г. Красноярске, 2013. С. 99-105.
- Национальная стратегия противодействия коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации // СПС консультант плюс
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге
Одной из основных задач органов государственной власти в сфере противодействия коррупции является предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции). Профилактика коррупции осуществляется в том числе путем формирования в обществе нетерпимости
к коррупционному поведению (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — далее Федеральный закон «О противодействии коррупции»).
Наличия законодательной базы в сфере противодействия коррупции недостаточно для создания здоровой правовой основы жизнедеятельности общества. Отношение человека
к коррупции зависит от нравственного и духовного фундамента его личности, уровня образования и культуры. Правовой нигилизм служит почвой для многих негативных социальных явлений, в том числе и для коррупции. Формирование негативного отношения к различным формам проявления коррупции в обществе существенно затруднено в силу фрагментарности знаний граждан о признаках коррупционных действий. Поэтому так важно повышение уровня правового сознания и правовой культуры. Исправить уже сформировавшегося зрелого человека с порочными и беспринципными наклонностями практически невозможно, и пугает его, в основном, только угроза уголовного наказания. В этой связи необходимо также отметить слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции: «Ключевой задачей остаётся формирование в обществе и у государственных служащих антикоррупционного правосознания, неприятие нарушения закона должно воспитываться со школьной скамьи».
К задачам воспитательной работы относится создание устойчивых представлений об основных видах коррупционных правонарушений. С одной стороны, это позволяет разрушить ошибочные представления о «безобидности» и безвредности наиболее распространенных в обществе коррупционных способов взаимодействия граждан с органами государственной власти и должностными лицами; с другой стороны, при уточнении признаков коррупции исключаются спорные ситуации, не имеющие признаков противоправной деятельности и не относящиеся к коррупционным правонарушениям. Таким образом, преодолеваются ошибочные представления о понятии коррупции, тиражируемые средствами массовой информации и социальными сетями, повышается эффективность верного распознавания коррупционных проявлений, расширяются представления об истинных причинах и условиях развития коррупции, о вреде, который она причиняет личности и обществу.
Коррупция подрывает авторитет государственной службы, и борьба с данным явлением является на сегодняшний день одной из самых актуальных направлений государственной политики.
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции – деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции;
в) по минимизации последствий коррупционных правонарушений.
Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Взятка – получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Покровительство – это защита, заступничество, поощрение какой-нибудь деятельности. Попустительство – умышленное невоспрепятствование совершению преступления при наличии возможности принять меры, необходимые для его пресечения или предотвращения.
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Законодателем установлен примерный перечень таких мер. Это:
– определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
– сотрудничество с правоохранительными органами;
– принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;
– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
– недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы и производственной отраслью, в которой она функционирует.
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона
«О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или
в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение
к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.
Ответственность юридического лица за совершение коррупционных правонарушений предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение определенных действий (бездействия). Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», влечет установленную статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях административную ответственность, в том числе юридического лица. Организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения
с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать
о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Неисполнение работодателем указанной обязанности, является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.
Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 7.1 статья 81) предусмотрена возможность расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя в случае:
— непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу/супруга и несовершеннолетних детей;
— открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
— владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми.
Таким образом, незаконное вознаграждение от имени юридического лица, незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего влечет для виновных лиц административную ответственность, а трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя за совершение коррупционных правонарушений.
Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.
Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:
— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.
Поведение, воспринимаемое окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для сотрудника организации, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации организации в целом.
Для предупреждения подобных негативных последствий сотрудникам следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, государственных структур, гражданами, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Необходимо воздержаться от употребления таких выражений, как:
«вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну, что делать будем?», «надо-ж-дать!» и т.д.
Также следует воздержаться от обсуждения таких тем, как:
-низкий уровень заработной платы;
— желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
— отсутствие работы у родственников;
— необходимость поступления детей в образовательные учреждения и т.д.
Следует воздержаться от различных просьб, адресованных представителям организаций и граждан, чья выгода зависит от их решений и действий, иначе это будет восприниматься как просьба о даче взятки;
К общим обязанностям работников относятся:
— незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации
о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
— незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации
о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
— сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу
о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов. В этом случае надлежит написать уведомление о конфликте интересов. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность
ее возникновения в будущем.
Примеры конфликта интересов.
- Компания, производитель каких–либо программ вручает директору исследовательский грант. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным применять в своей работе программы именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
- Человек является директором организации, а его сын работает у него помощником.
- Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает начальнику достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
- Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
- По итогам года директор выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у компании имеются серьезные убытки.
- Родственники или прочие близкие для лица люди собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где он трудится, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.
- С сотрудником при приеме на работу проводит собеседование его родственник.
Запрещено получать в связи с выполнением должностных обязанностей подарки от физических и юридических лиц. Исключение составляют случаи получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, и то воспользоваться ими можно будет только после их сдачи и в случае выкупа. Если подарок стоит менее 3 тыс. руб., он будет возвращен лицу без выкупа по акту приема – передачи.
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит о ЗАПРЕТЕ дарить подарки за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает
3–х тысяч рублей. Речь здесь идет о дарении подарка, а не его получении. То есть получать подарки нельзя, какой бы стоимости они не были.
Источник