Способы формирования навыков учебной деятельности у обучающихся

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО
статья на тему

Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО

Никулина Людмила Валентиновна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 31

На современном этапе существует множество обстоятельств, обусловливающих актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества.

Одним из таких обстоятельств является несформированность у учащихся умения учиться. Это вызвано усложнением содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности.

Важно отметить, что обучение строится на субъект-субъектном взаимодействии ученика и учителя. Ведущую позицию занимает системно-деятельностный подход, ведь личность формируется только в деятельности.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Совершенствование формирования у учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах учителей на сущность этих понятий. Общим признаком умений и навыков является то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.

Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому отмечается, что действия, совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы.

Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль за его выполнением осуществляется главным образом подсознательно. Это разгружает мозг, помогает решать ему сложную мыслительную задачу.

Умения и навыки подразделяются на обобщенные (межпредметные) и частные (специфичные для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие. Однако такое деление умений на виды является в определенной мере условным, так как часто нет резкой границы, различающей их. Помня об условном характере делений умений на виды, все же полезно в практике обучения различать их по преобладающему признаку.

В основу определения уровней развития у учащихся умений учиться положена характеристика познавательных действий. Под действием понимается осознанный, целенаправленный акт, решение познавательной задачи. В обучении можно наблюдать различные действия учащихся, например, составление плана текста, решение задачи по математике, выполнение опытов по окружающему миру и т. п. Каждое из них может быть как репродуктивным, так и продуктивным. Поэтому умения, формирующиеся в действиях по образцу, относятся к репродуктивным. Продуктивные умения формируются в действиях, с помощью которых учащиеся самостоятельно добывают знания и усваивают способы учения. Следует отметить некоторую условность деления умений на репродуктивные и продуктивные, в связи с тем, что между соответствующими их видами учебной деятельности имеет место диалектическая взаимосвязь. В структуре обобщенного продуктивного умения находятся более простые умения и навыки, носящие репродуктивный характер (например, умения и навыки чтения, письма, устного счета, графические и т. д.).

В репродуктивных действиях проявляются два уровня умений. К первому из них относятся умения действовать только лишь по известному образцу в стандартной ситуации. Проиллюстрируем этот уровень на примере основных межпредметных умений:

1) воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, например: делить материал на смысловые части, выделять главное, составлять план, делать выписки, вести записи по прямому предписанию учителя;

2) умения закреплять и применять знания (умения отбирать и заучивать материал своими словами и наизусть, строить рассказ по указаниям и инструкциям, умения выполнять упражнения, опыты) по готовым образцам и алгоритмам в стандартной ситуации;

3) организационные умения (соблюдать режим дня, устанавливать порядок на рабочем месте, чередовать последовательность различных видов труда и отдыха, оценивать результаты своих действий, выполняемых по прямым предписаниям и инструкциям в знакомой ситуации).

Второй уровень развития умений также относится к репродуктивным действиям, но совершаемым не в стандартной, а в несколько измененной ситуации. Эти действия осуществляются на основе выбора способов из ранее известных (типовых) способов методом проб и ошибок. Состав (перечень) умений данного уровня одинаков с составом умений первого уровня развития.

Третий и четвертый уровни развития умений проявляются в продуктивных действиях, в которых мысленный анализ осуществляется не механическим перебором эталонов, а синтетическим актом соотнесения условия с требованиями задачи. Выделение третьего и четвертого уровня развития умении соответствует делению продуктивных действий на частично-поисковые и поисковые (творческие).

К третьему уровню относятся следующие умения:

1) воспринимать и осмысливать знания (умения осуществлять частично-самостоятельный поиск проблемы, гипотезы и ее решения);

2) закреплять и применять знания (конструировать рассказ в различных его вариантах—ответ на зачете, выступление на конференции и т. д.), умения выполнять упражнения, опыты, лабораторные работы в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов мысленными пробами;

3) организационные умения (умения самостоятельно поставить в новой ситуации отдельные цели и задачи учебной деятельности, разработать к ним планы, критически оценивать и корректировать свою деятельность).

Четвертый уровень — творческие умения:

1) воспринимать и осмысливать знания (самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения);

2) закреплять и применять знания (умения творчески разрабатывать и использовать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях). Умения самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т. п.);

3) организационные умения (умения самостоятельно ставить перед собой общие цели и задачи учебной деятельности, расчленять их на частные, разрабатывать оригинальные планы и реализовывать их с достижением высоких результатов, корректировать ход своей деятельности).

Процесс формирования у учащихся умений учения и труда осуществляется во взаимосвязи с воспитанием мотивации учения. Традиционно сложилось раздельное изучение педагогами и психологами этих двух взаимосвязанных сторон учения школьников.

Исследователи мотивов учения установили, что положительная мотивация благотворно влияет на овладение школьниками способами учебно-познавательной деятельности. Исследователи способов учения обнаружили, что формирование умений благотворно влияет на формирование мотивов учения учащихся. Обнаружено также, что способы учебно-познавательной деятельности являются не только средствами удовлетворения познавательной потребности, но и сами становятся ими. В исследованиях, проведенных под руководством профессора Г. И. Щукиной, показано, что взаимовлияние познавательного интереса и обобщенных умений благотворно влияет на их дальнейшее развитие, а более высокие уровни развития умений соответствуют более высоким уровням познавательного интереса.

В заключении можно отметить, что традиционная система ЗУН не утратила своей значимости. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Список используемой литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В.

Бурменская, И.А. Володарская и др.); / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Источник

Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы и приёмы формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности Докладчик Лобанова Н. А., учитель физики МАОУ Винзилинская СОШ имени Г. С. Ковальчука Тюменского муниципального района Тюменской области 2015 Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Этапы формирования УУД (универсальных учебных действий) формирование первичного опыта выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его к самостоятельному выполнению овладение общим способом (алгоритмом) выполнения соответствующего УУД на основе имеющегося опыта включение изученного УУД в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Зачем УУД каждому ученику? иметь возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; для успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Четыре вида УУД 1. личностные; 2. регулятивные, включая саморегуляцию; 3. познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4. коммуникативные действия * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Эффективные приемы формирования УУД обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи. самоконтроль и самооценка. * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Приемы формирования УУД в образовательном процессе: 1. Опора на личный жизненный опыт учащихся. 2. Использование занимательного игрового материала. 3. Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания. 4. Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели. 5. Моделирование цели урока, введение понятия «задача». 6. Постановка цели не только на отдельный урок, но и на длительный период времени. * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Проблемная ситуация — «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». А. М. Матюшкин Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Возникает необходимость овладения учеником новыми способами действий Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

УУД – целостная система взаимосвязанных и взаимообуславливающих видов действий Формирование УУД — целенаправленный, системный процесс, реализуемый через все предметные области и внеурочную деятельность УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса Формирование УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах Способы учета уровня сформированности УДД указаны в программных требованиях по каждому предмету, вт.ч. Во внеурочной деятельности Универсальный интегрированный Портфолио ученика – лучший способ педагогического сопровождения этого процесса Результаты усвоения УУД для каждого класса – ориентир при организации мониторинга их достижения *

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные действия — смыслообразование — самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий. Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Конструктор приемов, формирующих УУД Приёмы формирования регулятивных УД: Лист самоконтроля и самооценки (чек-лист) Система контрольных работ, направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки Методика учебной деятельности (технология Эльконина-Давыдова) Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Конструктор приемов, формирующих УУД Приёмы формирования познавательных УД: Тетрадь открытий, прием толстых и тонких вопросов; прием Фишбоун; карусель ; мозговой штурм ; перекрестная дискуссия ; шесть шляп мышления ; чтение с остановками; оценочное окно; прием «Верные-неверные утверждения»; древо предсказаний; эссе, свободное письмо; исследовательская работа символического видения, сравнения версий, «Если бы. », самостоятельное конструирование определений и понятий, «ключевых слов», эвристическое исследование; конструирование вопросов, смысловых ассоциаций; вживание, образное видение, «Закончи предложение» и т.д. Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Конструктор приемов, формирующих УУД Приёмы формирования коммуникативных УД: • Давать учащимся время на обдумывание их ответов. • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Личностные методы и приёмы УУД — участие в проектах; — подведение итогов урока; — творческие задания; — зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; — мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; — самооценка события, происшествия; — дневники достижений; Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Познавательные методы и приёмы УУД отличия» (можно задать их количество); -«на что похоже?»; -поиск лишнего; -«лабиринты»; упорядочивание; -«цепочки»; -хитроумные решения; -составление схем-опор; -работа с разного вида таблицами; -составление и распознавание диаграмм; -работа со словарями; Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Регулятивные методы и приёмы УУД преднамеренные ошибки»; -поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль -взаимный диктант -диспут -заучивание материала наизусть в классе -«ищу ошибки» -КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Коммуникативные методы и приёмы УУД -составь задание партнеру; -отзыв на работу товарища; -групповая работа , в т.ч. по составлению кроссворда; — «отгадай, о ком говорим» -«подготовь рассказ. », -«опиши устно. », -«объясни. » Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

УУД на уроках физики (лабораторная работа) Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Личностные везде Коммуникативные и регулятивные Коммуникативные и познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Регулятивные Все 4-ре УУД Коммуникативные Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать личностные УУД? при работе в группах, при обсуждении планов исследований, при представлении результатов исследований в форме отчёта о лабораторной работе Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать познавательные УУД? При умение поставить учебную задачу; при планировании экспериментальных исследований (выбрать способ решения учебной задачи); при анализе результатов исследований формируются логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи; при выводе формулы для расчёта определяемой величины формируются навыки нахождения необходимой информации в учебнике; при структурировании полученных знаний; при работе с учебником формируется навык работы с информацией; при разработке методики измерения величины формируется навык постановки и решения проблемы. Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать коммуникативные УУД? при работе в группах. Работа в группах развивает у учащихся умение вступать в диалог и вести его, участвовать в коллективном обсуждении проблем, чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других людей, уметь соглашаться с оппонентом. Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать регулятивные УУД? уметь ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации, оценивать эффективность выбранных способов деятельности и получаемых результатов. Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Все новое – хорошо забытое старое /Запас знаний и опыта для формирования УУД есть у каждого педагога/ Успехов всем в освоении старого (ОУУН) — нового (УУД)! Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.» * Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Источник

Читайте также:  Операции при бедренной грыже способ бассини
Оцените статью
Разные способы