- Мышление. Виды мышления. Рекомендации по развитию мышления у учащихся материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие мышления школьника
- Психологические факторы школьника, требующие изменения в мышлении
- Особенности тренировок на развитие мышления в раннем школьном возрасте
- Сравнения
- Выделение важных и не важных деталей
- Обобщения
- Понятия
- Причинно-следственная связь
- Закономерность
- Развиваем все виды мышления в игровой форме
- Упражнения на словесно-логическое мышление
- Упражнения на наглядно-образное мышление у школьников
- Упражнения на наглядно-действенное мышление
Мышление. Виды мышления. Рекомендации по развитию мышления у учащихся
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie.docx | 173.22 КБ |
myshlenie.ppt | 659 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мышление. Виды мышления. Рекомендации по развитию мышления у учащихся.
Мышление является психическим процессом, касающимся только человека, никакие больше создания на земле не способны к мыслительным процессам. Мышление – это высшая форма воспроизведения нервной системой человека всего, что окружает его в среде обитания.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.
Виды мышления
Существует несколько классификаций видов мышления. В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выделить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ. Анализ целостного системного объекта обнаруживает в нем некоторую простую связь (или отношение), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного системного объекта. Задача теоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведении к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действия обобщения.
Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществления этих действий являются общие представления (или эмпирические понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необходимые функции в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.
По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.
Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.
Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.
Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)»1.
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11—12 до 14—15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
Источник
Развитие мышления школьника
Категории:
Популярные публикации:
Порекомендовать друзьям:
Bogdan Moroz 18.10.2019 1019
Многие родители переделяют должное внимание раннему умственному развитию своих детей с самых первых месяцев жизни, и такой подход совершенно оправдан и эффективен. Постепенно усложняя задачи и развивающие игры, можно добиться прогрессии в интеллектуальном совершенствовании личности, однако, стоит брать ко вниманию особенности психологической нагрузки на ребенка в различные периоды его жизни. Таким образом построены разработанные специалистами онлайн тренажеры мышления, которые в зависимости от возраста и степени тренированности, подбирают оптимальную нагрузку и тип упражнений, который в данный период наиболее нуждается в развитии. Для самостоятельных упражнений с школьником, следует рассмотреть те естественные процессы в формировании личности, которые протекают в данный период онтогенеза.
Психологические факторы школьника, требующие изменения в мышлении
До того, как растущая личность плотно начала взаимодействовать с социумом, ребенок позиционировал все происходящее с эгоцентрической точки зрения, что в первую очередь, концентрировало все его внимание на собственных потребностях, чувстве комфорта и удовлетворенности окружающей обстановкой. Этот процесс в той или иной степени зависит от окружения, наличия других детей в семье и характера воспитания, однако с уверенностью можно рассуждать о том, что в дошкольном возрасте ребенок не относит себя к социуму, со всеми вытекающими последствиями.
Первое новшество, с каким сталкивается молодой школьник, это ответственность и некая моральная обязанность. Из потребительского, мышление начинает формироваться в социальное, а ответственность мотивируется не только наказанием, но и признанием других участников окружения.
Тип мышления также претерпевает значительных изменений, и если раньше активно происходило познание окружающего мира через наглядно-образное мышление, до этого момента уже хорошо развитое, то теперь на первое место выходит более прогрессивный вид умственной деятельности – словесно-логическое мышление. Эти изменения несут в себе как определенный стресс для человека, так и более эффективное умственное развитие личности. Таким образом, в процессе тренировки, важно подобрать правильное соотношение между различными по типу упражнениями и уделить достаточное внимание формируемому и новому образу мышления для ребенка, так как дальше именно на словесно-логическом мышлении будет построено обучение общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Важные элементы тренировки в данный период:
- Понятие – то, что необходимо школьнику для освоения новых знаний, научных данных и терминов в процессе обучения. Овладение понятием входит в основу, гарантирующую успех в освоении новых знаний.
- Суждение – его тренировка позволит ребенку сравнивать получаемые знания и выявлять истинность утверждений. С помощью суждений школьник определяет степень соответствия заявленной информации действительности и превращает полученные знания в выводы.
- Умозаключение – необходимый компонент мыслительного процесса, который отвечает за обобщение знаний и преобразование ее в удобный для запоминания формат. Именно умозаключения откладываются в голове на длительное время и часто бывает, что человек даже не может вспомнить, почему он так считает, однако стереотип надежно откладывается в памяти.
Особенности тренировок на развитие мышления в раннем школьном возрасте
В этом разделе мы рассмотрим каким именно мыслительным приемам стоит научиться школьнику и как это ему поможет в дальнейшем. Так как развивается качественно новый уровень умственной деятельности, тои понятия и инструменты, присущи ему, должны занять основное внимание в этот период тренировок.
Сравнения
Умение сравнивать объекты, находить степень их полезности, отличительные черты и характеристики, даже если они не похожи между собой, во многом помогает ребенку более эффективно познавать мир. При этом не имеется в виду лишь визуальное сравнение, по типу «найди 5 отличий», но в большей степени работа с образами, словесными понятиями, абстрактными объектами, не существующими в реальном мире. Последние не только полезны для развития сравнения, но и стимулируют креативное мышление.
Выделение важных и не важных деталей
Поиск ключевых деталей и характеристик объекта, помогает сконцентрироваться на главном и не отвлекаться на второстепенные детали. Эта способность играет важную роль в умении классифицировать понятия, объекты и находить для них основное применение. В дальнейшем эти навыки помогут подобрать краткий, лаконичный и емкий заголовок к тексту или группировать объекты по их основным признакам. Без такого умения, процесс освоения знаний будет абсолютно неэффективным, а ученик отстающим.
Обобщения
Данный мыслительный инструмент базируется на предыдущем, и дает способность формировать группы объектов, которые имеют одинаковые или схожие базовые характеристики. В случае с информацией об определенном событии, обобщение позволяет упустить второстепенную информацию и изложить только суть, которая имеет ценность для слушателя.
Понятия
Это новый объект для мыслительной системы ребенка, однако, для дальнейшего познания мира он очень важен. Оперируя понятиями, школьник будет изучать те процессы, которых он не видит, однако получает знания о них. Не развивая понятия, личность остается на примитивном начальном уровне обработки знаний и не может перейти на высшую ступень знакомства с окружающим миром.
Причинно-следственная связь
Важный элемент логического мышления, который определяет связь между какими-то действиями и результатом. Кроме того, что такое умение существенно облегчает процесс образования и делает его эффективным, оно еще играет важную роль в становлении личности как части социума, определяя такие понятия как ответственность, наказание, поощрение. Мышление такими категориями, позволяет с высокой точностью восстанавливать недостающие элементы картины события или прогнозировать исход определенных действий.
Закономерность
Нахождение определенной закономерности в группе объектов, позволяет прогнозировать продолжение логической цепочки или группировать данные с высокой точностью. Такое умение очень понадобиться в точных науках, однако оно будет н лишним и в других направлениях образования.
Развиваем все виды мышления в игровой форме
Начало школьного периода и огромное количество заданий, являются стресс-фактором для ребенка, что вполне нормально для его развития, однако дополнительные тренировки умственных способностей намного лучше воспринимаются, в этот период, в игровой форме. На развитие словесно-логического мышления у молодого школьника, направлена учебная программа, которая может быть дополнена в разумных пределах специальными тренажерами или индивидуальными заданиями в игровой форме.
Упражнения на словесно-логическое мышление
Это в первую очередь те игры, которые помогут связать слова с реальными предметами или знакомыми образами:
- Нахождение предмета по описанию – среди предложенных предметов, нужно выделить один или несколько, которые будут соответствовать заявленным условиям (вес цвет, форма, материал и др.)
- История по картинкам – на основании рисунков, нужно составить краткую историю, которая объясняла бы все нарисованное логично или творчески (тренируется дополнительно логическое или креативное мышление).
Наглядно-образное мышление на данный момент уже имеет довольно высокую степень развития, однако его тренировка все еще очень важна и требует постоянства.
Упражнения на наглядно-образное мышление у школьников
В этом пункте, будет не лишним задействовать творчество ребенка, так как это сделает тренировку интереснее и продуктивнее:
- Снять короткий видеоролик – пользуясь своим смартфоном, школьник должен создать короткий ролик с заранее заданными условиями (образами). Выбрать эти условия можно заранее, а можно предоставить это решение самому автору ролика.
- Нарисовать картину по заданному сюжету – чем больше условий, тем эффективнее процесс тренировки, не обязательно объекты на рисунке должны быть существующими, можно смело подключать воображение.
- Написать сказку с выполнением условий – условия определяют сложность тренировки, при выполнении этого задания потребуется как логическое умение, так и творчество.
- Головоломки, логические задачи и задания на поиск закономерностей – такие упражнения можно подбирать как индивидуально, так и проходить их в специальных тренажерах мышления, которые доступны онлайн в соответствующем разделе.
Наглядно действенное мышление требует для своей стимуляции совмещения определенных действий с видимыми образами, что и нужно добиться при подборе заданий.
Упражнения на наглядно-действенное мышление
Образ из которого будет браться пример, требующий действий, может быть готовым (инструкция, пример другого человека) или изначально придумываться самим школьником (что намного сложнее и больше подходит в старшем возрасте):
- Сборка макетов – разнообразие материалов позволяет выбрать увлечение на свой вкус и возможности. Это могут быть как модели техники, так и здания, ландшафты и т.д.
- Моделирование – сложное увлечение, которое позволяет создать прообраз настоящего объекта с условием масштаба и всех особенностей механики.
- Изобразительное искусство – репродукция картины, рисование с натуры и еще много творческих заданий входят в этот раздел.
Источник