- Формирование и управление муниципальной собственностью
- Формирование и управление муниципальной собственностью
- Формирование и управление муниципальной собственностью
- Некоторые концептуальные и дискуссионные аспекты
- Моя позиция: максимальное использование режима муниципальной казны,
- Глава 1. Понятие, содержание и целевое назначение публичной
- Муниципальная собственность (объекты)
- Муниципальная собственность (субъект)
- Право собственности
- Целевое назначение муниципальной собственности
- Объекты муниципальной собственности МО
- Основания возникновения права муниципальной собственности
- Основания прекращения права муниципальной собственности
- Перераспределение публичной и разграничение муниципальной
- Процедуры перераспределения и разграничения
- Правовые позиции КС по муниципальной собственности
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Правовое регулирование эффективности управления муниципальной
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Эффективность управления муниципальной собственностью
- Правовые режимы использования муниципальной собственности
- Хозяйственное ведение —
- Передача имущества из хозяйственного ведения
- Хозяйственное ведение – проблемы режима
- Оперативное управление —
- 1. Понятие
- 1. Понятие (сферы деятельности)
Формирование и управление муниципальной собственностью
Презентация: «Формирование и управление муниципальной собственностью». Автор: Emil Markwart. Файл: «Формирование и управление муниципальной собственностью.ppt». Размер zip-архива: 150 КБ.
Формирование и управление муниципальной собственностью
Формирование и управление муниципальной собственностью
д-р Эмиль Маркварт ©
Некоторые концептуальные и дискуссионные аспекты
1. Особенность — «смежный», «стыковой» характер многих вопросов муниципальной собственности (право и экономика, частное и публичное) Моя позиция: приоритет норм частного права! 2. Конституционный принцип равенства (и равной защиты) форм собственности и его реализация применительно к МС. Конфликт с принципом целевого назначения Моя позиция: приоритет принципа равенства 3. Способы реализации принципа целевого назначения (в т.ч. в локальных НПА). (НЕ)обходимость перечней? 4. Муниципальное образование как субъект права МС. Правовой статус и полномочия органов МСУ Моя позиция: собственники и участник гражданских правоотношений — только МО! МСУ — только представители. Вредоносность статуса юрлиц! 5. Несовершенство и противоречивость правовых режимов хозведения и оперативного управления
Моя позиция: максимальное использование режима муниципальной казны,
отказ от хозведения полностью и от опер.управления — там, где это возможно. Использование альтернативных ОПФ для муниципальных ХС 6) Передача имущества по договорам. Проблематика ст 17.1 Закона о защите конкуренции. Проблематика законодательства о ПЧП. Моя позиция: некоторое «ослабление» ст. 17.1. определиться с целями закона об основах ГЧП и соотношение с концессионным зак.-вом 7) Особенности некоторых объектов и управления ими (жилые помещения, земельные участки) 8) Эффективность управления МС (цель или средство; критерии и порядок оценки) Моя позиция: должна оцениваться социальная эффективность; приоритет СЭ перед экономической (шире чем бюджетная) 9) Необходимость, возможности и ограничения профессионализации управления муниципальной недвижимостью
Глава 1. Понятие, содержание и целевое назначение публичной
(государственной и муниципальной) собственности глава 2. Формирование публичной (государственной и муниципальной) собственности глава 3. Управление государственным и муниципальным имуществом глава 4. Правовые режимы использования государственного и муниципального имущества глава 5. Передача публичного имущества частным хозяйствующим субъектам по договору глава 6. Приватизация государственного и муниципального имущества
Структура курса/дисциплины «Управление государственным и муниципальным имуществом»
Муниципальная собственность (объекты)
Муниципальная собственность (субъект)
Муниципальная собственность – собственность МО. Собственник – МО – корреспондирует ст. 124 ГК РФ (МО — участник гражд. правоотношений). Понятие МО – ст. 2 Закона №131-ФЗ не дает юрид. признаков МО; на основе анализа теории и зак.-ва – МО – публично-правовое образование, в границах (на территории) которого осущ.-ся местное самоуправление. Закрепление статуса МО осущ.-ся законом субъекта РФ. Обязат. признаки – наличие территории и органов МСУ (искл. – если МСУ на терр.-и МО осущ-.ся непоср.-но населением). Наличие имущества не явля-ся обязат. признаком, но имущество и финансы «следуют» за статусом МО. Органы МСУ действуют в гражданских (в т.ч. имущ.-ных) отношениях от имени МО (ст. 125 ГК РФ) – представители!
Право собственности
Риск случай ной гибели
Бремя содер жания имущества
«Правомерное» польз. Имущ.Вом
Целевое назначение муниципальной собственности
эффективное осуществление конституционных полномочий местного самоуправления; решения основных задач жизнеобеспечения населения; обеспечение возможности оказания услуг населению, в том числе обеспечение возможности функционирования муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги; создания благоприятной социальной обстановки и решения социальных задач Т.о. –муниципальная собственность предназначена только для решения задач местной власти. Принцип целевого назначения тесно связан со специальной правоспособностью МО Способ реализации в законод.-ве – устан. перечней имущества, могущего находиться в МС (ст. 50 №131-ФЗ) и требований по обязат. передаче (ст. 85 №131-ФЗ и ст. 154 Закона №122-ФЗ), перепрофил./ приватизации (ст. 50) Правовые позиции Конст. Суда РФ в отношении толкования норм ст. 50 Закона №122-ФЗ и п. 11 ст. 154 Закона №122-ФЗ
Объекты муниципальной собственности МО
Ст. 50 Закона №131-ФЗ: имущество, предназначенное для: 1) решения устан. законом №131-ФЗ вопросов местного значения (указанное в частях 2 — 4 ст. 50); 2) осуществления отдельных гос. полномочий, переданных органам МСУ, в случаях, устан.-ных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также для осуществления отдельных полномочий органов МСУ, переданных им в порядке, предусм. ч. 4 ст. 15 Закона №131-ФЗ; 3) обеспечения деятельности органов и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соотв. с НПА представительного органа МО; 4) решения вопросов, право решения которых предоставлено органам МСУ федер. законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. В собственности МО может находиться иное имущество, необх. для осущ.-ния полномочий по решению вопросов местного значения (п. 2.1 — поселения, п. 3.1 – муниц. районы и по смыслу п. 4 ст. 50 – гор. округа; закон от 30.11.2011 №361-ФЗ) Непрофильное имущество – перепрофилирование или приватизация
Основания возникновения права муниципальной собственности
Первоначальные: создание новой вещи для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (ст. 218 ГК РФ) право собственности на плоды (приплод, доходы) – ст. 136 ГК право собственности на предметы сбора, добычи (в соотв. с законом – ст. 218 ГК) Производные – приобретение приобретение объекта по договору купли-продажи, мены, дарения или иного отчуждения наследование по завещанию наследование по закону выморочного имущества в виде ж/п (ст. 1151 ГК) правопреемство по итогам реорганизации приобретение ПС на безнадзорных животных (ст. 231 ГК), находку (ст. 228 ГК) приобретение ПС в результате перераспределения и/или разграничения публичной собственности в соответствии с федеральным законодательством (ст.ст. 50, 85 Закона №131-ФЗ, ст. 154 Закона №122-ФЗ) Признание права по суду: признание ПС на самовольную постройку судом (ст. 222 ГК) признание ПС на бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК), брошенные движимые вещи (ст. 226 ГК) признание ПС в силу приобретальной давности (ст. 234 ГК)
Основания прекращения права муниципальной собственности
Ст. 235 ГК РФ: отчуждение имущества другим лицам (для МО – это приватизация, перераспределение или разграничение) гибель или уничтожение имущества утрата ПС на имущество в иных случаях, предусм. законом принудительное изъятие (обращение взыскания на имущество по обязательствам – ст. 237, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу – ст. 238, отчуждение в связи с изъятием земельного участка для гос. нужд или ввиду ненадлежащего использования земли – ст. 239, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей – ст. 240, выкуп доли в общей собственности) Перечень оснований принудительного изъятия – только в ГК РФ! Особенности прекращения права публичной соб.-ти (недопустимость отказа от ПС в общем порядке, передачи частным лицам без соблюдения устан. процедур) Оценка современной дискуссии о «национализации»
Перераспределение публичной и разграничение муниципальной
Перераспределение – законод. урегул.-ная процедура передачи имущ. объектов и прав собственности на них из гос. соб-ти в муниципальную и наоборот в целях приведения в соотв.-е компетенции публично-правовых образований и их имущ. обеспечения. Разграничение — . передача . объектов муниц. собственности между разл. МО. (в тех же целях). Разграничение – частный случай передачи публичной соб-ти (сохр. форма) Соответствие имущества спец. правоспос. д/б обеспечено ст. 50 №131-ФЗ Законы №131-ФЗ и 122-ФЗ – пытались ввести принципы обязательности и безвозмездности перераспределения (и разграничения). ГК РФ — нет норм о принудительном и безвозмездном изъятии объектов собственности в связи с перераспределением полномочий. Толкование норм – КС РФ (см. ниже) Процедуры: перераспределение – п. 11 ст. 154, разграничение – п. 11.1 ст. 154 №122-ФЗ. Вопросы: применимость процедур по истечении устан. срока; применимость норм п. 11 к процедуре разграничения; применимость норм пп. 11 и 11.1 к иным основаниям передачи имущества между публичными соб-ками
Процедуры перераспределения и разграничения
Решения исполнительных органов госвласти о передаче в собственность субъектов РФ или РФ муниц. имущества принимаются по предложениям ОМСУ Передача в федеральную соб.-сть или соб.-сть субъекта РФ из муниц. соб.-ти имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается Решения о передаче федерального имущества, имущества субъектов РФ в муницип. соб.-сть, а также о приеме муницип. имущества в соб.-сть РФ, субъектов РФ принимаются соотв.-но органом исполн. власти РФ или уполномоченным исполн. органом гос. власти субъекта РФ, осущ.-щими полномочия собственника имущества Решениями утверждаются перечни передаваемых гос. или муниц. унитарных предприятий и учреждений, право соб.-сти на которые переходит к другому собственнику гос. или муниц. имущества в соотв. со ст. 300 ГК РФ, а также иного имущества. Данные решения — основания возникновения права соб.-сти на имущество, включенное в перечни, и для гос. регистрации прав на недвижимое имущество. Ликвидация предприятий и учреждений как юр. лиц и регистрация права соб.-сти на их имущ. комплексы не требуется. подробно см. презентацию «Порядок разграничения собственности»
Правовые позиции КС по муниципальной собственности
Определение от 2.11.2006 г. №540-О — перечисляя объекты, которые могут находиться в МС, зак.-тель не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, предназн. для осуществления возложенных на них полномочий. Т.е.: а) принцип целевого назначения МС конституционен – т.е. жесткая зависимость круга объектов МС от круга задач МО; б) круг таких объектов не исчерпывается перечнем ст. 50. Постановление от 30.06.2006 г. №8-П и определение от 7.12.2006 г. №542-О — порядок передачи имущества из МС в госсобственность, либо госсоб.-ти субъектов РФ в федеральную и наоборот, устан. п. 11 ст. 154 №122-ФЗ, предполагает необходимость волеизъявления передающей стороны и согласованных действий обеих сторон. Передача имущества в порядке перераспределения – исключит. добровольно. Определение от 4.12.2007 г. № 828-О-П – недопустимость наделения имуществом без согласия принимающей стороны
Эффективность управления муниципальной собственностью
Управление — принятие на себя субъектом управления (органы власти) обязательств перед носителями проблемы (личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п.) по разрешению этих проблем. При этом под качеством управления понимается степень соответствия результатов деятельности органа власти требованиям и ожиданиям личности, домашнего хозяйства, населения, бизнеса и т.п., а также измерителям, посредством которых они оценивают свои ожидания. Эффективность муниципального управления — это результат управления (точнее, «вмешательства» в ключевые процессы), предполагающий изменение формы, свойств и характера условий, которые обеспечивают формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на достижение такого результата. Управление муниципальной собственностью — комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального сообщества с учетом действующего российского законодательства. Сложившаяся практика оценки эффективности использования муниципальной собственности основывается на анализе состояния и тенденций изменения её вклада в формирование базы неналоговых доходов бюджетов всех уровней.
Эффективность управления муниципальной собственностью
Эффективное управление – цель или способ достижения цели? Способ для решения каких целей? Цели управления публичной собственностью производны от целей и задач, реализуемых соответствующим уровнем публичной власти законодатель закрепил принцип целевого назначения МС и специальной правоспособности муниципальных образований т.е. цель – через эксплуатацию имущества и финансов решать публичные задачи; цель извлечения прибыли не ставится т.о. задача МО в сфере управления МС – обеспечить не (максимальную) прибыль, а оптимальное использование имущества для решения задач МСУ но это не означает допустимость экономически неэффективного использования имуществом!
Правовое регулирование эффективности управления муниципальной
ст.18-1 № 131-ФЗ «Оценка эффективности деятельности органов МСУ» («перечень показателей для оценки эффективности деятельности ОМСУ утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ») Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 г. распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня дополнительных показателей для оценки деятельности органов МСУ…» от 11.09.2008 г. №1313-р применительно к федеральной собственности — постановления Правительства РФ от 9.09.1999 г. и от 10.04.2002 г. №228, ведомственные документы Минимущества РФ (МЭРТ РФ) применительно к муниципальной собственности необх. разработать собственные локальные нормативные акты; предмет регулирования – цели управления собственностью, критерии оценки эффективности, меры по обеспечению достижения эффективности и др. примеров комплексного регулирования эффективного управления МС немного; чаще – эффективное управление муниципальными предприятиями и учреждениями, или использования ими имущества
Эффективность управления муниципальной собственностью
Позиция 1: двойственный характер МС – использование для удовлетворения коллективных потребностей (социальная польза) и для извлечения дохода (экон. выгода); отсюда вывод – эффективность включает в себя т.н. социальную и экон. эффективность; в силу ярко выраженной социальной направленности МС – приоритет социальной эффективности Позиция 2: характер МС как собственности публичной – не двойственный, а «общественный», т.е. направленный на удовлетворение публичных (коллективных) потребностей. «Доходность» как принцип МС и извлечение прибыли как цель ее использования не характерны для МС. Это, однако, не только не исключает необходимости экономически эффективного использования МС, но и предполагает его! Это вытекает из сущности и правовой природы публичных институтов в современном обществе. Эффективность управления МС зависит от эффективности муниципального управления в целом. А эффективность муниципального управления определяется целями управления. Как правило, интегральной целью является «повышение уровня и качества жизни населения» (см. цели стратегического планирования). Цель и задачи, показатели (критерии) достижения результатов муниципального управления в целом должны учитываться при установлении критериев эффективности использования МС.
Эффективность управления муниципальной собственностью
Эффективность использования МС – достижение цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта) посредством максимальной экономии ресурсов; включает обычно 2 аспекта: социальную эффективность – общественную значимость и общественную полезность использования имущества, которая выражается в вовлеченности имущества в решение публичных задач МСУ, а также в востребованности обществом результатов использования объектов МС экономическая эффективность – доходы от использования за вычетом расходов и приращение стоимости имущества Минимущество в свое время выделяло эффективность коммерческого использования имущества (доходы от использования, увеличение стоимости) и некоммерческого использования (производство определенных товаров, работ, услуг при соблюдении заданных стандартов и обеспечение определенного уровня издержек), признавая необходимость комбинированной оценки эффективности Иногда выделяют бюджетную эффективность (наряду с социальной и экономической, или – чаще – вместо последней): влияние результатов использования МС на доходы и/или расходы местного бюджета ? Использование имущества для целей соц.-экон. развития МО – позиция: это социальная эффективность, но только в контексте задач МСУ
Эффективность управления муниципальной собственностью
Критерии и показатели эффективности Социальная эффективность: общественная значимость (соц.-экон. последствия для населения в целом, в т.ч. доля населения, на которые распространяются выгоды использования имущества) общественная полезность (желание населения получать выгоды от использования имущества, влияние на экономическое развитие и экологическую ситуацию) Критерии: разные варианты в разных муниципалитетах. Позиция: использование имущества должно обеспечивать предоставление муниципальной услуги, которую МО обязано предоставить; при этом устойчивое предоставление услуги без объекта муниципальной собственности на сопоставимых (или более эффективных) условиях невозможно. Т.е. социальная эффективность должна обеспечиваться путем повышения эконом. и бюджетной эффективности Критерии, показатели и методика оценки — локальный нормативный акт
Эффективность управления муниципальной собственностью
Критерии и показатели эффективности Бюджетная эффективность определяется как разница между притоком средств (доходы от налогов, сборов, платежей, лицензирования, конкурсов по передаче в эксплуатацию, дивиденды и т.п.) и оттоком средств (предоставление бюджетных ресурсов в любых формах, в т.ч. льготы, гарантии, кредиты) Экономическая эффективность – включает рентабельность, прибыль, индекс деловой активности, задолженность, увеличение стоимости и др. Методика: сравнение сопоставимых рынков! Бенчаркинг! Критерием эффективности использования муниципальной собственности может также выступать рациональность размещения разнообразных объектов, например с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города,, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.
Эффективность управления муниципальной собственностью
Эффективное управление муниципальной собственностью предполагает: соответствие объектов муниципальной собственности требованиям актуального российского законодательства (ст. 50 131-ФЗ) укрепление позиций собственника в муниципальном секторе экономики (контроль и регулирование деятельности объектов МС, но не увеличение их количества) внедрение в практику управления всеми объектами собственности принципов индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение, организацию системы учета и инвентаризации муниципального имущества, расширение использования в качестве способов распоряжения муниципальным имуществом механизмов рыночной оценки, торгов, публичного предложения.
Эффективность управления муниципальной собственностью
Некоторые задачи, которые могут быть поставлены в рамках эффективного управления муниципальной собственностью: создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов; совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства; формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики для производственного, технологического и социального развития предприятий, создания конкурентоспособной продукции и услуг; управление долгами и правами требования МО как частью нематериальных активов; стимулирование внутренних преобразований на муниципальных предприятиях и содействие их реструктуризации, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики; использование долей (пакетов акций), находящихся в собственности МО, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источника доходов города; оптимизация структуры собственности МО.
Правовые режимы использования муниципальной собственности
Передача по гражд. Договору
Хозяйственное ведение —
правовой режим по владению, пользованию и распоряжению имуществом, при котором субъект вправе: владеть, пользоваться и распоряжаться переданным ему имуществом, за исключением права: отчуждать принадлежащее ему на этом праве недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, иным способом распоряжаться без согласия собственника (ГК РФ). Он должен также получать согласие на ряд иных сделок (в т.ч. в связи с движимым имуществом) в соответствии с ФЗ «О государственных (муниципальных) унитарных предприятиях» (крупные сделки, сделки с заинтересованностью) и учитывать ряд др. ограничений. Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества. Он имеет право на правомерное изъятие собственником имущества из ХВ. Вопрос – что признается правомерным изъятием?
Передача имущества из хозяйственного ведения
Хозяйственное ведение – проблемы режима
(чрезмерная) широта полномочий унитарного предприятия и узость полномочий собственника – МО (попытка сузить полномочия УП по сравнению с ГК сделана в Законе об унитарных предприятиях) невозможность привлечения стороннего капитала, модернизации, улучшения муниц. имущества за счет сторонних инвестиций монополизация сфер деятельности, осуществляемых на базе имущества, переданного на праве хоз. ведения невозможность изъятия имущества, используемого не по назначению, неэффективно или даже не используемого вовсе УП отсутствие коллегиальных органов управления (ст. 113 ГК – единоличное руководство) и внутреннего контроля отсутствие стимулов к приращению, улучшению имущественного комплекса у УП – обладателя права хоз. ведения УП отвечает по своим долгам «не своим» имуществом – муниц. собственностью (переданной ему на праве хоз. ведения) в новой редакции ГК РФ предполагается упразднение этого режима
Оперативное управление —
правовой режим, в рамках которого субъект вправе (ч. 1 ст.296 ГК РФ). — владеть, — пользоваться, распоряжаться имуществом только в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением, Субъекты – муниципальные и государственные казенные, бюджетные и автономные учреждения, казенные предприятия. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Особенности режима применительно к разл. видам учреждений – см. далее
1. Понятие
Сравнительная таблица типов муниципальных учреждений
1. Понятие (сферы деятельности)
Сравнительная таблица видов муниципальных учреждений
П. 1 ч. 2 ст. 31 закона № 83-ФЗ: принять до 1.12.2010 НПА о создании КУ путем измен. типа БУ субъектов РФ и МО (должны содержать перечень КУ). Ч. 14: АУ, созданные (в т.ч. путем измен. типа) до вступления в силу наст. ФЗ для работ и услуг в целях предусм. закон.-вом РФ полномочий органов гос. власти и МСУ в сферах, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ч. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, подлежат реорганизации или ликвидации в течение 1 года со дня опубликования ФЗ
Источник