Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни.
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого из вас? Что значит для современного человека здоровый образ жизни?
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. В центре внимания педагогов-исследователей, учителей практиков (Э.Я. Егорова, Е.Л. Мицан, А.Я. Найн,) на протяжении всего периода становления физической культуры и науки в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
Данное понятие « Здоровый образ жизни» рассматривается в нескольких смысловых значениях:
— формировать физическую культуру посредством овладения знаниями о здоровом образе.
— соотнести полученные знания к своему здоровью и к способам его укрепления.
— отношение людей к сохранению и укреплению здоровья.
Одни, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни;
Другие , имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки;
Третьи , имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха;
Четвертые, живут, как бы влекомые течением жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.
В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми.
Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.
Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, созидал нацеленных на то, чтобы человек:
- созидал и творил, совершенствовал и преобразовывал мир;
- умел высокоэффективно и экономично учиться, трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
- постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние.
Слово «здоровье» первоначально означало «целостность».
- По определению :“Здоровье это — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи”.
- Существует здоровье физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное, духовное и энергетическое.
Из чего складывается здоровый образ жизни:
* достаточная двигательная активность;
- закаливание;
- умеренное рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;
- соблюдение режима дня – труда, отдыха;
- личная гигиена;
- грамотное экологическое поведение;
- умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
- сексуальное воспитание: профилактика заболеваний,
- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- безопасное поведение;
- отношение к окружающим людям.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков. Обращаясь к научным источникам, исследованиям В. И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни. Под мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является :
— осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного, — осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.
Это требует обеспечения определёнными условиями процесса развития мотивации к здоровому образу жизни подростка. В качестве таковых условий мы выделяем:
— первое условие — мониторинг положительного изменения функционального состояния здоровья в результате занятий физической культурой и вследствие этого развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни — медицинские обследования (специальные исследования сердечно – сосудистых изменений, дыхательных функций );
— второе условие – дифференцированный и индивидуальный подход в организации занятий физической культурой, что подразумевает:
а) учет половых и возрастных особенностей;
б) учет уровня состояния здоровья подростков;
в) введение различных методов актуализации мотивации к здоровому образу жизни подростков;
— третье условие – создание среды, раскрывающей ценности здоровья и здорового образа жизни, в которой предусматривается формирование необходимой базы знаний о здоровом образе жизни, о ценностях здоровья.
Основными средствами обеспечения процесса развития мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания подростка я выделяю:
— на примере выдающихся спортсменов, которых можно проследить волевые проявления личности в сохранении здоровья и ведения здорового образа жизни;
— просвещение подростков в области здорового образа жизни;
— введение нетрадиционных методов в структуру урока физической культуры ;
— природа и природные объекты, которые обусловливают не только целевое влияние на организм человека, но и формирование «хотений» быть здоровым самому и способствовать здоровью всего живого.
Этому принципу гласят русские народные пословицы:
- Здоровье – всему голова.
- Здоровая душа в здоровом теле.
- Здоровье не купишь — его разум дарит.
- Наше здоровье в наших руках.
- Здоровью цены нет.
- Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
- Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
- Здоровому все здорово.
- Здоров буду — и денег добуду.
Форма организации процесса развития мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры сопрягаются с традиционными и включают: лекции о здоровье, беседы о спорте, диспуты и дискуссии, занятия на природе, туристические походы, маршруты по тропе здоровья, упражнения, динамические часы, уроки – конференции, тематические вечера.
Организуя деятельность по развитию мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания средствами физической культуры я учитывал то, что здоровье подростка следует понимать и определять как один из важнейших ресурсов для достижения благосостояния и удовлетворения потребностей. Поэтому неизбежным становится выбор путей и средств обеспечения данного процесса конкретными оздоровительными мероприятиями. Поэтому, в школе, где я работаю более 33 лет, стало традицией проводить спортивно – массовые мероприятия среди учащихся и педагогов, спортивные праздники: неделя спорта, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Папа, мама и я — спортивная семья», весёлые старты, смотр строя и песни, туристический слёт, волейбольные встречи и многое др. Занятия на свежем воздухе сочетаются с созданием эмоционально – положительного фона, благотворно влияющего на эмоционально – психическую сферу, динамические часы, обеспечивающие двигательную активность между уроками, гимнастика до уроков и прочее.
Результаты наблюдений, исследований и обработки диагностических процедур показали, что в ходе организации нашей работы уменьшилось число подростков с низким уровнем мотивации к здоровому образу жизни на 40% ,на 43,9% увеличилось количество подростков, имеющих средний уровень мотивации к здоровому образу жизни.
Таким образом, развитие физической культуры и спорта является одним из наиболее важных факторов формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. Кроме того, спорт является важным фактором преодоления противоположных тенденций, т.е. склонностей подростков и молодежи к наркомании, алкоголизму и другим проявлениям нездорового образа жизни. И это вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что здоровье современных детей и следующих поколений станет более устойчивым.
Источник
Мотивация здорового образа жизни.
Содержание
3. Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья………. 4
4.Мотивация здорового образа жизни…………………………. 5
5. Мотивация спортивной деятельности…………………………7
6. К здоровому образу жизни……………………………………. 8
7. Физическая культура в здоровом образе жизни……………………..9
Введение
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А.Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается. в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку. Осуществлять его биологические и социальные функции».
Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).
Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как «биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.
Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.
3. Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья
По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% —от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальны е принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.
В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.
Перечислим основные из них:
— культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
— оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;
— рациональное питание – базисный фактор биопрогресса и здоровья;
— ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам – основной принцип жизнедеятельности организма;
— эффективная организация трудовой деятельности – основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;
— сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;
— здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;
— отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.
На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на примат (главенство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.
Мотивация здорового образа жизни.
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплений должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо, начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:
мотивация самосохранения; человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;
мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;
мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;
мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма » существенна, для выпускников, средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;
мотивация маневрирования: она сводится к, тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;
мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;
мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового, человека не беспокоит, физическое и психологическое неудобство.
Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко.
Источник