Способы формирования и повышения мотивации у студентов
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru
Ляпина Мария Александровна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежmaria.lyap@yandex.ru
Способы формирования и повышения мотивации у студентов
Аннотация. Статья посвящена способам формирования интереса у студентов к учебной деятельности, рациональному использованию стимулирования со стороны преподавателей.Ключевые слова:стимулы, мотивы, трудовая деятельность, мотивация,студенты, результат.
Практически каждый из нас вспоминает свои студенческие годы, ктото с радость, а ктото тяжестями, которые пришлось пережить за время учебы. Ведь, к сожалению, не многим нравится учиться и не все от этого получают удовольствие и какуюлибо практическую пользу. Изза чего же так происходит? Значимость темы обуславливается тем, что эффективность учебы студента в значительной степени находится в зависимостиот того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, безусловно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей. Часто приходится сталкиваться с такой проблемой, что большинство студентов не понимает, зачем ему нужно изучать те или иные дисциплины, и как они пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности.Самым актуальным вопросом устудентовявляется:«Зачем нам изучать тот или иной предмет?».Стимулирование –это процесс использования конкретных стимулов дляудовлетворения потребностей человека, а также влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.По мнению многих преподавателей ВУЗа, учебная мотивация студента во многом зависит от их личный качеств и стремления к получению знаний.Я считаю, что данное утверждениене совсем верно, и в данной статье я хотела бы объяснить почему это так, и как на самом деле можноповлиять на повышение мотивацииу студентов.Студенты с повышенной мотивациейнаправлены на учебнопрофессиональную деятельность, на развитиесамообразования и самопознание, к которым относится участие в конференциях, написание научных статей и т.д.[2]Студенты с невысоким уровнем мотивации учения относятся апатично к процессу обучения, который проявляется в прогулах занятий, невыполнениях домашних работ т.д.В лучшем случае студенты прибегают к процессу обучения тогда, когда появляются предупреждения со стороны преподавателя или угроза отчисления.В худшем –занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.Основными ошибками, совершаемыми преподавателями во время процесса обучения являются: 1)«Голые» (теоретические) знанияЭто, скорее всего, главный минус всех преподавателей ВУЗов. Они стремятсяпредоставитьмаксимально возможное количество “голых” знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без объясненияих нужности. Но студентотличается от школьника тем, что ему нет так просто сказать «это нужно», а также необходимо разъяснить для чего необходимы данные знания и как ими можно воспользоваться на практике.Ив случае,если преподаватель отвечает в духе “в жизни все может пригодится”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в высшее учебное заведение отнюдь не за знаниями, которые неизвестно пригодятся ли ему в будущем, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель должен уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности и для предстоящей работы.2)Отсутствие связки студентпреподавательВ случае, когда между учащимся и преподавателем отсутствуеткакойлибо контакт, помимоминимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту крайне необходимо, чтобы педагог был его наставником, а не ментором, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду учебные вопросы) пусть даже по самому элементарномувопросу. Но и уходить в слишком дружественные отношения тоже не стоит –иначе обучающиеся не будут видеть черты между преподавателем и студентом.
3)Отсутствие уважения к студентамЭто часто относитсяк преподавателям, давно осуществляющим учебную деятельность, которые считают студентов недостаточно работоспособными, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И когда студент подходит со своим вопросом к преподавателюи слышит чтото вроде: “Лучше нужно было слушать, я все давала в лекциях, идите учите”, –в таком случае мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочети заслуживаетк себе надлежащего отношения.[1]Способы повышения мотивации у студентов:1)Заинтересовать ихНет никакого более эффективного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом.Очевидно, чтоесли предмет интересен студенту, то он с удовольствием будет ходить на него, подготавливать практические занятия и в конечном результате успешно сдаст экзамен или зачет.
2)Использовать метод кнута и пряника Данный способ характеризуется тем,чтокогда студенты в течении семестра посещают занятия, выполняют практические работы по данному предмету, то большинство преподавателей вознаграждают их «автоматами, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене. Эту практику используют большинство преподавателей. Данный метод можноприменятьнамного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкиевозможности перед обучаемыми, т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции –это плюс 1 вопрос на экзамене, а невыполнение домашнего задания или сдача его на неудовлетворительную оценку –снижение итоговой оценки на экзамене. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.3)Стимулирование на результат, а не на оценкуОтчасти перекликается с первым пунктом, но отличия все же есть. Сущность заключаетсяв том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.4)РейтингованиеСамый современный метод, который применяется в ведущих вузах страны и мира.Любой учащийся вуза знает, что высшие строчки в рейтинге могутобозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьмавоодушевит. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.В свою очередьуниверситеты, у которых есть международныемежвузовскиесоглашения, могут применять единые виды шкал с европейскими вузами, для работодателей это является отличным показателем того, насколько студент посвящал себя учебе, и что из него может получится действительно отличный сотрудник.От себя хотелось бы добавить, что рассмотрена выше система поощрений действует на самом деле. Есть такие преподаватели, которые настолько правильно и грамотно умеют преподнести свой предмет, что становится не только приятно посещать такие занятие, но и полезно осваивать изучаемую дисциплину. Главной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение дипломао высшем образовании без понимания сути пройденного обучения, а диплома, который подкреплён крепкими и стабильными знаниями. Мотивация студентов –это один из наиболее эффективных способов усовершенствовать процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.Следующие задачи, которые содействуютформированию позитивной мотивации учебнопознавательной деятельности студентов:научить студентов учету индивидуального времени, с целью оптимизации егоприменения;мотивировать студентов выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении.Далеко не все студенты умеютправильнопланировать свой день. В основном онине понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не могут рациональным способом посвящать необходимое время учебе. По моемуопыту, большинство студентов ведут ночной образ жизни: т.е. днем они отдыхают, а ночью приступаютк выполнению домашних заданий, рефератов и курсовых. Так же распространенапрактика «учения дисциплиныза день до экзамена».Я считаю, что это правильно, ведь легче усваивать материал по частям, тогда он лучше запомнится и его легче будет использовать на практике.К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:
отсутствие способностей в поиске требуемой информации;
нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти сведения в Интернете.В основу рационального применения личного временибыл положен ежедневный учёт использования личного времени, который дает возможность понять потери этого времени, сделать ясными их причины. Методика, реализуемая в рамках учета использования личного времени позволяет:[1]1) существенно повысить коэффициент полезного использования времени;2) сформировать способность с высокой точностью осуществлять оценку в часах любую предстоящую работу;3) обнаружить предпосылки нерационального использования личного времени;4) сопоставлять результаты разных методов выполнения одной и той же работы;5) нацеливаться в дальнейшем на более эффективные способы выполнения самостоятельной работы.Мотивами или, другими словами, причинами, которые оказывают воздействие на человека и побуждающихего к активной деятельность, напримеручиться, могут быть самыми различными.По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:[1]
учебнопознавательные мотивы и т.д.Большему числустудентов свойственно объединение нескольких мотиваций в различных вариациях:
для того, чтобы расширить свои возможности иустроиться на хорошее рабочее место необходимо получение свидетельства об образовании;
получениенеобходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;
стремление увеличить свой круг общения;
неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, асогласно чьемуто влиянию.Рассмотрим рекомендации, с помощью которых можно повлиять на усовершенствование процесса профессиональной подготовки:Первый курс:Сформировать у студентов адекватное представление о выбранной имипрофессии;Способствовать осознанию студентами важности выбранной профессии и привить любовь к ней;Формирование положительного отношения у учебе;Приспособление студентов к новым социальным условиям.Второй курс:Знакомство с профессиональной деятельностью;Сформировать у студентов умения и навыки, которые будут необходимы для их деятельности;Выработать у студентов желание к саморазвитию;Формирование умений проводить анализ проблем, собирать, хранить и использовать информацию.Третий курс:Закрепить доброжелательное отношение к своей профессии;Развить у студентов адекватную самооценку профессиональной подготовленности;Обеспечение у студентов ответственности к выбранной ими профессии.Четвертый курс:
Добиться у студентов самостоятельного решения поставленных профессиональных задач;
Совершенствование профессиональнопедагогических навыков;
Повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности;Построение учебных занятий с помощью применения инновационных педагогическихтехнологий;Пятый курс:
Повышение волевой активности в овладении профессией;Разъяснить перспективы и подготовить студентов к продолжению профессионального обучения и саморазвития в будущей работе;Выводы. Таким образом, высококвалифицированный преподаватель должен сделать свой предметнастолькоинтересным,чтобы у студентов появлялась мотивация не только к простому изучению данного предмета, но и применению полученных знаний в дальнейшем перспективном устройстве на работу.Также преподавателю необходимо ориентироватьсяна основные цели обучения в системе современного образования. В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.Непосредственно мотивацияявляется основным средством, которое дает возможность увеличить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный, научный, творческий потенциал. В то же время влияние на повышение мотивации оказывают не только преподаватели, но и семья, друзья.Чем выше уровень мотивации к знаниямтем более компетентным в будущем получится специалист, что в свою очередь в нынешнем понимании являетсязеркаломобщества. А ведь непосредственно молодая интеллигенция является основным потенциалом, базой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.
Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Свиридова И.Н. Мотивация деятельности в менеджменте // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 72. С. 135.2.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С.Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.
Источник
Статья «Приемы повышения мотивации студентов при изучении профессиональных дисциплин»
Приемы повышения мотивации студентов при изучении профессиональных дисциплин
Ветошкина Алена Васильевна
Государственное бюджетное профессиональное
«Урюпинский агропромышленный техникум»
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.
Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональном становлении. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов: познавательные мотивы; широкие социальные мотивы; прагматические мотивы; профессионально-ценностные мотивы; эстетические мотивы; статусно-позиционные мотивы; коммуникативные мотивы; традиционно-исторические мотивы; утилитарно-практические мотивы; учебно-познавательные мотивы; мотивы социального и личностного престижа; неосознанные мотивы. Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.
Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации на уроках профессиональных дисциплин.
1.Мотивация личным примером . Интерес студента к изучаемой дисциплине должен быть вызван не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно относится, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет работы студентов ценится.
2.Создание положительного микроклимата в группе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда.
3.Формирование положительного отношения к профессии . Необходимо акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.
4.Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности. Интерес преподавателя к студентам должен быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач.
5.Наличие связки студент-преподаватель . Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.
6.Уважение к студентам . Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения
7.Четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации. Студенты «привыкшие» к преподавателю, к его требованиям будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на уроке.
8.Обязательное сообщение целей урока . Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации.
9.Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний. Должна прослеживаться «связь теории с жизнью», которая повышает интерес и внимание студентов к своей будущей профессии.
10.Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности. С момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал.
11.Дифференцированная система заданий позволяет каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Преподаватель видит, как студенты оценивают собственную подготовку.
12.Посильные учебные задачи . Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно равна уровню знаний аудитории или немножечко выше, чтобы дать возможность студентам возможность анализировать и искать информацию самостоятельно.
13.Нарушающие дисциплину готовят доклады . Неуемное желание студентов поговорить во время занятий тоже можно «поощрить», направив их энергию в позитивное русло. Такие студенты записывают себе темы докладов по текущей или будущей теме, получая уникальную возможность рассказать о чем-либо всей аудитории.
14.Использование учебных фильмов в процессе обучения, составление таблиц, схем, графиков. Преподавателю необходимо комбинировать различные средства обучения.
15.Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя. Чрезвычайно важен систематический контроль знаний учащихся. Система среднего профессионального образования подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных. Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний студентов для поддержания мотивации.
16.Разбирать ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ. Хорошая привычка преподавателя – подробно останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.
17.Информирование студентов о результатах их деятельности. Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обучения, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.
18.Использование современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве и другие). Разнообразие современных форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Авсеев.– М.: Академия, 2013.– 266с.
2.Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бекшаева, А.А.Вербицкий. – М.: Академия, 2013 – 325с.
3. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореферат диссертации. – М., 2011
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 2013 -348 с.
Источник