Способы формирования мотивации достижения

Содержание
  1. Формирование мотивации достижения успеха статья по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Лайфхаки по созданию мотивации достижения успеха
  5. Целеполагание
  6. Знание своих особенностей
  7. Контроль пожирателей времени
  8. Неудачи – это ценные уроки жизни
  9. Полезные развивающие привычки
  10. Сила ближнего окружения
  11. Провалы и проблемы неизбежны
  12. Проводите анализ уровня мотивации
  13. Жизнь – это движение вперёд
  14. Удержание картины успеха
  15. Осознание ценности каждой минуты жизни
  16. Как добиться желаемого или правильная мотивация на успех
  17. Что такое мотивация на успех?
  18. Алгоритм мотивации к успеху.
  19. Алгоритм мотивации к успеху
  20. Способы мотивации на успех.
  21. Мудрые фразы.
  22. Истории выдающихся людей.
  23. Позитивное мышление.
  24. Визуализация цели.
  25. Аффирмации.
  26. Успешные друзья и знакомые.
  27. Разделите конечный результат на несколько целей на каждый день.
  28. Мотивация достижения

Формирование мотивации достижения успеха
статья по теме

Статья и презентация на тему «Формирование мотивации достижения успеха»

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_motivacii__dostizheniya_uspeha.docx 19.16 КБ
prezentaciya_formirovanie_dostizheniya_uspeha.pptx 141.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации достижения успеха

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формирует у учащихся мотив достижения.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.

Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.

У человека с достижением успехов связаны два мотива:

  1. мотив достижения успеха
  2. мотив избегания неудачи

Мотив избегания неудачи – противоположный мотиву достижения. Он возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения. Как правило, оба эти мотива формируются в младшем школьном возрасте в ведущем для этого возраста виде деятельности: в учении.

На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий:

  1. характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику.
  2. новизна

Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений

На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка. Чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Отсюда важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей .

Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

  1. Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
  2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
  3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
  4. Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
  5. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Таким образом, учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.

Источник

Лайфхаки по созданию мотивации достижения успеха

Достижение успеха – своеобразная технология, постичь которую можно с помощью практических приёмов. Практические лайфхаки помогут целенаправленно выстроить свою систему мотивации достижения успеха, применение которой приведёт к высоким результатам. Особенность мотивации достижения состоит в том, что она подвижна и требует управления. Умение работать с перепадами энергии созидания – ключ к успеху. Как обрести такое умение?


Целеполагание

Качественно поставленная цель реальна, достижима, состоит из выделенных логичных целевых блоков, постепенная реализация которых в итоге приведёт к желаемому результату. В развитии мотивации достижения успеха умение грамотно сформулировать цель, распланировать этапы реализации и реально оценить сроки имеет огромное значение.

Знание своих особенностей

Сильные и слабые стороны личности делают нас теми, кто мы есть. Беспристрастная честная оценка своих возможностей – верный путь к успешности. Важно тщательно разобраться не только в слабостях, но и в талантах и ресурсности. Если четко понимать свои особенности, то легче работать над формированием мотивации достижения.

Контроль пожирателей времени

У каждого есть вредные привычки, это нормально. Однако их влияние не должно быть разрушительным. 10-минутный комплекс физических упражнений взбодрит и освежит восприятие лучше получасового просмотра бесконечной ленты соцсетей. Возьмите под контроль неполезное для своих нужд время, будет удивительно узнать, сколько его тратится впустую. Важно помнить, что здесь задействован волевой аппарат. Нужно проявить волю, чтобы оторваться от пожирателей времени.

Неудачи – это ценные уроки жизни

Измените взгляд на неудачи. Начав воспринимать провалы как ценный жизненный урок, вы сделаете первый шаг к преодолению их последствий. Второй важный шаг – признание провала и своей ответственности. Вопрос здесь не в обвинении себя, а в том, чтобы уйти от неконструктивной позиции жертвы. Более того, ответственность – это зрелость личности, позволяющая себя уважать в любых обстоятельствах. А это шаг к анализу и выводам, дающим старт к новым свершениям.

Полезные развивающие привычки

Всё, что укрепляет волевой аппарат, делает нас сильнее. Регулярные занятия спортом, ежедневное планирование активностей и следование им – отличные упражнения, ведущие нас к личностному росту, приучающие мозг к приятным эндорфинам, а это стимулирует потребность следующих успехов и мотивацию достижений.

Сила ближнего окружения

То, что близкий человек верит в ваш успех, усиливает его вероятность во много раз. Стоит использовать этот ресурс во благо. Договоритесь со своими близкими о том, что они будут свидетелями обещаний в достижении чего-либо. Успешно сданный экзамен, полученное повышение, завершённый проект – да что угодно. Авторитет и уважение близких и любимых людей – один из лучших мотиваторов.

Провалы и проблемы неизбежны

Жить в реальном мире – это понимать неизбежность плохого. Подготовка к жизни заключается в умении противостоять негативным событиям разной степени. Лучшим средством этой подготовки будет контроль перфекционизма. Особенно это касается ожиданий. Умение проявлять достоинство, гибкость и стойкость перед лицом трудностей – свидетельство развитой и сильной личности, лидера в своей жизни.

Проводите анализ уровня мотивации

Следуя к большой цели, стоит регулярно оценивать работу своей движущей силы. Помогут ответы на вопросы:

  1. Почему происходящее идёт не так, как задумано?
  2. Что изменилось в моём восприятии успеха?
  3. Что нужно изменить, чтобы продолжить движение в нужном направлении?

Жизнь – это движение вперёд

Мы не стоим на месте, даже если замерли. Нас всё равно двигает вперёд время и движение планеты в пространстве. Это важно понимать, чтобы за одной целью видеть другую, не теряя темпа и фокуса. Этому помогают обучение, приобретение новых знаний и опыта, а также преодоление своих же рекордов.

Удержание картины успеха

Жизнь конечна, что делает её ценной и динамичной. Однако жизнь с ежедневными мыслями о предстоящем конце является деструктивной. Положительная мотивация работает гораздо сильнее. Достичь целей будет проще, если удерживать картину успеха. Мыслить достижениями, успехом и дальнейшими перспективами полезно ещё и потому, что это привлекает энергию созидания, единомышленников. Настрой на определенную волну делает стиль жизни целостным.

Осознание ценности каждой минуты жизни

Жизнь состоит из проживания каждой минуты с определенным качеством. Понимание этой истины даёт преимущество. Развитие собственной жизненной продуктивности на максимальном уровне – конечная цель каждого. Продуктивность – это умение и возможность наполнять жизнь интересными и полезными событиями, действиями.

Умение справляться с бытовой рутиной, доверять работу технике и помощникам, концентрируясь на главном, относится к искусству жить. Изучайте приёмы организации пространства, позволяющие экономить время на шаблонные действия, подумайте о том, как совмещать полезные и приятные действия, которые приведут к увеличению продуктивности.

Понимание того, что приносит удовольствие и радость, а что делается для конкретной цели, и поиск вариантов их максимального сближения сделает каждый день более счастливым. Ведь доход, получаемый от хобби, избавляет от унылого понятия работы, а отсутствие тяжёлой бытовой рутины – от непонятного определения домашних дел.

Ставьте цели, достигайте их, увеличивайте продуктивность и ощутите по-настоящему вкус счастливой жизни! А научиться правильно ставить цели, учитывая все факторы и возможности, поможет курс Викиум «Целеполагание». Правильно поставленная цель и успешно сформированная мотивация достижения – уже половина успеха!

Источник

Как добиться желаемого или правильная мотивация на успех

Бывали ли у Вас такие периоды в жизни, когда Вы работаете, вкладывая всю свою энергию, заражая своим энтузиазмом всех вокруг, выполняете свою работу безупречно и все время развиваетесь в профессиональном плане? При этом, Вы получаете отличные результаты…

Но в какой-то момент, как будто заканчивается заряд Вашей внутренней батарейки. Все ниже и ниже темпы Вашей деятельности, и работа выполняется не так качественно, и не так часто Вы берете в руки книгу, связанную с Вашей профессией, а все чаще отдыхаете, просматривая какие-нибудь развлекательные передачи. С чем это связано? Не хватает мотивации достижения успеха.

Что такое мотивация на успех?

Мотивация на успех — это стимул к достижению поставленных целей, личному и профессиональному росту. С одной стороны, все это выглядит очевидным. Зачем вообще кого-то мотивировать на такое? Люди и так должны стремиться к успеху. Но не все так однозначно. Дело в том, что многие с рождения запрограммированы на неудачу. Их семьи, друзья, коллеги не верят в успех и подсознательно навязывают такое мнение остальным. Человек, который вырос в подобном окружении, изначально настроен на провал. Именно в таком случае особенно нужна мотивация к успеху. Без нее разорвать «порочный круг» невозможно. Одни пессимисты «зомбируют» других, а те переносят негативный настрой на свое окружение, и так далее.

В определенный момент человек осознает, что его детские психологические установки ему мешают, но сделать уже практически ничего не может. Чем старше он становится, тем крепче укореняются в его подсознании эти стереотипы. Принцип обратной связи срабатывает стопроцентно, формируя те события, которые человек притягивает. Очень сложно становится убедить его, подобрать слова, которые станут, как мотивация успеха. Еще сложнее перевоспитать себя, особенно, если окружающие в этом не помощники. Разберемся, что делать в такой ситуации?

Пройти тест на тип личности

Алгоритм мотивации к успеху.

В первую очередь, в жизни человека должны произойти какие-то изменения, которые заставят его пересмотреть свое отношение к реальности. Допустим, молодой человек не отличается трудолюбием и сообразительностью. Он живет на деньги родственников и доход от временных подработок. Его все устраивает и ничего менять в своем поведении он не хочет. В один прекрасный момент появляется девушка, в которую он влюбляется. Чтобы завоевать ее расположение, этот парень начинает вкалывать как Папа Карло и резко превращается в трудоголика. Девушка становится его личной мотивацией к успеху.

Во-вторых, чтобы человек захотел стать успешнее, перед ним должен возникнуть образ, который послужит примером для подражания. Понимание, что цель реальна – лучшая мотивация достижения успеха. Начинающие спортсмены ровняются на олимпийских чемпионов. Юные музыканты выбирают своими кумирами известных исполнителей. Художники-аматоры восхищаются работами великих живописцев.

Третий и самый важный компонент успеха – вера в собственные силы. Допустим, девушка мечтает стать моделью, смотрит регулярные показы мод, видит успешных представительниц этой профессии. Но толку ноль, поскольку она не верит в себя. Пока не изменится внутренняя установка, мечты так и останутся на уровне фантазий. Нужна мощная мотивация на успех, которая убедит в возможности его достижения. Именно о ней сейчас и поговорим.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Алгоритм мотивации к успеху

Самое первое, что необходимо сделать, чтобы мотивировать себя на успех — это определиться с целью, при этом она должна быть максимально конкретной. Важно, чтобы мечта была потребностью нашей души. Дело в том, что часто якобы наши желания на самом деле навязываются кем-то извне, например, друзьями, потому как что-то модно, престижно или принято в обществе.

Совершенно необязательно изначально видеть весь путь, который необходимо пройти для достижения конечной цели. Обычно цель разбивается на множество подцелей, ставятся конкретные сроки и ожидаемый от их выполнения результат. Походу достижения маленьких подцелей все яснее и отчетливее видны способы преодоления основной задачи.

Способы мотивации на успех.

Известно много приемов, помогающих человеку самореализоваться. Прежде всего, это связано с вдохновением, в ответ на которое начинаются конкретные действия. Как же получить это вдохновение? Как мотивировать на успех себя и окружающих? Рассмотрим самые эффективные методы:

  • Мудрые фразы;
  • Истории выдающихся людей;
  • Позитивное мышление;
  • Визуализация цели;
  • Аффирмации;
  • Успешные друзья и знакомые;
  • Дневник успеха.

Каждый из этих методов эффективен сам по себе, но если их объединить, то результаты появятся быстрее. Итак, разберем их по порядку.

Мудрые фразы.

Афоризмы известных людей порой оказывают мощное мотивирующее воздействие. Например, вдохновляют слова американского писателя и бизнес-консультанта Брайана Трейси «Вы можете иметь все, о чем способны думать постоянно». Заряжает энергетикой фраза величайшего британца Уинстона Черчилля «Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать». Колумбийский писатель и журналист Габриель Гарсия Маркес подметил «Каждое мгновенье жизни – еще одна возможность».

Французский писатель, сценарист и кинорежиссер Жан Кокто говорил «Воля способна изменить даже линии на наших ладонях». Немецкий драматург Кристиан Хеббель утверждал «Кто верит в свою удачу, удачлив». Мотивируют на успех слова известного американского диктора Дэвида Бринкли «Удачливый человек – тот, кто способен сложить прочный фундамент из камней, которые швыряют в него другие». Древнекитайский мудрец Лао Цзы сказал «Путь в тысячу миль начинается с одного-единственного маленького шага». Надеемся, что эта статья станет тем самым первым шагом, с которого начнется путь к успеху каждого читателя.

Пройти тест на уверенность в себе

Истории выдающихся людей.

Помимо высказываний, сами биографии многих известных личностей мотивируют на успех. Дело в том, что далеко не все богатые и знаменитые люди получили свое состояние по наследству. Основная масса знаменитостей добились всего этого сами. Многие из них – выходцы из бедных семей, которые в детстве могли мечтать только о еде.

Например, звезда смешанных единоборств камерунского происхождения Фрэнсис Нганну в воспоминаниях о детстве рассказал, что у него даже не всегда было, что кушать. Культовая американская телеведущая и самая богатая женщина в шоу-бизнесе Опра Уинфри родилась в крайне неблагополучной семье, и до первого класса у нее не было даже личных вещей. Популярный комедийный актер Джим Керри детские годы провел в нищете. Начиная с 15 лет, он был вынужден стать уборщиком, чтобы хоть как-то заработать своей семье на еду. Известный киногерой Джеки Чан родился в настолько бедной китайской семье, что родители хотели продать его акушеру.

Вспоминая трудное детство, американский киноактер Том Круз отмечает, что успел поучиться в 15 школах США и Канады. Кроме того в детстве у него были кривые зубы, что явно не вписывалось в стандарты «голливудской» улыбки. Один из богатейших людей Америки Эндрю Карнеги родился в очень бедной семье, пройдя путь от разнорабочего до мультимиллионера. Магнат из Лас-Вегаса Шелдон Адельсон в детские годы делил одну комнату с тремя братьями и своими родителями. Чтобы перечислить примеры всех выдающихся личностей, не хватит и огромной энциклопедии.

Позитивное мышление.

Отличная мотивация на успех – привычка позитивно мыслить. Чем с большим оптимизмом человек смотрит в свое будущее, тем чаще у него все получается. Принцип обратной связи срабатывает во всех сферах жизни. Люди получают те результаты, в которые они верят. Если настроиться на успех, то намного больше шансов его достичь. Яркая иллюстрация этого принципа – взгляд на мир глазами мухи и пчелы. Первая видит сплошные помойки, а вторая – цветочные поляны. Парадокс в том, что обе правы. В зависимости от точки зрения, человек сам формирует свою реальность. Оптимисты чаще добиваются успеха, чем пессимисты – это закон природы.

Пройти тест: оптимист или пессимист

Визуализация цели.

Хороший способ мотивировать себя на успех – четко представить результат. Зачем это нужно? Детальная мысленная прорисовка мечты помогает вызвать необходимые позитивные эмоции, которые подпитывают человека «гормонами счастья». Они заряжают энергией на работу. Кроме того, благодаря сильным эмоциям человек влияет на свое подсознание. Дело в том, что логика – это атрибут сознания, тогда как эмоциональный интеллект затрагивает глубинные механизмы психики. Если задействовать свое подсознание для реализации поставленных целей, намного больше шансов достичь успеха. Метод визуализации как раз на это и направлен. Человек стимулирует появление сильных эмоций, которые «включают» подсознание, тем самым активизируя скрытые резервы организма.

Аффирмации.

Мотивироваться на успех можно при помощи самовнушения. Не зря ведь говорят, что «вода камень точит». Даже, если человек абсолютно не верит в себя, но будет регулярно повторять себе обратное, то станет намного увереннее. Постепенно разум перестает сопротивляться и начнет воспринимать новую психологическую установку, как истину.

Например, девушка долго не может найти парня, считая себя некрасивой и неинтересной. По принципу обратной связи, все события в ее жизни только укрепляют эту уверенность. Если в определенный момент она решит все изменить, то на помощь придет техника аффирмаций – коротких позитивных фраз в утвердительной форме. Допустим, глядя в зеркало каждое утро, она будет регулярно произносить «Я нравлюсь парням». Через определенный промежуток времени это утверждение проникнет в подсознание, укрепится в нем и начнет формировать совершенно другую реальность.

Успешные друзья и знакомые.

Эффективный прием, помогающий мотивировать на успех – создать подходящее окружение. Если человек хочет стать лучшим, ему необходимо общаться с лучшими, иначе друзья, знакомые и коллеги будут оказывать тормозящее действие. Например, кто-то решил стать предпринимателем, открыть собственный бизнес. Ему важно окружить себя людьми с такими же ценностями и приоритетами. Если его окружение будет считать бизнесменов «спекулянтами» и «барыгами», то подсознательно этот человек будет точно также расценивать предпринимательскую деятельность. Рано или поздно, он откажется от своей затеи, пополнив ряды «барыгоненавистников». Если же будет общаться с владельцами бизнеса, то начнет перенимать их образ мышления и манеру поведения, тем самым превращая мечту в реальность.

Разделите конечный результат на несколько целей на каждый день.

Если ваша работа предусматривает большой объем с затрачиванием значительного количества времени, естественно вы будете откладывать на следующий день как можно больше работы, ссылаясь на то, что итак времени еще хватит. А вы попробуйте на каждый день намечать себе небольшие цели. Это даст вам стимул работать каждый день, начиная прямо с сегодняшнего. Вы сможете правильно распределить усилия, зная, какой объем работы предстоит вам сделать именно за этот день. Если ваша работа будет регулярной, вы сможете выработать у себя определенный ритм деятельности – работа будет идти уже по своеобразной «инерции», а соблюдение определенного ритма приведет к возникновению новых мотиваций к продолжению деятельности.

Мотивация достижения

Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека.

Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей, который дал следующее определение: «Справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей. Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. Макклелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства».

Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:

1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);

2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам, а высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения;

3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;

4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;

5) стремление к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонность к новаторству.

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.

Характерные признаки мотивации достижения:

1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу (у лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха);

2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности;

3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей»

4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании»

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Мотивация достижения — это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать во взаимодействии с ситуативными факторами — такими как ценность и вероятность достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения — это не только мотивы достижения, но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.)

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Но может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы достижения успеха — незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

Среди условий, которые влияют на ожидание успеха, важное место занимают следующие факторы:

1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

2) субъективная сложность задания;

3) убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий

Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках, от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех. А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов.

Но надежду на успех определяют не только предыдущие успехи и неудачи, но и оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь).

Субъективная ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности — еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения.

Источник

Читайте также:  Супракс 100мг 5мл суспензия способ приготовления
Оцените статью
Разные способы