Способы формирования мировоззрения примеры
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 278 537
- КНИГИ 658 104
- СЕРИИ 25 237
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 404
Профессиональная подготовка будущего учителя основывается на изучении целого ряда психолого-педагогических дисциплин. Учебный курс «Теоретическая педагогика» занимает среди них одно из основных мест. В процессе его освоения у студентов формируются базовые педагогические, общеметодические (дидактические) знания и знания, связанные с теорией и практикой осуществления воспитательного процесса.
Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции.
Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли.
Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления.
Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции. В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки.
Учебное пособие «Теоретическая педагогика» включает 4 основных раздела.
Первый раздел «Введение в педагогическую деятельность» посвящен общей характеристике педагогической профессии. В содержании данного раздела анализируется сущность педагогической деятельности в свете православного мышления, раскрывается значение нравственных качеств и профессионализма педагога в учебно-воспитательном процессе, рассматривается вопрос о духовном смысле и ответственности педагогического служения. Раздел выявляет предмет и функции педагогики как науки, обосновывает ее связь с другими науками, рассматривает современную систему педагогических наук. Здесь даны определения основным педагогическим категориям с позиций их православного понимания. Необходимо отметить, что из данного раздела сознательно исключены традиционные для курса общих основ педагогики вопросы, связанные с методологией, методами педагогических исследований и развитием личности. Указанные вопросы в настоящее время более подробно и основательно изложены в содержании таких учебных дисциплин как «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Возрастная психология», «Возрастная педагогика», «Педагогическая антропология», поэтому автор не видит оснований для краткого и менее профессионального их рассмотрения в одном из разделов своего учебного пособия.
Второй раздел «Теория и методика воспитания» раскрывает концептуальный взгляд автора на проблемы воспитания: рассматривается соотношение понятий свободы, воспитания и развития; определяются цель, задачи, сущность и структура воспитательного процесса; излагаются принципы его организации; анализируются методы, приемы и средства воспитания; выявляется содержание воспитательного процесса по различным направлениям. В данном разделе описываются методические основы организации воспитательного процесса, принципы его планирования, раскрывается роль семьи, классного руководителя в решении воспитательных задач.
Третий раздел «Теория обучения» рассматривает вопросы, связанные с выявлением структуры и содержания процесса обучения. Здесь излагаются известные принципы и правила обучения, его виды, формы, методы и средства. Раскрывается концептуальный взгляд православной педагогической мысли на сущность процессов обучения, учения, преподавания и образования.
Четвертый раздел «Управление образовательными системами» посвящен выявлению сущности, основных принципов, функций и технологии управления педагогическими системами.
В первую часть пособия вошли разделы «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания».
Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.
Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.
Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п.
Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.
Религиозное обоснование педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26]. Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.
Источник
Какие факторы влияют на формирование мировоззрения
Содержание:
С возрастом у человека формируется личное мнение о нормах добра и зла. Трудности и противоречия создают целую систему принципов об основах жизни. Поиск себя и социальное становление тесно связаны с мировоззрением. Оно служит неким маяком в физическом и духовном мире. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения и через какие этапы проходит его развитие?
Этапы формирования мировоззрения
В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:
- Стартовая точка – дошкольный период. Вырисовываются первичные черты характера ребенка. Он учится общению через родителей, родственников и воспитателей. Семья – основной источник формирования мировоззрения.
- С 6–7 лет кругозор значительно расширяется. Процесс отдаления ребенка от родителей и общественная жизнь в школе побуждают ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Но до сих пор ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых».
- К 13–15 годам накоплен определенный багаж знаний и опыта. Подросток анализирует жизненные ситуации, поступки других людей. Теперь мировоззрение зависит не только от родителей и окружающего социума. Подросток имеет свое представление о добре и зле, своем месте на свете. Начинается активный поиск себя.
- После 18–23 лет молодой человек выбирает жизненный путь. Мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Сейчас он руководствуется личными ориентирами. Но представления о жизни всё равно меняются в зависимости от приобретенных знаний и опыта.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
При создании системы взглядов на мир мозг человека использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Примерную структуру, из которой формируется мировоззрение, можно условно разделить на внешние и внутренние факторы.
Внешние
В этом пункте факторами являются:
- Семья и воспитание. Семейные традиции, нормы общения и поведения ребенок впитывает неосознанно. Затем в зрелом возрасте их часть взрослый человек переносит уже в свою семью. С самого детства родители закладывают понятия о том, что хорошо, а что плохо. Если жизнь родителей полноценна, они образованны и современны, то их взгляд на мир пластичен. Несмотря на большой жизненный опыт, они всё еще впитывают новые знания. Затем передают ребенку актуальную информацию. Ребенок, который растет в безопасной и комфортной обстановке, обладает тягой к познанию мира. Если, наоборот, воспитывать ребенка в чрезмерной строгости, то появится страх проявления себя.
- Окружение. Выражение «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» очень популярно. Социум, который окружает личность, значительно влияет на его взгляды, ценности и привычки. Приятели, друзья и коллеги выступают примером для развития. Попадая в успешную среду, личность улучшает качество жизни. Появляются новые цели и тяга к расширению кругозора. По поводу правильного окружения в Духовной Экономике говорится: «К чему Я призывал вас на самом деле, так это к тому, чтобы вы не общались ни с одним из тех, кто называет себя вашим братом, а сам остается либо развратником, либо стяжателем, а может быть, идолопоклонником или сквернословом и пьяницей или мошенником. С таким даже не садитесь вместе есть» (РБО, 1 Кор. 5:11). Попав в плохую компанию, человек поневоле становится одним из ее участников. Пропадает тяга к успешной жизни, интересы становятся примитивными.
- Авторитеты. Источником формирования мировоззрения становится авторитетная личность: родители, учителя, наставники, кумиры. Формирующийся человек пристально следит за словами, эмоциями и, конечно же, делами, которые совершает личность, обозначенная как духовный ориентир. Появляется стойкое желание подражать ей.
- Образование и наука. Человек получает знания также научным путем в детском саду, школе, университете, на обучающих курсах. Здесь мозгу приходит систематизированная информация. Она позволяет ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», и «Зачем?» Например, ребенок старшего возраста узнает о том, как воздействует тепло на кожу, и почему нужно избегать перегрева. Чем объемнее знания, тем крепче становится жизненная позиция. Человеку легче самостоятельно делать выводы, не опираясь на окружающих. Теоретические знания не всегда становятся благодатной почвой для формирования мировоззрения. Если человек получает новую информацию любым путем и проверяет ее на практике, то появляются новые выводы на основе личного опыта.
Знания, которые получает юная личность в школе и университете, дают базу для мировоззрения. Сами учителя и наставники становятся авторитетными личностями для человека. Они передают свой опыт и знания. Качественное образование дает ответы на многие вопросы, которые возникают при поиске себя. Также важно не забывать о самообразовании.
- Вероисповедание. Оно накладывает заметный отпечаток на мышление людей. Вера учит личность терпению и смирению. Она объединяет, поддерживает нуждающихся.
- Национальная культура. На мировоззрение влияет страна, в которой родился человек. Любая культура имеет свои традиции и обычаи, которые формируют убеждения и ценности.
- Средства массовой информации. Так или иначе они рядом с людьми на протяжении всей их жизни. Они рассказывают новости, описывают события, учат, как надо жить. СМИ имеют огромное влияние на целый пласт населения. Информация влияет на формирование кругозора. Именно поэтому важно фильтровать всю информацию, поступающую из телевизора, интернета, газет и журналов.
Социальные сети также имеют огромное влияние на личность. 4,2 млрд человек сегодня зарегистрированы в социальных сетях. Это составляет 53 % от мирового населения. При этом алгоритмы социальных сетей управляют тем, что увидит пользователь. В 2014 году были проведены исследования, которые заключались в том, что людям показывали специально подобранные новости. В эксперименте участвовало 700 тысяч человек. Одной группе людей показывали исключительно положительные новости, а второй – негативные. Через неделю исследований был заметен эффект. Те, кто смотрел негативные новости, всё реже выставляли позитивные посты. При снижении доли негатива в ленте настроение людей улучшалось. Это говорит о том, что социальные сети управляют настроением, формируют базу для мировоззрения. Поэтому важно фильтровать всю информацию, которая приходит из социальных сетей. Также важно ограничивать время пребывания в них.
Внутренние
Здесь важны иные факторы:
- Личный опыт. С рождения человек познает мир опытным путем. Мозг получает разрозненную информацию о внешнем мире через эксперименты. Например, маленький ребенок 3–4 лет не хочет надеть варежки на улицу зимой. Мама разрешает ему выйти без них. Руки ребенка мерзнут, и он в итоге просит варежки. Мозг сформировал понятие о неприятных ощущениях, которые возникли из–за пребывания на улице без варежек. Так работает познание мира опытным путем.
На личном опыте основывается личная система ценностей. Она позволяет взрослому человеку искренне верить в правоту своих действий. - Эмоции и чувства. Некоторые убеждения формируются на основе личных переживаний. В Духовной Экономике упоминаются такие слова: ««Радость на сердце – лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело» (РБИ, Притч. 17:22). Если человек относится к жизненным ситуациям с оптимизмом, то ему легче расширить границы мировоззрения. Окружение становится интересным, хочется исследовать мир. Но если человек получил серьезную моральную травму, то ему сложно открыться. Мир кажется опасным и злым. В таком случае рекомендуется постепенно и тщательно работать со своими жизненными установками, ведь детские травмы – самые глубокие.
- Характер. Определенные черты расширяют мировоззрение. Сюда относится воля, вера, склонность к самоанализу. Эти качества помогают достигать поставленных целей, верить в свои силы. Такой человек не плывет по течению, а сомневается в истинности новой информации и знаний. Он проверяет ее и применяет на практике. Это позволяет расширить мировоззрение.
Активный и пассивный пути формирования мировоззрения
Есть два пути, которые формируют мировоззрение. Пассивный путь не требует усилий. Идеалы, взгляды и принципы те же, что и у общества, в котором человек живет. Пассивное мировоззрение не требует усилий и поиска себя. Индивидуальность стирается. Все взгляды на мир формируются под влиянием жизненных условий.
Активный путь формирования мировоззрения связан с постоянным риском. Человек сам задает себе вопросы и ищет на них ответы, не всегда ориентируется на нормы социума, в котором он живет. Большую часть времени он учится, приобретает новый опыт, ломает стереотипы. При этом ему важно держать баланс. Не всегда полезно идти наперекор общественному мнению и быть белой вороной. Можно и иногда даже нужно приобретать новые знания, опираясь на старый опыт предшественников. А уже затем формировать личный взгляд.
В Духовной Экономике написано следующее: «Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает» (NRT, Иак. 4:14). Человеческая жизнь коротка, важно это понимать. Поэтому лучше потратить короткий миг на познание, изучение мира и формирование личных взглядов, чем плыть по течению, всегда следуя за толпой. Это поможет ощутить вкус жизни.
Как изменить мировоззрение: подсказки психологов
Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.
Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:
- Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
- Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
- Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
- После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
- Замотивируйте себя. Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции. А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».
На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя». Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.
Получите тренинг бесплатно, после регистрации на сайте
Источник