- Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
- Периоды становления
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый период
- Период юношества
- Этапы формирования
- Источники
- Способы
- Пути — пассивный и активный
- Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
- Способы формирования мировоззрения человека
Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности
Каждый человек имеет личные представления о нормах добра и зла, собственный взгляд на мир и место человека в нем, идеалы, принципы и проч.
В сумме вся эта информация образует категорию под названием «мировоззрение» и служит для человека неким маяком в духовном и материальном мире.
О плюсах и минусах гуманистического мировоззрения читайте здесь.
Периоды становления
В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?
Формирование мировоззрения — это динамичный процесс.
В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.
Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к возрастным ступеням, связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем самостоятельности и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.
Дошкольный возраст
Точкой отсчета можно считать дошкольный возраст. В этот период у малыша формируются прочные ментальные базовые конструкции, складываются первичные черты характера.
В первую очередь происходит становление простых и узких понятий, направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.
Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).
Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.
Младший школьный возраст
В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы.
Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.
Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, ценностей и целостной картины мира.
Подростковый период
Именно в подростковом возрасте можно говорить о мировоззрении как о полноценном элементе личности.
Человек, достигая данного периода, уже имеет некую базу знаний, опыта, способности к абстрактному мышлению и анализу.
И именно в подростковом возрасте парни и девушки задаются вопросом о жизни и своей роли в ней, о причинах того или иного поведения окружающих.
Подростки уже имеют персональные нравственные ориентиры и действуют не по указке взрослых, а исходя из собственных представлений о «плохом» и «хорошем». Имеет место активный поиск себя.
Период юношества
На этом этапе мировоззрение опирается на научную базу и систематизированных знаниях/убеждениях о мире. Человек активно выбирает свой жизненный путь, руководствуясь личными ориентирами.
Он уже может осознать себя и свою жизнь как нечто логичное, цельный процесс имеющий направление, перспективу и смысл.
Именно в юношестве человек впервые сознательно выбирает жизненный путь, который требует от парня или девушки формирования социальной ориентации (установление планки своего социального положение и методов достижения этой планки).
Этапы формирования
Наука выделяет три этапа формирования мировоззрения:
- мироощущение;
- мировосприятие;
- миропонимание.
Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологического базиса для мировоззрения.
Выражается в отношении индивидуума к природе и окружающем мире, выраженном в форме чувств и действий. Образ мира, который формируется на этапе мироощущения, называют «лоскутным».
Мировосприятие — это целостное видение картинки мира и отношение к этому «образу». Внешний мир проходит фильтр, состоящий из внутреннего мира.
Миропонимание опирается на интеллект и желание познавать. Картина мира при этом основана на научных знаниях и рациональном объяснении действительности и явлений, происходящих в этой действительности.
Источники
Мировоззрение формируется на базе внутренних и внешних процессов, которые позволяют человеку создавать свою систему взглядов. Информация поступает из разных источников, чтобы подвергнуться анализу и усвоиться.
Осмысленные убеждения позволяют человеку верить в истинность и правоту своих действий.
Практический источник. Знания, не задействованные на практике, не всегда являются благодатным материалом для формирования мировоззрения.
Но если человек использует их проверяя случайную информацию или устойчивые аксиомы, подключается внутренний «оценщик», который может сделать новые выводы на основе примененных на практике знаний.
Что является предметом изучения возрастной психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Способы
Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением, можно выделить следующие способы (методы):
- словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения);
- наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.);
- практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).
Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.
Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание.
В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют «воспитателю» закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.
Пути — пассивный и активный
Когда человек избирает пассивный путь формирования мировоззрения, он ориентируется на внешние условия. В этом варианте человек пытается соответствовать общепринятым стандартам, подогнать свои взгляды, принципы, идеалы и ориентиры под нормы того социума, в котором он живет.
Индивидуальные черты стираются, уступая место «стадным». Персональными остаются только эмоции, которые возникают во время наблюдения тех или иных событий.
Но даже эмоции зачастую «как у всех», потому что к ним примешиваются другие факторы оценки.
Активный путь формирования мировоззрения — это постоянный поиск.
Человек сознательно задает себе вопросы и ищет на них ответы.
При этом важно быстро находить признаки чужого влияния и попытки подчинить, подогнать под единую «норму», чтобы не стать сырым материалом в руках манипуляторов.
Человек, избравший активный путь, также должен знать необходимые для становления мировоззрения средства и методы их использования.
И особенно важно представлять и отдавать себе отчет в том, каким должно быть мировоззрение.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы:
Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).
А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.
Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.
Мировоззрение — это первая ступень уверенности. Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.
Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.
Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности — формирование мировоззрения:
Источник
Способы формирования мировоззрения человека
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 278 535
- КНИГИ 658 106
- СЕРИИ 25 237
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 393
Профессиональная подготовка будущего учителя основывается на изучении целого ряда психолого-педагогических дисциплин. Учебный курс «Теоретическая педагогика» занимает среди них одно из основных мест. В процессе его освоения у студентов формируются базовые педагогические, общеметодические (дидактические) знания и знания, связанные с теорией и практикой осуществления воспитательного процесса.
Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции.
Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли.
Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления.
Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции. В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки.
Учебное пособие «Теоретическая педагогика» включает 4 основных раздела.
Первый раздел «Введение в педагогическую деятельность» посвящен общей характеристике педагогической профессии. В содержании данного раздела анализируется сущность педагогической деятельности в свете православного мышления, раскрывается значение нравственных качеств и профессионализма педагога в учебно-воспитательном процессе, рассматривается вопрос о духовном смысле и ответственности педагогического служения. Раздел выявляет предмет и функции педагогики как науки, обосновывает ее связь с другими науками, рассматривает современную систему педагогических наук. Здесь даны определения основным педагогическим категориям с позиций их православного понимания. Необходимо отметить, что из данного раздела сознательно исключены традиционные для курса общих основ педагогики вопросы, связанные с методологией, методами педагогических исследований и развитием личности. Указанные вопросы в настоящее время более подробно и основательно изложены в содержании таких учебных дисциплин как «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Возрастная психология», «Возрастная педагогика», «Педагогическая антропология», поэтому автор не видит оснований для краткого и менее профессионального их рассмотрения в одном из разделов своего учебного пособия.
Второй раздел «Теория и методика воспитания» раскрывает концептуальный взгляд автора на проблемы воспитания: рассматривается соотношение понятий свободы, воспитания и развития; определяются цель, задачи, сущность и структура воспитательного процесса; излагаются принципы его организации; анализируются методы, приемы и средства воспитания; выявляется содержание воспитательного процесса по различным направлениям. В данном разделе описываются методические основы организации воспитательного процесса, принципы его планирования, раскрывается роль семьи, классного руководителя в решении воспитательных задач.
Третий раздел «Теория обучения» рассматривает вопросы, связанные с выявлением структуры и содержания процесса обучения. Здесь излагаются известные принципы и правила обучения, его виды, формы, методы и средства. Раскрывается концептуальный взгляд православной педагогической мысли на сущность процессов обучения, учения, преподавания и образования.
Четвертый раздел «Управление образовательными системами» посвящен выявлению сущности, основных принципов, функций и технологии управления педагогическими системами.
В первую часть пособия вошли разделы «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания».
Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.
Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.
Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п.
Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.
Религиозное обоснование педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26]. Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.
Источник