Способы формирования межличностных отношений детей

«Формирование межличностных отношений дошкольников»
статья ( группа) на тему

Защита исследовательского проекта на конкурс

Скачать:

Вложение Размер
rabota-na_konkurs_pedagog-issled-tel.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Башкортостан

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

«Центр развития ребенка – детский сад № 19»

городского округа город Нефтекамск

Тема: «Формирование межличностных отношений дошкольников»

Защита исследовательского проекта на конкурс

Воспитатель Третьякова Татьяна Александровна.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.

Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.

Во-первых, социально-личностное развитие детей — процесс сложный,

противоречивый и носит комплексный характер, поэтому требует от педагогов особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Во-вторых, не все современные вариативные комплексные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. В связи с этим встаёт необходимость «перевести психологическую программу на язык реального педагогического процесса» и творчески подойти к вопросам подбора игр и упражнений, организации развивающей среды и деятельности.

Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области социально-личностного развития детей.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность процесса формирования межличностных отношений дошкольников.

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

2. Определить критерии сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста.

3. Составить программу педагогической работы по формированию межличностных отношений дошкольников.

Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование межличностных отношений дошкольников.

Гипотеза. Если использовать специально разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений, то формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста будет проходить более эффективно.

В ходе исследования были использованы теоретические методы (изучение и анализ научной литературы по вопросам формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста); экспериментальные методы (проведение констатирующего и формирующего эксперимента);

статистические (качественный анализ результатов педагогического исследования);

Методологическая основа исследования.

-Идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. ( Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин ).
— Идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс ).
— Принцип личностно-ориентированного подхода (выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности) предлагали Г. А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили .

-Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф.Талызина).

Теоретическая значимость заключается в обобщении и структурировании различных подходов, касающихся формирования межличностных отношений дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Практическая значимость и новизна исследования заключается в возможности использования воспитателями дошкольных учреждений адаптированной психологической методики формирования межличностных отношений дошкольников.

Методические рекомендации могут использоваться в практической деятельности воспитателями и психологами детских садов при формировании межличностных отношений у дошкольников.

Для успешной реализации данного проекта нужно:

теоретически обосновать необходимость формирования межличностных отношений дошкольников;

выявить уровень сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста;

апробировать психологические игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника;

создать условия для развития межличностных отношений дошкольников.

Исходя из этого проект исследовательской работы будет предусматривать 3 этапа:

1 этап – изучение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений дошкольников.

2 этап – выявление уровня сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста.

3 этап – реализация эксперимента на практике, сравнительный анализ полученных результатов.

— дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх,

— способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

— адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;

— в процессе формирования межличностных отношений развиваются коммуникативные навыки детей,

— происходит усвоение детьми нравственных норм и правил,

— развиваются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Для формирования межличностных отношений дошкольников необходимо выявить уровень развития партнерских отношений между участниками образовательного процесса и умение детей сотрудничать друг с другом.

С этой целью используются психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений дошкольников и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.

При проведении диагностического задания «Лесенка» самооценка ребенка оценивается посредством размещения себя на «лесенке успеха»

-2 ступенька — низкий уровень (самооценка заниженная).

-4,5 ступенька — адекватная самооценка

-7 ступенька — завышенная самооценка.

А также учитывается разрыв между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других.

При проведении диагностического задания «Два домика» выявляется социометрический статус каждого ребенка в группе.

Популярные («звёзды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырёх) положительных выборов.

предпочитаемые — дети, получившие 1-2 положительных выбора.

игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы остаются незамеченными своими сверстниками).

отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При проведении исследования используется также метод наблюдений, в процессе которого обращается внимание на следующие показатели поведения детей:

♦ инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

♦ чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

♦ преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечаются наличие данных показателей и степень их выраженности.

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

— слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

— ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

Чувствительность к воздействиям сверстника

— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

Преобладающий эмоциональный фон

— негативный (1 балл)

— нейтрально-деловой (2 балла)

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволяет более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0—1 балл) говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2—3 балла) — о нормальном уровне развития потребности в общении.

В процессе формирования межличностных отношений детей соблюдаются следующие принципы:

— безоценочность; (построение отношений, «ориентированных на другого», предполагает отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Если сложно отказаться от оценок, нужно оценивать не самих детей, а лишь их отдельные действия);

— отсутствие соревновательности; (игры-соревнования направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают конкурентность, разобщенность со сверстниками);

— отказ от игрушек и предметов; (появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребёнок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера)

— минимизация речевого взаимодействия; (поводом для ссоры и конфликтов детей является словесная агрессия: всевозможные «дразнилки», «обзывалки». Вместо этого в качестве средств общения использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику);

— исключение принуждения; (отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру).

Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации.

Предполагаемые негативные последствия.

Механизмы их преодоления.

При реализации проекта возможны трудности взаимоотношений дошкольника со

На почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка могут возникнуть трудности взаимоотношений дошкольника со сверстниками: «непопулярный » дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам, или ребенок слишком робок, зажат, неуверен в себе.

-Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
— обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;

-проводить индивидуальные консультации с родителями, с целью изменение отношения родителей к ребенку, а также проявление устойчивого интереса к игровым технологиям, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей.

— Необходимо избегать слишком критических замечаний в адрес ребенка при других детях;
— быть внимательным к застенчивым и замкнутым детям, а также к детям, активно демонстрирующим свое лидерство перед своими сверстниками;

Кроме этого можно предложить детям игры на преодоление негативных эмоций, гнева, а также игры на развитие коммуникативных способностей детей :

-Учим перерабатывать информацию: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

-Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.

-Развиваем умение активно слушать: учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

-Учим конструировать «Текст для другого»: развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.

-Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.

-Учим задавать открытые и закрытые вопросы.

-Развиваем слуховое восприятие.

-Учим перерабатывать информацию: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

-Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Источник

Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте

Светлана Разумий
Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте

Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук — философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А. С. Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е. А. Аркин и А. С. Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я. Л. Коломинского, Л. В. Артемовой и др.

В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т. В. Антоновой, Т. А. Репиной и Л. А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т. А. Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л. А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т. В. Антонова исследовала возрастные проявления общения.

Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А. Ф. Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р. Б. Стеркиной была проведена работа по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л. А. Кричевский, Т. А. Репина, Р. А. Иванова и Л. П. Бухтиарова.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.

Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.

В процессе развития отношениймежду ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрастескладывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003).

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998).

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999).

Д. Б. Эльконин отмечал (1998, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). «В данном случае, — подчеркивает Л. Ф. Обухова, — речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999).

И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).

Рассмотрим специфику малой группы детского сада. Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе (по данным Т. А. Репиной, к подготовительным группам сохранилось неблагоприятное положение у 1/3 детей). Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников (дети часто забывали о сверстниках, отсутствующих в день эксперимента). Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т. А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.

Видно, что успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен ни сколько ее результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.

Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

Итак, анализ психологических исследований показывает,что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Очевидно, что столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности. Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов. От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения «изолированности» и «звездности», взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастнаязакономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается «изолированных» детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения.В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками. А. Г. Рузская и Н. И.Ганощенко провели ряд исследований для выявления динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». Усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). Исследования Н. И. Ганощенко и И. А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Приведенные данные показывают. Что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т. е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное «Я», способствует его самосознанию (М. И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников.На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

В сфере общения со сверстниками М. И.Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно,процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Доминирующее положение периферии над ядром сохраняется, т. к. образ сверстника осознан полнее и точнее и искажающие тенденции, вызванные активностью ядерных структур (аффективная составляющая, сказываются меньше. Иерархическое деление группы обусловлено выборами дошкольников. Рассмотрим оценочные отношения. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений. В группе, как правило, преобладают социально одобряемые ценности – защищать слабых, помогать и т. д., но в группах где ослаблено воспитательное влияние взрослых «вожаком» может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т. А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

Для исследования межличностных отношенийнеобходимо комплексное использование всех методов: наблюдение, социометрия, беседа.

Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка.Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.

Однако каждый из методов не может дать объективной оценки отношениям в группе, так как кроме чувств, он использует уже сложившееся умение, навыки.

Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов.

На основе анализа всех методов изучения межличностных отношений можно дать объективную оценку межличностным отношениям в группе

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог — форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте Дошкольный представляет с собой первоначальное складывание личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок.

Игры на развитие межличностных отношений Игры на коррекцию и развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. 1. «Встаньте все те, кто…» 5-6 лет Цель: упражнять в развитии.

Консультация для родителей «Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему: «формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Раннее детство и дошкольный возраст являются.

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников Доказано, что опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Статья «Особенности межличностных отношений» Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление.

Интегрированное занятие по формированию культуры межличностных отношений между детьми «Формула любви к себе и к окружающим» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №23 Конспект интегрированного.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте [b]Борисова Елена Александровна воспитатель МБДОУ детский сад № 1 ЗАТО Озерый Тема «Экологическое воспитание дошкольников»[/b] Экология.

Источник

Читайте также:  Способ применения урсофалька для новорожденных
Оцените статью
Разные способы