Мастер-класс по теме «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»
статья на тему
Цель мастер-класса:
— выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;
— рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапредметных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе» | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другому»
— Когда стоит вопрос о новых образоватльных стандартах, у нас возникает много вопросов, но что остается незабвенным — это профессиональная роль учителя и здесь самое важное знать, куда вести своих учеников
Успех — значит, вовремя успеть помочь ребенку поверить в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке и благодаря этому, можно добиться хорошего качества образования.
Тема: «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»
Современные требования к уроку ставят перед нами задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
- выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;
- рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапредметных компетенций;
Для реализации данной цели мне необходимо:
— создать условия для исследования ;
— дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях группы.
Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:
— создание атмосферы сотворчества;
— создание ситуации успеха;
— отбор необходимой информации;
— анализ и другие.
-комплексная оценка и другие.
Прежде всего давайте выясним, что такое метапредметный урок.
Работа в группах.
Я попрошу вас опираясь на таблицу «Определение метапредметного урока, ответить на вопросы
— Метапредметный урок- это урок, целью которого
— Метапредметный урок- это урок, на котором
— Метапредметный урок- это урок, с помощью которого
( 1 группа) Метапредметный урок-это урок , целью которого.
-является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
— является активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
-является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы
-является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования
-является формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.
— является ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся
-является получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.
-необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса
-является формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает
( 2 группа) Метапредметный урок-это урок, на котором .
-происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;
— школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;
— учитываются реальные потребности и интересы школьников;
— происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка;
— организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;
— на котором необходимо «в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения;
— ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
-ученик 1) промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
— ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;
(3 группа) Метапредметный урок-это урок, с помощью которого:
— происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.
— не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться;
— включается метапредметное содержание путем:
— выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов «проблема», «знание», и др.)
— включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира);
— можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.
Сегодня с вашей помощью я постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые использую в своей педагогической практике.
И для работы в мастер – классе предлагаю поработать по группам.
-У вас на столах лежат сердечки.
-Напишите на сердечках по 3 личностных качества, которыми должен обладать каждый человек.
— Какое умение мы формировали на данном этапе работы?
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (карточка на доску)
— Сейчас я предлагаю вам поработать с информацией и ответить на вопрос: что мы будем изучать на уроке?
— Для ответа на этот вопрос я предлагаю поработать с информацией.
1 группа разгадывает кроссворд (экология)
2 группа читает определение экологии, без самого понятия.
— Какие умения формирует данный этап работы?
ПОИСК И ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
СРАВНЕНИЕ (карточки на доске)
— К какому выводу вы пришли? Что мы будем изучать? ( Отношение человека к природе)
— Я предлагаю построить исследование. Из каких частей состоит исследование?
ВЫВОД (карточки на доске)
— Что мы будем исследовать? ( Отношение человека к природе)
— Первый шаг — выдвижение гипотезы. Возвращаясь к этапу ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, вы сказали, что человек должен обладать такими качествами, как доброта и ответственность. Попробуйте на основе понятий
ПРИРОДА (карточки на доске)
— Следующий шаг – исследование.
— Вы, когда–нибудь пробовали собирать пазлы?
— Давайте поиграем. Соберем пазлы в картинку.
— Психологи считают, что собирание подобных пазлов способствует развитию у человека таких качеств, как произвольное внимание, восприятие, образное и логическое мышление, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук и так далее.
— Что у вас получилось?
— Нравятся ли вам эти изображения? Какие чувства они вызывают?
— С какими словами ассоциируются картинки?
— Положите листочек со словом экология перед собой, возьмите цветные карандаши и закрасьте первую букву слова тем цветом, которое выражает состояние экологии в настоящее время.
— У многих из вас я увидела темные цвета.
-Что это означает? ( печаль, скука, тоска, страх). Есть даже красный – предупреждающий об опасности цвет. Думаю, что настало время разобраться в этих причинах экологических проблем и их способах решения.
Продолжим работу в группах.
-Возьмите конверты с заданиями.
Конверт с заданием.
- Составьте текст из предложений и озаглавьте его.