Способы формирования массового сознания

Массовое сознание и его формирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Массовое сознание

Массовое сознание является видом общественного сознания и самой примитивной, рациональной формой его существования.

Это особенный, специфический вид, который характерен многим неструктурированным личностям. Массовое сознание — это совпадение в какой-то момент базовых и самых важных компонентов сознания многих различных «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отображены знания, понятия, общественные нормы и образцы поведения, значения, которые разделены образующейся по различным обстоятельствам совокупностью индивидов, т.е. – массой. Οʜᴎ вырабатываются при контакте и общении людей друг с другом и общего восприятия ими социально-политической информации (например, в процессе политического митинга). Согласно этому, массовое сознание помимо групповой типичности всех образующих его компонентой, имеет еще и общесоциальную типичность. Также массовое сознание отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо довольно массовой группой.

В массовом сознании определяют два уровня:

  • первичный, эмоционально-действенный
  • вторичный, рациональный.

В основе массового сознания, как правило, лежит яркое эмоциональное переживание какой-либо социальной проблемы, которая вызывает массовую озабоченность (война, революция, масштабный экономический кризис и др.).

Высокий уровень переживания трудностей проявляется, как системообразующий аспект массового сознания, в сильных эмоциях заменяя собой все привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно требует незамедлительных действий, поэтому определяется как эмоционально-чувственное ядро массового сознания.

Формирование массового сознания

В основе ядерного эмоционально-действенного значения формируется более рациональное значение. Оно основывается на всевозможных когнитивных составляющих — в первую очередь, на общедоступных познаниях и массово обсуждаемой информации.

Готовые работы на аналогичную тему

Рациональный уровень имеет три базовых блока:

  • блок общественных ожиданий людей и оценки собственных возможностей влияния на социальную систему для того, чтобы реализовать свои ожидания
  • блок активно меняющихся мнений и настроений людей, в первую очередь, связанных с оценками текущего положения, правительства, лидеров, различных социально-политических движений и т.д.
  • блок общественно-политических ценностей, которые лежат в основе довольно осознанного политико-идеологического выбора (к примеру, значения справедливости, демократии, равенства и др, или противоположные им). Эти значения формируют конечное отношение массового сознания к происходящему.

Рациональная степень массового сознания обычно дает отражение «массово необходимых» сведений, которые распространяются с помощью средств массовой информации.

Проявление массового сознания — это массовое поведение, чаще всего стихийное и неорганизованное. Как правило, оно связано с определенными обстоятельствами, например политические потрясения, поражение в войнах и восстаниях и т.д. Массовое поведение, как правило, проявляется в определенные временные отрезки и не является постоянным. Обычно оно проявляется в виде стихийной массовой агрессии или массовой паники.

В основном массовое поведение зависит от того, эмоционально-действенный уровень преобладает в общественном сознании или рациональный, и, учитывая это, оно будет более или менее стихийным или управляемым, и от эффективности самого внешнего влияния, которое оказывается на массовое сознание. Обычно до какого-то времени массовое сознание и поведение, как правило, покладисто по отношению к внешним факторам влияния.

Читайте также:  Способы применения камфорного масла

Массовое сознание с научной точки зрения

Главными свойствами массового сознания являются:

  • эмоциональность
  • заразительность
  • мозаичность
  • подвижность
  • изменчивость.

В научной литературе все еще нет больших работ, в которых рассматривалась бы психология именно массового сознания. Из существующих в настоящее время взглядов можно выявить базовых варианта. Рассмотрим каждое по отдельности.

Первый вариант массового сознания — это форма социального сознания, которая активно проявляется в бурные, оживленные периоды формирования общества, когда у него, как правило, нет заинтересованности в научных исследованиях. А в обычные периоды оно функционирует совершенно неприметно. При этом оно может единовременно обладать различными составляющими многих видов сознания.

Примером его может послужить сознание групп социально-профессионального характера, которые составляют социальную структуру общества. Порой оно включает в себя и какие-то другие виды сознания, которые характерны для многих людей, которые объединены в различные группы, но не имеют отчетливо группового характера. Как правило, это обычное сознание, которое не имеет четкой социальной специфики. Исходя из представленной точки зрения, проявления массового сознания имеют в большей степени случайный характер и выступают в качестве симптомов временного, незначительного стихийного варианта развития.

Второй вариант массового сознания считается довольно-таки самостоятельным феноменом. Тогда это сознание абсолютно определенной массы, которое стоит в обществе в одном ряду с сознанием классических групп. Появляется оно в виде отблеска, переживаний и понимания различных обстоятельств, общих для членов определенных социальных групп, которые оказались в похожих жизненных ситуациях. В данной логике массовое сознание – это более глубокое образование, отражающее реальность «первичного порядка», только потом обретающее нужные психологические признаки общественной определенности.

Необычными примерами развития массового сознания еще можно назвать воздействие средств массовой информации и их пропаганды. Особым явлением такого воздействия является массовая мода, которая может за маленький период охватить общество. Также примером может послужить психология религии.

В целом, можно сделать вывод, что основными и доминирующими факторами массового сознания являются мысли, чувства, переживания и тревоги людей, которые вызваны различными социальными явлениями.

Источник

Массовое сознание и манипуляция им

Каким бы «массовым» ни было сознание человечества в прошлые столетия, 21 век переплюнул все вместе взятые. Прочно укрепились такие понятия и явления как «продукт массового потребления», «средства массовой информации» и многие другие. Главной задачей обычного человека теперь является если и не попытка разобраться, куда катится этот мир, то хотя бы не поддаваться манипуляциям, которые с каждым годом становятся все изощреннее.

Массовое сознание в широком смысле – сознание больших масс людей, народа. В более узком – особая форма обыденного сознания, которая проявляется под влиянием определенных средств, прежде всего СМИ.

Характеризуется массовое сознание подвижностью, разорванностью, эмоциональностью, противоречивостью, шаблонностью и определенным окостенением (стереотипами). При этом многое зависит от развития науки и средств массовой коммуникации. Можно сказать, что состояние массового сознания определяет также эпоха.

В массовом сознании человека всегда присутствует, по крайней мере, два основных слоя:

  • Обыденное сознание: все то, что связано с повседневными потребностями.
  • Практическое сознание: включает в себя весь жизненный опыт человека.

Также в массовом сознании присутствуют противоречивые элементы, которые делают его подвижным и изменчивым, а значит – готовым к воздействию и манипуляциям. Изменчивость и подвижность характерны для некоторых элементов сознания, например, слухов и мнений.

Читайте также:  Саган дайля способы применения

Помимо этого, стоит различать общественное и политическое сознание:

  • Общественное сознание – совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе, отражающих само общество. Его противопоставляют индивидуальному сознанию. В этой связи общественное сознание обладает некоторыми системными свойствами, которые нельзя свести к свойству индивидуального сознания. Выделяют шесть форм общественного сознания: мораль, наука, искусство, идеология, религия и право.
  • Политическое сознание – это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы людьми, группами, нациями. Оно представляет собой систему теорий, идей, представлений, взглядов, верований и убеждений.

Массовое сознание обычно формируется при помощи средств массовой информации. СМИ тиражирует модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образа жизни. Все это в какой-то степени можно было бы назвать нормальным процессом, если бы зачастую не превращалось в манипуляцию массовым сознанием, и именно это страшнее всего.

Методы манипуляции массовым сознанием

Прежде чем мы приступим к стандартным методам манипуляции, давайте посмотрим, какие методы считает наиболее могущественными лингвист и философ Ноам Хомский:

Отвлечение внимания

Если в стране и обществе существует большое количество важных и серьезных проблем, информационное пространство насыщается малозначительными проблемами. Суть этого приема не только в том, чтобы фокусировать общество на ненужных вещах, но и в том, чтобы у человека попросту не оставалось времени на размышления.

Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Этот метод еще называют приемом «Проблема-реакция-решение». Для этого нужно создать некую проблему, которая точно вызовет эмоциональную реакцию среди населения. Теперь сами граждане начинают требовать от правительства принять необходимые меры.

Отсрочка исполнения

Используется для того, чтобы продавить непопулярное решение. Оно позиционируется как «необходимое и болезненное» и СМИ сообщают, что его нужно провести в будущем. Общество соглашается, потому что легче думать о светлом будущем, в котором решение так и не будет принято. Таким образом правительство дает своему населению время на то, чтобы свыкнуться с этой мыслью и не слишком радикально протестовать, когда решение или закон будут приняты.

Способ постепенного применения

Опасаясь революции, правительство вводит непопулярные меры постепенно, день за днем, месяц за месяцем. Население привыкает к неудобному положению в виду того, что человек способен адаптироваться к любой ситуации.

Делать больший упор на эмоции, а не на размышления

Этот классический прием применяется повсеместно: когда правительству нечего сказать по существу, оно, при помощи СМИ, начинает «давить» на эмоции. В особенности на страх. Чтобы не давать возможности народу размышлять на экономические, социальные и политические темы, по всем каналам связи насаживается массовая истерия.

Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

С каждым годом «система» получает все больше знаний о человеческой психологии при помощи науки. Это позволяет манипулировать людьми намного эффективнее, причем даже в тех случаях, когда они догадываются об этом.

Усиливать чувство собственной вины

СМИ налагают на общество или отдельные классы вину за возникновение каких-либо событий. Отныне эти люди вместо того, чтобы бороться с нечестивым правительством, занимаются самоуничижением и рефлексией.

Культивировать посредственность

Благодаря самым разным шоу, в которых показываются пошлые, глупые и невоспитанные люди, обществу внушается мысль о том, что это приводит к успеху.

Читайте также:  3 какие существуют способы упрочнения арматуры

Помимо этого, как мы уже говорили, существуют классические методы манипуляции массовым сознанием. Им уже несколько десятков лет, и они уже были опробованы в разных странах.

Внушение

Этот метод состоит из нескольких элементов: ввести публику в суггестивное состояние, войти к ней в доверие, стать своим, убедить ее в своей компетентности. Суть внушения состоит в том, что общество не должно о чем-то думать, потому что правительство думает за людей и знает, как лучше.

Замалчивание фактов

Из десятков фактов выбирается один-два, которые доказывают манипулистическую точку зрения. Большинство людей хоть и понимает, что были выбраны нужные факты (а не все), но все-таки верит выводам СМИ. Проблема в том, что замалчивание фактов – это разновидность лжи. Возможно, это даже хуже, чем ложь.

Образ врага

Вместо того чтобы говорить о внутренних проблемах, СМИ нагнетают атмосферу при помощи появления врага, который угрожает стране и мешает ей развиваться политически, экономически и социально.

Многократные повторы или «Метод Геббельса»

Многие социологи и психологи считают, что манипуляция тогда будет успешной, когда ее никто не замечает. Но, как показывает практика, это необязательно. «Ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой». Удивительно, как быстро то, что сегодня считается жульничеством и обманом, завтра становится истиной.

Метод «страшилок»

Обществу внушают, что есть только два варианта развития событий: ужасное и плохое. Через какое-то время это «плохое» уже воспринимается как «хорошее» и единственно верное.

Фрагментация

Репортаж, статья или сюжет разбивается на несколько фрагментов, которые не связаны между собой. Зритель или читатель не выносит из этой информации никакого смысла, зато получает заряд мощных негативных эмоций.

Следует сказать, что порой очень сложно выявить манипуляцию, потому что нас каждый день бомбардируют огромным количеством информации. И даже если вы отключите новости, у вас останутся мнения и убеждения – но как узнать, не были ли они сформированы раньше под влиянием манипуляций? Это сложный вопрос, однако несомненно то, что нужно развивать в себе критическое мышление, чтобы воздействие лживой информации на свой мозг и психику свести к минимуму.

Есть некоторые универсальные способы противостояния манипуляциям, которые могут помочь составить более-менее объективную оценку ситуации:

  • получить информацию из первых рук;
  • проанализировать противоречащие друг другу источники (то есть по обе стороны), выявить общие и разнящиеся мнения;
  • проанализировать отношения различных групп в социальных сетях;
  • выявить манипуляторов при помощи анализа продвигаемой ими точки зрения.

Также можно попробовать выявить основные признаки манипуляции сознанием:

  • СМИ начинают относиться к людям не как к личностям, а как к объектам или вещам, которые лишены свободы выбора.
  • Каждый раз, когда вы чувствуете, что мишенью СМИ являются ваша психика, ценности, убеждения, представления и установки – это тревожный звоночек, что вы имеете дело с манипуляцией сознания.
  • Если вы читаете или смотрите новости, цель которых – создавать ощущения страха и неуютности, значит, «это кому-нибудь нужно».

Воспитывайте в себе скептика, когда имеете дело с массовой информацией. Это не значит, что вы должны проверять каждую фразу, которую читаете, но хотя бы держите в голове возможность того, что вами могут манипулировать. Прислушивайтесь к интуиции – как правило, она первой замечает, что кто-то пытается вторгнуться в вашу психику.

Источник

Оцените статью
Разные способы