Способы формирования личностного результата обучающихся на уроке
материал
Личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_lichnostnogo_rezultata_obuchayushchihsya_na_uroke.docx | 20.74 КБ |
sposoby_formirovaniya_lichnostnogo_rezultata.ppt | 960 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на инструктивно-методическом совещании
«Способы формирования личностного результата
обучающихся на уроке»
Темченко Е.П, методист
Просмотр фрагмента мультфильма «Баранкин, будь человеком»
Добрый день, уважаемые коллеги. Вы, конечно, узнали знакомый с детства мультфильм «Баранкин, будь человеком»! Он вспомнился мне во время подготовки к нашему семинару. Что же значит «быть человеком»? Какие качества делают человека человеком? Думаю, что каждый из нас согласится с тем, что к таким качествам относится и нравственность, и высокие духовные и душевные качества, и целеустремленность, и личностные качества человека.
А личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?
Что же такое «личностный результат»? Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Все, связанное с личностными результатами, относится к понятию «само» — самопознание, саморегуляция, самоопределение, самореализация, самосовершенствование. Т.е. научиться учиться – это главная цель обучающегося. Такой подход к обучению делает его осмысленным, а значит, и предметный результат будет наиболее эффективным.
Формирование личностных результатов происходит на каждом учебном занятии, и наша задача — понимать, какой результат мы формируем, и уметь управлять этим процессом! Как же мы можем повлиять на рост личностных результатов обучающегося на уроке? Все элементы урока: актуальное и современное содержание учебного материала, активные формы работы на уроке, продуктивные методы обучения – все это инструменты, с помощью которых педагог повышает мотивацию к обучению у студента, учит его учиться, а, значит, и формирует его личность.
Успех обучающегося на уроке задает и его эмоциональный настрой.
Если во время урока обучающийся занят чем-то занимательным и выполняет работу с настроением, то не заметит, как пролетит урок. И здесь я еще раз хочу обратиться к словам классика. Лев Николаевич Толстой сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Но от чего же зависят личностные результаты? Они напрямую зависят от мотивации обучающихся, от того на сколько ему это нужно, интересно.
Напомню, что же такое мотивация.
Мотивация — это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотивацию можно охарактеризовать:
— по силе (сильная, слабая);
— устойчивости (ситуационная, постоянная);
— направленности (на себя, на людей, на задачу – результат или процесс);
— по источнику появления (внутренняя, то есть собственная, или внешняя, то есть простимулированная).
Из этого следует, что если обучающийся сам не замотивирован, то его мотивацией можно управлять, ну а кому как не педагогу этим заниматься. Возникает следующий вопрос «Как же это сделать?».
Начнем с того, что в начале урока следует поощрять студентов к тому, чтобы они сами определяли собственные цели. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, если они сами смогут формировать цель.
Собственную цель обучающимся нужно либо представить (воображение — мощное обучающее средство), чтобы осознать, как можно использовать усвоенные знания в будущем, либо отыскать ответ в учебнике.
Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значительной мере влияет на мотивацию.
Педагог может всего лишь повилять на формирование мотиваторов (интересов, склонностей, моральных норм, жизненных принципов и т.д.), которые студент использует для самоформирования мотивов.
Конкретные приемы, используемые педагогами для мотивации учебной деятельности, можно объединить в три группы.
К первой относятся те, которые стимулируют обязанности и ответственность, ко второй – те, которые формируют познавательный интерес обучающихся. Эти группы приемов хорошо срабатывают в младшей и средней школе. В старших классах наиболее эффективна третья группа методических приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентом на практическом и общественно-социальном смысле полученных знаний.
Мотивацию учебной деятельности можно осуществлять путем беседы. Во вступительном слове педагог определяет круг вопросов, который будут рассматривать на уроке, приводя при этом интересные примеры, привлекая обучающихся, используя парадоксальность фактов и т.д.
Но как же вызвать интерес к уроку, к конкретной теме?
Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как «Удивляй!», «Фантастическая добавка» и др.
А теперь давайте рассмотрим методические приемы, влияющие на формирование мотивации более подробно.
Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения.
Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.
Например, на уроке иностранного языка преподаватель может, рассказывая о праздниках изучаемой страны, которых нет в России, рассказать о традициях, обычаях или фактах, которых нет в учебнике и которые могут ввести обучающихся в недоразумение, легкий шок.
В этом приеме педагог дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. К примеру филологи могут перенести реального или литературного героя во времени.
В начале урока преподаватель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Можно предложить следующие варианты работы с кроссвордом.
Разгадать кроссворд, заполнив пустые ячейки.
Сформулировать вопрос к словам в заполненном кроссворде.
Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
Создать кроссворд самостоятельно, используя слова, которые были изучены ранее.
Этот метод предполагает привлечение собственного опыта обучающихся, рассчитан на высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально.
Преподаватель вертикально на доске записывает основное понятие, которое должны обработать обучающиеся. Затем он просит обучающихся называть признаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает.
Для активизации работы и заинтересованности обучающихся в начале урока педагог раздает газеты, журналы или страницы тех изданий, где размещена информация, касающаяся темы урока, и просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее ежедневного использования.
Как вариант можно использовать отрывки из художественной и научно-популярной литературы.
Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной проблемы. Всех обучающихся объединяет совместная работа над поиском истины.
Если основным содержанием на уроке являются моральные ориентации и ценности, тогда целесообразно использовать названные методические приемы. Суть метода «Классификация» заключается в том, что обучающиеся получают рабочие карточки, на которых записаны различные признаки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт и предпочтения, обучающиеся должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.
В методическом приеме «Альтернатива» обучающиеся получают полную рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд альтернативных предложений ее решения. Каждый обучающийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.
После заслушивания трех-четырех обучающихся педагог организует фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Из этого всего следует, что педагог своими действиями должен подтолкнуть обучающегося к тому, чтобы он сам для себя понял, для чего он учит тот или иной предмет и смог ответить на главные контрольные вопросы для обучающихся на этапе мотивации:
Что будем изучать?
Почему именно этот материал необходимо изучать?
В чем заключается важность этого материала для вас лично?
Какой результат вы должны получить в конце работы?
А теперь я хочу вернуться к Баранкину. Помните, чем закончился мультфильм?
«Мы хотим навеки стать человеком!» — сказали герои мультфильма.
Поэтому в заключение я хочу привести слова Шалвы Александровича Амонашвили: «Человек станет человеком только с помощью человека, но человек может стать человеком только своими усилиями».
Источник
Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе
статья
Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnosti_obuchayushchegosya_kak_subekta_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_usloviyakh_vnedreniya_i_realizatsii_fgos_na_sovremennom_etape.zip | 341.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе.
Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы
Подготовила Пермина Ю.В., учитель МБОУ СОШ с. Кудеевский
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
Генри Адамс, американский писатель и историк.
Традиционная (так называемая «советская») система обучения была нацелена на передачу знаний от учителя ученику. Таким образом, существовала субъект-объектная схема обучения, которая формировала хороших исполнителей. Однако на сегодняшний день социальный заказ изменился (Слайд 3). В первую очередь, мне кажется, это связано с динамичностью современного рынка труда, что требует от человека мобильности, гибкости компетенций, готовности и умения учиться в течение всей жизни (Слайд 4). В связи с возрастанием роли предпринимательства в обществе России требуются активные, творческие люди, способные принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.
Проиллюстрировать сказанное поможет диаграмма, составленная по результатам Второго международного анализа прогресса в обучении, проведенного в 1991 году (Слайд 5).
Таким образом, главной задачей для нас, учителей, становится не передача знаний, а воспитание успешного в жизни человека. Для этого ребенок должен стать не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса .(Слайд 6) Именно на это и нацеливает нас ФГОС второго поколения.
ФГОС предлагает нам «портрет выпускника школы». Из перечисленных в Стандарте личностных качеств назову те, которые, как мне кажется, являются именно чертами личности как субъекта образовательного процесса:
— «креативный и творчески мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
— владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
— мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
— готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
— подготовленный к осознанному выбору профессии …;
— мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».
Логично теперь задать вопрос: как?
«Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход , который обеспечивает: (Слайд 7)
— формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; (…)
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся…»
Фундаментальное ядро содержания общего образования включает следующие элементы (Слайд 8):
— базовые национальные ценности;
— основные элементы научного знания;
— универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия (ФГОС)
— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды учебных действий:
— историко-географический образ России и Башкортостана;
— знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей;
— гражданский патриотизм, уважение к истории своей страны, культурным и историческим памятникам;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
— готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять контроль своих действий;
• осуществлять адекватную самооценку и самокоррекцию;
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• работать в группе;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
УУД формируются в результате деятельности ученика.
В связи с этим считаю необходимым вернуться к понятию «деятельность». Леонтьев А.Н. в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева ≪ Деятельность. Сознание. Личность ≫. (Слайд 9.)
Рассмотрим модель деятельности (Слайд 10).
Именно на основе этой модели предлагает строить уроки Л.Г. Петерсон (Слайд 11) .
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.
Сопоставим традиционный «знаниевый» подход и деятельностный. (Слайд 12)
Переходя непосредственно к нашему предмету, хочется сказать, что особыми возможностями для формирования УУД обладают задания по развитию речи. В современных условиях происходит изменение объемов текстов в сторону уменьшения – это связано в первую очередь с ГИА, где от учащихся требуется умение написать небольшое сочинение и сжатое изложение. Работа над изложением помогает овладеть основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом. Тексты для изложений обладают возможностями для реализации целей обучения русскому языку, обозначенным в ФГОС. Поэтому целесообразным является расширение работы с текстами, использование различных упражнений, чтобы эта работа была нескучной:
1) задания на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу: «Найди ошибку» (сопоставление исходного текста и изложения с ошибками, несоответствиями), «Реставрация текста», «Будь внимателен» (разделить два текста) и т.д.;
2) задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся: «Собери слова», «Кроссвордный диктант», «Переводчики» и др.;
3) задания для формирования познавательных УУД: «Составляем определения», «Ищем общее», «Ищем различия», «Мозаика» (восстановить текст из фрагментов), «Цепочка вопросов», «Текст наоборот» и др.;
4) задания коммуникативного характера на самостоятельное составление связного монологического высказывания: «Бусы», «Как ни крути…», «Кто короче?», «Если бы…»;
5) задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста: «Определяем стиль», «Исправляем стиль», «Нарушаем стиль» и др.
Подводя итог, хочется сказать, что идея сделать ученика субъектом образовательного процесса существует давно, но до ФГОС она считалась инновационной, а теперь становится обязательной.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Источник