Способы формирования лексических навыков при обучении английскому языку

Формирование лексических навыков на уроках английского языка

Формирование лексических навыков на уроках английского языка.

Современный подход к обучению иностранному языку обуславливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств. Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения языковыми средствами, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
По выражению Л.В. Щербы, лексика – «это живая материя языка, она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть: 1) слова; 2) устойчивые словосочетания; 3) клишированные обороты (выражения).
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма, что определяет её место на каждом уроке иностранного языка, а формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими – это необходимый строительный материал, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, поэтому они составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ.
Эффективность обучения лексике зависит от:
— личности педагога, от его профессиональных качеств, творчества, т.е. его умения интересно спланировать работу над лексическими единицами, результатом которой будет полное усвоение учащимися программного лексического минимума и прочное закрепление в их памяти активного словарного запаса на среднем и старшем этапах обучения.
— активного и пассивного словаря учащегося, который зависит от ряда экстралингвистических факторов: уровня начальной подготовки учащихся, их способностей и т.д.

При обучении лексике следует учитывать тот факт, что лексические единицы обладают своей спецификой:
1) Под формой слова понимается его звуковая оболочка, которая воспринимается на слух.
2) Под содержательной стороной слова понимают его значение.
3) Благодаря грамматическому оформлению, слово образует словоформы.
4) Благодаря способности к сочетаемости с другими словами, слово образует словосочетания.
Обучая лексике, мы обучаем языку, что является главной задачей методики преподавания иностранного языка.
Этапы работы над лексикой:
1)Этап презентации новых лексических единиц;
2)Этап семантизации (раскрытия значения новых лексических единиц);
3)Этап контроля понимания новых лексических единиц;
4) Этап заучивания и запоминания новых слов и выражений;
5) Этап тренировки использования новой лексики (в продуктивных видах речевой деятельности: письме и говорении) и ее восприятия (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании)
Приемы работы над лексикой
На этапе первичной тренировки лексических единиц требуется обеспечить:
— правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
— правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
Решать эти задачи требуется раздельно для активного и пассивного минимума, поскольку требующиеся навыки и трудности их формирования различны для каждого из них. Лексику активного запаса следует вводить в устной форме в отдельных предложениях или в связном рассказе. Представление материала должно быть максимально ярким, можно связать их с той или иной жизненной ситуацией. Важно помнить, что первое восприятие имеет большое значение для запоминания, но не отменяет дальнейшую работу над материалом. После устного ввода учитель произносит новые слова, а ученики повторяют их хором и индивидуально, это требуется для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно записать, так как по наблюдениям психологов: из трех видов памяти – слуховой, зрительной и моторной – у детей чаще всего развиты два последних вида. Лексику пассивного запаса следует вводить также в устном рассказе (или в отдельных предложениях), но возможно и в виде отдельных лексических единиц, изолированных от контекста. Раскрытие значения и объяснение в данном случае объединены.
В своей работе я использую следующие упражнения:
1) составить словосочетания из данных разрозненных слов,
2) соотнести слова в колонках так, чтобы получились словосочетания,
3) заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения,
4) подчеркнуть слова с противоположным значением,
5) подобрать слова с синонимичным и противоположным значением,
6) ответить на вопросы, употребляя данные слова,
7) назвать обобщающее слово для данной группы слов,
8) различные игровые упражнения,
9) описать слово, понятие, используя спайдер – грамму или кластер,
10) подобрать слова по теме
Роль лексической игры невозможно переоценить, они помогают сосредоточить внимание школьников на лексическом материале, расширяют словарный запас и позволяют отработать лексические единицы в ситуациях реального общения. Мои ученики любят кроссворды, чайнворды, «бинго».
Для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов, как-то: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов.
Мои ученики ведут словарики, в которых они записывают слова, их транскрипции. Многие слова являются многозначными, мы часто записываем несколько наиболее употребительных значений слова, обязательно с примерами. Также я часто обращаю внимание учащихся на различное употребление или произношение какого либо слова в британском и американском варианте, это учащимся нравится особо и соответственно – лучше запоминается.
Применение информационно — коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения лексике. Одновременное воздействие на слух и зрение учащегося повышает объем и качество усвоения лексического материала.
Существует ряд трудностей усвоения лексического материала, которые обусловлены:
— многозначностью лексических единиц
— широкой сочетаемостью лексических единиц
— способами словообразования
— отличием или несопоставимостью с родным языком и др. факторами.
Таким образом, работа над развитием лексического навыка на конкретном этапе зависит от того метода преподавания, который использует учитель на уроке иностранного языка. В соответствии с современным коммуникативным методом обучения иностранному языку новые лексические единицы должны вводиться, где это только возможно, в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся.

Читайте также:  Принимаем все способы оплаты

Источник

Способы формирования лексических навыков на уроках английского языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: учитель английского языка ГБОУ ООШ №39 Попело Оксана Владимировна

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. За курс обучения в школе учащиеся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. овладеть навыками лексического оформления речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: сформулировать основные приемы презентации лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения иностранному языку

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: технологии формирования лексических навыков

ЗАДАЧИ: 1. Сформулировать теоретические основы обучения лексике 2 . Выявить основные этапы работы над лексическим материалом 3 . Показать различные формы и приемы обучения лексики

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА тематический отбор; частотность; прогнозирование ошибок ; семантический отбор; принцип сочетаемости; принцип стилистической неограниченности; принцип словообразовательной ценности

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТБОР это отбор довольно ограниченного количества специальных слов и выражений, без которых не возможно общение по той или иной теме. Частотность определяется при помощи ряда учебных словарей, учебников и справочников.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ОТБОР Отбираемые слова должны выражать наиболее важные понятия, соответствующие изучаемой тематике устной и письменной речи.

ПРИНЦИП СОЧЕТАЕМОСТИ Ценность лексики определяется в зависимости от ее способности сочетаться с другими словами; Принцип сочетаемости следует также понимать в том смысле, что слова распределились по курсам в том порядке, в каком они могли быть наилучшим образом друг с другом.

ПРИНЦИП СТИЛИСТИЧЕСКОЙ НЕОГРАНИЧЕННОСТИ принцип принадлежности слова нейтральному, литературному, разговорному, книжно – письменному языку. Согласно этому принципу процент лексики повышается с курсом: чем младше курс, тем нейтральнее по стилю лексика; это принцип способности слов образовывать новые слова с помощью префиксов и аффиксов.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Работа на слуховой основе: · Первичное звуковое предъявление слова. · Воспроизведение слова. · Вторичное предъявление слова и его семантизация. · Контроль понимания. · Вторичное воспроизведение слова. · Употребление слова в контексте (микроситуации).

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Работа на графической основе: · Запись слова · Упражнения в чтении · Упражнения в письме

Беспереводные способы семантизации: наглядные способы; вербальные способы; переводные способы семантизации; лексические игры

Недостачный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.

АУКЦИОН ИЛИ ДУЭЛЬ Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями по разным темам. • Один ученик берет карточку, показывает ее, как бы определяя тему. • Другие играющие должны назвать слова или выражения по заданной тематике или употребить любое из уже названных слов в предложении. • Задача данной игры сводится к тому, чтобы последним назвать слово, или фразу, или предложение с ними, относящиеся к определенной теме или ситуации. • Чтобы игра не показалась учащимся однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка,голубя и т. д.

Читайте также:  Способы развития читательского интереса

NUMBERS, LINE UP! Играют две команды по 10 человек в каждой. Каждому из игроков выдаются цветные карточки большого размера, на которых написаны цифры от 0 до 9. Для каждой команды свой цвет. Каждый игрок получает свою карточку. • Команды располагаются друг против друга. Можно обозначить разделительную полосу между ними. Ведущий выкрикивает числа. Он может выкрикнуть: «Four hundred and thirty-two». • Игроки каждой из команд с карточками 4, 3, 2 выбегают к разделительной линии, держа карточки с цифрами перед собой, и строятся в нужном порядке. • Выигрывает команда, которая первой выполнит задания и получит максимальное количество очков. • Можно усложнить задания, попросив учащихся самим про-читывать построенные числа. Можно усложнить сами числа, например 8, 935; 51, 678. Но ведущий не должен называть числа, в которых повторяются цифры, так как в каждой команде по одной цифре. • Эту же игру можно организовать с любыми другими словами и при этом тренировать орфографическую зоркость и правила чтения английских букв.

NUMBERS ON THE BOARD, FE* Играющие делятся на 2-3 команды. • Учитель пишет на доске числа. • Представитель каждой команды стоит у доски с цветным мелком в руке. Мелки у команд разного цвета. • Учитель называет числа по-английски. • Ученик, который первым обводит названное число в кружок, получает очко. Каждый играющий обводит 3-4 числа и уступает место товарищу по команде. • Если обучающийся допустил ошибку, он выбывает из игры. • Выигрывает команда, получившая большее количество очков. • Кроме чисел на доске могут быть написаны даты, меры веса, суммы денег, время, дни недели и т. д

LOTTERY Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками «Clothes» и «Shoes» или «Healthy and Unhealthy food»

DON’T SAY «FOUR» (НЕ ПРОИЗНОСИ В ЧИСЛЕ ЦИФРУ 4) Ребята начинают считать. Однако когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово «stop». Напри- мер: one, two, three, stop, . twelve, thirteen, stop, fifteen, . twenty-two, twenty-three, stop, etc.

АССОЦИАЦИИ Возьмите слово, которое класс недавно выучил. Попросите учеников предложить все слова, которые ассоциируются с ним. Слова записываются на доске

ЗАПОМНИ НОВЫЕ СЛОВА Доска делится на две части. На одной половине пишутся слова, которые только что выучили и нужно запомнить. Ученики должны предложить слова из тех, которые они уже знают, которые напоминают в той или иной степени слово, которое нужно запомнить. Эти слова записываются на другой половине доски, а новое слово стирается. Это делается до тех пор, пока каждое из новых слов не будет заменено словами-напоминаниями. Теперь ученики должны вспомнить, с каким новым словом были связаны эти слова. Новые слова снова записываются на доске, а слова-напоминания стираются.

Источник

Презентация на тему: «Способы формирования лексических навыков при обучении английскому языку»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: учитель английского языка ГБОУ ООШ №39 Попело Оксана Владимировна

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. За курс обучения в школе учащиеся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. овладеть навыками лексического оформления речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: сформулировать основные приемы презентации лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения иностранному языку

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: технологии формирования лексических навыков

ЗАДАЧИ: 1. Сформулировать теоретические основы обучения лексике 2 . Выявить основные этапы работы над лексическим материалом 3 . Показать различные формы и приемы обучения лексики

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА тематический отбор; частотность; прогнозирование ошибок ; семантический отбор; принцип сочетаемости; принцип стилистической неограниченности; принцип словообразовательной ценности

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТБОР это отбор довольно ограниченного количества специальных слов и выражений, без которых не возможно общение по той или иной теме. Частотность определяется при помощи ряда учебных словарей, учебников и справочников.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ОТБОР Отбираемые слова должны выражать наиболее важные понятия, соответствующие изучаемой тематике устной и письменной речи.

ПРИНЦИП СОЧЕТАЕМОСТИ Ценность лексики определяется в зависимости от ее способности сочетаться с другими словами; Принцип сочетаемости следует также понимать в том смысле, что слова распределились по курсам в том порядке, в каком они могли быть наилучшим образом друг с другом.

Читайте также:  Алатар способ применения для комнатных растений

ПРИНЦИП СТИЛИСТИЧЕСКОЙ НЕОГРАНИЧЕННОСТИ принцип принадлежности слова нейтральному, литературному, разговорному, книжно – письменному языку. Согласно этому принципу процент лексики повышается с курсом: чем младше курс, тем нейтральнее по стилю лексика; это принцип способности слов образовывать новые слова с помощью префиксов и аффиксов.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Работа на слуховой основе: · Первичное звуковое предъявление слова. · Воспроизведение слова. · Вторичное предъявление слова и его семантизация. · Контроль понимания. · Вторичное воспроизведение слова. · Употребление слова в контексте (микроситуации).

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Работа на графической основе: · Запись слова · Упражнения в чтении · Упражнения в письме

Беспереводные способы семантизации: наглядные способы; вербальные способы; переводные способы семантизации; лексические игры

Недостачный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.

АУКЦИОН ИЛИ ДУЭЛЬ Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями по разным темам. • Один ученик берет карточку, показывает ее, как бы определяя тему. • Другие играющие должны назвать слова или выражения по заданной тематике или употребить любое из уже названных слов в предложении. • Задача данной игры сводится к тому, чтобы последним назвать слово, или фразу, или предложение с ними, относящиеся к определенной теме или ситуации. • Чтобы игра не показалась учащимся однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка,голубя и т. д.

NUMBERS, LINE UP! Играют две команды по 10 человек в каждой. Каждому из игроков выдаются цветные карточки большого размера, на которых написаны цифры от 0 до 9. Для каждой команды свой цвет. Каждый игрок получает свою карточку. • Команды располагаются друг против друга. Можно обозначить разделительную полосу между ними. Ведущий выкрикивает числа. Он может выкрикнуть: «Four hundred and thirty-two». • Игроки каждой из команд с карточками 4, 3, 2 выбегают к разделительной линии, держа карточки с цифрами перед собой, и строятся в нужном порядке. • Выигрывает команда, которая первой выполнит задания и получит максимальное количество очков. • Можно усложнить задания, попросив учащихся самим про-читывать построенные числа. Можно усложнить сами числа, например 8, 935; 51, 678. Но ведущий не должен называть числа, в которых повторяются цифры, так как в каждой команде по одной цифре. • Эту же игру можно организовать с любыми другими словами и при этом тренировать орфографическую зоркость и правила чтения английских букв.

NUMBERS ON THE BOARD, FE* Играющие делятся на 2-3 команды. • Учитель пишет на доске числа. • Представитель каждой команды стоит у доски с цветным мелком в руке. Мелки у команд разного цвета. • Учитель называет числа по-английски. • Ученик, который первым обводит названное число в кружок, получает очко. Каждый играющий обводит 3-4 числа и уступает место товарищу по команде. • Если обучающийся допустил ошибку, он выбывает из игры. • Выигрывает команда, получившая большее количество очков. • Кроме чисел на доске могут быть написаны даты, меры веса, суммы денег, время, дни недели и т. д

LOTTERY Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками «Clothes» и «Shoes» или «Healthy and Unhealthy food»

DON’T SAY «FOUR» (НЕ ПРОИЗНОСИ В ЧИСЛЕ ЦИФРУ 4) Ребята начинают считать. Однако когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово «stop». Напри- мер: one, two, three, stop, . twelve, thirteen, stop, fifteen, . twenty-two, twenty-three, stop, etc.

АССОЦИАЦИИ Возьмите слово, которое класс недавно выучил. Попросите учеников предложить все слова, которые ассоциируются с ним. Слова записываются на доске

ЗАПОМНИ НОВЫЕ СЛОВА Доска делится на две части. На одной половине пишутся слова, которые только что выучили и нужно запомнить. Ученики должны предложить слова из тех, которые они уже знают, которые напоминают в той или иной степени слово, которое нужно запомнить. Эти слова записываются на другой половине доски, а новое слово стирается. Это делается до тех пор, пока каждое из новых слов не будет заменено словами-напоминаниями. Теперь ученики должны вспомнить, с каким новым словом были связаны эти слова. Новые слова снова записываются на доске, а слова-напоминания стираются.

Источник

Оцените статью
Разные способы