Способы формирования культуры общения младших школьников

Формирование культуры общения младших школьников
методическая разработка (3 класс) на тему

Информация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_kultury_obshcheniya_mladshih_shkolnikov.ppt 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формирование культуры общения младших школьников

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Культура общения – совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседника, извлекать информацию в условиях устной и письменной речи.

Цели работы: Изучить особенности общения младших школьников; определить основные стороны общения младших школьников; рассмотреть пути формирования культуры общения младших школьников.

Тест для изучения особенностей общения младших школьников Текст анкеты Фамилия, имя ребенка. Дата рождения. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми? очень не очень совершенно замкнутый Общителен ли ваш ребенок с детьми? очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми, не очень общительный, чаще предпочитает играть один, иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть: с детьми старше себя по возрасту, с ровесниками, с младшими детьми. Как ведет себя ваш ребенок в игре? умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли, одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли, чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми? умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми, часто конфликтует. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми? охотно делится, иногда делится, иногда нет, не делится. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям? всегда сочувствует другому, когда тот чем – то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь, иногда сочувствует, иногда нет, почти никогда не сочувствует. Обижает ли ваш ребенок других детей? часто обижает, иногда обижает, никогда не обижает. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым? часто, иногда, никогда. Обидчив ли ваш ребенок? очень обидчив, иногда обидчив, не обидчив. Справедлив ли ваш ребенок? всегда справедлив, иногда справедлив, иногда нет, чаще всего не справедлив. Всегда ли ваш ребенок говорит правду? всегда, иногда говорит, иногда нет, чаще обманывает и говорит неправду. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо? всегда, иногда, почти никогда не ведет себя вежливо. Всегда ли ваш ребенок послушен? всегда, иногда послушен, иногда нет, почти никогда не бывает послушным. Самостоятелен ли ваш ребенок? вполне самостоятелен, любит и делает все сам, иногда самостоятелен, иногда нет, чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие. Настойчив ли ваш ребенок? всегда настойчив и старается дело доводить до конца, иногда настойчив, иногда нет, нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся. Трудолюбив ли ваш ребенок? очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу, иногда любит трудиться, иногда ленится, чаще всего проявляет лень, не любит работать. Уверен ли ваш ребенок в себе? вполне уверен, иногда уверен, иногда нет, не уверен.

Особенности общения младших школьников общение развивается в новых условиях (школа); эмоциональная зависимость от учителя; общение становится более целенаправленным (влечёт познание культурных норм, ценностей, правил); расширение сферы общения; изменение роли младшего школьника в общении с родителями (он – ученик); в общении ребёнка в семье происходит отражение всех перипетий школьной жизни; младший школьник обладает в той или иной степени следующими коммуникативными качествами: общительность, самостоятельность, вежливость, организаторские способности.

Стороны общения Информационная (получение, сохранение, воспроизведение информации ребёнком); Интерактивная (обучение, погружённое в процесс общения); Персептивная (формирование образа другого человека).

Пути формирования культуры общения Благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся на уроках — необходимая эмоциональная почва для формирования культуры общения младших школьников «Учитель в жизни младших школьников занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель – это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями.»

Пути формирования культуры общения Игротерапия ТЕСТ, внеклассные мероприятия (до этого слайда) Проблемы Игра — средство самовыражения ребёнка, позволяющее решать различные коррекционные задачи, расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между взрослыми и ребёнком, ребёнком и сверстниками, с окружающим миром. Игра – контрольное мерило проявления всех важнейших черт личности.

Пути формирования культуры общения Практическое развитие речи школьников, формирование речевого этикета, культуры речевого общения и указать др. предметы Введение специальных учебных курсов «Культура общения», «Риторика», «Мы живём среди людей» и т.п. Максимальное использование учебных ситуаций в создании поля общения для учащихся.

Пути формирования культуры общения Демократичность общения обратиться к родителям (влияние с двух сторон) Демократический стиль несет в себе призыв к сотрудничеству и познавательной активности. Нормативность, облеченная в привлекательную для ребенка форму доверительного общения по поводу текущего учебного задания, организует его внимание, заставляет работать память и мышление. Ребенок, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям. Он с удовольствием трудится над заданием, стремится ответить и огорчается, когда учитель призывает отвечать кого-то другого. Только демократический стиль общения создаст условия для развития психической активности ребенка. За одинаковый временной промежуток одни и те же дети легче запоминают, лучше соображают, фантазируют в условиях демократического стиля общения, чем в условиях авторитарного стиля. Демократический стиль дает свободу познавательной деятельности, ребенок не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Этот стиль помогает ребенку даже тогда, когда тот вынужден отрабатывать действия, требующие от него прежде всего волевой регуляции. Хотя написание элементов букв и цифр не требует большой познавательной самостоятельности и не содержит условий для интеллектуальной заинтересованности, учитель приемами демократического стиля успешно организует и эту деятельность ребенка.

Пути формирования культуры общения Стиль общения, который свойствен учителю , определяет меру успешности ребенка в учебной деятельности. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным ребенком меняются работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ребенка. Нуждаясь в эмоциональной поддержке со стороны учителя, ребенок стремится получить похвалу саму по себе как компенсацию за напряжение

Формирование культуры общения – это широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе. Развитие всех компонентов культуры общения младших школьников будет более эффективным, если при этом будут учтены не только общие возрастные и психологические особенности детского общения. Но и возможности развития личности в групповом взаимодействии.

Источник

Способы формирования культуры общения младших школьников

Детский коллектив должен быть таким, в котором ребёнок чувствует себя в безопасности от сильного и, следовательно, может свободно и быстро развиваться. Воспитание в начальных классах должно пронизы­вать все сферы жизнедеятельности ре­бенка, так как основной задачей на­чального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естест­венными процессами своего развития, а следовательно, в овладении приемами и способами собственного поведения. Вот почему каждый школьный год жизни ребенка должен становиться шагом на пути к его личностной зрелости.

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования культуры общения младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Способы формирования культуры общения младших школьников

Автор: Крупина Нина Павловна,

учитель начальных классов

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования культуры общения младших школьников

Формирование культуры общения младших школьников как социально-психологическая проблема

1.2.Сущность и содержание культуры межличностного общения

Глава 2. Система учебно-воспитательной работы по формированию культуры общения младших школьников

2.1Аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы ориентированной на формирование культуры общения

2.2. Организация работы по формированию культуры общения младших школьников из опыта работы

Существование человеческой цивилизации, общества и государства базируется на коллективной деятельности людей. С течением времени формы коллективного взаимодействия в человеческом сообществе развиваются и усложняются, становятся более разнообразными. Успешное развитие и даже просто самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.

Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают как обратиться к другому ребёнку, как вежливо отказать. Плохо ориентируются в понятиях «моё», «твоё», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличить искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на лёгкий толчок рукой – ударить палкой по лицу.

Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков культуры общения.

Во-первых, до поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками.

Во-вторых, навыки некоторых детей неадекватны школьной среде.

В-третих, к формированию у детей неадекватных навыков общения приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными» методами.

Школа становится для ребят первым местом , где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. [ 8]

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования культуры общения младших школьников

Формирование культуры общения младших школьников как социально-психологическая проблема

Замечательный педагог С.Л. Соловейчик объясняет социально-психологические проблемы развития каждой личности в следующем:

внутренний мир каждого человека держится на стержне «нужда – цель». Семья больше влияет на нужды, потребности ребёнка, школа на его цели, но и семья и школа имеют дело не с чистыми потребностями или целями в отдельности, а именно с блоком «потребность – цель», и воспитание приобретает силу там, где умеют вырастить и потребности и цели, а проще – желания ребёнка.

У ребёнка младшего школьного возраста желания случайны, мимолётны, капризны. У него нет понятия цели – и потому личность его неоформлена. Внутренний мир складывается и предстаёт перед ребёнком лишь тогда, когда он становится подростком.

Ещё в середине 19 века великий русский педагог К.Д. Ушинский писал о том, что у человека есть два главных стремления в жизни:

стремление БЫТЬ и стремление ЖИТЬ. Стремление БЫТЬ – это потребность в самосохранении, в безопасности. Стремление ЖИТЬ – это потребность в развитии, нужда в условиях для развития – такая же непреодолимая, как и потребность в безопасности. Какая из двух потребностей преобладает в ребёнке, зависит от его наследственности; все дети по-своему трудны для воспитания. Если преобладает потребность БЫТЬ, ребёнок более агрессивен, если верх берёт потребность ЖИТЬ, с ребёнком никак не управишься. От условий, от способа воспитания во многом зависит, какая из природных потребностей станет определяющей, чем будет больше озабочен ребёнок: безопасностью или развитием. Вот в этом и состоит корень различий между людьми.

Удовлетворив детскую потребность БЫТЬ, освободив ребёнка от борьбы за безопасность, мы открываем простор для действия его потребности ЖИТЬ, потребности в развитии. Все дурные желания связаны с потребностью в безопасности, а все добрые с потребностью в развитии.

Сила потребностей, их взаимодействие варьируется бесконечно, они даны людям в самых разных вариантах и пропорциях, оттого одни люди кажутся очень злыми от природы – в них преобладает безопасность-Я, потребность в личной безопасности, а другие кажутся прирождённо добрыми – в них преобладает безопасность-МЫ, потребность в коллективной безопасности.

Если безопасность-Я рождает дурные чувства, но и безопасность-МЫ тоже бывает опасной для воспитателя. Ребёнок подрос, вышел во двор, в школу. Теперь его может каждый обидеть, а маминой защиты нет. Стало быть нужнее всех защитник, свои люди, «наши». И вот верх берёт безопасность-МЫ в её худшем варианте и начинается игра в «наших» и «не наших», в «своих» и в «чужих», игра, диктуемая острой нуждой в безопасности.

Человека, с детства державшегося за «наших», отличишь сразу: среди «своих» он развязен, распущен, дерзок, нахален. «Свои» и нужны ему для того, чтобы распускаться. Среди «чужих» — застенчив, неуклюж, осторожен. Здесь он в состоянии готовности, он должен проявиться, он должен завоевать место, он должен и здесь стать «своим».

А какой же хорошо воспитанный человек?

Для него люди не делятся на «своих» и «чужих», он и в чужом обществе, и среди своих одинаково активен, он в ровном и спокойном настроении, какого требует всякое общение с людьми, будь то «свои» или «чужие». Не стеснителен в гостях и не развязен дома. Он не знает состояния расслабленности и не знает тревоги среди людей. Он всегда уверен в себе, в своей речи, в своих манерах, в своей осанке, в своей одежде. Он не заискивает, не ищет поддержки, потому что никого не опасается.

Про таких людей говорят, что у них благородные манеры; а благородные манеры бывают лишь у тех, кто с детства никого не боялся.

При хорошем воспитании дом, семья удовлетворяют потребность ребёнка в безопасности-Я, а детский сад и школа – потребность в безопасности-МЫ [12].

1.2.Сущность и содержание культуры межличностного общения

Детский коллектив должен быть таким, в котором ребёнок чувствует себя в безопасности от сильного и, следовательно, может свободно и быстро развиваться. Воспитание в начальных классах должно пронизы­вать все сферы жизнедеятельности ре­бенка, так как основной задачей на­чального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естест­венными процессами своего развития, а следовательно, в овладении приемами и способами собственного поведения. Вот почему каждый школьный год жизни ребенка должен становиться шагом на пути к его личностной зрелости.

Первый год школьного обучения особенно значим в становлении лично­сти ребенка. Ведь именно с первых дней пребывания в школе ребенок на­чинает овладевать учебной деятельно­стью, которая позволяет ему:

— осваивать содержание учебных
программ, т.е. обогащать себя знания­
ми, умениями и навыками;

управлять собственными психиче­скими процессами, такими как внима­ние, восприятие, память, мышление,
воображение, речь, эмоции и воля;

быть успешным в учебе, а значит,
поддерживать желание учиться;

— приобретать умения эффектив­ного взаимодействия и общения со сверстниками, учителями, родите­лями;

— овладевать опытом духовно-нрав­ственного поведения [7].

Модель выпускника начальной школы

Главными задачами воспитательной деятельности выступают:

формирование знаний о природе, культуре общения младших школь­ников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;

развитие способности соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, деловой, художественной, спортивной, духовной, общественной;

развитие интереса к народному творчеству и его традициям;

готовность охранять и защищать природу;

усвоение понятий «организованность», «обязательность», «пунктуальность»,

«красивое», «уродливое», «безобразное», «природное»,
«гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честное
«ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность»
«трусость», «смелость».

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

любовь к родине, к отчему краю, дому, где вырос;

способность к сотрудничеству;

милосердие к больным, престарелым, животным;

бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество.

Глава 2. Система учебно-воспитательной работы по формированию культуры общения младших школьников

2.1Аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы ориентированной на формирование культуры общения

Н.Ф. Голованова предлагает организовать воспитательную работу основываясь на:

организованном общении детей;

индивидуальном воспитательном взаимодействии с ребёнком;

взаимодействии и педагогической поддержке родителей младших школьников

Общение младших школьников происходит, в основном, в рамках класса и связано с той деятельностью, которую организует учитель, или с той, что спонтанно возникает в детской среде. Каждый ребёнок занимает определённое социальное место в классе. С помощью известного метода социометрии следует выявить неформальную структуру класса: определить «звёзд» и «аутсайдеров», принятых и непринятых, взаимные симпатии и антипатии, общий уровень принятия и непринятия одноклассниками друг друга. Социограмма наглядно покажет приятельские объединения отдельных детей и массу ищущих связей в общении мальчиков и девочек.

Учебный класс в 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение детей, так как каждый ребёнок просто не способен поддерживать контакт с таким количеством одноклассников. Детям удобнее общаться в малых группах от 2 до 5 человек: отдельно группы для мальчиков и отдельно для девочек или смешанные.

Существуют различные способы организации детей в группы. Вот некоторые из них.

«Фонарик»: учитель называет имена «звёздочек» — самых популярных детей в классе ( по результатам социометрии) и просит детей объединится вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, скорее всего на такой фонарик не отреагируют. Учителю нужно, опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе, определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим ребятам будет хорошо.

«Магнит»: учитель называет имена самых популярных детей в классе и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.

«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листе бумаги своё любимое занятие в свободное время ( варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.

На уровне приятельских отношений дети, конечно, общаются друг с другом, но организованное общение способствует обогащению и расширению отношений ребят. Чтобы малая группа обеспечивала воспитывающую деятельность и общение детей, нужно чтобы дети научились распределять роли в группе и выполнять свои функции:

лидера, помогающего учителю направлять работу малых групп (командир);

функциональные роли («друг спорта», «цветовод», «санитар», «затейник»);

роли, помогающие осуществлять поиск нужной информации в том или другом виде («библиотекарь», «журналист», «консультант»);

роли, стимулирующие самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности («дежурный», «боцман», «вахтенный», «вперёдсмотрящий»).

Любое поручение по своей воспитательной природе таково, что оно всегда имеет две составляющие: меру полномочия (тебе доверили, от тебя этого ждут, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется определённое усилие воли, нужно отложить свои занятия и найти время довести порученное дело до конца). Если одна из составляющих слабо организована, то поручение «работать» не будет, т.е. воспитательный эффект окажется низким или даже вызовет у младшего школьника протест, нежелание выполнять поручение.

Технология организованного общения младших школьников будет результативна с точки зрения личностно-ориентированного образования если:

группы будут взаимодействовать в классе друг с другом;

будут создаваться совместные законы, правила, традиции класса;

будет создана ситуация успеха как для отдельных детей, для микрогрупп, так и для всего класса;

предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм её организации и общения;

развитие гуманистического взаимодействия с другими классами [5].

2.2. Организация работы по формированию культуры общения младших школьников

В методическом пособии для учителей начальной школы В.Н. Романюта «Ты и твои друзья. Учим детей общаться» предлагается материал, который можно использовать в формировании мира отношений и общения детей, их взаимодействия с окружающими. Для этого не обязательно проводить специальные занятия – это могут быть минутки чтения, размышления по поводу каких-то событий, подготовка совместных дел (походов, праздников, конкурсов и т.д.) создание особого микроклимата, атмосферы согласия, взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих. Необходимо широко использовать моделирование реальных и воображаемых ситуаций, дающих возможность ребёнку ориентироваться в сложных человеческих взаимоотношениях, учить ребёнка сопереживать, рассуждать, обосновывать выбранную форму поведения, используя литературные произведения, игры, музыку, символы: маски, схематическое изображение эмоциональных состояний, перевоплощение в различные образы[11].

О.И. Крушельницкая и А.Н. Третьякова представили оригинальную программу обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству, методы организации коллективной деятельности детей в пособии «Все вместе». Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения специального курса не предполагает[9].

Т.Н. Князева в пособии «Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников» представляет коррекционно-развивающие занятия в начальной школе, помогающие решать комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию и подготовке к переходу на следующую ступень школьного образования, может быть использован учителем начальных классов[8].

Практические рекомендации по тематике и формам занятий.

Формирование культуры поведения.

Классные часы: «Что такое этикет?», «Кодекс поведения», «Кого мы на­зываем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Учусь быть вежливым», — «Гражданином быть обязан», «Точность, обязательность, аккуратность», «Не сладок плод бездельного досуга», «Можно» и нельзя в жизни», «Настойчивость и упрямство», «Веселые правила хорошего тона», «Хочу, не хочу, надо. ».

Уроки доброты и вежливости: «Я отвечаю за свои поступки», «Доброе слово и кошке приятно», «Что я делаю доброго для людей?», «Что ты сде­лал хорошего, чем ты людям помог?», «Чью старость ты утешил?»; праздни­ки «Делай добро другим, сам станешь добрее», «Давайте говорить друг дру­гу комплименты»; ролевые игры по Н.Е. Щурковой; уроки этикета, проигры­вание жизненных ситуаций.

Коллективные творческие дела: «Праздник семейных династий», «Се­мейные традиции», «Славьте руки матерей», «Моя родословная», «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», за­очное путешествие «Здесь живут мои родственники».

Организация здорового образа жизни.

Классные часы: «Мой режим дня», «Как вести себя дома одному», «Как стать нехворайкой», «Мое любимое занятие», «На улице и в комнате о том, ребята, помните!», «Курить — здоровью вредить», «Путешествие к Мойдодыру», «Приглашение к зеркалу», «Кто опрятен, тот приятен», «Маленькое де­ло лучше большого безделья».

Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.

Классные часы: «В человеке должно быть прекрасно все. », «Лицо че­ловека», «Душа человека», «Как стать красивым и обаятельным», «Как по­мочь товарищу, если он попал в беду», «Как опрятно и красиво одеваться», «Своими руками», «Что такое красивый поступок», «На вернисаже».

Коллективные творческие дела: праздник «Марьи-искусницы»; эколо­гическая тропа «Чистая река — чистая совесть»; игра «Хорошо — плохо».

Формирование культуры отношений между полами.

Классные часы: «Уступи девочке место», «Говори с мальчиком уважи­тельно», «Благодари его за помощь».

Конкурсные программы: «Мальчишки — девчонки. », «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!», «Принцесса на горошине», «Мой класс — друзья», «О дружбе мальчиков и девочек», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Уроки этикета, разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у нее, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь). Игра-путешествие по городу Вежливости.

Почти все эти условия выполняются при организации проектной деятельности учащихся. Структура ролей, меняющаяся от проекта к проекту, позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях, проявлять инициативу.

Кроме этого работа над проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. [6]

Предлагаю вашему вниманию фрагменты работы над проектом «Домашние любимцы» (кошки) в 1 «Б» классе.

Первый этап – подготовительный. Тренировочные занятия.

Для знакомства первоклассников с методикой проведения учебных исследований потребуется 2-3 фронтальных тренировочных занятия.

Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследований.

Приготовить карточки с символическими изображениями методов исследования размером не меньше половины альбомного листа.

Приготовить картинки – «темы» будущих исследований (изображения животных, растений, планет и т. д.).

Источник

Читайте также:  Способы хирургического лечения бедренных грыж
Оцените статью
Разные способы