Формирование культуры поведения младших школьников
статья по теме
Обобщение опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_povedeniya.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у младших школьников культуры поведения
через систему классных часов.
(из опыта работы Ворониной Н.Н.)
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть неучтивый лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения. Только за то поведения человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости. Надо отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знание соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений.
В работе с младшими школьниками возможные проведения и специальные упражнения для планомерного отработка отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не только простое повторение. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Иными словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Основные методы работы над правилами — разъяснение и приучения, организация жизни детей в соответствии с требованиями правил.
Содержание работы по воспитанию культуры поведения в начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, так вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы успешно разрешить ее, необходимо следующее. В работе с детьми нужно учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях. Следует помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост.
Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями, родителями. А вот за пределами школы, на улице ребенок может не выполнять это правило. И вовсе не по злому ли намерении беспамятства. Просто он не знает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, директора школы, или маму папу своего товарища и др.), надо с ним обязательно поздороваться. Или другой пример, Дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе и т.п. Они делают это — охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит, иногда еще разговаривает с учеником. И ой не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен уступать место пожилым только в транспорте.
Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведения. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыки и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием общественного мнения коллектива, состоящего.
Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить по определенной программе.
В каждом классе дети осваивают все основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, который должны овладеть дети в следующем классе, увеличивается, школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилам. В каждом основном разделе работы учитель проводит одно занятие, а всего в году шесть занятий, включая заключительную, общую для всех начальных классов декабря. Специальная работа с заранее запланированной темы, проведение организованных занятий не означают, что учитель не проводит повседневную работу с учащимися по воспитанию культуры поведения.
Естественно, что учитель не может проходить и мимо факты нарушения детьми правил поведения, выходящие за рамки той теме, над которой работает с ними теперь. Если учитель видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, так как не знает их, а специально отрабатываться они будут только в будущем, то он, конечно, показывает, как надо поступить в данном случае.
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются приучения школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы, и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Выполнение общественных поручений требует от детей не только умение выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с дошкольниками, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.
В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения разные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанной рассказы, стенды по культуре поведения. Главная задача нравственного образования — формировать нравственные представления и понятия о доброжелательность, справедливость, гуманность, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайный и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидна для младших школьников.
Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должно занять беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, выражают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учеников позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомые или незнакомые вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ложных высказываниях.
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихов, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения и негативные поступки. В работе с детьми нужно широко использовать юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, или не умеют не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не. быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы есть стихи А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Ул. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихи можно прочесть в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует напрямую связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не пытаются исправить свое поведения, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать. Назло учителю.
Специальная работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.
Во время подготовительного этапа учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведения. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятия и дети. За неделю до занятия они получают разные задачи, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в или группах звездочках в секрете от других, таким образом и выступления ребят каждой группы на самом занятии сохраняет новизну для других.
Именно занятия должно быть интересным и праздничной. Хорошо, если дети с нетерпением ждут его. Праздничность связана с тем, что до занятия дети готовят разное выступления, обсуждают события классного жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Конечно. Занятие начинается беседой учителя, называет тему занятия, ставит перед детьми вопрос. В конце занятия учитель точно формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами ребята, не надо бояться детских формулировок, как бы неуклюжие они ни были. В этом случае правило как бы придуманное самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде плаката. Зачастую занятия строится так, чередующийся беседа, показ, игра, инсценировка. Занятия проводится один или два раза в четверть. Оно продолжается 45 минут.
Как бы ни было содержательно и интересное занятие, как бы хорошо ни выступали на нем дети, как бы точно они ни сформулировали все правила основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников; на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание учителя направлена на такую организацию жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый из них научный, как следует вести себя в том или ином случае, то контроль за поведением идет со стороны не только учителя, но и детского коллектива.
Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.
Источник
Способы формирования культуры общения младших школьников
Детский коллектив должен быть таким, в котором ребёнок чувствует себя в безопасности от сильного и, следовательно, может свободно и быстро развиваться. Воспитание в начальных классах должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, а следовательно, в овладении приемами и способами собственного поведения. Вот почему каждый школьный год жизни ребенка должен становиться шагом на пути к его личностной зрелости.
Просмотр содержимого документа
«Способы формирования культуры общения младших школьников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Способы формирования культуры общения младших школьников
Автор: Крупина Нина Павловна,
учитель начальных классов
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования культуры общения младших школьников
Формирование культуры общения младших школьников как социально-психологическая проблема
1.2.Сущность и содержание культуры межличностного общения
Глава 2. Система учебно-воспитательной работы по формированию культуры общения младших школьников
2.1Аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы ориентированной на формирование культуры общения
2.2. Организация работы по формированию культуры общения младших школьников из опыта работы
Существование человеческой цивилизации, общества и государства базируется на коллективной деятельности людей. С течением времени формы коллективного взаимодействия в человеческом сообществе развиваются и усложняются, становятся более разнообразными. Успешное развитие и даже просто самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.
Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают как обратиться к другому ребёнку, как вежливо отказать. Плохо ориентируются в понятиях «моё», «твоё», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличить искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на лёгкий толчок рукой – ударить палкой по лицу.
Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков культуры общения.
Во-первых, до поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками.
Во-вторых, навыки некоторых детей неадекватны школьной среде.
В-третих, к формированию у детей неадекватных навыков общения приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными» методами.
Школа становится для ребят первым местом , где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. [ 8]
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования культуры общения младших школьников
Формирование культуры общения младших школьников как социально-психологическая проблема
Замечательный педагог С.Л. Соловейчик объясняет социально-психологические проблемы развития каждой личности в следующем:
внутренний мир каждого человека держится на стержне «нужда – цель». Семья больше влияет на нужды, потребности ребёнка, школа на его цели, но и семья и школа имеют дело не с чистыми потребностями или целями в отдельности, а именно с блоком «потребность – цель», и воспитание приобретает силу там, где умеют вырастить и потребности и цели, а проще – желания ребёнка.
У ребёнка младшего школьного возраста желания случайны, мимолётны, капризны. У него нет понятия цели – и потому личность его неоформлена. Внутренний мир складывается и предстаёт перед ребёнком лишь тогда, когда он становится подростком.
Ещё в середине 19 века великий русский педагог К.Д. Ушинский писал о том, что у человека есть два главных стремления в жизни:
стремление БЫТЬ и стремление ЖИТЬ. Стремление БЫТЬ – это потребность в самосохранении, в безопасности. Стремление ЖИТЬ – это потребность в развитии, нужда в условиях для развития – такая же непреодолимая, как и потребность в безопасности. Какая из двух потребностей преобладает в ребёнке, зависит от его наследственности; все дети по-своему трудны для воспитания. Если преобладает потребность БЫТЬ, ребёнок более агрессивен, если верх берёт потребность ЖИТЬ, с ребёнком никак не управишься. От условий, от способа воспитания во многом зависит, какая из природных потребностей станет определяющей, чем будет больше озабочен ребёнок: безопасностью или развитием. Вот в этом и состоит корень различий между людьми.
Удовлетворив детскую потребность БЫТЬ, освободив ребёнка от борьбы за безопасность, мы открываем простор для действия его потребности ЖИТЬ, потребности в развитии. Все дурные желания связаны с потребностью в безопасности, а все добрые с потребностью в развитии.
Сила потребностей, их взаимодействие варьируется бесконечно, они даны людям в самых разных вариантах и пропорциях, оттого одни люди кажутся очень злыми от природы – в них преобладает безопасность-Я, потребность в личной безопасности, а другие кажутся прирождённо добрыми – в них преобладает безопасность-МЫ, потребность в коллективной безопасности.
Если безопасность-Я рождает дурные чувства, но и безопасность-МЫ тоже бывает опасной для воспитателя. Ребёнок подрос, вышел во двор, в школу. Теперь его может каждый обидеть, а маминой защиты нет. Стало быть нужнее всех защитник, свои люди, «наши». И вот верх берёт безопасность-МЫ в её худшем варианте и начинается игра в «наших» и «не наших», в «своих» и в «чужих», игра, диктуемая острой нуждой в безопасности.
Человека, с детства державшегося за «наших», отличишь сразу: среди «своих» он развязен, распущен, дерзок, нахален. «Свои» и нужны ему для того, чтобы распускаться. Среди «чужих» — застенчив, неуклюж, осторожен. Здесь он в состоянии готовности, он должен проявиться, он должен завоевать место, он должен и здесь стать «своим».
А какой же хорошо воспитанный человек?
Для него люди не делятся на «своих» и «чужих», он и в чужом обществе, и среди своих одинаково активен, он в ровном и спокойном настроении, какого требует всякое общение с людьми, будь то «свои» или «чужие». Не стеснителен в гостях и не развязен дома. Он не знает состояния расслабленности и не знает тревоги среди людей. Он всегда уверен в себе, в своей речи, в своих манерах, в своей осанке, в своей одежде. Он не заискивает, не ищет поддержки, потому что никого не опасается.
Про таких людей говорят, что у них благородные манеры; а благородные манеры бывают лишь у тех, кто с детства никого не боялся.
При хорошем воспитании дом, семья удовлетворяют потребность ребёнка в безопасности-Я, а детский сад и школа – потребность в безопасности-МЫ [12].
1.2.Сущность и содержание культуры межличностного общения
Детский коллектив должен быть таким, в котором ребёнок чувствует себя в безопасности от сильного и, следовательно, может свободно и быстро развиваться. Воспитание в начальных классах должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, а следовательно, в овладении приемами и способами собственного поведения. Вот почему каждый школьный год жизни ребенка должен становиться шагом на пути к его личностной зрелости.
Первый год школьного обучения особенно значим в становлении личности ребенка. Ведь именно с первых дней пребывания в школе ребенок начинает овладевать учебной деятельностью, которая позволяет ему:
— осваивать содержание учебных
программ, т.е. обогащать себя знания
ми, умениями и навыками;
управлять собственными психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память, мышление,
воображение, речь, эмоции и воля;
быть успешным в учебе, а значит,
поддерживать желание учиться;
— приобретать умения эффективного взаимодействия и общения со сверстниками, учителями, родителями;
— овладевать опытом духовно-нравственного поведения [7].
Модель выпускника начальной школы
Главными задачами воспитательной деятельности выступают:
формирование знаний о природе, культуре общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
развитие способности соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, деловой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
готовность охранять и защищать природу;
усвоение понятий «организованность», «обязательность», «пунктуальность»,
«красивое», «уродливое», «безобразное», «природное»,
«гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честное
«ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность»
«трусость», «смелость».
Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:
любовь к родине, к отчему краю, дому, где вырос;
способность к сотрудничеству;
милосердие к больным, престарелым, животным;
бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество.
Глава 2. Система учебно-воспитательной работы по формированию культуры общения младших школьников
2.1Аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы ориентированной на формирование культуры общения
Н.Ф. Голованова предлагает организовать воспитательную работу основываясь на:
организованном общении детей;
индивидуальном воспитательном взаимодействии с ребёнком;
взаимодействии и педагогической поддержке родителей младших школьников
Общение младших школьников происходит, в основном, в рамках класса и связано с той деятельностью, которую организует учитель, или с той, что спонтанно возникает в детской среде. Каждый ребёнок занимает определённое социальное место в классе. С помощью известного метода социометрии следует выявить неформальную структуру класса: определить «звёзд» и «аутсайдеров», принятых и непринятых, взаимные симпатии и антипатии, общий уровень принятия и непринятия одноклассниками друг друга. Социограмма наглядно покажет приятельские объединения отдельных детей и массу ищущих связей в общении мальчиков и девочек.
Учебный класс в 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение детей, так как каждый ребёнок просто не способен поддерживать контакт с таким количеством одноклассников. Детям удобнее общаться в малых группах от 2 до 5 человек: отдельно группы для мальчиков и отдельно для девочек или смешанные.
Существуют различные способы организации детей в группы. Вот некоторые из них.
«Фонарик»: учитель называет имена «звёздочек» — самых популярных детей в классе ( по результатам социометрии) и просит детей объединится вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, скорее всего на такой фонарик не отреагируют. Учителю нужно, опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе, определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим ребятам будет хорошо.
«Магнит»: учитель называет имена самых популярных детей в классе и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.
«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листе бумаги своё любимое занятие в свободное время ( варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.
На уровне приятельских отношений дети, конечно, общаются друг с другом, но организованное общение способствует обогащению и расширению отношений ребят. Чтобы малая группа обеспечивала воспитывающую деятельность и общение детей, нужно чтобы дети научились распределять роли в группе и выполнять свои функции:
лидера, помогающего учителю направлять работу малых групп (командир);
функциональные роли («друг спорта», «цветовод», «санитар», «затейник»);
роли, помогающие осуществлять поиск нужной информации в том или другом виде («библиотекарь», «журналист», «консультант»);
роли, стимулирующие самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности («дежурный», «боцман», «вахтенный», «вперёдсмотрящий»).
Любое поручение по своей воспитательной природе таково, что оно всегда имеет две составляющие: меру полномочия (тебе доверили, от тебя этого ждут, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется определённое усилие воли, нужно отложить свои занятия и найти время довести порученное дело до конца). Если одна из составляющих слабо организована, то поручение «работать» не будет, т.е. воспитательный эффект окажется низким или даже вызовет у младшего школьника протест, нежелание выполнять поручение.
Технология организованного общения младших школьников будет результативна с точки зрения личностно-ориентированного образования если:
группы будут взаимодействовать в классе друг с другом;
будут создаваться совместные законы, правила, традиции класса;
будет создана ситуация успеха как для отдельных детей, для микрогрупп, так и для всего класса;
предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм её организации и общения;
развитие гуманистического взаимодействия с другими классами [5].
2.2. Организация работы по формированию культуры общения младших школьников
В методическом пособии для учителей начальной школы В.Н. Романюта «Ты и твои друзья. Учим детей общаться» предлагается материал, который можно использовать в формировании мира отношений и общения детей, их взаимодействия с окружающими. Для этого не обязательно проводить специальные занятия – это могут быть минутки чтения, размышления по поводу каких-то событий, подготовка совместных дел (походов, праздников, конкурсов и т.д.) создание особого микроклимата, атмосферы согласия, взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих. Необходимо широко использовать моделирование реальных и воображаемых ситуаций, дающих возможность ребёнку ориентироваться в сложных человеческих взаимоотношениях, учить ребёнка сопереживать, рассуждать, обосновывать выбранную форму поведения, используя литературные произведения, игры, музыку, символы: маски, схематическое изображение эмоциональных состояний, перевоплощение в различные образы[11].
О.И. Крушельницкая и А.Н. Третьякова представили оригинальную программу обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству, методы организации коллективной деятельности детей в пособии «Все вместе». Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения специального курса не предполагает[9].
Т.Н. Князева в пособии «Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников» представляет коррекционно-развивающие занятия в начальной школе, помогающие решать комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию и подготовке к переходу на следующую ступень школьного образования, может быть использован учителем начальных классов[8].
Практические рекомендации по тематике и формам занятий.
Формирование культуры поведения.
Классные часы: «Что такое этикет?», «Кодекс поведения», «Кого мы называем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Учусь быть вежливым», — «Гражданином быть обязан», «Точность, обязательность, аккуратность», «Не сладок плод бездельного досуга», «Можно» и нельзя в жизни», «Настойчивость и упрямство», «Веселые правила хорошего тона», «Хочу, не хочу, надо. ».
Уроки доброты и вежливости: «Я отвечаю за свои поступки», «Доброе слово и кошке приятно», «Что я делаю доброго для людей?», «Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?», «Чью старость ты утешил?»; праздники «Делай добро другим, сам станешь добрее», «Давайте говорить друг другу комплименты»; ролевые игры по Н.Е. Щурковой; уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций.
Коллективные творческие дела: «Праздник семейных династий», «Семейные традиции», «Славьте руки матерей», «Моя родословная», «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», заочное путешествие «Здесь живут мои родственники».
Организация здорового образа жизни.
Классные часы: «Мой режим дня», «Как вести себя дома одному», «Как стать нехворайкой», «Мое любимое занятие», «На улице и в комнате о том, ребята, помните!», «Курить — здоровью вредить», «Путешествие к Мойдодыру», «Приглашение к зеркалу», «Кто опрятен, тот приятен», «Маленькое дело лучше большого безделья».
Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.
Классные часы: «В человеке должно быть прекрасно все. », «Лицо человека», «Душа человека», «Как стать красивым и обаятельным», «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Как опрятно и красиво одеваться», «Своими руками», «Что такое красивый поступок», «На вернисаже».
Коллективные творческие дела: праздник «Марьи-искусницы»; экологическая тропа «Чистая река — чистая совесть»; игра «Хорошо — плохо».
Формирование культуры отношений между полами.
Классные часы: «Уступи девочке место», «Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь».
Конкурсные программы: «Мальчишки — девчонки. », «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!», «Принцесса на горошине», «Мой класс — друзья», «О дружбе мальчиков и девочек», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Уроки этикета, разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у нее, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь). Игра-путешествие по городу Вежливости.
Почти все эти условия выполняются при организации проектной деятельности учащихся. Структура ролей, меняющаяся от проекта к проекту, позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях, проявлять инициативу.
Кроме этого работа над проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. [6]
Предлагаю вашему вниманию фрагменты работы над проектом «Домашние любимцы» (кошки) в 1 «Б» классе.
Первый этап – подготовительный. Тренировочные занятия.
Для знакомства первоклассников с методикой проведения учебных исследований потребуется 2-3 фронтальных тренировочных занятия.
Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследований.
Приготовить карточки с символическими изображениями методов исследования размером не меньше половины альбомного листа.
Приготовить картинки – «темы» будущих исследований (изображения животных, растений, планет и т. д.).
Источник