Способы формирования культурного поля младшего школьника

Методы формирования культурного поля младшего школьника. Часть 1.

Метаметодический подход к формированию культурного поля ребенка. Формирование культурного поля школьника, даже если брать только одну подсистему культуры — художественную культуру, — задача столь сложная, что решить ее средствами одного школьного предмета невозможно. Каждая из предметных методик изучает какую-то одну грань общения ребенка с искусством: методика литературы изучает школьника как читателя, методики музыки и изобразительного искусства исследуют процесс музыкального и художественного развития детей. Отсутствие школьных предметов, соответствующих другим видам искусства, объясняет тот факт, что значительно меньше внимания уделяется обучению школьников восприятию хореографии, циркового искусства, театра, кино. Ни одна из частных методик не изучает процесс общения ребенка с искусством как особым способом познания мира. Формирование культурного поля школьника требует метаметодического подхода.

Метаметодика — это направление исследования и обучения, в ходе которого устанавливаются общие и близкие цели школьных дисциплин, содержательные межпредметные связи, соотносимые методы учения и способы деятельности. Метаметодика реализуется на деятельностно-организационном уровне. Иначе говоря, метаметодический подход позволяет увидеть общее, близкое, сопоставимое в разных предметных областях и методиках их преподавания и за счет интеграции на уровне целей, содержания и методов обучения так организовать деятельность обучающихся, чтобы стимулировать развитие личности и получить новое качество образования: в данном случае — культурное поле. В отличие от дидактики метаметодика не создает общую теорию обучения, не абстрагируется от предмета, нивелируя специфику изучаемых в школе дисциплин, а решает проблемы с учетом особенностей освоения определенной предметной области учащимися определенного возраста и уровня развития, обладающими индивидуальными особенностями.

Метаметодический подход к формированию культурного поля школьника предполагает сосредоточенность внимания на способах и условиях создания положительной и адекватной мотивации восприятия и изучения произведений искусства и (с учетом специфики каждого из его видов) собственного литературного и художественного творчества, а также на личностных характеристиках, оказывающих положительное влияние на овладение содержанием и способами отдельных видов художественной деятельности и образным мышлением в целом.

Метод проектов и его реализация. Метод проектов предполагает, что ученики вовлекаются в процесс решения конкретной практической задачи, ищут способы и средства ее решения, получают и представляют практический результат. Внешний результат проекта — решение задачи, получение некоего продукта. Внутренний результат — развитие личности ученика, приобретение им знаний и умений, накопление опыта практической деятельности. Планирование и реализация проектной деятельности предполагает соблюдение следующих этапов:

1) постановка проблемы, требующей решения: определение темы; выдвижение гипотез путей решения проблемы; планирование деятельности;

2) изготовление практически значимого или культурного продукта: сбор и структурирование информации; изготовление и оформление продукта;

3) презентация продукта: выбор формы и подготовка презентации; презентация; самооценка и самоанализ.

На уроках литературного чтения могут использоваться различные виды проектов.

Источник

Формирование культурного поля младших школьников

Формирование культурного поля младшего школьника.

Гусева Елена Валерьевна, учитель начальных классов

НОУ ДиПСО «Праздник +» г. Санкт- Петербурга

Рыбинцева Марина Александровна, , учитель начальных классов

НОУ ДиПСО «Праздник +» г. Санкт- Петербурга

Родившийся ребенок попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружении — родную культуру. Культура становится способом «очеловечивания» человека. В отличие от «социализации», которая включает человека в структуру социума, делая его носителем определенных социальных ролей и общественных отношений, культурация формирует человеческую индивидуальность, сочетая, с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой — предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает. Вначале этот выбор осуществляют семья, школа, другие социальные институты, но в процессе взросления человек принимает самостоятельные решения относительно тех или иных возможностей.

Присвоение всего богатства культуры происходит через зону «ближайшего развития», посредством механизма интериоризации, при главенствующей роли среды и взрослого в ней, и проявляется в культурно предпочитаемой стратегии поведения.

Читайте также:  Какими способами может осуществляться перенос тепла

С точки зрения рассматриваемой нами проблемы развития ребенка в процессе формирования его культурного поля, важно, что в каком бы направлении не двигался (не самоопределялся) ребенок, взаимодействуя с пространством культуры, он развивается, ориентируясь на культурные ценности.

Культурное поле каждого человека индивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также в процессе образования, изменяясь как под воздействием благоприятных, так и под влиянием негативных факторов среды. Под культурным полем мы понимаем пространство культуры, освоен­ное (присвоенное) личностью (М.П.Воюшина ) под влиянием изучения школьных дисциплин и иных внутренних и внешних сил, влияющих на процесс формирования культурного поля. Это понятие вбирает в себя прежние уровни обучения — знания, умения, развитие и включает новый — поведенческий уровень, проявляющийся как в процессе обучения, так и за рамками учебных ситуаций.

В результате активности, проявленной личностью, происходит обучение новым приемам освоения и присвоения культуры (процесс культурации). В процессе активного освоения художественного пространства, по мысли М.П.Воюшиной, формируются интересы, которые ведут, в свою очередь, к появлению новых потребностей, и круг не просто замыкается, а начинается новый виток движения.

Основным «двигателем» процесса культурного развития является сама личность ребенка, проявляющая активность в культуроосвоении. Таким образом, процесс формирования культурного поля может быть успешным, если он органично входит в учебную работу ребенка, связан с задачами, решаемыми на уроке, и в то же время выходит за рамки учебной деятельности, побуждая ребенка к самостоятельному поиску.

Как происходит процесс формирования культурного поля? Необходимо помнить, что силой, являющейся причиной его становления, являются потребности источник активности человека. Потребности в деятельности, в познании, в общении, присущие младшим школьникам, становятся движущей силой развития личности. Потребность вызывает к жизни мотив побуждение к активности и требует постановки цели деятельности. В результате активности, проявленной личностью, происходит процесс усвоения знаний, а на основе знаний формируются умения. В процессе активного освоения пространства формируются интересы , которые ведут к появлению новых потребностей, то есть начинается новый виток движения культурного поля. В процессе этого движения школьник получает опыт творческой и эмоционально-оценочной деятельности, у него начинают формироваться ценности. Для характеристики культурного поля потребности, интересы и мотивы оказываются существенными характеристиками, но особенно важными показателями сформированности культурного поля являются ценности и активность личности, активность, проявляющаяся в культуросообразном поведении, творчестве, расширении собственного кругозора, сохранении и созидании культурных ценностей. Этот опыт созидания чрезвычайно важен. Сделать что- то для других, отдать, а не взять, создать, а не сломать, получить радость оттого, что делишься с другими — этому необходимо учить младших школьников.

Ведущая роль в формировании культурного поля ребенка должно принадлежать школе. Это сложно сделать, изучая какой-то один конкретный учебный курс. Поэтому в течение учебного года нами были созданы множество ситуаций, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которые бы способствовали развитию культурного поля учащихся. Особенно хотелось бы выделить наиболее интересные моменты.

Например, урок чтения, на котором перед детьми стояла задача пересказать сказки разных народов, объединенных одной тематикой, создать свой маленький диафильм, используя разрезные картинки. После чего целью стояло сопоставить сказки и доказать гипотезы спорящих ученых о том, где зародились все сказки, все в одном месте или у каждого народа свои.

На уроке математики по теме «Килограмм» ребята опытным путем самостоятельно приходили к выводу о необходимости существования единой единицы массы. Имея разные эталоны для измерения массы предметов (унция, лот, золотник) ребята взвешивали с их помощью крупу, а когда им было предложено обменяться, возник спор и для примирения было решено создать единую меру веса.

На уроках окружающего мира учaщиecя не раз участвовали в исследовательской и экспериментальной деятельности. Сравнивая хвойные и лиственные растения ребята исследовали собранные ими листья. Отвечая на вопрос, почему не тонет корабль делали из пластилина модель корабля и наглядно убеждались в законах физики.

Таким образом, с первоклассниками было положено начало по формированию культурного поля.

1. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект метаметодического исследования. // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик (материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 1-2 декабря 2004 года). – СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005.

Читайте также:  Способы выражения количественного состава вещества

2. Воюшина М.П. Как ребенок взаимодействует с пространством культуры. // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб. статей по материалам Первой межвузовской научно-практической конференции / Под ред. З.А.Гриценко. – М. МГПУ, 2007.

Источник

Статья на тему «Формирование культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения»

Сергеева Виктория Игоревна

Формирование культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения

«Каждый человек с рождения начинает проходить процесс культурации в обществе. Культурация ребёнка имеет перед собой цель раскрыть особенности культуры общества, духовно просветить, дать понятия о ценностях и научить его делать самостоятельно выбор между ними» [1, 10].

В процессе культурации ребёнка создаётся и насыщается его культурное поле. «Ядром» культурного поля является сам ребёнок, а вот остальная «периферия» состоит из «культурных объектов»: нравственные и эстетические ценности, понятия культуры и её особенностей, понятия произведения искусства и искусства в целом, мотивации и потребности в освоении культуры.

В качестве основных показателей, характеризующих культурное поле, М.П. Воюшина выделяет следующие: «первичные потребности; мотивы и цели деятельности; активность; знания и умения; уровень восприятия художественного произведения (или уровень собственной творческой работы); кругозор в определённой области знаний; интерес к определённым видам деятельности; наличие вторичной потребности; способность к само- рефлексии» [2, 32].

В культурации ребёнка фигурируют три ключевых звена: культурное пространство, культурная среда и, наконец, культурное поле. Все эти компоненты можно считать как автономными, так и взаимозависимыми. Так, культурное пространство конкретного человека автономно набирает свой объём за счёт пополнения запасов произведений искусств новыми творениями, но в то же время является зависимым от культурной среды и само- го человека. Культурная среда, в свою очередь, являясь связующим звеном между человеком и культурным пространством, не является зависимой от пространства или поля, но формируется личностью, которая является центральной фигурой в этом «треугольнике». По факту культурная среда формирует личность человека, а он формирует её, и, исходя из того, какой будет среда, таким будет формироваться культурное пространство, а далее, логически, исходя из того, как среда сформирует человека, так и сформируется его культурное поле. Таким образом, культурное поле является самым «зависимым», оно формируется и человеком, и культурным пространством, и культурной средой, но в то же время оно взаимно оказывает влияние на развитие этих компонентов.

Роль человека в этом «треугольнике» центральная, он является связующим звеном всех этих компонентов. Например, если взять, к примеру, младшего школьника, то мы можем наблюдать, как формируется его культурное пространство благодаря родителям и учителям, которые предоставляют его вниманию различные произведения искусства (детская литература, музыка, мультфильмы, красочные рисунки). Что касается культурной среды, на данном этапе жизни её тоже помогают сформировать родители и учителя, создавая благоприятную обстановку, делая познание искусства интересным. Сильнее всего индивидуальность младшего школьника работает с культурным полем: ребёнок пробуждает в себе потребность изучения и созидания искусства, получает знания и навыки в разных видах творчества, вырабатывает в себе эстетику и чувство прекрасного. Таким образом, мы видим, что младший школьник, в силу своего возраста, в культурном пространстве и среде является неким «потребителем», благо- даря которому образуются эти компоненты, а вот культурное поле возникает само собой вместе с другими компонентами и развивается самой личностью учащегося (конечно же, совместно с учителями и родителями).

Обобщающим понятием для культурного пространства, среды и поля является культура. На схеме ниже (рис. 1) чётко отображено влияние этих «объектов» культуры на личность человека. Культурная среда оказывает самое большое влияние, она отчасти определяет культурное пространство, а совместно они оказывают влияние на культурное поле, которое формируется самой личностью под влиянием этих «объектов».

Рассмотрим подробно систему влияния культурной среды, пространства и поля на личность человека на конкретной модели учащегося. Основные характеристики модели: учащийся 3 класса.

двуязычная среда с преобладанием русского языка

школа обычная, без определённой направленности и узкой направленности

«дворовое» окружение: дети 8-11 лет

семья: полная, в семье 2 ребёнка; благополучная семья, материально обеспеченная. Ребёнок часто общается с бабушками и де- душками, приезжает в сельскую местность, где общается с родственниками и местными жителями.

Читайте также:  Лечение мастопатии домашним способом

библиотеки города (в том числе библиотека в школе и домашняя библиотека)

местные и федеральные СМИ

творческие кружки и секции школы и города

памятники и скульптуры города

электронные ресурсы (социальные сети, фильмы, сериалы, мультфильмы, игры и т. д.)

нравственные и эстетические ценности, заложенные родителями

мотивы и потребности познания культуры

кругозор, сформированный учителем, родителями и самим учеником

знания и умения, сформированные ребёнком, учителем и родителями

собственные предпочтения в искусстве.

Исходя из данной модели можно выявить следующую закономерность: культурное пространство и среда влияют на формирование культурного поля ребёнка как целенаправленно, так и стихийно. Основой целе- направленного влияния являются школа и родители, которые дают ребёнку конкретную информацию, определяют направление познания ребёнка, устанавливают некий ценз (что можно изучать, а что – нет). Стихийное влияние оказывают Интернет, телевидение, друзья и т. д. Отличием стихийного влияния является то, что здесь поток информации никем не фильтруется. Прежде чем ребёнок находит нужную ему информацию, через не- го проходит невероятное количество нужной и ненужной информации, влияющей на него как негативно, так и позитивно.

Идеальным вариантом целенаправленного влияния является такой формат, в котором присутствует не только ограничение родителями и учителями потока информации, но и стремление научить ребёнка самостоятельно справляться со стихийным влиянием, фильтровать получаемую ин- формацию, расставлять приоритеты, вести самостоятельный поиск интересной и полезной информации. Все вышесказанное подтверждает глубокую взаимосвязь всех компонентов культуры человека.

Рассмотрим, как осуществляется процесс становления культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения. «Младший школьник является потребителем художественной культуры. В процессе восприятия произведений искусства он распредмечивает опыт человечества, аккумулированный в художественных текстах, произведениях живо- писи, музыки, скульптуры, графики. Одновременно с этим ребенок опредмечивает свой жизненный опыт в собственном продукте творчества – рисунке, сочинении, исполнении песни, лепке» [2, 38].

Но ни одна из частных методик не изучает процесс общения ребенка с искусством как особым способом познания мира. Одно из проявлений метаметодического подхода – обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Этот подход, успешно применяемый средней школой, только начинает входить в практику школы начальной. Долгое время считалось, что младшему школьнику недоступна такая сложная деятельность, как сопоставительный анализ произведений разных эпох, разных искусств. Однако исследования последних лет показали, что введение ребенка в культурный контекст изучаемого произведения возможно уже в первом классе, если методически грамотно подойти к отбору литературного и культурологического материала» [2, 33].

Таким образом, больше внимания необходимо уделять именно культурному полю младшего школьника, чем это предусмотрено в учебниках. Необходимо разработать больше методик по формированию культурного поля, которые будут включать в себя разные типы изучения материала, в т. ч. рассмотрение информации со стороны разных учебных предметов, и не стоит забывать о мотивационном настрое младшего школьника и формировании его культурных потребностей. На основе материала, который есть в учебниках, необходимо провести работу с учащимися так, чтобы она способствовала именно формированию культурного поля.

Список использованных источников

1. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.

2. Воюшина М. П., Петрова С. И. Диагностика процесса становления культурно- го поля школьника на уроке литературного чтения // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: Материалы VIII Всероссийской научно- практической конференции 7-8 декабря 2010 г. / под ред. д-ра пед. наук Е. П. Суворовой. СПб.: РГПУ, 2011. – С. 32-40.

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника / Е.Д. Божович. – М.; Воронеж: МПСИ, МПО «МОДЭК», 2002. – С. 14-15.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учите- ля. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

5. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов. – Н.Челны, 1997. – С. 115.

Источник

Оцените статью
Разные способы