Способы формирования критического мышления студента

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на дальнейшее учение, самообразование, самосовершен­ствование.

Скачать:

Вложение Размер
e.a.savina.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Снетков Виктор Иванович,

Савина Елена Анатольевна

С целью подготовки специалиста, способного составить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким образом, чтобы у него возникла позитивная установка на дальнейшее учение, самообразование, самосовершенствование.

Наиболее эффективным способом мотивации познавательной самостоятельности является проблемное обучение, проблемные ситуации, которые способствуют развитию мыслительной активности студентов. Способом стимулирования познавательной активности в ходе обучения, поддержания эмоционально-волевого настроя студентов является умение преподавателя убедить их в значимости самостоятельной познавательной деятельности, пробудить интерес к ней, следить за ростом их самостоятельности, фиксировать их успехи, показывать достижения в этой деятельности.

Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь стало нереальным, поэтому педагоги испытывают особую потребность в надёжных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Сложность внедрения новых педагогических технологий заключается в том, что в большинстве случаев у педагога имеется лишь видимость знания, позволяющие отойти от методики традиционного урока. Каждый студент колледжа посещает более десяти тысяч уроков за время своего обучения, что позволяет очень глубоко, чуть ли не на подсознательном уровне принять обобщённую, традиционную структуру урока. Когда педагог осознаёт, что ему необходимо коренным образом изменить организацию обучения, то сделать это очень трудно. Для этого необходимо чёткие способы, механизмы обеспечения активности обучающихся не на уровне операций, а на уровне обобщённых действий, создания таких алгоритмов, когда за студентом и преподавателем остаётся право на творчество.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Возникла целостная технология развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников этой технологии достаточно много. Так, М.О.Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, она продуктивна лишь тогда, когда обучающиеся обладают критическим мышлением.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) — образовательная технология, предложенная авторами международного проекта «чтение и письмо для развития критического мышления» Ч. Темплом, К. Мередитом, Д.Стилл, С.Уолтером. Для того чтобы понять существенные признаки (характеристики) этой технологии обучения, необходимо осмыслить термин критическое мышление.

ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую вышеперечисленные навыки работы с информацией. Цель этой технологии — развитие мыслительных навыков студентов, необходимых в учебе и обычной жизни. Эта образовательная технология — совокупность стратегий и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать студента, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания. Использовать технологию можно в рамках традиционного урока.

ТРКМ имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации, так и при обработке информации дискретного потока — обучении чтению учебного и научного текста. Логико — информационный подход — один из элементов научной концептуальной основы ТРКМ. Д. Халперн отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе некоторых приёмов ТРКМ, направленных на работу с информацией.

Этапы (три стадии ТРКМ — вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На стадии «Вызова» происходит актуализация опорных знаний. Группа разбивается на команды, которые отвечают на вопросы. Вопросы задаются последовательно каждой команде. Если команда не отвечает, то возможность переходит с следующей команде. Всего вопросов должно быть около 30, чтобы дать команде возможность заработать как можно больше баллов, а преподавателю оценить уровень знаний. На стадии осмысления сохраняется интерес при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого «знания» к «новому». Студент слушает, читает, т.е. получает аудиовизуальную информацию, используя методы активного восприятия, ведёт записи по мере осмысления новой информации. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации выражается в форме заполнения таблиц, кластеров, установлении причинно-

следственных связей, организации «круглых столов», различных дискуссиях, написании творческих работ. Рефлексия при использовании ТРКМ способствует процессу присвоения знаний. Д. Халперн указывает наряду с буквами на бумаге и звуками речи в схеме процесса осмысления, то есть символизация полученных в данном случае представлений означает, по Дж. Брунеру, соответствие критерию познавательной деятельности человека — символизацию когнитивного опыта.

В данной схеме представление информации является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, то есть это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышление. ТРКМ предлагает чёткую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно. Технология способствует умственной самостоятельности студентов:

-наличие логически связанной системы предписаний, ведущей от целей к задачам и результатам, предоставляет студентам возможность постепенно переходить от освоения отдельных методов и приёмов технологии обучения к восприятию их в целостной системе;

-усвоив ряд приёмов, студенты начинают их самостоятельно использовать, модифицировать и находить новые приёмы.

Технология развития критического мышления даёт преподавателю возможность не только использовать уже имеющие приёмы и методы, но и самостоятельно их создавать. В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединённых единой темой.

1.Загашев И.О., Заир — Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб., 2003.

2. Муштавинская И. В . и др. Современный студент в поле информации

и коммуникации: Пособие для преподавателей вузов, учителей средних школ, студентов педагогических вузов и колледжей. СПб., 1999.

3.Темпл Ч., Мередит К. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие 1 М.: ИОО, 1997.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.

Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления

Источник

Использование приемов развития критического мышления как средство формирования общих компетенций, знаний и умений студентов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

Использование приемов развития критического мышления как средство формирования общих компетенций, знаний и умений студентов

Составитель: Минивалеева Т.О., преподаватель специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

на заседании ПЦК общеобразовательных, математических и естественно-научных дисциплин

Руководитель ПЦК Медведева О.И.

ОДОБРЕНО научно-методическим советом

Зам. директора по научной работе

Составитель: Минивалеева Т.О., преподаватель специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой – помочь студенту сориентироваться в обилии поступающей информации, а преподавателю — реализовать свой творческий потенциал.

Описаны методы и приемы работы, которые можно использовать при разработке занятий, планировании учебного процесса.

Пособие адресуется преподавателям средних профессиональны образовательных учреждений.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

Использование приемов развития критического мышления как средство формирования общих компетенций, знаний и умений студентов

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь» Конфуций

В системе современного общего и профессионального образования сегодня происходят серьезные изменения, связаны они, прежде всего, с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Авторы концепции новых образовательных стандартов отмечают, что «В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

На первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства» [9].

Действительно, современная жизнь устанавливает свои приоритеты и предъявляет все новые требования к выпускникам школ, СУЗов и ВУЗов: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Актуальными сегодня становятся открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений. В связи с этим все большее внимание уделяется развитию критического мышления человека. Ведь именно критическое мышление учит мыслить конструктивно, размышлять, обсуждать, взаимодействовать с другими людьми, и, в итоге помогает принять правильное решение. Использование технологии развития критического мышления в образовательном процессе обеспечивает личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении, что в настоящее время является приоритетным направлением. Формирование развитие критического мышления – это эффективный способ формирования общих компетенций студентов колледжа, например, таких как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных

задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления на учебных занятиях является актуальным в организации современного образовательного процесса.

В пособии использовался опыт применения технологии развития критического мышления кандидатов педагогических наук С. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской, психологов Ж.Пиаже, Л. С. Выготского.

Термин «критическое мышление» известен уже очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, но в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

На сегодняшний день существует множество различных определений данного понятия. Например, и С. И. Заир-Бек определяет критическое мышление как открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт [1].

По мнению Дж. Брауса и Д. Вуда критическое мышление – это поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем» [2].

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» [4].

Таким образом, при всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает открытость новым идеям, рефлексию собственных суждений, логичность и целенаправленность мышления. ( Приложение 1)

При традиционной системе обучения целью выступает формирование у студентов знаний и умений, когда преподаватель показывает и объясняет, а студент – запоминает и повторяет; а общение на занятии, как правило, сводится к фронтальному. Технология развития критического мышления меняет деятельность учащегося, привыкшего к получению готовых знаний и монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании технологии развития критического мышления учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов. Такие учебные занятия дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. (Приложение 2, 3, 4)

Стадия вызова. Известно, что хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна для студента. Поэтому задача педагога, реализующего технологию критического мышления, стимулировать интерес к новому знанию через “извлечение” уже известного по теме и выяснить появившиеся вопросы. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Этап вызова подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут раскрываться на следующих этапах занятия. По существу, учащиеся на данном этапе сами для себя формулируют цель:

для чего я буду изучать новую тему, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

Возникновение собственных целей и мотивов для изучения нового является основным стимулом для развития критического мышления.

Таким образом, к основным задачам стадии вызова можно отнести:

актуализация имеющихся знаний студентов;

систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний студентов;

пробуждение у студентов интереса к получению новой информации;

постановка студентами собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

В процессе реализации задач стадии вызова важно:

1. Стимулировать студентов к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме.

2. Давать студентам возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

3. Способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах.

4. Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

5. Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать, стимулировать к изучению нового материала.

Студенты при этом должны:

развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;

активно участвовать в учебном процессе;

с уважением выслушивать различные мнения;

быть готовыми как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Стадия осмысления содержания. В процессе реализации стадии осмысления содержания происходит знакомство учащихся с новой информацией. Организация работы на данном этапе может быть различной: лекция, рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. Но в любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.

На данной стадии основные задачи заключаются в следующем:

ознакомление студентов с новой информацией по теме занятия;

поддержание активности студентов, их интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова;

отслеживание понимания учащимися изучаемого материала.

На стадии осмысления содержания студенты:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

4. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

5. Готовятся к анализу и обсуждению нового материала.

Преподаватель на данном этапе:

может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном, доступном и привлекательном изложении;

если студенты самостоятельно знакомятся с информацией — отслеживает степень активности их работы.

Стадия рефлексии. На стадии рефлексии происходит выведение новых знаний на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. (Приложение 5)

На этом этапе студент формирует личностное отношение к новой информации и фиксирует его либо с помощью собственного ответа, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Задачи стадии рефлексии:

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

выявление еще непознанного;

анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память студентов, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) студенты производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. Живой обмен идеями между студентами в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу.

Таким образом, этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Практические приемы работы по развитию критического мышления представлены на схеме:

Развитие критического мышления

Источник

Читайте также:  Перечислите способы задания графа
Оцените статью
Разные способы