Способы формирования компетенций спо

Доклад на тему «Формирования общих компетенций студентов в учреждениях СПО»

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

«Курганский Техникум Сервиса и Технологий»

Формирования общих компетенций студентов в учреждениях СПО

Преподаватель дисциплин профессионального цикла: Сметанина И.В.

В настоящее время приоритетным направлением в образовании является компетентностный подход. Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Под общими компетенциями обучающихся мы понимаем способность человека устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и выработать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности. Данные компетенции являются основами для других, более конкретных и предметно ориентированных составляющих.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. В структуре ФГОС формирование общих компетенций имеет свою специфику. Первая особенность заключается в том, что формирование профессиональных компетенций стандартизировано ФГОС через учебные дисциплины, профессиональные модули, а подходы к формированию общих компетенций не имеют четких ориентиров. Вторая особенность проявляется в том, что о сформированности профессиональных компетенций принимается однозначное решение после освоения программы профессионального модуля, а сформированность общих компетенций можно оценить только после освоения всей основной профессиональной образовательной программы. Третья особенность состоит в том, что на этапах освоения ОПОП сформированность аспектов общих компетенций должна оцениваться в соответствии с требованиями к уровню деятельности обучающихся в процессе формирования каждой компетенции.

Анализ определения и содержания общих компетенций позволяет выделить их существенные признаки:

– не сводятся к знаниям, умениям и даже к опыту практической деятельности, носят интегративный характер;

– состоят из различных аспектов, показателей;

– формируются и проявляются только в условиях осознанной и активной деятельности субъекта;

– универсальны в отношении объектов воздействия;

– долгосрочны по времени формирования;

– развиваются, отталкиваясь от исходного уровня, т.е. имеют уровневый характер;

– определяются с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает студент, демонстрируя тот или иной уровень сформированности общей компетенции.

Для успешного формирования общих компетенций в техникуме необходимо создать ряд условий, научить студентов:

– с первых уроков организовывать собственную деятельность;

– пользоваться нормативно-правовыми документами, которые содержат в себе требования к выполнению профессиональных работ; в частности, по любой получаемой специальности необходимо познакомить студентов с должностной инструкцией и квалификационным справочником, что сформирует у них представление о получаемой специальности;

– применять информационно-коммуникационные технологии для представления обработанной информации;

– грамотно использовать ресурсы интернета, информационные источники с первых дней обучения в техникуме и т.д.

Если провести сравнительный анализ по различным профессиям и специальностям, то мы увидим, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный (универсальный) характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности. Необходимо определить, какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.

Перед тем, как студентов вовлекать в овладение общими и профессиональными компетенциями, преподавателю необходимо выполнить несколько условий. Первое условие – осмысление, принятие педагогом основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе.

Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским. 1

Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А. В. Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС, по профессии 19.01.04 «Пекарь».

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Читайте также:  Безопарный способ приготовления теста какие технологии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

7. Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Таким образом, последовательность освоения компетенций студентами может быть представлена в форме «лесенки».

Последовательность освоения компетенциями

Компетенции личностного самосовершенствования

Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются основой, «фундаментом» развития всех других ОК. Далее идут учебно-познавательные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и социально-трудовые.

Таким образом, мы выявили второе условие — учет последовательности и неравномерности освоения студентами ОК.

Для определения степени освоения компетенций студентами необходимо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна.

Личностно центрированная модель образования, предложенная стандартом третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподавать) на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Поэтому нельзя быть привязанным только к оценке знаний по своей учебной дисциплине, и не учитывать степень сформированности других составляющих компетенций.

Ключевые компетенции, по утверждению Германа Константиновича Селевко 2 , представляют собой комплекс компонентов, включающих не только знания (когнитивный компонент), но и деятельностный (поведение) и отношенческий компонент. Таким образом, традиционные контрольно-измерительные материалы не могут быть объективными.

В качестве оценочных материалов рекомендуется использовать:

-практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация» + «роль».

Из перечисленных технологий в течении нескольких лет я использую метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В процессе работы я провела анализ соответствия «общие компетенции – этапы разработки проекта». (Табл.1)

Таблица 1. Соответствие общих компетенций этапам разработки проекта

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Осознание проблемной области

Определение конкретной задачи и её формулировка

Приготовление изделий: печенье “Мадлен”, “Французские булочки”

Подобрать инвентарь, оборудование.

Техника безопасности, санитария и гигиена.

Организация рабочего места

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Определение конкретной задачи и её формулировка

Приготовление изделий: печенье “Мадлен”, “Французские булочки”

Составление рецептур, технологических карт, калькуляции

Выбор необходимого сырья, подготовка

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

История и традиции французской кухни.

Составление рецептур, технологических карт, калькуляции

Выбор необходимого сырья, подготовка

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Пооперационные схемы на изделия

Разработка технологического проекта

Подсчитать себестоимость изделия, калорийность

Экономическое и экологическое обоснование

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Из таблицы 1. видно, что ОК 1-5 прослеживаются при работе над проектом. Общая компетенция ОК 6 «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами» в алгоритме не прослеживается, но проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и теле коммуникационными . В последнем случае группа студентов может вести работу над проектом в Интернете, при этом, будучи разделены территориально. Создание общего для группы проекта требует с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Следовательно, ОК 6 также можно отследить и оценить.

Читайте также:  Кандидоз народный способ лечения

Уровни сформированности общих компетенций у студентов удобно выявлять и обосновывать с помощью таблицы диагностического минимума.

С целью реализации системы оценки уровня сформированности ОК в соответствии с таблицей диагностического минимума необходимо сразу систематизировать методическую базу инструментария для осуществляемых видов контроля и оценки.

При составлении таблиц диагностического минимума необходимо учитывать, что перечень ОК отличается не только в группах начального и среднего профессионального образования, но и даже в группах по различным ОПОП, с одним уровнем профессиональной подготовки. В связи с этим необходимо уделить максимальное внимание перечню ОК по каждой ОПОП, содержащемуся в утвержденных ФГОС. Таблицу необходимо выстроить для каждой учебной дисциплины или профессионального модуля.

Признаки проявления общих компетенций обозначенных в ФГОС для групп НПО

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении

Определяет социальную значимость профессиональной деятельности

Выполняет самоанализ профессиональной пригодности

Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда

Определяет перспективы развития в профессиональной сфере

Определяет положительные и отрицательные стороны профессии

Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. деятельности

Определяет пути реализации жизненных планов

Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию

Определяет перспективы трудоустройства

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Ставит цели выполнения деятельности в соответствии с заданием

Находит способы реализации самостоятельной деятельности

Выстраивает план (программу) деятельности

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для организации деятельности

Организует рабочее место

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществить текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собств. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Описывает ситуацию и называет противоречия

Оценивает причины возникновения ситуации

Находит пути решения ситуации

Прогнозирует развитие ситуации

Анализирует результат выполняемых действий, в случае необходимости вносит коррективы

Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии)

Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет

Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи

Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.

Источник

Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО

Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО

Сидорова Ирина Юрьевна, г. Димитровград

ОГБПОУ Димитровградский механико-технологический техникум молочной промышленности

В связи с необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена — важным положением содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов. Формирование профессиональных компетенций происходит в студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и собственного мировоззрения происходит формирование профессиональных интересов, усиливаются познавательные мотивы, принимаются самостоятельные решения, происходит профессиональное самосовершенствование и саморазвитие личности.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную понятию «формирование», можно выделить следующие основные положения:

1. авторы определяют «формирование» как особую форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и воспитания;

2. под «формированием» понимают результат развития личности, её становления, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств;

3. формирование — наполнение форм новым содержанием, процесс предоставления студенту определенных форм и условий деятельности;

4. в педагогической практике формирование — это применение методов, приемов и способов влияния на личность с целью создания у нее системы знаний, умений и навыков, определенного склада памяти и мышления.

Под формированием профессиональных компетенций у студентов СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий студенту для достижения определенного результата, т.е сформированных компетенций у студента, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.

Основной особенностью формирования профессиональной компетенции выступает студенческий возраст.

Читайте также:  Ненадлежащий способ защиты нарушенных прав

Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов, отношений, уникальный период жизни человека, где развиваются нравственное и эстетическое отражение окружающей действительности, происходит становление и укрепление черт характера, привычек и установок. В данном периоде происходит овладением всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических, выражающихся в самостоятельности студента.

Стремление к самостоятельности, объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые студенту бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований студента к себе и к окружающим людям. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого уровня к окружающим.

Студенческий период является центральным периодом становления всей системы профессионально — ценностных ориентаций и мотиваций, формированием неповторимой, творческой индивидуальности, становления интеллектуальной системы и личности в целом.

Некоторые особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статуса в обществе. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и определение своего места в мире среди людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности, выбора жизненного пути.

Комплекс интеллектуального потенциала студента, а также индивидуальные характеристики профессиональных качеств личности, которые включают в себя самообразование, самоорганизацию, саморефлексию, саморазвитие личности, определяют успешность в обучении профессиональной деятельности.

Направленность личности студента определяет использование целого комплекса духовных, интеллектуальных, материальных потребностей, которые предполагают дальнейшее удовлетворение и проявляется в стремлении стать профессионалом. При этом необходима активность, которая проявляется через стремление, влечение, желание и эмоциональные состояния студента в профессиональной деятельности.

Одной из основных черт нравственного развития студента является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются качества, которых не хватало в школе — инициатива, целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, умение владеть собой.

Успешность учебной деятельности студента определяется освоением новых для него особенностей профессии в СПО, формированием профессиональных компетенций. В процессе обучения формируются профессионально-ценностные установки, развиваются индивидуальные характеристики профессиональных качеств личности студента.

Многие проблемы у студентов возникают на первом курсе обучения в СПО, которые связаны с отсутствием навыков самостоятельной работы, неумением конспектировать лекционный материал, работать с различными источниками, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ясно и логично излагать свои мысли, не умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности.

В связи с модернизацией российского образования преподаватель должен направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдавать экзамены.

Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Решением этой проблемы становится использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят сместить акценты на следующие важные моменты: самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие студента, появятся профессионально-ценностные установки. Это позволяет специалисту решать профессиональные задачи, на основе полученных знаний, умений, навыков, освоению предмета и модулей профессиональной деятельности, овладение новыми приемами, способами и технологиями профессии.

На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:

— проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

— формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;

— повышаются профессионально-ценностые установки;

— обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

Таким образом, особенностями формирования профессиональных компетенций студентов СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии.

Источник

Оцените статью
Разные способы