Формирование профессиональной компетенции педагога
Формирование профессиональной компетенции педагога и её влияние на взаимоотношения с детьми.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития,
дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка –значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться
Исследуя профессиональную компетентность педагога , Э.Ф. Зеер, Е.А.
Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и
другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки,
значимые личностные свойства и ценностные ориентации.
Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к
профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева
определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и
обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего
направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности
педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный,
организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность
педагогов. В целом на федеральном уровне только разрабатываются требования к личности и функциональным обязанностям современного воспитателя.
Становление новой системы дошкольного образования требует радикального
переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности
педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный
самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную
систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.
Современное образование характеризуется активным включением педагогов в нновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и
технологий, методов и приѐмов взаимодействия с детьми. В таких условиях
особое значение придаѐтся состоянию профессиональной деятельности,
уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая
способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий
уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное
явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и
способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на
достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,
педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это:
— Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
— Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии
обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
— Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это
совокупность конкретных профессиональных качеств.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать
профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной
деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог
сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1. самоанализ и осознание необходимости;
2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
3. самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный,
т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное
повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы
повторяются, но уже в новом качестве. Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка и осознание необходимости саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога,
т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной
деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа
деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. А
чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с воспитанниками и достижения самого педагога. Имея хорошее портфолио, можно принимать участие в различных грантах.
В структуре компетентности можно выделить три компонента ( уровня): теоретический, практический, личностный. К основным составляющим профессиональной компетенции педагога относятся:.
Интеллектуально — педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе,
учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим
поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии,
Также выделяют следующие виды компетентностей:
1. Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к
образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую
компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание
дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей
дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
2. Компетенция в организации информационной основы деятельности
воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает
необходимость иметь высокую ИКТ- компетентность, постоянный поиск новой информации.
3. Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
4. Компетентность в установлении контактов с родителями.
5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного
маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической
деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка.
Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и
особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
6. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных
7. Компетентность во владении современными образовательными
8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической
деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и
умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
9. Креативная компетентность педагога. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе.
Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий
образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие
критерия нового качества образования — создание условий для сохранения
здоровья всех участников образовательного процесса.
11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная
компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и
стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им
материалы, время и место для выбора и планирования их собственной
Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь
постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является
новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями.
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма.
В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь,
обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое
мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в
профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании
передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным
Предлагаю работу по развитию профессиональной компетенции педагогов организовать следующим образом:
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога:
-определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
-Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном
-Работа в РМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы.
-Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
-Участие в различных конкурсах.
-Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
-Обобщение и распространение опыта.
-Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых
3 этап. Анализ деятельности педагога.
-Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
Источник
Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС
статья
Статья «Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций учителя
в условиях введения и реализации ФГОС
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя.
Педагог является одним из важнейших источников передачи социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие учителя есть необходимое условие успешности ученика.
ФГОС регламентирует достижение каждым учеником образовательных результатов трех уровней: личностных, предметных и метапредметных, причем, в приоритете личностные и метапредметные результаты. Обучать предметным знаниям педагоги умеют, а вот управлять личностным развитием школьника — не всегда. Это под силу учителю компетентному, обладающему целым рядом профессиональных компетенций.
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность», они либо отождествляются, либо дифференцируются, и мы в данном случае не будем дискуссировать о различии и сходстве данных понятий, признавая правомерность различных точек зрения. Компетенции – рассматриваем как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности. Компетентность – владение человеком соответствующими компетенциями.
Независимо от специфики профессии современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;
- личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.
Существует несколько наиболее распространенных классификаций профессионально-педагогической компетенции педагога.
Наиболее распространенной является классификация К. Ангеловски, выделяющая структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения.
Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.
Таким образом, в соответствии с ФГОГ, профессионально-педагогическая компетентность учителя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки или внеклассные мероприятия. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе школы. Компетентность — это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела. Таким образом, компетентность включает в себя не только содержательную, но и процессуальную составляющую.
Анализ литературы, посвященной проблеме профессионально-педагогической компетентности (компетенции), показывает, что большинство исследователей выделяют:
1) базовые компетенции, формируемые на основе знаний, умений, способностей, проявляющиеся в определенных видах деятельности;
2) ключевые компетенции, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности (использование информации, проявление социально-правового поведения, владение навыками коммуникации, проявление гражданских качеств);
3) специальные компетенции, отражающие специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности, в последней находят проявление базовые и ключевые компетенции.
Безусловно, все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно в процессе педагогической деятельности учителя, формируют индивидуальный профессиональный стиль его педагогической деятельности.
В качестве основных компонентов каждого из трех видов профессионально-педагогических компетенций чаще всего выделяются следующие: когнитивный, проектировочно-конструктивный, организационный, информационно-технологический, дидактический, исследовательский, коммуникативный.
Когнитивный компонент связан с познанием и составляет основу профессионально-педагогической компетентности. Овладение знаниями помогает эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. Быть компетентным, по словам П. Вейла, — значит «знать, когда и как действовать».
Проектировочно-конструктивный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения, обеспечивает осознанный переход педагога от абстрактно-модельного представления о траектории движения к результату и от самого результата к описанию конкретных действий (шагов) для достижения результатов.
Прогнозирование ориентировано на четко представленный в сознании педагога — субъекта управления — конечный результат. Основой для целеполагания и поиска возможных путей решения конкретной педагогической задачи выступает анализ педагогической ситуации. Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научно-методологической основе, опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
Организационный компонент обеспечивает построение педагогом собственной деятельности, а также повышение активности учащихся, включение в различные виды совместной деятельности, превращающей их из объекта в субъект воспитания; способствует соединению всех нитей и направлений процесса обучения в общее коммуникативное (смысловое) пространство.
Информационно-технологический компонент включает информационную грамотность педагога. Владение адекватными способами воздействия на учащихся внешних «потоков» информации позволяет педагогу делать информационные технологии основой для построения процесса обучения как общего информационно-коммуникативного пространства.
Дидактический компонент обусловлен обучающей деятельностью педагога, которая включает:
1) владение содержанием и дидактической его организацией;
2) умение организовать свою деятельность в процессе обучения;
3) способность развернуть учебно-познавательную деятельность учащихся;
4) умение активизировать и мотивировать личность учащегося в процессе обучения;
5) умение организовать структурно-композиционное построение учебного занятия.
Коммуникативный компонент связан с особенностями коммуникативной деятельности педагога, спецификой его взаимодействия с учащимися, родителями, учителями. Отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности, эмоциональное благополучие школьников в процессе обучения.
Исследовательский компонент предполагает: владение педагогом основами исследовательской культуры (определенной системой ценностных ориентиров, знаний, умений, навыков, традиционных и инновационных подходов), способность развивать личностные и профессиональные качества, необходимые для успешного исследовательского поиска. Педагог — исследователь: осознает характер поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной не просто на привлечение информации, а на ее создание и постижение смысла, на поиск эффективных решений.
Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации педагогических компетенций учителя. Несмотря на неоднозначность представленных классификаций в современных условиях профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Стиль профессионально компетентного учителя – совместное творчество с учениками. Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей и развивающей среды. Он уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
Документом, обобщающим перечень профессиональных компетенции учителя в современных условиях, является Профстандарт педагога: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», разработанный Минтруда России.
Основная цель профессиональной деятельности педагога – оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам. Поэтому в Профстандарт педагога включены следующие виды обобщенных трудовых функций:
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП.
В структуре обобщенной трудовой функции, связанной с проектированием и реализацией образовательного процесса, в ОО выделяют следующие трудовые функции:
- обучающая деятельность (общепедагогическая функция);
- воспитательная деятельность;
- развивающая деятельность.
Содержание каждой трудовой функции представлено в тексте Профстандарта педагога как единство следующих составляющих: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики.
После введения Профстандарта в действие, он будет применяться работодателями в управлении персоналом образовательной организации, при обучении и аттестации педагогов, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
При переходе к ФГОС нового поколения неизбежны трудности, связанные с профессиональными компетенциями учителя.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
— планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
— синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
— изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
— недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
— слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
— неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности).
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
— сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
— сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя).
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
— психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
— дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
— организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
— профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Специфика педагогической деятельности не позволяет тиражировать компетентность, то есть ее невозможно «передать». Педагогическая компетентность является продуктом образования и самообразования, развития и саморазвития, совершенствования и самосовершенствования учителя.
Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:
— за счет осознанного, обязательно добровольного участия в методической работе на уровне школы и города.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская деятельность.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Различные формы педагогической поддержки.
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
- Трансляция собственного педагогического опыта.
- Использование ИКТ и др.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Каждый из нас должен осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому основным направлением работы школы нужно считать развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Источник