Формирование коммуникативных компетенций у школьников.
статья
В статье говорится о «ключевых» компетенциях школьников. Подробно рассматриваются методы формирования коммуникативных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy_u_shkolnikov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.
«Образование идёт мимо школы,
а школа – мимо жизни».
Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сначала в 1920-годы, а затем в 1950-годы, остаётся актуальным и по сей день. Даже ещё более актуальным, чем в прошлом столетии. Школа и жизнь следуют своими курсами, порой теряя друг друга из вида. Накопление человеческого капитала – это не простое совершенствование умений или знаний, но развитие личностных качеств, что достигается не только обучением в узком смысле, но и воспитанием в самом широком смысле этого слова, обретением жизненного и производственного опыта. Знание – сила, но знание – и средство. Иметь знания и уметь их использовать – разные вещи. Так же как разные вещи владеть умениями и применять их на практике. Сегодняшний выпускник не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни.
Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и в иных сферах деятельности, то мы должны признать, что знания, полученные в школе, зачастую не могут выручить в сложной жизненной ситуации.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму. Сейчас нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов решения, выбрать рациональный, оптимальный способ и дать этому объяснение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенция » и « компетентность ».
Поэтому сегодня в качестве одного из оснований обновления системы образования выдвигается компетентностный подход. Концепция модернизации российского образования предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, «формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков».
Термин «компетенция » (от латинского – способный) означает:
- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом,
- круг чьих-то полномочий, прав (мы используем выражение: данный вопрос не в моей компетенции).
В отношении учащихся под компетенцией мы понимаем совокупность ЗУНов, формируемых в процессе обучения (а не просто набор).
Термин «компетентный » означает знающего, осведомлённого, авторитетного в определённой области, отрасли человека, специалиста. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием- умением» и ситуацией. Критерии компетентного человека:
- знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности,
- умение использовать эти знания в конкретной ситуации, понимание, каким способом можно получить эти знания,
- адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения и использования, то есть
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Что же касается непосредственно компетентности учащихся – то это способность и готовность учащихся использовать полученные и усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В 1996г. Совет Европы определил 5 компетенций:
- политические и социальные,
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе,
- компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке,
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества,
- способность учиться на протяжении всей жизни.
Эти компетенции в переводе на наши образовательные компетенции выглядят следующим образом:
- социально-трудовые,
- общекультурные,
- коммуникативные,
- информационные,
- учебно-познавательные,
- ценностно-смысловые,
- личностного самосовершенствования.
Все перечисленные компетенции считаются общими, базовыми, «ключевыми », так как овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Помимо общих компетенций есть специальные:
- предметные (формируются в рамках учебных предметов) и
- общепредметные (относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей).
Целью моего выступления является развитие у учащихся коммуникативной компетенции. Грамотное общение необходимо всем людям в течение всей жизни. От умения общаться зависит успешность любого человека. Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
- вступать в контакт с любым типом собеседника, (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства), учитывая его особенности,
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения (жесты, мимика),
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению (наши дети, в основном, не умеют слушать собеседника, перебивают, не дают договорить до конца),
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении (у нас часто своё мнение отстаивается кулаками, криком, разговорами на повышенных тонах, угрозами),
- стимулировать собеседника к продолжению общения,
- изменять при необходимости своё речевое поведение и корректно завершать ситуацию общения (формировать умение вовремя остановиться, умение уступать).
Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлечённость, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание. Педагоги должны сделать установку на эмоционально положительное отношение к партнёрам по общению независимо от их личностных качеств.
Методы формирования коммуникативной компетенции у школьников разнообразные:
- все формы учебного диалога,
- доклады и сообщения (я практикую небольшие сообщения для дополнительной информации из рубрики «Это интересно знать»),
- ролевые и деловые игры (игровыми технологиями пользуются все учителя и воспитатели),
- учебные исследования (при проведении лабораторных работ),
- обсуждения, дискуссии, диспуты (недавно была организована дискуссия о вреде курения, запланированы классные часы «Строим дом своего здоровья», «Стоит ли идти за Клинским?»),
- упражнения психологического тренинга общения,
- подготовка заметок при оформлении стенгазет,
- выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах.
На этом хочу остановиться более подробно. Считаю, что ведущих надо менять, не приглашать для участия всегда одних и тех же. У постоянно выступающих учащихся, конечно, возрастает роль собственного «Я», они развиваются в коммуникативном плане, но очень часто они и зазнаются, считают, что им всё можно. Приглашая для участия одних и тех же детей, мы сами их портим. А с другой стороны, мы не выполняем свои педагогические задачи: развиваем одних, а другие остаются в тени, не имея возможности коммуникативного общения,
- выступления на конкурсах («А, ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир»,
«Мисс школа», областные конкурсы «Художественной самодеятельности» и «Лучший по профессии», районные фестивали декоративно-прикладного творчества,
- участие в школьных фольклорных праздниках и номерах
художественной самодеятельности (участие в парах, группах, коллективное участие).
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как даст возможность ученику повысить свои достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Развитие коммуникативной компетентности учащихся способствует становлению устойчивой личности.
Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Источник
Доклад «Формирование коммуникативной компетенции учащихся»
методическая разработка
Доклад «Формирование коммуникативной компетенции учащихся». Выступление на школьном МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_uchashchihsya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: Формирование коммуникативной компетентности
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
ЦЕЛЬ: формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся.
- Овладение учащимися общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
- Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
- Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу». Бенджамин Франклин
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействии двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S –S), или «субъект-субъектное отношение». Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.
Для эффективной коммуникации характерно:
1) Достижение взаимопонимания партнеров;
2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью.
Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин «коммуникативное языковое умение» и включает следующие ключевые компетенции:
• языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);
• дискурсную (связанность, логичность, организация);
• прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);
• разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);
• социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, «знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере»)
• стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);
• речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).
Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают родной язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире .
Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Современное состояние преподавания бурятского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о бурятском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения родному языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.
Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.
При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.
Ученые считают, что в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Какова же роль предмета «Бурятский язык” в школе? Что может сделать учитель бурятского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Так взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией школы проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д.
На уроках литературы особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.
Работать над «развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.
Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология «критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия, диспут
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Подготовка заметок и статей в СМИ
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Критерии оценки ожидаемых результатов
Результаты. 2-3 ступень
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
Владение монологической и диалогической речью;
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута):
-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
-создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
-составление плана, тезисов, конспекта;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
-умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Диагностический инструментарий
Методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.
Источник