Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников»
Рубцова Любовь
Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников»
На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок: от знаний, умений как предпосылок результативных действий в будущем к компетентности как способности эффективно действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Что нужно человеку 21 века?
— результативно действовать в меняющихся условиях и новых ситуациях;
— принимать самостоятельные и ответственные решения;
— конструктивно взаимодействовать с другими людьми;
Коммуникативные компетенции – это способности осуществлять результативное общение, понимать точку зрения собеседника, понятно излагать свое мнение по обсуждаемой проблеме, овладение умениями общения с людьми иноязычного происхождения.
Цель. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
— Учить детей ставить перед собой цель;
— Научить планировать ход действий на уроке;
— Способствовать умению вступать в учебный диалог в парах и группах;
— Учить адекватно оценивать ответы одноклассников;
— Учить аргументировать свою позицию, предлагать свое решение, давать советы.
Одним из способов формирования КК является учебная деятельность. Учебная деятельность –коллективный учебный диалог на всех этапах решения учебной задачи: умение излагать свои мысли; публично представлять результаты работы; понимать позиции другого; дискутировать с участниками диалога; представлять и защищать свою точку зрения. А это все является предпосылкой для успешной коммуникации с деловыми партнерами в будущем.
К концу обучения в начальной школе в отношении содержательной коммуникации должны быть сформированы следующие компетенции:
• владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
• умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
• умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);
• умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;
• способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства, выступая в разных позициях автора, зрителя, критика);
• способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Под коммуникативными способностями понимается совокупность свойств, умений и навыков, проявляющихся в процессе общения и определяющих его успешность. А общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями, что является важнейшим условием развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Исходя из этого, я формирую у учащихся следующие коммуникативные умения:
— слушать и слышать другого человека;
— участвовать в свободной беседе
— быть внимательным к самому себе и окружающим;
— понимать чувства и настроение другого;
— осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Я стремилюсь, чтобы каждый ученик умел общаться, умел слушать и говорить так, чтобы быть услышанным, умел оценить свою и чужую речь, умел словесно импровизировать, постоянно стремился совершенствовать свою речь, умел передавать информацию, поддержать беседу, принять участие в дискуссии, установить контакт, найти способ уйти от ссоры во время спора.
Где и как учить детей общению?
Я это делаю на уроках, используя различные формы (экскурсии, путешествия, КВН); факультативах, во внеклассной деятельности (классные часы, беседы, конкурсы, праздники, на занятиях в ДО (ДШИ, спортивные секции, фольклор).
Приемы формирования КК
• начиная с 1-го класса, встаем в круг (если дети стоят в кругу, то реализуется один из важнейших принципов здоровьетворящего образования — принцип взаимообозрения, когда каждый может видеть глаза каждого) и говорим друг другу комплименты или добрые слова, выполняем разные задания,например:
1) «Слушаем тишину»— детям предлагается закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в классе, на улице. Затем выясняется, кто что услышал.
2)«Расскажи, что ты желаешь имениннику» — поздравление — пожелание (не повторяясь)
• Часто провожу уроки — сотрудничества. Совместная работа в группе побуждает детей к развитию и проявлению своих личностных возможностей. Можно организовать работу в группах на протяжении всего урока или отдельного его этапа. Наш класс разделен на группы, в которую входят и сильные и слабые учащиеся. Такими группами ребята работают не только на уроках, но и во внеурочное время (смена поручений, выпуск тематических газет, подготовка и проведение классных мероприятий). На уроках, при групповой работе детям предлагается вопрос, проблема, задание и дается время для ответа, решения, выполнения. Каждая группа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу по заранее подготовленному учителем материалу, т. е. создается проблемная ситуация. Затем ведущий от каждой группы (ведущего каждый раз ребята назначают сами) высказывает точку зрения группы, а потом уже приходим к общему мнению. Слушая других, дети корректируют, дополняют свою точку зрения, свое мнение, свой вывод.
• Работа в малых группах,например:
— 1) 4 класс, чтение, Гаршин «Принцесса Аталия»вопрос:- Почему же пальма была идеалом для травки?
(группы получают задания:
1-я гр. — Суждено ли сбыться мечтам пальмы?
2-я гр. — Как внешний вид пальмы раскрывает ее внутренний мир?
3-я гр. — Как складываются пальмы и других растений?
Каждая группа выполняет данное задание, на листочке пишет вывод-продолжение «Травка считала идеалом пальму потому, что…», а затем зачитывает свой вывод.
— 2) 3 класс, русский язык, тема «Изменение глагола по числам»
Учащимся даются глаголы светит, летят, бегут, летит, плывут, треснул, звенит, чирикают, тает.
Задание дается всем группам одинаковое — разбить на группы слова, составить схему для опорного конспекта.
• Большую роль отвожу на создание Законов жизни класса
— называй другого человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же;
— будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;
— умей слушать и слышать другого человека, и ты узнаешь много нового;
— будь вежливым, и у тебя будет много друзей;
— умей видеть в другом человеке хорошее, и ты станешь лучше.
• Консультирование детьми тех, кому нужна помощь. Сами школьники выполняют роль консультантов для тех, кто не усвоил тему или пропустил уроки по болезни. Делают это они во время закрепления материала на уроке или во внеурочное время.
• На классных часах разработалиправила помощи другому ученику:
-Помогай только тому, кто на это согласен.
-Сначала выслушай мнение того, кому ты собрался помочь. Разберись, что ему не понятно.
-Говори медленно, четко.
-Не раздражайся по пустякам.
-Работай не за него, а вместе.
-Радуйся любому успеху своего товарища.
-Самооценка результата деятельности.
Результаты диагностики показали:
В классе оптимальный бодрый, мажорный психологический климат.Основные показатели: устойчивое бодрое настроение, взаимоотношения основаны преимущественно на взаимной симпатии, дети уверены в сочувствии и поддержке товарищей, ощущение уютности и спокойствия, все дети класса испытывают радость. Коллектив постоянно в движении.
— ставить перед собой цель;
-планировать ход действий на уроке;
— исходя из темы и целей урока, успешно вступать в учебный диалог в парах и группах;
— адекватно оценивать ответы одноклассников;
— аргументировать свою позицию, предлагать свое решение, давать советы.
Формирование активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью Как отмечают многие исследователи, нарушения познавательной деятельности у умственно отсталых детей накладывают отпечаток на формирование.
Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью блоков Дьенеша Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.
Опыт работы «Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности» Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют.
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность: На мой взгляд, позитивное содержание.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.
Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».
Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством групповой работы в начальных классах в условиях ФГОС «Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах в условиях ФГОС» Слайд.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах Слайд 1. Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и.
Опыт работы «Организация работы старшего воспитателя по профессиональной компетентности педагогов» Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической.
Источник
Методическое пособие «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.
методическая разработка по теме
Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия » коммуникативная компетентность», выявлена специфика ее развития у младших школьников. Раскрыты формы, методы и средства развития. Спроектирована модель развития коммуникативной компетентности в условиях организации учебно-коммуникативного пространства. В приложении есть материал по диагностике коммуникативной компетентности учащихся, приведены примеры фрагментов учебных занятий с элементами формирования коммуникативной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 974.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников ».
Выполнила Галиакбирова Р.Р.
учитель начальных классов
КГУ «Гимназия №5 акимата г. Шахтинска»
I Теоретические вопросы формирования коммуникативной компетентности
I.1Что такое коммуникативная компетентность?
I.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции
у младших школьников
II Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
II.1 Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
II.2 Модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Критерии оценки эффективности, риски проекта
«История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова»
Рождественский Ю. А.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» .
«6.2 Ключевые компетентности как результаты образования
Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей:
- компетентность разрешения проблем;
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность …»
Государственного общеобразовательного стандарта образования РК
Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе .
- между требованиями Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость владения выпускниками ключевыми компетенциями, в том числе и коммуникативной, способных ориентироваться в окружающем их мире, готовых к общению, сформированностью коммуникативной компетенции педагога;
- между накопленной богатой практикой обучения в начальной школе и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.
Гипотеза: процесс развития коммуникативной компетенции у младших школьников будет протекать более эффективно, если в учебном процессе реализуются следующие педагогические условия:
- обогащение содержания образования ситуациями социального взаимодействия;
- использование в учебном процессе элементов технологии уровневой дифференциации, личностно- ориентированного подхода;
- выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность школьников;
- использование в учебном процессе коммуникативного тренинга;
- систематический мониторинг уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся, направленный на выявление соответствия учебного процесса предполагаемому результату, конечной цели обучения.
Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Цель : теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи :
- Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия « коммуникативная компетенция » и выявить специфику ее развития у младших школьников
- Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
- Спроектировать модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Объект: процесс развития коммуникативной компетенции у младших школьников
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
- Понять структуру, осмыслить содержательную характеристику понятия « коммуникативная компетенция » и выявить специфику ее развития у младших школьников
- Получить модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
- Систематизировать результативные формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
I Теоретические вопросы формирования коммуникативной
I.1 Что такое коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
- эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
- когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
- поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата.
Основной единицей коммуникации является речевой акт. По мнению А.А. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.
Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.
Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:
- межличностной коммуникации;
- межличностного взаимодействия;
- межличностного восприятия.
Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Способности к общению включают в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина).
I.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют
- комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
- уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
- навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
- желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
- умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
- С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
- У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности
- Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития
- В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
- Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
- У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств
- Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру с можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности . Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
II Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов
II.1 Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
- Использование физминуток на уроках
Элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если проводить его, обязательно произнося соответствующий к ним текст. Очень нравится ребятам физпауза:
Звериная зарядка.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
- Работа в группах и мини – группах.
При работе в группах и мини – группах учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по познанию мира, литературе, самопознанию, трудовому обучению. «Спикером» группы становятся все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся:
- отстаивать своё мнение,
- представлять работу группы,
- дискутировать
- слушать внимательно друг друга
- умение задавать вопросы
- выслушивать другого.
У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей
Игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Определение рода имени прилагательного» в 3 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке, называя при этом существительное (в ед.ч или мн.ч), ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав образованное прилагательное, определив число и род(если это возможно). Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.
- Применение элементов технологии уровневой дифференциации
Использование на уроках литературы элементов технологии уровневой дифференциации В.Фирсова, позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке развития речи по теме «Создание словесного портрета» весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально — описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).
- Использование элементы личностно – ориентированного развивающего обучения
На уроках русской грамоты и литературы, самопознании большой интерес вызывает использование ролевого чтения, инсценировки произведений, ролевых диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям этих ситуаций. Ученики придумывают продолжение диалогов. Так, к примеру, при изучении темы по самопознанию в 3 классе «Культура общения», учащиеся решали ситуацию, в которую попадает герой, и составляли памятку правил общения.
Элементы личностно – ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской дают возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Так при изучении темы «Существительные собственные и нарицательные» во 2 классе на доске сделана запись. Ученикам предлагается продолжить данные столбики слов без каких-либо комментариев. Затем ответить на вопрос: на сколько групп можно распределить все слова и по какому принципу? После чего они сами формулируют правило, а учителю остаётся сообщить, какой термин темы к каким словам относится.
Начиная с 1 класса, многие учащиеся гимназии занимаются под руководством учителя проектной деятельностью. Разнообразная тематика проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи. Учащиеся выступают на школьных конференциях, представляя защиту своей работы.
- Использование пословиц, поговорок на уроках
- Творческий подход в обучении
Знакомство с новой геометрической фигурой в 1 классе проходило сначала на уроке по плану:
- Проблемная ситуация –загадка о фигуре
- Сравнение внешнего вида фигуры с ее названием.
- Сравнение фигуры с раннее изученными
- Нахождение предметов в окружающем мире, похожих или содержащих данную фигуру
- Чертеж фигуры (в воздухе, в тетради)
Затем я стала замечать за детьми, что они пытаются придумывать рифмованные строки для фигур. Так почему же не использовать детское творчество для закрепления материала? Тем более, что процесс придумывания загадок, стихов требует сначала большой наблюдательности, фантазии, аналитической работы, знания свойств фигуры, отличия от других, связь с предметами окружающей среды.
Вот лишь некоторые примеры творчества детей:
Источник