Способы формирования коммерческих организаций

Способы формирования коммерческих организаций

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) общественных движений;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

С 01.03.2022 п. 7 п. 3 ст. 50 излагается в новой редакции (ФЗ от 01.07.2021 N 287-ФЗ). См. будущую редакцию.

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

14) государственных корпораций;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

15) нотариальных палат.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Источник

13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.

Создание субъектов предпринимательства представляет собой процесс, состоящий из ряда стадий, на каждой из которых совершаются действия, как правового характера, так и фактические.

Читайте также:  Перечислите способы защиты растений травоядных животных

На первой стадии формируется состав учредителей, предварительно согласовываются организационно-правовая форма организации, структура ее органов, состав и стоимость вносимого в уставный капитал имущества, а также распределение долей между учредителями, разрабатывается проект учредительных документов. При формировании состава участников необходимо учитывать установленные законодательством ограничения по составу участников и их количеству. Число членов производственного кооператива не может быть менее пяти. Учредителем унитарного предприятия может быть только одно соответствующее публично-правовое образование.

Как правило, на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатывается проект учредительных документов для последующего официального утверждения.

Одной из задач первого, подготовительного этапа создания субъекта предпринимательства является выбор его фирменного наименования и определение места нахождения.

На второй стадии создания субъекта предпринимательства проводится учредительное собрание, на повестку которого выносятся следующие вопросы: создание организации; утверждение учредительных документов; избрание единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов создаваемого юридического лица; определение лица, которому будет поручено осуществлять действия по государственной регистрации субъекта предпринимательства.

Заявление о государственной регистрации и последующая государственная регистрация организации является последним, завершающим этапом создания юридического лица.

Также косвенно к числу способов создания коммерческих организаций можно отнести реорганизацию. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

14. Государственная регистрация коммерческих организаций.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Заявление представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Налоговый орган принимает решение о государственной регистрации, которое является основанием для внесения записи в государственный реестр, причем с момента внесения такой записи государственная регистрация считается состоявшейся, а субъект предпринимательства — созданным.

Читайте также:  Как закатать помидоры холодным способом

Источник

§ 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций

Создание коммерческих организаций — последовательное со­вершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предприниматель­ской деятельности.

В науке гражданского права традиционно выделяют три спосо­ба образования организаций.

Распорядительный — характеризуется тем, что организация воз­никает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применя­ется при создании государственных унитарных предприятий. Учиты­вая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государствен­ного органа) является основанием для учреждения унитарного пред­приятия и не отменяет его последующую регистрацию, данный спо­соб можно назвать учредительно-распорядительным.

Разрешительный- предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности,

однако устанавливает разрешительный порядок создания некото­рых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга про­изводится с согласия антимонопольного органа 1 .

Явочно-нормативный не требует согласия каких-либо третьих лиц, вт. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблю­дение порядка образования, после чего следует регистрация ком­мерческой организации.

Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

— подготовка учредительных документов;

— согласование наименования создаваемой коммерческой орга­низации с регистрирующим органом;

— формирование уставного (складочного) капитала;

Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.

В качестве целей государственной регистрации в юридической литературе называют следующие:

— осуществление государственного контроля за ведением хо­зяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с неза­конной практикой тайного предпринимательства;

— получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

— предоставление всем участникам хозяйственного оборота, го­сударственным органам власти и органам местного самоуправле­ния информации о субъектах предпринимательской деятельности 2 .

Процедура государственной регистрации детально урегулирова­на Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь, 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (пре­кращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь, 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Респуб­лики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах госу­дарственной регистрации отдельных юридических лиц» 1 (далее -Положение о регистрации).

В соответствии с п. 13 Положения о регистрации регистрирующи­ми органами в Республике Беларусь являются: Министерство инос­транных дел, Национальный банк, Министерство финансов 2 , адми­нистрации свободных экономических зон, областные (Минский го­родской) исполнительные комитеты.

Выбор регистрирующего органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятель­ность, страхование), происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны).

Наибольший удельный объем работы по государственной регис­трации приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть полномочий по государствен­ной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам. На практике мест­ным исполнительным и распорядительным органам делегируются полномочия по приему и выдаче соответствующих документов.

Для государственной регистрации коммерческих организаций, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, производствен­ных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, учредители представляют в регистрирующий орган:

заявление, оформленное в установленном порядке;

анкету установленного образца, представляемую каждым уч­редителем -физическим лицом;

копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммер­ческой организации в случаях, когда законодательством предусмот­рено заключение такого договора, нотариально засвидетельствован­ных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации с учетом особенностей ее формирования для отдельных организаци­онно-правовых форм (платежный документ, подтверждающий вне­сение денежного вклада в уставный фонд, и заключение эксперти­зы о достоверности оценки имущества в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд);

• документы, содержащие сведения о собственниках имуще­ства (учредителях, участниках) коммерческой организации — физи­ческих лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную ор­ганом социального обеспечения по месту жительства или иным ор­ганом в соответствии с законодательством, справку органа занятос­ти, если такие документы имеются). Указанные документы не пред­ставляются при создании открытых акционерных обществ;

Читайте также:  Порядок приобретения права собственности первоначальным способом

нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в од­ном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участ­ника) коммерческой или некоммерческой организации;

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой или некоммерческой органи­зации по месту нахождения;

платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, (п. 23 Положения о регистрации).

Плата за государственную регистрацию составляет сумму, экви­валентную 60 евро. При этом Положение о регистрации предусмат­ривает льготы по размеру взимаемой платы в зависимости от состава участников и вида предполагаемой деятельности.

В соответствии с п. 22 Положения о регистрации прием докумен­тов для государственной регистрации коммерческой организации осуществляется в присутствии собственников имущества этой орга­низации, ее учредителей или участников (физических лиц, предста­вителей юридических лиц), а в случаях, когда количество учредите­лей (участников) такой организации более пяти, они вправе уполно­мочить одного из собственников имущества, учредителя (участни­ка) на представление своих интересов в регистрирующем органе.

Государственная регистрация осуществляется в течение месяца с момента подачи документов в регистрирующий орган, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необ­ходимости запрашивает у государственных органов дополнитель­ные сведения о собственниках имущества (учредителях, участни­ках) регистрируемой организации.

После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган при­нимает решение о государственной регистрации коммерческой орга­низации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. В качестве таковых п. 40 Положения о регистрации называет следующие обсто­ятельства:

коммерческая организация расположена в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распо­рядительного органа или по месту нахождения (в одном помеще­нии) другой коммерческой или некоммерческой организации;

— не соблюдены сроки формирования уставного фонда;

— собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за изго­товление, хранение или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг, незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг; подлог проспекта их эмиссии; нарушение правил о сделках с драгоценными металлами, установленного порядка проведения валютных операций; незакон­ное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; взяточни­чество; за совершение преступления против собственности, корыст­ного преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности либо преступления в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

— в отношении одного из собственников имущества (учредите­лей) коммерческой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

— в ходе государственной регистрации коммерческой организа­ции установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участ­ника);

— на момент государственной регистрации собственник имуще­ства (учредитель) коммерческой организации: имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собствен­ником имущества (учредителем, участником, руководителем) юри­дического лица, имеющего такую задолженность; является собствен­ником имущества (учредителем, участником, руководителем) юри­дического лица, в отношении которого принято решение о ликвида­ции, но процесс ликвидации не завершен.

Решение о государственной регистрации, принятое регистриру­ющим органом, является основанием для внесения сведений в ЕГР 1 и выдачи свидетельства о государственной регистрации, форма ко­торого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 550 «О некоторых вопросах госу­дарственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельнос­ти) субъектов хозяйствования» 2 . С этого момента регистрация счи­тается завершенной, а коммерческая организация созданной.

В течение пятнадцати дней со дня регистрации коммерческой организации регистрирующий орган сообщает об этом в налоговые органы и органы государственной статистики.

Если принято решение об отказе в государственной регистрации коммерческой организации, регистрирующий орган сообщает об этом заинтересованному лицу в пятидневный срок в письменной форме.

Источник

Оцените статью
Разные способы