Способы формирования исторической памяти

Способы формирования исторической памяти

Автор: Андреев Дмитрий Сергеевич

Организация: СПбГБУДО «ЦГИ им.А.Ахматовой»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

В 2019 году минуло 75 лет со дня полного снятия Блокады Ленинграда. Эта дата стала очередным поводом вспомнить о тех трагических днях в истории России и рассказать о них подрастающему поколению. Ведь отношение к этим событиям у подростков далеко не однозначное. Многие слышали о Блокаде от родственников, у кого-то сохранились семейные архивы и т.п. И очень хорошо, если в семье об этом говорят, хотя бы иногда.

Но все-таки, как поколению молодых, родившихся после Великой отечественной войны, в мирное время, в основном воспитанному в сытости, тепле и комфорте, объяснить, что такое война и голод и для чего вообще мы должны об этом помнить?

Историческая память это основа сознания общества. Без неё общество было бы лишено самоопределения и самоидентификации. Основу исторической памяти человека формирует среда, в которой он живет — круг общения, система образования, средства массовой информации. Качество получаемой информации формирует нравственный облик человека и общества в целом.

Далеко не простая задача сформировать в детях основу взаимоотношений между людьми — взаимоуважение, терпимость, ответственность за свои слова и поступки, умение критически мыслить. Одним из факторов, влияющий на формирование этих качеств – положительный пример для подражания.

История и философия являются основами гуманитарного знания, которое в свою очередь способно передавать основы моральных ценностей.

Историческая память в узком понимании слова, это способность общества передавать из поколения в поколение знания о событиях прошлого, о героях, традициях, опыте прошлых поколений. Гуманитарное знание определяет память как жизненный опыт конкретного человека на основе пережитых событий, выраженных эмоционально. Память позволяет нам осмысленно относиться к окружающей действительности, событиям прошлого и настоящего, саморазвиваться. Человек во многом отличается от других живых существ именно наличием памяти, возможностью анализировать события и мыслить критически. Историческая память – понятие более масштабное. Это некий коллективный опыт поколений. Он может быть опытом одной конкретной семьи, а может быть опытом целого народа.

В нынешних условиях современной России, с ее многонациональным составом населения, имеющим свои традиции и ценностные ориентиры, формирование исторической памяти – процесс не простой. Одним из способов воспитания подрастающего поколения в рамках традиционных ценностей является систематическое изучение исторических событий. В этом процессе роль педагога — огромна.

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Это время активного «включения» подростка в социальную жизнь общества. На этом этапе формируется то, как он будет относиться к себе, к другим людям и к окружающему миру в целом.

Сегодняшние дети, это наше общество через 15-20 лет. И любой педагог несет ответственность за формирование общественного сознания, а значит за будущее нашей страны.

В концепции государственного стандарта общего образования второго поколения указаны желаемые качества личности выпускника 21 века: Это патриот, который несёт в себе ценности гражданского общества, осознает сопричастность к судьбе своей Родины, уважает ценности других народов, осознает глобальные проблемы современного общества и свою роль в их решении. Это, конечно, не все черты и качества выпускника, а лишь первостепенные. Формирование личности с вышеуказанными качествами может быть реализовано при условиях воспитания на духовно-нравственных и культурно исторических традициях.

У России богатая история, которая во многом повлияла на формирование характера, самобытность русского народа. Одним из факторов исторической идентичности российского общества является память о Великой Отечественной войне, с ее примерами безграничного мужества народа. Участники и свидетели тех событий стали поколением, для которого пережитые впечатления прошлого стали определяющими в их дальнейшей судьбе. Именно поэтому подлинной и правдивой историей стоит считать те чувства и переживания, которые довелось испытать этим людям. Воспоминания о Великой отечественной войне — свидетельство того, что прошлое забывать нельзя. Память о ней помогает лучше понять наше прошлое и разобраться в настоящем. Такие понятия, как «любовь к Родине», «чувство патриотизма», «гражданская позиция», это не просто высокопарные слова. Это понятия, которые заставляют каждого думающего человека задаться вопросом — «какова моя роль в судьбе моей страны?» и «как бы я поступил в тех или иных условиях?».

Читайте также:  Энтерофурил способы применения для детей

Ключевую роль в процессе формирования исторической памяти молодежи должна сыграть школа. В её задачу входит не только знакомство подростков с историческими фактами и формирование понимания исторических закономерностей. Школа должна формировать уважительное отношение к нашей истории, людям, для которых понятия «долг», «служение Отечеству» были смыслом жизни.

Сегодня огромный поток информации, идущий с экранов телевизоров, из интернета вносит смуту в умы молодого поколения, способствует накоплению ненужного и вредного эмоционального опыта, «забивает» головы подростков лишней информацией. Как юному человеку разобраться в том, где — правда, а где ложь? Подобные проблемы должны быть решены в рамках образовательного процесса. И огромную роль здесь играют общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования.

Необходимо объяснять детям , что мир можно и нужно менять в лучшую сторону. Но начать каждый должен с себя, с родной семьи, со своей школы, района. Дети должны осознать, что хорошо, а что плохо, что несёт в себе добро, а что наоборот — зло и разрушение. И семья в этом процессе играет огромную роль. Её уклад и традиции воспитывают нравственные качества детей, закладывают в них определенные знания, передают семейный опыт.

Родители и педагоги своим участием должны способствовать воспитанию молодых людей патриотами и защитниками своего Отечества, формировать в юных сердцах чувство любви к Родине, уважение к своим и чужим традициям и культуре. Именно эти качества пробуждают в сознании молодых людей чувство гордости и ответственности за свой народ и страну. Без всего этого существование духовно-здорового общества невозможно

Источник

Способы формирования исторической памяти

Автор: Зеленева Ульяна Сергеевна

Организация: МБОУ «Первомайская СОШ», учебный корпус № 3

Населенный пункт: Тамбовская область, Первомайский р-н, р.п. Первомайский

Проблема развития исторической памяти – одна из самых востребованных в современном гуманитарном знании. Она привлекает внимание ученых разных специальностей, в том числе педагогов.

Память – это непрерывный ход мыслей, и она сохраняется только в сознании той группы, которая ее поддерживает. Забвение событий и фигур вызвано не антипатией, отвращением или безразличием, а исчезновением тех групп, которые хранили память о них. Другими словами, историческая память «конечна», она «умирает» с естественным уходом тех групп, которые являлись ее непосредственными или ближайшими носителями. В одно время могут существовать несколько вариантов коллективной памяти о прошлом. Это определяется одновременным существованием многих групп, и в жизни человек оказывается связанным не с одной, а многими из них.

Историческая память, несмотря на свою определенную неполноту и противоречивость, обладает большой потенциальной силой, способностью сохранять в сознании людей оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей.

Читайте также:  Способ образования неологизмов с примерами

Сохранение исторической памяти – это общенациональная проблема, решение которой выходит на уровень государственной политики.

Структура исторической памяти как совокупности составляющих ее элементов включает в себя знания, язык, традиции, обряды, обычаи, ритуалы, ценности, символы, устное народное творчество и социально – исторические образы [2, 12 – 13].

Процесс формирования исторической памяти у подрастающего поколения проходит посредством укоренения исторического знания в «верхних этажах» сознания личности. Педагогика не столько заимствует значения и смыслы из других сфер знаний, сколько сама помогает их воспитанию, задавая мировоззренческую целостность сознания личности [3, 143].

Важно начинать работу над формированием исторической памяти у детей в как можно более раннем возрасте. Это берет свои истоки в семье, продолжением является целенаправленная работа школьного учителя, воспитателя. Здесь необходимо сделать акцент на психологический аспект восприятия данного рода информации (исторических сведений) младшими школьниками. У детей в этом возрасте доминирует наглядно – образное мышление.

Историческая память по своей природе образна. Образ – это представление о ком или о чем-либо, которое отличается от стереотипа и возникает в индивидуальном порядке, а не передается в готовом виде [4, 22 – 25].

Образование как способ вхождения человека в мир культуры сопровождается внутренним проживанием ее исторически сложившихся достижений посредством художественно – творческой деятельности [1, 132].

Главное при работе над развитием исторической памяти обучающихся – это формирование образов исторического прошлого. Целесообразным здесь является применение методического приема мультисенсорного восприятия образов исторического прошлого (перевода визуального образа на вербальный язык), осуществления так называемой визуальной встречи на основе представления образа, созданного художественными средствами (репродукции картин, музыкальные произведения и др.).

В курсе начальной школы нет учебного предмета «История», но тематика уроков музыки, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения предполагает непосредственную работу над формированием исторической памяти обучающихся.

В канун празднования 800-летнего юбилея со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского именно на примере его личности рассмотрим практику работы школы по патриотическому воспитанию, конкретно — практику работы по развитию исторической памяти.

Личность Александра Невского обладает особым статусом в исторической памяти современного российского общества. Его имя среди прочих князей нашего средневековья, пожалуй, наиболее известно соотечественникам. Более того, как показало открытое sms – голосование, проведенное телеканалом «Россия» в рамках проекта «Имя России», именно Александр Невский был назван тем самым героем отечественной истории, восприятие которого имеет, безусловно, положительный характер. Немаловажно, что такой тип опроса автоматически подразумевает широкое участие в нем молодого поколения, с большой готовностью откликающегося на подобного рода мероприятия.

Сформировавшийся в общественном сознании образ Александра Невского как талантливого военачальника и мудрого политика соответствует исторической действительности, поскольку он сумел проявить себя в качестве выдающегося государственного деятеля, оставившего заметный и, несомненно, положительный след в отечественной истории.

На уроке музыки в 3 классе, работая по теме «Кантата «Александр Невский» ставим перед собой цель: формирование у учащихся патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину и историю России на примере кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский». Огромное воспитательное значение данного урока. Здесь ребята работают с репродукцией картины П.Д. Корина «Александр Невский»; из рассказа учителя, сопровождаемого мультимедийной презентацией, узнают, почему его назвали Невским. Через знакомство с кантатой «Александр Невский» С. С. Прокофьева воспитывается любовь к своей земле, своему народу, происходит воспитание патриотов своей страны.

Читайте также:  Способ зарабатывать для детей

Впоследствии уже на уроке изобразительного искусства по теме «Защитники земли русской» ребята спустя некоторое время смогли воссоздать образ князя Александра Невского по памяти. Конечно вновь был представлен учащимся визуальный ряд посредством презентации. Но теперь многие ребята сами могли рассказать о подвигах славного защитника Руси. Это, прежде всего, говорит о том, что младшие школьники интересуются историей своей Родины, жива историческая память.

В 4 классе на уроках литературного чтения, изучая произведения раздела «Великие люди и события России», младшие школьники вновь возвращаются к истокам становления великого государства. У повзрослевших ребят всплывают в памяти исторические образы героев и их подвигов, совершенных во славу России и святой Руси. Они снова рассматривают и составляют описание фрагмента триптиха П.Д. Корина «Александр Невский»; работают с репродукцией картины В. Серова «Ледовое побоище» и самостоятельно находят информацию об этом историческом событии в энциклопедии; читают и анализируют произведение Н. Кончаловской «Слово о побоище Ледовом». В завершении работы по теме учащиеся выполняли творческие задания с использованием цифровых образовательных ресурсов. На платформе Learningapps.org ребята с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей самостоятельно создавали викторины с выбором правильного ответа, кроссворды, пазлы «Угадай – ка». Стоит отметить, что данный вид деятельности очень нравится детям. Они, сами того не всегда осознавая, на столько близко касаются истории, достигая цели, поставленной учителем: развитие исторической памяти через анализ художественных, в т.ч. литературных источников. Качество выполненных творческих работ детьми свидетельствует о положительной тенденции воспитания в рассматриваемом аспекте.

Таким образом, в современных условиях еще больше повышается роль и ответственность образовательных учреждений за формирование исторической памяти. Приоритетная цель образования – это формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, важной составляющей которой должна быть историческая память. Усилий одних преподавателей-гуманитариев недостаточно в решении подобной задачи, в частности формирования исторической памяти. Безусловно, активную помощь в решении данной задачи должно оказать государство и соответствующие образовательные структуры. Только в их компетенции создание единой стратегической базы и условий формирования культурно-исторического сознания подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2011. – 304 с.
  2. Дмитриева, М.Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества / М.Г. Дмитриева: автореф. дисс. … канд. соц. наук. Москва, 2015. – С. 12 – 13.
  3. Сидорова, Л.О. Педагогические аспекты воспитания исторической памяти в регионе / Л.О. Сидорова. // Вестник МГУКИ. – 2017. – №3(47). – С.143.
  4. Стрелова, О.Ю. Образы – мифы – фальсификации / О.Ю. Стрелова. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – №8. – С. 22 – 25.

PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF HISTORICAL MEMORY IN EDUCATIONAL PRACTICE

Zeleneva Ulyana Sergeevna

Municipal budgetary educational institution «Pervomaiskaya secondary school», settlement Pervomaisky, Tambov region, Russia

The article reveals the relevance of the work on the formation of the younger generation of historical memory in the modern school. Practical examples of the development of historical memory in younger schoolchildren in the classroom are considered.

Key words: historical memory, historical image, holy blessed prince Alexander Nevsky, primary school age.

Источник

Оцените статью
Разные способы