Способы формирования исторических понятий

Лекция 24. Методика формирования понятий на уроках истории

Исторические понятия различной широты обобщения относятся к теоре­тическому компоненту содержания учебного исторического материала. Про­цесс их формирования всегда являлся важной частью школьного обучения, по­скольку в понятиях историки видели и видят «стержень» системы научных знаний. Под понятием понимаем логически оформленную общую мысль о предмете, идею чего-нибудь. Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, характерных признаков исторических фактов, отражение в их сознании событий, явлений и процессов прошлого и на­стоящего в наиболее существенных связях и отношениях. Это — основа осмыс­ления огромного множества исторических фактов, с которыми школьники встречаются в курсах истории, их систематизации и обобщения. В свою оче­редь, это ведет к формированию ведущих мировоззренческих идей, предопре­деленных целями и содержанием школьного исторического образования.

Отбору, характеристике и формированию понятий в школьных курсах ис­тории помогают их классификации, осуществленные по нескольким основани­ям. По содержанию исторического материала понятия делят на: экономиче­ские, социально-политические, историко-культурные, идеологические. С уче­том возрастных познавательных возможностей учащихся, при отборе этой группы понятий и их определении применяются критерии: 1) достаточность для характеристики качественного своеобразия изучаемых фактов данной эпохи; 2) необходимость для элементарного понимания учащимися сути исторических событий и явлений; 3) полезность при познании новых фактов этого же поряд­ка.

По степени обобщенности выделяют следующие группы понятий: 1) ча-стноисторические (единичные), которые действуют на протяжении относитель­но короткого промежутка времени, в одной или нескольких странах (опрични­на, Земский собор, пожилое); 2) общеисторические (особенные и общие) поня­тия действуют на протяжении крупного исторического периода и характерны для стран со сходными социально-экономическими и политическими условия­ми (крепостное право, наемный труд, абсолютная монархия); 3) социологиче­ские (всеобщие) понятия действуют на всем протяжении истории человечества или значительной ее части (производительные силы, религия, культура, мента­литет).

Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, чет­ко представлять себе их структуру. Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение, где под термином понимается слово или со­четание слов, обозначающее понятие, а под определением — краткое или раз­вернутое перечисление признаков в их иерархической последовательности: ро­довые, видовые и дополнительные.

Во-вторых, в обучении истории речь должна идти о формировании сис­темы понятий, которая складывается из последовательно организуемых этапов; сначала введение частноисторических понятий (фараон, демос); затем соотне­сение единичных признаков и обобщение их в понятия более высокого уровня (древневосточная деспотия); потом абстрагирование особенных признаков, восхождение к общим (государство). Это — путь индуктивного формирования понятий. Применяется и обратный — дедуктивный: общие признаки ранее вве­денного понятия конкретизируются особенными и единичными и на их основе вводятся общеисторические и частноисторические понятия.

В-третьих, работа над основными понятиями (т.е. теми, которые опреде­ляют каркас исторических знаний школьников) предполагает несколько после­довательных шагов: создание целостной картины исторического события, явле­ния, процесса — выявление существенных признаков исторического факта — определение понятия -упражнения по его использованию -создание учеб­ных ситуаций для оперирования новым понятием.

Читайте также:  Как посолить грузди сухие горячим способом

Согласно этим рекомендациям рассмотрим способы формирования исто­рических понятий и типы познавательных, тренировочных и проверочных за­даний.

1. Создание целостной картины исторического события, явления или процесса — выявление существенных признаков исторического факта — опре­деление понятия: аналитическое описание на основе (и без) типологического рисунка (частноисторические понятия); обобщающая характеристика с пере­числением существенных признаков понятия (общеисторические и социологи­ческие понятия); развернутое объяснение, включающее историческую справку о трансформации понятия в течении времени; сравнительная характеристика с заполнением сравнительно-обобщающей таблицы; проблемное изложение; чте­ние различного рода текстов, содержащих исходный материал для определения понятий; объяснение этимологии термина; разбор термина по составу.

2. Упражнения по использованию новых понятий — создание ситуаций для оперирования ими в новых учебных условиях: заполнение пропусков в терминах и объяснение обозначаемых ими понятий; выделение ключевых слов в предъявленном готовом определении нового понятия; ранжирование призна­ков по степени значимости в данном определении понятия; составление пред­ложений с корректным использованием новых понятий; подбор синонимов или антонимов; сопоставление определений одного и того же понятия в разных ис­точниках; узнавание новых понятий в предъявленных описаниях и повествова­ниях, на наглядных средствах.

3. Проверочные и контрольные задания: понятийные диктанты, задания на группировку понятий по определенным критериям; тесты, понятийные игры.

Методическими условиями эффективного формирования исторических понятий признаны: 1) усвоение теоретических обобщений на базе усвоения учащимися взаимосвязанных и взаимозависимых фактов; 2) систематизация и обобщение фактов в логике изучаемого понятия или закономерности; 3) опре­деление наиболее целесообразных ступеней формирования понятий, позволяющих углублять и расширять знания о них от урока к уроку; 4) постоянный учет роли представлений и типических образов в формировании новых поня­тий; 5) оптимально раннее введение термина и признаков понятия в изучаемый материал и на этой основе его систематизация; 6) учет специфики разных групп исторических понятий;7) раскрытие понятий не изолированно, а во взаимосвя­зи; 8) организация активной познавательной деятельности учащихся для ис­пользования ими новых понятий; 9) правильное соотношение эмоционального и логического факторов в изложении учебного исторического материала; 10) развитие мышления школьников в процессе работы над понятиями.

Источник

«Методика формирования исторических понятий»
статья по истории на тему

Скачать:

Вложение Размер
rabota_s_ponyatiyami.docx 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Рождественская Хава, МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»

«Методика формирования исторических понятий»

Понятие – мысль, в которой обобщаются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Под понятием понимают «мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках». Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, характерных признаков исторических фактов, отражение в их сознании событий, явлений и процессов прошлого и настоящего в наиболее существенных связях и отношениях.

Прежде чем приступить к методике формирования понятий у учащихся необходимо ознакомиться с причинами, порождающими сложность их восприятия. Их можно выделить несколько.

Первая причина — полное незнание сущности исторических понятий и терминов. Начинающие изучать историю на первых страницах учебников встречают такие понятия, как «община», «полюдье», «каганат» и т.д. И если учитель, используя такую же терминологию в своем рассказе, не раскрывает их смысла, то можно с уверенностью сказать, что учитель и ученики на таком занятии говорят на разных языках.

Вторая причина — знания о понятиях и терминах, полученные учащимися в младших классах, довольно быстро утрачиваются; следовательно, нужно периодически «возвращать» эти знания.

Третья причина — содержание отдельных понятий и терминов может изменяться в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления. Майда́н (перс. площадь — тюркизм) — означающий любую открытую площадку, парк или площадь. Великий князь — на Руси титул главы независимого государства; титул московского и русского царя ; дворянский титул членов царской семьи.

Четвертая причина — выход из словарного обихода человека или редкое употребление в современной литературе понятий и терминов, широко использовавшихся в источниках древнего мира и средних веков. (Зодчество, Бортничество )

Пятая причина — разные определения понятий, которые являются синонимами, но используются в разных науках или в или значениях. Колония (биологическое – историческое понятия), республика (форма правления и субъект федерации)

По степени обобщенности выделяют три группы понятий: частно-исторические (единичные), которые действуют на протяжении относительно короткого промежутка времени, в одной или нескольких странах: фараон, шадуф, опричнина, Земский собор, пожилое.

Общеисторические — (особенные и общие) понятия действуют на протяжении крупного исторического периода и характерны для стран со сходными социально-экономическими и политическими условиями: крепостное право, абсолютная монархия, феодальная раздробленность и т. д.

Социологические (всеобщие) понятия действуют на всем протяжении истории человечества или значительной ее части: производительные силы, религия, культура, менталитет и т. п.). Эта группа понятий соответствует фактам-процессам, отличающимся от явлений более высокой степенью обобщенности. Социологические понятия формируются на протяжении всех лет обучения истории.

При формировании понятий важно сообщается ли оно в готовом виде или учащиеся подводятся к нему учителем путем самостоятельного поиска определения.

Первый метод позволяет быстрее сформировать понятие, классическим репродуктивным способом: «Запишите в тетрадь: Абсолютизм – это….», но использование второго метода играет большую роль в развитии рационального мышления, где как мы помним, понятие является первичной формой перед суждением и умозаключением. Как мы знаем новые ФГОС направлены на самостоятельность учащихся при овладении знаниями, что предполагает большее внимание уделять именно второму методу. Но, разумеется, необходим баланс двух подходов.

Приведу несколько примеров из опыта работы. 1) что бы сформировать понятие феодальная раздробленность, учащиеся уже должны владеть понятием – феод (при необходимости следует напомнить), которое формируется ранее, желательно, что бы знали отличия от понятия – бенефиций. Затем на экране демонстрируется карта феодальной раздробленности и предлагается самостоятельно дать этому понятию определение. Все возможные версии заслушиваются, затем корректируются по образцу самого удачного. На закрепление можно задать вопрос: «Почему она стало возможным в Европе в этот период?»

2) При работе с понятиями, которые являются синонимами (колония, номенклатура, реакция и др.) и вероятно знакомы учащимся по другим школьным примерам или из жизненного опыта сначала необходимо выяснить в каком значении они его уже знают. Затем необходимо направить знания на исторический аспект определения, проведя по, возможности, межпредметную связь. Например, понятие колония в 5 классе сначала можно дать в биологическом значении — место сосредоточения представителей биологических видов, а затем уже провести аналогию с историческим понятием (для 5-го класса) – поселения древних народов (финикийцев, греков) на чужих территориях. Затем можно попросить самостоятельно дать определение понятию – колонизация. В последующих классах, естественно, это понятие углубляется и расширяется.

3) Некоторые понятия имеют необычное для нашего восприятия произношения. Это могут быть русифицирование иностранные слова, название географических объектов Кунсткамера (кабинет редкостей), Секуляризация, кукуй. Формирование таких понятий происходит в два этапа: на первом дается простое определение учителем, при чем, умышленно делается дефицит информации (Кукуй – немецкая слобода (улица)), вторым этапом учащимся предлагается самостоятельно дома найти более подробное определение, временные рамки существования (для частно-исторических понятий), первичное значение слова в каких городах была эта улица и т.д.

Вот далеко не весь перечень методов формирования понятийного аппарата, применяемого в моей практике. Также используются в некоторых случаях методы: синквейн, мозговой штурм, составление кластера и др.

Использование того или иного метода формирования понятий зависит от множества факторов: класса (среднее звено или старшие классы), уровня подготовки учащихся и даже от наполняемости класса. Поэтому необходимо балансировать различные группы методов не используя только один «самый лучший», закреплять их путем проверочных работ, понятийных диктантов, проводить межкурсовые связи по углублению и дополнению значений понятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности «городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад.

Работа с историческими понятиями

Презентация «Работа с историческими понятиями. XIX — начало XX вв»

Презентацию можно использовать для повторения исторических понятий.

Кроссворд по историческим понятиям XVI в. 6, 7 класс

Хорошо для повторения перед темой «Смутное время в России&quot.

Исторические понятия и события (5 класс)

Готовимся к ВПР по истории.

Доклад «Формирование исторических понятий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

У обучающихся с нарушением интеллекта особенности исторических представлений проявляются в их фрагментарности, неточности, часто бывают искажены, быстро забываются школьниками. Поэтому в образовательн.

Словарь исторических понятий

Овладение основами любой науки означает усвоение системы её понятий. Формирование понятий является важным звеном изучения истории учащимися в школе.

Источник

Читайте также:  Способы защиты от излучения защита веществом
Оцените статью
Разные способы