Способы формирования исследовательских умений

Приёмы развития исследовательских умений младших школьников

Автор: Агапова Надежда Александровна

Приёмы развития исследовательских умений младших школьников

В современной жизни возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний.

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Мотивы участия педагогов в формировании исследовательского поведения воспитанников могут быть разными:

· инициатива администрации ОУ;

· образовательный запрос учащихся;

· желание освоить технологию исследовательской деятельности;

В основе исследовательского обучения исследовательское поведение. Исследовательское поведение выстраивается на базе поисковой активности. Она выступает в качестве мотива. При этом само исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно, «методом проб и ошибок», а может быть сознательным. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе, получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Но в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности — деятельности исследовательской. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез). Затем происходит моделирование своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это проверяется на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценивается, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфические исследовательские способности.

Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:

· умение задавать вопросы;

· умение видеть проблемы;

· умение вырабатывать гипотезы;

· умение проводить эксперименты;

· умение давать определения понятиям и другие.

Познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа. На первом уровне столкновения с проблемой, ставятся описательные вопросы: «кто», «как», «что», «где», «когда». Когда проблемная ситуация описана, мы выходим на уровень казуальных вопросов: «почему», «отчего», «что делает». Создаётся базис для субъективных вопросов «Что я об этом знаю?», Что я при этом чувствую?». Следующий — воображаемый вопрос. Он звучит обычно так «Что было бы, если. »Теперь следуют оценочные вопросы: «что лучше?», «Что правильнее?» Вопрос, ориентированный на будущее «Куда дальше?» не даёт остановиться воображению ребёнка.

Проблема – это затруднение, неопределённость. Поиск проблем – дело непростое. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и всё же существуют специальные приёмы, которые помогают в решении этой сложной задачи: «Составьте рассказ от имени другого персонажа» или «Посмотри на мир чужими глазами»

Что заставляет появиться на свет гипотезу, — проблема. Гипотеза — это возможный вариант решения проблемы. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем. Ценность предположений в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Выдвижение гипотез от самых простых до самых безумных –ещё один важный исследовательский приём.

Читайте также:  При линейном способе амортизации проводки пример

Приёмы «Найди отличие», «Предметы вокруг» помогают в развитии умения наблюдать, а это самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто исполь зуемый обычным человеком в повседневной жизни.

Эксперимент — важнейший из методов исследования . В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свой ства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект . Эксперименты бывают мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме, и с реальными объектами.

Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Понятие — одна из форм логического мышления. Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, совместимость, возможность. Упражнение «Трудные слова», отгадывание кроссвордов и загадок – хорошие помощники в формировании этого умения.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1. мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

4. специальных исследовательских умений и навыков

Источник

Методика формирования исследовательских умений младших школьников

Методика формирования исследовательских умений младших школьников

Для формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности, необходимо подобрать такие методы, формы, приёмы, условия, которые эффективно будут воздействовать на формирование исследовательских умений. А именно нужно разработать методику, которая поможет сформировать исследовательские умения.

Определим понятие слова «методика». Методика – это совокупность методов, приёмов, средств работы учителя, а также форм организации занятий .

Методика должна составлять целостную систему. Все компоненты системы должны находиться во взаимосвязи. Создаваемая методика, будет иметь следующие структурные компоненты: теоретико-методологический, целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Теоретико-методологический компонент включает в себя педагогические технологии и принципы, способствующие формированию и следовательских умений в проектной деятельности. При разработке методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности будем опираться на теорию проектного обучения. Данная теория будет реализовываться через принципы проектного обучения. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Основными принципами формирования исследовательских умений в проектной деятельности являются принципы познавательной активности, свобода выбора, самостоятельного поиска информации, сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения, принцип связи теории с практикой, коммуникативной направленности. Раскроем сущность каждого принципа.

Принцип познавательной активности предполагает, что потребность в познании, должна рождаться на основе внутренней потребности учащегося. Также данный принцип предусматривает усвоение знаний, контролировать их и уметь применять в различных условиях. Внутренняя потребность в познании может возникнуть только тогда, когда есть свобода выбора. Это и есть следующий принцип.

Читайте также:  Сколько существует различных способов распределить между 14 сотрудниками 5 различных премий

Современное образование ставит задачу развития потребности у ребенка добывать знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде. Ученик не просто усваивает информацию, а сам порождает новое знание. Отсюда рождается новый принцип. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Данный принцип предполагает продуктивные методы обучения. Но далеко не всё учащийся может открыть в ходе самостоятельного изыскания. Следовательно, отсюда вытекает следующий принцип — принцип использования продуктивных методов обучения с репродуктивными методами обучения.

Принцип связи теории с практикой. Данный принцип предполагает связь теоретического обучения с практической деятельностью.

Принцип коммуникативной направленности. Умение работать в группе, договариваться, обсуждать темы проекта, вести диалог, слушать собеседника, принимать различные точки зрения, иметь свою точку зрения, аргументировать её, давать оценку своей деятельности и деятельности окружающих, готовить и защищать проекты.

При создании методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности необходимо подобрать подходы к учебной деятельности, которые обеспечат развитие необходимых умений. Выделим следующие подходы к обучению: системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный, исследовательский, проблемный.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Педагог при объяснении нового материала доступно не объясняет, наглядно не показывает, а организовывает исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами нашли решение проблемы. Т.е. педагог должен организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся сформировались потребности получить новые знания путём собственного поиска: гипотезы, идеи, версии, продукты деятельности (опыты, схемы, модели, проекты). Учитель участвует в сопровождении учебного процесса: готовит дидактический материал, организовывает разнообразные формы сотрудничества с учащимися, активно участвует в обсуждении результатов деятельности учащихся, создаёт условия для самоконтроля [43, с.201] . В процессе реализации системно-деятельностного подхода можно проследить взаимодействия: ученик – группа учащихся, группа учащихся – учитель, ученик – учитель. Данное взаимодействие обеспечивает функционирование системы.

Следовательно, системно-деятельностный подход в проектном обучении позволит каждый учебный проект построить в виде целостной системы, которая будет способствовать формированию исследовательских умений.

Рассмотрим сущность личностно-деятельностного подхода. Данный подход соотносится с личностно-ориентированным подходом в обучении. Задача данного подхода в обучении – это развитие каждого учащегося не как коллективного субъекта, а как индивида. Развитие и саморазвитие личности обеспечивается исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Личностно-деятельностный подход в обучении строится на склонностях, интересах учащихся, их жизненном опыте. Личностно-деятельностный подход предполагает изменение схемы субъект-объектного взаимодействия учащегося и учителя на субъект-субъектное взаимодействие. Учитель и учащийся равноправные субъекты учебного процесса. Используются разнообразные формы учебного процесса. Содержание образования, методы, средства обучения организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу .

Личностный и деятельностный компоненты личностно-деятельностного подхода связаны между собой, так как личность выступает субъектом деятельности. В процессе деятельности происходит взаимодействие личности и мира, в процессе данного взаимодействия личность сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

Читайте также:  Миндальное тесто способы приготовления

В проектном обучении создаются условия, которые будут способствовать реализации личностно-деятельностного подхода. Рассмотрим эти условия: при отборе деятельности учитываются интересы, склонности, возможности учащихся, отбор задач, решаемых учащимися, соотносится как с личными интересами учащихся, так и с интересами коллектива и общества, свобода выбора, самостоятельность учащихся в решении творческих задач, ситуация успеха для каждого учащегося, а также обеспечение творческих достижений каждого ученика.

Педагогический процесс личностно-деятельностного подхода строится на следующих взаимосвязанных компонентах: целях, мотивах, способах, результате, контроле и анализе результатов. Выше перечисленные компоненты, на базе личностных качеств, предполагают возможность формирования исследовательских умений.

Одним из основных подходов в формировании исследовательских умений в проектной деятельности является исследовательский подход. Учитель организует творческую, поисковую деятельность учащихся с целью решения проблемных задач. В результате применения исследовательского подхода у учащихся:

повышается уровень познавательного интереса учащихся;

происходит развитие интеллектуальной сферы личности учащегося;

у учащихся создаётся положительная мотивация к учению;

формируются способы активной познавательной деятельности.

При осуществлении проекта учащиеся занимаются поиском информации, анализируют и обобщают собранный материал, выдвигают гипотезы, выполняют практические задания, находят способы оформления конечных результатов. Это всё приводит к формированию исследовательских умений.

Рассмотрим ещё один подход, способствующий развитию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности. Проблемный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что в процессе реализации проекта возникают проблемные ситуации или учитель сам создаёт их. Разрешение этих ситуаций учащимися происходит при совместной деятельности учителя и учащихся, а именно, при оптимальной самостоятельности учащихся и под руководством учителя . Для эффективной реализации данного подхода учителю необходимо научиться создавать проблемные ситуации, если они сами не возникают, сталкивать ученика с постепенно усложняющимися учебными проблемами и уметь управлять деятельностью учащихся. В свою очередь учитель должен научить учащихся видеть проблемную ситуацию, формулировать, анализировать её. Познакомить со способами эвристической деятельности для решения поставленных проблем. Всё это должно привести к формированию логико-теоретического и интуитивного мышления. Также повышается уровень включения учащихся в реальные жизненные ситуации. А значит, способствует формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности.

Целевой компонент методики. Одним из главных системообразующих компонентов любой методики является целевой компонент. Целевой компонент представлен следующими целями: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младших школьников, формирование исследовательских умений младших школьников, развитие познавательной потребности учащихся.

Содержательный компонент формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности представлен разработанным А.И. Савенковым перечнем исследовательских умений и программой, составленной на основе программы внеурочной деятельности под редакцией доктора педагогических наук А.И. Савенкова «Я – исследователь» . Процессуальный компонент методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности представлен этапами проектной деятельности, а также содержанием деятельности учителя и учащихся при выполнении проекта, условиями, методами, формами и средствами обучения.

На основе этапов выполнения проектов, а также деятельности учителя и учащихся, составленных Н.Ю. Пахомовой и Т.И. Шамовова. Выделим следующие этапы выполнения проектов: мотивационный, теоретический, практический, презентационный.

Этапы выполнения проектов. Деятельность учителя и учащихся.

1. Формулирует учебный проект.

2. Создаёт проблему проекта, помогает учащимся

Источник

Оцените статью
Разные способы