Методика формирования и развития интеллектуальных умений.
Понятие “интеллект” как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Р.Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:
Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)
Способность решать проблемы
Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.)
Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три разновидности в понимании функции. Интеллект: 1) способность к обучению; 2) оперирование символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности; основой развития интеллекта является труд.
Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?
1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)
Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)
Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Интеллектуальное развитие учащихся обеспечивается. Увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознании произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения. А именно: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и пр.
Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского
Активизация познавательной деятельности учащихся
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке — одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Автором теории решения изобретательных задач (система ТРИЗ) является Альтшуллер Г.С.
Основу концептуального положения данной теории составляет гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Акцент в ТРИЗ делается именно на изучение развития техники, а не на “озарение” (“инсайт”) изобретателя при решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:
· — теория – катализатор творческого решения проблем;
· — знания — инструмент, основа творческой интуиции.
· — творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
· — творчеству можно учиться;
· — включение основных и доступных школьникам типов проблем.
Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из-за постоянно растущего — по мере развития общества — количества и сложности новых проблем. Осуществление этического, эстетического и правового воспитания на уроках биологии (ценностный аспект биологического образования) — главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя биологии. Игра без высокого духовного содержания неизбежно обращается в развлечение, в забаву и, как правило, обречена на вырождение. Конструирование интеллектуальных игр и заданий по системе ТРИЗ осуществлялось мною именно с этих позиций, с учетом ценностного аспекта: максимальное насыщение учебного материала таким содержанием, которое способствовало бы формированию у учащихся экологической культуры и нравственных ориентиров, концептуального стиля мышления, идеи коэволюции Человека и Природы.
Источник
Этапы, методы и приемы формирования интеллектуальных умений дошкольников
статья
Этапы формирования интеллектуальных умений в обучении.
1. Диагностический этап (структурный компонент познавательной деятельности старшего дошкольника – цель).
Теоретические основы выяснения исходного уровня развития ребенка содержатся в трудах ученых, посвященных проблеме диагностики развития (С.Ф. Жуйков, А.З. Зак и др.). В последнее время активно разрабатывается такое направление, как педагогическая диагностика. В отечественной педагогике общепризнанным является следующее определение, «педагогическая диагностика – это определение педагогом состояния образованности, развитости, воспитанности обучающихся с помощью диагностических методов в процессе обучения».
На практике наиболее распространенными диагностическими методами являются наблюдение, анализ устных ответов и письменных работ, тестирование. Однако стоит отметить, что применение метода наблюдения с целью изучения развития интеллектуальных умений практически ничего не даст. В этом случае должны применяться анализ результатов (ответов, письменных работ) и тестирование.
Выяснение уровней развития интеллектуальных умений при подготовке к обучению грамоте предполагает использование педагогом вопросов и заданий, требующих от детей выполнения анализа слова, фразы (проверяется умение анализировать), сравнения языковых явлений — звуков, слов (проверяется умение сравнивать) и т.д.
В научной литературе имеется немало описаний методов изучения дошкольников (О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.). Они отмечают, что изучение ребенка не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза, а следует строить как проникновение в закономерности становления воспитанника как личности и как субъекта деятельности.
Педагог, приступая к формированию приема умственной деятельности, прежде всего, должен провести диагностику сформированности приема у детей (показатель – осознание дошкольниками этого приема). Целям диагностики могут служить задания двух видов: 1) направленных на выявление уровня сформированности отдельных составляющих действий приема; 2) направленных на выявление уровня сформированности самого приема. По результатам диагностики педагог устанавливает уровни сформированности интеллектуальных умений, по результатам анализа познавательной деятельности, тестирования, наблюдения – ставит цели познавательной деятельности. Старшие дошкольники выполняют работы, включающие задания на приемы умственной деятельности.
2. Мотивационный этап (компонент – мотив). Педагогу необходимо создать атмосферу заинтересованности детей в овладении этим приемом. Он может использовать различные методы, анализ работ детей по основным структурным компонентам приема, подводя их к мысли, что для правильного выполнения приема необходимо знать его сущность и состав действия. В этом случае дети принимают задачу, поставленную педагогом, и осознают необходимость в овладении соответствующим приемом умственной деятельности.
Наряду с теми целями, которые определены в нормативных документах, педагогу важно наметить для себя цели, связанные с конкретными условиями работы (главным образом с достигнутыми уровнями развития детей в отдельной группе). Особое место должны занять цели развития интеллектуальных умений:
— перспективные (обеспечить уровень развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, проводить аналогии в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования);
— текущие (обеспечивать поэтапное овладение мыслительными операциями, сознательное стремление каждого ребенка к овладению ими).
Цели развития мотивационной сферы старших дошкольников включают следующее:
— перспективные (развитие желания учиться);
— текущие (вызывать потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности и проявления чувств, вызывать желание оценивать свои интеллектуальные умения, стремление совершенствовать их, развивать познавательные потребности и формировать познавательный интерес).
3. Ознакомительный этап (компонент – объект). На данном этапе происходит осмысление сути приема и правил его реализации. В зависимости от результатов диагностики ознакомительный этап может состоять из двух ступеней. Первая ступень – осознание детьми составляющих действий приема – необходима, если получены неутешительные результаты диагностики. На второй ступени происходит разъяснение сути приема, выделение его содержания, формулируется определение и вводится правило, служащее ориентиром для последующего выполнения. Ребята должны усвоить содержание приема, характеристики действий в составе приема и т.д.
4. Формирующий этап (компонент – образец). Педагог организует практическую деятельность студентов по формированию умения. Здесь необходимо провести актуализацию имеющихся знаний детей об объектах, их свойствах и подвести к новым понятиям при выполнении заданий определенного типа. Дошкольники выполняют практические задания двух видов: направленных на усвоение отдельных составляющих действий приема и направленных на формирование самого приема.
5. Совершенствующий этап (компонент – действия). Преподаватель организует самостоятельную и творческую учебно-познавательную деятельность всех видов, создает условия и способствует применению приема для изучения всего материала, стимулирует применение алгоритмических предписаний, проверяет сознательность выполнения каждого шага. Старшие дошкольники применяют сформированные умения в учебно-познавательной деятельности, осуществляя перенос приема на другие темы, в другие ситуации.
Поскольку контроль осуществляется на всех этапах и по его результатам проводятся корректирующие действия по формированию и закреплению соответствующего умения, то контроль и коррекция в качестве отдельных этапов не выделяются. В процессе целенаправленной и постоянной работы педагога ДОУ по формированию приемов умственной деятельности дети разного уровня продвигаются по выделенным этапам в разном темпе, с различным содержанием формируемых приемов, с разной формой и мерой помощи со стороны педагога.
Наличие у старших дошкольников сформированных приемов умственной деятельности способствует их интеллектуальному развитию. Это соответствует основополагающему принципу современной концепции образования. Приемы познавательной деятельности сначала являются предметом усвоения, а потом – его средством. Формирование языковых и речевых понятий происходит с помощью таких приемов умственной деятельности, как: анализ и синтез, сравнение объектов и их свойств, установление и использование аналогии, обобщение и конкретизация понятий, выведение следствий из определения понятия, подведение под понятие, классификация и др. [46, с. 33] Эти приемы также необходимы ребятам для овладения интеллектуальными умениями на каждом этапе.
Уровни овладения интеллектуальными умениями.
Процесс формирования интеллектуальных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Поэтому можно установить следующие уровни овладения дошкольниками действиями, соответствующими интеллектуальным умениям: 0 уровень – ребенок совершенно не владеет данным действием (нет умения); 1 уровень – ребенок знаком с характером данного действия, умеет выполнять его лишь при достаточной помощи взрослого; 2 уровень – ребенок умеет выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога или сверстников; 3 уровень – ребенок умеет достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – ребенок автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняет действия.
Подчеркнем, что в условиях ДОУ далеко не все интеллектуальные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Только в общеобразовательной школе одни интеллектуальные умения формируются обычно до 3-го уровня, другие, до 4-го уровня, после чего они совершенствуются в последующем обучении.
Представленный выше подход к формированию интеллектуальных умений старших дошкольников в процессе подготовке к обучению грамоте на базе ДОУ был экспериментально проверен и получил подтверждение.
Источник