Способы формирования интеллектуальных умений

Методика формирования и развития интеллектуальных умений.

Понятие “интеллект” как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р.Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:

Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)

Способность решать проблемы

Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.)

Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три разновидности в понимании функции. Интеллект: 1) способность к обучению; 2) оперирование символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности; основой развития интеллекта является труд.

Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?

1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)

Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)

Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.

Интеллектуальное развитие учащихся обеспечивается. Увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознании произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения. А именно: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и пр.

Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского

Активизация познавательной деятельности учащихся

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке — одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Читайте также:  Варка основным способом оборудование

Автором теории решения изобретательных задач (система ТРИЗ) является Альтшуллер Г.С.

Основу концептуального положения данной теории составляет гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Акцент в ТРИЗ делается именно на изучение развития техники, а не на “озарение” (“инсайт”) изобретателя при решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:

· — теория – катализатор творческого решения проблем;

· — знания — инструмент, основа творческой интуиции.

· — творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);

· — творчеству можно учиться;

· — включение основных и доступных школьникам типов проблем.

Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из-за постоянно растущего — по мере развития общества — количества и сложности новых проблем. Осуществление этического, эстетического и правового воспитания на уроках биологии (ценностный аспект биологического образования) — главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя биологии. Игра без высокого духовного содержания неизбежно обращается в развлечение, в забаву и, как правило, обречена на вырождение. Конструирование интеллектуальных игр и заданий по системе ТРИЗ осуществлялось мною именно с этих позиций, с учетом ценностного аспекта: максимальное насыщение учебного материала таким содержанием, которое способствовало бы формированию у учащихся экологической культуры и нравственных ориентиров, концептуального стиля мышления, идеи коэволюции Человека и Природы.

Источник

Этапы, методы и приемы формирования интеллектуальных умений дошкольников
статья

Этапы формирования интеллектуальных умений в обучении.

1. Диагностический этап (структурный компонент познавательной деятельности старшего дошкольника – цель).

Теоретические основы выяснения исходного уровня развития ребенка содержатся в трудах ученых, посвященных проблеме диагностики развития (С.Ф. Жуйков, А.З. Зак и др.). В последнее время активно разрабатывается такое направление, как педагогическая диагностика. В отечественной педагогике общепризнанным является следующее определение, «педагогическая диагностика – это определение педагогом состояния образованности, развитости, воспитанности обучающихся с помощью диагностических методов в процессе обучения».

Читайте также:  Способ применения йодомарина 100

На практике наиболее распространенными диагностическими методами являются наблюдение, анализ устных ответов и письменных работ, тестирование. Однако стоит отметить, что применение метода наблюдения с целью изучения развития интеллектуальных умений практически ничего не даст. В этом случае должны применяться анализ результатов (ответов, письменных работ) и тестирование.

Выяснение уровней развития интеллектуальных умений при подготовке к обучению грамоте предполагает использование педагогом вопросов и заданий, требующих от детей выполнения анализа слова, фразы (проверяется умение анализировать), сравнения языковых явлений — звуков, слов (проверяется умение сравнивать) и т.д.

В научной литературе имеется немало описаний методов изучения дошкольников (О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.). Они отмечают, что изучение ребенка не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза, а следует строить как проникновение в закономерности становления воспитанника как личности и как субъекта деятельности.

Педагог, приступая к формированию приема умственной деятельности, прежде всего, должен провести диагностику сформированности приема у детей (показатель – осознание дошкольниками этого приема). Целям диагностики могут служить задания двух видов: 1) направленных на выявление уровня сформированности отдельных составляющих действий приема; 2) направленных на выявление уровня сформированности самого приема. По результатам диагностики педагог устанавливает уровни сформированности интеллектуальных умений, по результатам анализа познавательной деятельности, тестирования, наблюдения – ставит цели познавательной деятельности. Старшие дошкольники выполняют работы, включающие задания на приемы умственной деятельности.

2. Мотивационный этап (компонент – мотив). Педагогу необходимо создать атмосферу заинтересованности детей в овладении этим приемом. Он может использовать различные методы, анализ работ детей по основным структурным компонентам приема, подводя их к мысли, что для правильного выполнения приема необходимо знать его сущность и состав действия. В этом случае дети принимают задачу, поставленную педагогом, и осознают необходимость в овладении соответствующим приемом умственной деятельности.

Наряду с теми целями, которые определены в нормативных документах, педагогу важно наметить для себя цели, связанные с конкретными условиями работы (главным образом с достигнутыми уровнями развития детей в отдельной группе). Особое место должны занять цели развития интеллектуальных умений:

— перспективные (обеспечить уровень развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, проводить аналогии в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования);

— текущие (обеспечивать поэтапное овладение мыслительными операциями, сознательное стремление каждого ребенка к овладению ими).

Цели развития мотивационной сферы старших дошкольников включают следующее:

— перспективные (развитие желания учиться);

— текущие (вызывать потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности и проявления чувств, вызывать желание оценивать свои интеллектуальные умения, стремление совершенствовать их, развивать познавательные потребности и формировать познавательный интерес).

3. Ознакомительный этап (компонент – объект). На данном этапе происходит осмысление сути приема и правил его реализации. В зависимости от результатов диагностики ознакомительный этап может состоять из двух ступеней. Первая ступень – осознание детьми составляющих действий приема – необходима, если получены неутешительные результаты диагностики. На второй ступени происходит разъяснение сути приема, выделение его содержания, формулируется определение и вводится правило, служащее ориентиром для последующего выполнения. Ребята должны усвоить содержание приема, характеристики действий в составе приема и т.д.

Читайте также:  Разные способы решения дробей

4. Формирующий этап (компонент – образец). Педагог организует практическую деятельность студентов по формированию умения. Здесь необходимо провести актуализацию имеющихся знаний детей об объектах, их свойствах и подвести к новым понятиям при выполнении заданий определенного типа. Дошкольники выполняют практические задания двух видов: направленных на усвоение отдельных составляющих действий приема и направленных на формирование самого приема.

5. Совершенствующий этап (компонент – действия). Преподаватель организует самостоятельную и творческую учебно-познавательную деятельность всех видов, создает условия и способствует применению приема для изучения всего материала, стимулирует применение алгоритмических предписаний, проверяет сознательность выполнения каждого шага. Старшие дошкольники применяют сформированные умения в учебно-познавательной деятельности, осуществляя перенос приема на другие темы, в другие ситуации.

Поскольку контроль осуществляется на всех этапах и по его результатам проводятся корректирующие действия по формированию и закреплению соответствующего умения, то контроль и коррекция в качестве отдельных этапов не выделяются. В процессе целенаправленной и постоянной работы педагога ДОУ по формированию приемов умственной деятельности дети разного уровня продвигаются по выделенным этапам в разном темпе, с различным содержанием формируемых приемов, с разной формой и мерой помощи со стороны педагога.

Наличие у старших дошкольников сформированных приемов умственной деятельности способствует их интеллектуальному развитию. Это соответствует основополагающему принципу современной концепции образования. Приемы познавательной деятельности сначала являются предметом усвоения, а потом – его средством. Формирование языковых и речевых понятий происходит с помощью таких приемов умственной деятельности, как: анализ и синтез, сравнение объектов и их свойств, установление и использование аналогии, обобщение и конкретизация понятий, выведение следствий из определения понятия, подведение под понятие, классификация и др. [46, с. 33] Эти приемы также необходимы ребятам для овладения интеллектуальными умениями на каждом этапе.

Уровни овладения интеллектуальными умениями.

Процесс формирования интеллектуальных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Поэтому можно установить следующие уровни овладения дошкольниками действиями, соответствующими интеллектуальным умениям: 0 уровень – ребенок совершенно не владеет данным действием (нет умения); 1 уровень – ребенок знаком с характером данного действия, умеет выполнять его лишь при достаточной помощи взрослого; 2 уровень – ребенок умеет выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога или сверстников; 3 уровень – ребенок умеет достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – ребенок автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняет действия.

Подчеркнем, что в условиях ДОУ далеко не все интеллектуальные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Только в общеобразовательной школе одни интеллектуальные умения формируются обычно до 3-го уровня, другие, до 4-го уровня, после чего они совершенствуются в последующем обучении.

Представленный выше подход к формированию интеллектуальных умений старших дошкольников в процессе подготовке к обучению грамоте на базе ДОУ был экспериментально проверен и получил подтверждение.

Источник

Оцените статью
Разные способы