Способы формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Подходы к формированию иноязычной коммуникативной компетенции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) – это способность личности общаться и взаимодействовать на иностранном языке, строить положительные контакты с представителями других культур, строить речевое поведение в соответствии с конкретной ситуацией и обстоятельствами.

Иноязычная коммуникативная компетенция требует формирования, поскольку, в условиях современной глобализации мира, интеграции культур и народов, необходимо владеть приемами речевого общения и взаимодействия не только на своем родном языке, но и на иностранном. Это облегчит проникновение в социальное и культурное пространство других стран и народов, расширит горизонты коммуникативных связей личности.

Существует несколько подходов к вопросу формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Личностно-ориентированный подход к формированию ИКК

Личностно-ориентированное обучение основано на создании таких условий получения знаний и навыков, развитие иноязычной компетенции, которое позволяет не просто сформировать иноязычную компетенцию, овладеть иностранным языком и практически использовать его, но и дать толчок личностному развитию учащихся, их саморазвитию, самообучению, самопознанию.

В процессе обучения происходит развитие мотивов, которые подталкивают учащихся к осознанию смысла формирования ИКК. Педагог выявляет особенности личностного развития учащихся, уровень их интеллекта, возможности овладения иностранным языком, чтобы подобрать индивидуальную программу для обучения учащихся иностранному языку и развитие его практических навыков его применения в общении.

Важным условием развития ИКК, согласно личностно-ориентированному подходу, является развитие потребности учащегося к освоению иностранного языка, его мотивацию к расширению знаний и навыков использования иностранной речи в различных ситуациях. Все это способствует повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции и общего развития учащегося.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование личностно-ориентированного подхода при формировании ИКК позволяет:

  1. Учитывать индивидуальные особенности психологического, физиологического, социального развития учащихся.
  2. Составлять систему разноуровневых заданий, отвечающих возможностям и уровню развития каждого учащегося.
  3. Создавать мотивы освоения иностранного языка, посредством индивидуальной программы обучения.
  4. Обращаться к субъектному опыту учащихся, чтобы развить у них реальное, полноценное представление о себе, своих познавательных возможностях.
  5. Строить обучение в форме диалога и сотрудничества.
  6. Повысить самооценку учащихся, за счет формирования у них должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
  7. Применять различные формы и методы обучения, сочетать и интегрировать их.
  8. Создать условия для профессионального самоопределения и профессионального роста.

Коммуникативно-деятельностный подход к формированию ИКК

Данный подход используется, как правило, при профессиональной подготовке специалистов т.е. когда иностранный язык изучается для выполнения будущей профессиональной деятельности. например, при подготовке педагогов по иностранному языку, подготовке специалистов, планирующих заниматься своей профессиональной деятельностью в другой стране или международной организации данной страны.

Коммуникативно-деятельностный подход отражает формирование коммуникативной компетенции для определенной деятельности. Необходимость ИКК обусловлена профессиональными потребностями личности или жизненными обстоятельствами.

ИКК складывается во всех видах речевой деятельности в их взаимодействии.

Данный подход отражает процесс обучения иностранному языку, как определенную деятельность, ориентированную на решение конкретных задач общения и речевого взаимодействия. Знания по иностранному языку закладываются в процессе практической деятельности учащихся.

Использование данного подходы в формировании ИКК позволяет брать во внимание весь спектр личностных характеристик учащегося как субъекта социального процесса.

Читайте также:  Что такое суффиксальный способ образования существительных

Процесс формирования ИКК реализуется в следующих формах:

  1. Использование ролевых и деловых игр.
  2. Построение проблемных ситуаций.
  3. Реальное общение в реальных обстоятельствах.
  4. Использование проектных технологий. Предполагается применение творческих проектов для формирования навыков коллективного взаимодействия, отработки практики общения на иностранном языке.

Когнитивно-коммуникативный подход к формированию ИКК

Данный подход ориентирован на объединение познавательной деятельности и развития коммуникативных навыков в ходе освоения иностранного языка.

Суть этого подхода основывается на том, что межкультурная среда и коммуникативное пространство является сферой взаимодействия между представителями разных культур, стран и народностей, посредством применения вербальных и невербальных средств общения.

Согласно данному подходу, обучение учащихся направлено на получение знаний о нормах общения в иностранной среде, формирование умений выбирать стратегию коммуникативного общения в конкретных обстоятельствах и для определенных целей, разработке тактике общения в той или иной ситуации иностранного взаимодействия.

Что касается когнитивного компонента обучения иностранному языку, то он охватывает, как развитие системы знаний и навыков в области лингвистики, основ применения языка, а также знаний об устройстве иноязычной среды и культуры. Посредством языка можно проникнуть в другое пространство, в котором действуют иные ментальные принципы и нормы поведения.

Освоение иностранного языка связано, прежде всего, с формированием когнитивной базы т.е. основ профессиональной иноязычной культуры. Чтобы достичь успехов в формировании коммуникативной иноязычной компетенции необходимо развить у учащихся систему языковых знаний в определенном направлении профессиональной деятельности, а также, соответствующую им систему фоновых знаний: норм делового этикета иностранного государства, специфика профессиональной коммуникативной культуры, знания в области особенностей применения языка и его структурных компонентов в различных речевых ситуациях.

Источник

Способы формирования коммуникативной иноязычной компетенции в школе
статья на тему

В связи с проводимой модернизацией образования, остается актуальным вопрос в выборе способов для развития коммуникативной компетенции школьников. В предлагааемом материале рассматриваются методы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_formir.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования коммуникативной иноязычной компетенции в школе

учитель английского языка первой категории, МБУ «Школа №85»,

г.о. Тольятти, Россия

В быстро меняющемся современном мире, мире информационных технологий, научного и технологического прогресса остается актуальной, как и много лет назад, проблема поиска путей и способов обучения и развития школьников, формирования их компетенций. Возрастают требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

Проводимая в стране модернизация образования, введение ФГОС нацеливают педагогов и учебные заведения в целом на развитие гармоничной личности, способной адаптироваться в любых условиях рынка и личного взаимодействия.

«Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» это так называемые «четыре столпа», на которых должно основываться образование.

Общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. «Одной из важнейших ключевых компетенций является коммуникативная, так как она важна в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ею не обладает грозит исключение из общества»

А одной из основных целей обучения иностранным языкам и является коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя речевую, языковую и социокультурную компетентности.

Компетентностное образование и воспитание через построение учебно-воспитательного процесса на основе законов личностно – ориентированного обучения и воспитания предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • развитие индивидуальных способностей ученика;
  • развитие ребенка выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения,
  • сравнение результатов ребенка с собственными достижениями. [1]

Давайте вспомним, как обучают разным профессиям. Будущие пилоты, водители автомобиля и даже хирурги тренируют свои умения на тренажерах, учителя проходят практику в школах.

Все учатся в разных условиях, но обязательно в тех, в которых и придется работать. Иначе говоря, условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности.

Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то нам необходимо организовать обучение, чтобы по основным своим чертам оно было подобно процессу общения.

В истории обучения иностранным языкам фактически были проверены два основных пути обучения:

а) изучение языка на основе грамматических правил при использовании сокращенной коммуникации;

б) освоение языковых явлений главным образом на основе коммуникации.

Второй путь изучения языка оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержит много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижает качество овладения иноязычной речью, увеличивает сроки изучения иностранного языка. [2]

Наивысшим результатом правильно сформированной коммуникативной компетенции является свободное владение иностранным языком. Т.е., в процессе общения человек не задумывается о правилах и нормах языка, а говорит на иностранном языке как на родном.

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Поэтому, ежедневная работа учителя иностранного языка сводится к поиску путей и способов, а также приемов и методов для построения работы на каждом уроке так, чтобы формировать коммуникативную иноязычную компетенцию школьника.

Все мы знаем и постоянно пополняем свой багаж различными приемами и методами, направленными на развитие обучающихся в целом и развитие коммуникативной компетенции в частности. И у каждого учителя несомненно есть свои неповторимые приемы и их комбинации, которые он применяет и совершенствует в процессе работы.

Рассмотрим некоторые из таких приемов и методов, которые считаю наиболее эффективными.

Групповая форма учебной деятельности достаточно эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление.

Рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует сплочению ученического коллектива.

Упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя (вместо 10 — 14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему достаточно выслушать 3 — 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников. [3]

Все больше и больше учителей обращаются к проектной методике, как к одному из современных продуктивных творческих подходов.

Данная технология способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме.

На своих уроках мне нравится использовать индивидуальные и парные мини-проекты, так как они не требуют больших затрат времени и вполне раскрывают поставленные задачи, способствуют развитию речи. Также каждый ученик ведет свое личное портфолио работ, т.е. собирает свои творческие работы в отдельную папку, по которой также можно проследить прогресс в изучении иностранного языка.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихсяпредполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Существуют различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.

Такие формы работы, как эссе и сочинение-рассуждение, готовят школьников для сдачи единого государственного экзамена в будущем, где различными способами проверяются не только грамматические и лексические знания, но и коммуникативные умения (слушать, писать, говорить). А написание резюме в старших классах поможет наладить коммуникацию с иностранным работодателем.

Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса. Их использование способствует повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере. [4]

Ученики нашей школы регулярно участвуют в городских и школьных конференциях с исследовательскими работами по иностранному языку, занимают призовые места. Также данные технологии помогают сформировать умение общаться в сети Интернет, которая дает огромные возможности для коммуникации с носителями языка, участия в различных онлайн проектах и форумах, изучению научных статей, литературы, просмотру фильмов на иностранном языке и многое другое. Вообще считаю Интернет, при правильном его использовании, хорошим помощником в изучении иностранных языков и развитии коммуникативной компетенции.

Итак, достигать формирования коммуникативной иноязычной компетенции школьника можно различными способами. Практика также показывает, что не только современные методы хороши и эффективны, но иногда стоит обратиться и к старым, давно изученным, которые, может быть, подтолкнут к более продуктивному использованию современных образовательных технологий. Главным считаю индивидуальный подход в обучении, который позволяет раскрыться каждому ученику, независимо от его природных данных, и чувствовать себя как на уроке, так и в обществе важным и нужным субъектом. Здоровая и адекватная коммуникация строится именно на принятии ребенком себя, своих способностей, а учителю отведена роль рассмотреть и развить эти способности и выпустить в свет гармонично развитую и разностороннюю личность.

  1. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2. С. 118–121.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., «Просвещение», 2007.
  3. Кузнецова, И. Почему нужно работать в группах [Текст] / И. Кузнецова // Начальная школа : плюс до и после. – 2007. — №11. — С.16.
  4. Е.С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе-2002 №1. С.22-27

Источник

Читайте также:  Простой способ от сухого кашля
Оцените статью
Разные способы