- Способы формирования информационной культуры
- Формирование информационной культуры
- Формирование информационной культуры современных учащихся
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы формирования информационной культуры
Современная школьная библиотека — центр формирования читательской и информационной культуры. Вся работа библиотеки по продвижению книги, чтения построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, научить поиску и работе с имеющейся информацией, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях.
В деятельности Библиотеки используются различные формы и методы библиотечной работы:
— беседы различного характера,
— у роки-проекты (например, по творчеству детских писателей позволяют формировать навыки самообразования, учат кратко и доказательно излагать, развивать собственные идеи и отстаивать собственное мнение, способствуют развитию самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности , готовности к сотрудничеству)
— библиографические обзоры,
— игры (такие игры как «Доскажи словечко», «Узнай героя по описанию», «Закончи фразу» учат общению, способствуют развитию речи, более углубленному изучению содержания произведения),
— литературно-музыкальные композиции,
— литературные часы с применением мультимедийного проектора (мультимедийные средства помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом; дети более охотно откликаются на такую форму работы, что позволяет увлечь их любой темой),
— просмотры видеофильмов (например, просмотр видеофильмов и мультфильмов по сказке или рассказу позволяет увидеть разницу между собственным восприятием книги и взглядом другого человека (режиссера); познакомить с лучшими экранизациями художественных произведений),
— викторины,
— театрализованные праздники (этот вид деятельности помогает детям перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то время на себя, более детально узнать тот или иной персонаж),
— читательские конференции.
Одним из эффективных приемов формирование информационной культуры учащихся являются библиотечные уроки . Работа эта ведется исходя из принципов системности и последовательности, дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности школьников.
Учащиеся последовательно получают библиотечно-библиографические знания, развивают основные информационные и читательские умения и навыки. Все должны получить необходимый минимум знаний о книге и библиотеке, научиться работать со справочной литературой, поиску, отбору и критической оценке информации различными способами.
Форма проведения уроков самая разнообразная: библиографические игры, практические занятия, театрализованный урок, уроки с применением мультимедийного проектора, чтобы дети воспринимали их не как уроки, а как интересное занятие в непринужденной форме.
В формировании информационной грамотности школьников принимают участие все учебные предметы. Разграничены участки работ, но определена очередность подачи материала в соответствии с программой изучаемого предмета. Сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
1. «Давайте познакомимся» — экскурсия по библиотеке – 1 класс
2. «Книга — твой лучший друг» — правила обращения с книгой. Беседа
3. Книги иркутских писателей» — обзор-беседа.
4. Иркутские писатели – авторы ваших книг.
5. Чудо, имя которому книга (история создания книги) с применением мультимедийного проектора — для 5 кл.
6. «Славлю тебя, русский язык» — лингвистическая игра — для 5-6 кл.
7. Слово — великое дело» — беседа о чистоте русского языка 7-9 кл.
8. Библиотечно-библиографическая грамотность в написании рефератов.
9. Дружные сестрицы — книжные страницы — по структуре книги для 2-3 кл.
10. «Сто тысяч почему живут на белом свете» — твои первые энциклопедии и словари для 3-4 кл.
11. С лова, слова …» — разнообразие словарей для 7-9 кл.
12. Журнальная радуга» — для 7-8 кл.
13. В наших журналах немало чудес» — для 3-5 кл.
14. Обо всем на свете» — дет.энц. «ЯПМ» для 5-6 кл.
15. Художники-иллюстраторы детских книг» — для 3-4 кл.
16. «Хочу все знать» — справочная литература — для 5-9 кл.
Источник
Формирование информационной культуры
1. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможности:
• непрерывного образования человека — при этом информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации;
• повышения его ответственностиза принимаемые решения — при этом информационная культура выступает средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере — социальной, экономической, технологической — принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации.
Информационная культура как интегративное. «навигаторское» качество личности может быть:
В целях формирования информационной культуры библиотеки устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности, а также:
Формирование информационной культуры — важнейшее направление деятельности библиотек.
2.Информационная культура предполагает знание:
• процесса информатизации, специфических особенностей информационного общества и их влияния на жизнь каждого человека;
• правовых норм, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т. д.;
• возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;
• совокупности информационных ресурсов, как электронных,так и традиционных (фондов и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т. д.). Информационная культура предполагает умение:
· формировать собственные поисковые системы;
· использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации;
· использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библиографических и реферативных изданий и т. д.);
· определять уровень информационной культуры —от различныхвидов научного наблюдения до эксперимента.
Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, следует назвать:
• индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;
• проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов.
• знание правил пользования библиотеками;
• ориентацию в источниках, в том числе в справочно-библио-графическом аппарате библиотеки;
• систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;
• знание правил гигиены чтения;
• владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;
• умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников;
• владение приемами конспектирования, реферирования и т. д. Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать «зрелый читатель» («читатель-мастер»):
• выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);
• выявлять в тексте связи между явлениями;
• привлекать в процессе чтения дополнительные источники;
• формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;
• производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста;
•формулировать цель чтения и отдавать себе отчет в требованиях к читательской деятельности;
•формулировать цели работы над различными источниками информации;
•прогнозировать результаты работы;
•определять приемы, с помощью которых можно достичь необходимого результата;
•определять задачи, темп и ритм чтения;
•конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования;
•цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;
• делать выводы и обобщения;
•составлять план или тезисы своего выступления по литературным материалам;
Коммуникативные.
• формулировать вопросы к изучаемому тексту;
• внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их;
•самому активно участвовать в обсуждении произведений
• рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе
• строить логически законченное сообщение со вступлением,
заключением и выводами;
• высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать иаргументировать свою оценку книги или статьи;
• организовывать свое время, контролировать непроизводительные затраты времени и избегать их;
• организовывать читательскую деятельность: рабочее место, гигиенические условия чтения, контролировать утомляемость;
• организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле читательской деятельности;
• развивать в процессе чтения свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной читательской деятельности;
• организовывать накопленную в процессе чтения информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы воспользоваться.
Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: конспект лекций / Ю.С. Сергеева. – М.: Приор-издат, 2006. – 176с.
Источник
Формирование информационной культуры современных учащихся
Описание презентации по отдельным слайдам:
Информационная культура это: в широком смысле — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. в узком смысле — оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Информационная культура- набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации необходимой для решения учебных и практических задач.
Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются: использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.); использование в своей педагогической деятельности более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий; разработка и использование компьютерных обучающих и контролирующих программ;
Содержание информационной культуры проявляется: в овладении основами аналитической переработки информации; в овладении практическими способами работы с различной информацией.
Условие, необходимое для формирования информационной культуры личности – активная познавательная деятельность Формы деятельности учащихся: написание эссе; решение кейсов; проблемное обсуждение; исследования; работа в малых группах; творческие домашние задания.
Основными направлениями работы по развитию у учащихся информационной культуры являются: 1. Создание единого информационного и образовательного пространства 2. Организация внеклассной работы по развитию информационной культуры учащихся
Несмотря на обилие информационных технологий, книга – основной источник знаний.
Выводы: Организация особой информационной среды позволяет учащимся стать информационно культурными (компетентными) и в будущем включиться в процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. Овладение информационной культурой — это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое позволяет подготовить учащихся к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.
Литература Байраш Е. Н. Методическая разработка. Формирование информационной культуры школьников в процессе обучения географии /Е. Н. Байраш //Режим доступа:http://pandia.ru/text/77/156/21648.php Заворницына В. С. Курсовая работа: Формирование информационной культуры личности /В. С. Заворницына //Режим доступа: http://www.blyo.ru/referaty_po_pedagogike/kursovaya_rabota_formirovanie_7.html
Благодарю за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Сейчас обучается 402 человека из 64 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Сейчас обучается 2228 человек из 83 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1262135
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник