- Методы формирования информационной компетенции методическая разработка по физике по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сообщение «Формирование информационной компетентности»
- Просмотр содержимого документа «Сообщение «Формирование информационной компетентности»»
Методы формирования информационной компетенции
методическая разработка по физике по теме
презентация о методах формирования информационной компетенции в соответсвии с основными видами действий по работе с информацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formirovaniya_informatsionnoy_kompetentsii.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы формирования информационной компетенции Пичугова Е.Н. учитель физики МОУ СОШ №1 г. Камешково
Информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности
Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией: Поиск и сбор информации Обработка информации Передача информации Комплексные методы
Поиск и сбор информации : • задания на поиск информации в справочной литературе , сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; • задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»); • задачи с недостатком информации (требуется определить , каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
Плотность В каждом столбце таблицы сделайте левый щелчок по верному, на ваш взгляд ответу . При верном ответе услышите аплодисменты. Обозначения Единицы измерения формулы m кг/м 3 v × ρ V г/см 3 S кг v x m ρ м 3
Дано: V= 10м 3 Свинец m -? 6 Задачи: Плотность свинца смотрим из таблицы в кг/м 3 (так как объём в м 3 ) m= ρ × v m = 11300 × 10 = 113000 кг = 113т Решение: ρ = 11300 кг/м 3
Обработка информации: • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование); • составление планов к тексту; • подготовка вопросов к тексту; • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; • задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии , обсуждения.
план Раскрытие закона Формулировка закона Замкнутые системы Математическое выражение закона Векторная сумма импульсов тел не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел Опыты, подтверждающие справедливость закона Реактивное движение, отдача ружья при выстреле, движение осьминогов Примеры применения закона на практике =const Границы применимости закона Два шара разной массы, катящиеся навстречу друг другу, изменяют свои скорости. Согласно третьему закону Ньютона силы взаимодействия равны по модулю и противоположны по направлению. Суммарный импульс шаров до взаимодействия равен суммарному импульсу шаров после взаимодействия. Формирование закона сохранения импульса
Назовите какие силы изображены на рисунке.
характеристика Виды сил Сила тяжести Сила упругости Сила трения Вес тела формула Зависимость от относительной скорости Точка приложения Направления действия
Передача информации: • подготовка докладов, сообщений по теме; • подготовка плакатов, презентаций М S Ро wer Ро in т к учебному материалу; • подготовка учебных пособий по теме; • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
Объяснить условия плавания тел
РЫЧАГИ Укажите точку опоры и плечи рычагов
Комплексные методы: • составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии; • информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; • телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; • учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; • выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.
Демонстрация учащимся 8-х классов, сборки и работы электротехнических устройств. Пухов Павел ученик 8-Б класса Пуховым Павлом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи.
Работа содержит теоретический и практический материал, который применется на уроках.
Аттестация в форме педагогического проекта.
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения .
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, форми.
Источник
Сообщение «Формирование информационной компетентности»
Презентация для учителя для работы по формированию информационной компетентности
Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Формирование информационной компетентности»»
одна из главных ключевых
компетенций в образовании
П роблема формирования информационной компетентности является наиболее актуальной в условиях развития современного информационного общества и постоянно увеличивающегося объема информации. Персональный успех конкретного ученика в большей мере определяется тем, насколько он окажется подготовленным к информационной деятельности, научится аналитически и критически оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, а также умением творчески работать с информацией, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, то есть в целом быть конкурентоспособной личностью. Именно в процессе формирования информационной компетентности развиваются личностные качества учащихся, обеспечивающие их конкурентоспособность.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
Информационная компетенция является приоритетной среди ключевых компетенций
Информационно-коммуникативная компетентность выпускника средней школы — это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изме-нениям, эффективность деятельности в условиях информа-тизации современного общества.
Современное образование должно создать условия для формирования у учащихся таких компетенций, которые обеспечили бы им в будущем успешность и востребован-ность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.
Для того, чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности, которая подразумевает:
- умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
- работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться;
- эффективно использовать компьютерные и телекоммуникационные технологии;
- на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему .
Интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно – коммуника-ционных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
- Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
- Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
- Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Данный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…..»
Особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания.
Под формированием информационной
понимают комплекс различных видов деятельности, в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося:
1.Ценностно – мотивационный ( наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к деятельности);
2.Когнитивный ( наличие знаний, умений и способности применять их в деятельности);
3.Операционно-деятельностный ( демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, умение применять информационные технологии); 4.Рефлексивный (обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем).
Группы базовых информационных компетенций :
1.Компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации, планирование информационного поиска; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания.
2.Компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете.
Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Современные требования к обучению учащихся — формирование информационных компетенций.
- Поиск информации в различных источниках (книги, журналы, учебники, справочники, словари, электронные пособия, Интернет и т. д.);
- Владение навыками использования информационных устройств(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир);
- Применение информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет);
- Формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- Представление информации в структуированном виде с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;
- Выбор способов доведения информации до пользователя с учётом возможностей современной техники.
- —
Комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Работа с информацией и способы её переработки:
- Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок.
В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.
2. Объем предлагаемого материала.
В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п.
3. Способ предъявления информации.
Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции.
4. Сложность источника информации.
Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию.
5. Характер взаимоотношений источников информации.
Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках.
По характеру взаимоотношений можно выделить: совпадение информации; подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой; пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть); противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую); противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу).
6. Самым сложным , но при этом самым существенным в технологии, связанной с формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации .
Методы формирования информационной компетенции сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.
Поиск и сбор информации:
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
- задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
- задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
- составление планов к тексту;
- подготовка вопросов к тексту;
- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
- задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
- подготовка докладов, сообщений по теме;
- подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
- подготовка учебных пособий по теме;
- подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
- C оставление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
- Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые);
- Телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
- Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
- Выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.
Модель развития информационной компетентности ( цель, задачи, гипотеза, этапы, критерии оценивания, результат)
I ступень: предполагает формирование первоначальных знаний и способов деятельности в работе с информацией. Для детей, находящихся на данном этапе развития информационной компетентности, задачи по поиску информации ставит учитель, предлагая им разные источники, способы её получения и обработки.
II ступень: предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на применение школьниками предложенного учителем или выбранного способа получения информации, извлечение информации по заданным или самостоятельно сформулированным основаниям, а также создание условий для формирования навыков самостоятельного выбора информационной деятельности.
III ступень: школьники осваивают формы и виды деятельности по работе с информацией, связанные с её интерпретацией. Используют разные типы информации, представляющие содержание одного и того же вопроса. Основное внимание на данном этапе акцентируется на создании условий для поиска самостоятельных путей информационной деятельности, апробации не одного, а ряда вариантов, которые отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для деятельности .
Модель формирования информационной компетенции старшеклассника
- системно-деятельностный подход;
- информационно-компетентностный подход.
Цель: формирование информационной компетенции учащегося
Блок деятельности Блок деятельности
учителя ученика Содержательный компонент
Учебные предметы, Информатика, Индивидуальная образователь
Элективные курсы, ная траектория
Организационно- технологический компонент
Формы: проблемный урок,урок-беседа, урок-лекция,интернет-урок, практические работы,консультац.
Методы: активные, исследовательские, традиционные.
Средства: наглядные материалы, ИКТ,источники учебной информации.
Оценочный компонент Когнитивный компонент: знания в об
ласти информационных технологий;
Критерии: когнитивный, Личностный компонент: мотивация учения,
деятельностный, личностный получение информации; учебно-значимые качес
тва личности:креативность, самостоятельность,
Входной контроль, рефлексивность.
Итоговый контроль Деятельностный компонент: умения
применять средства информационных
технологий в стандартных и нестанд.
Результат: информационная компетенция учащегося
Оценка уровня сформированности информационной компетенции учащихся
Деятельность по извлечению и первичной систематизации искомой информации
Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы.
Деятельность по обработке искомой информации
Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию .
Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам )
Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам).
Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям
Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.
Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием .
Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное — второстепенное).
Два источника, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую.
Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований
Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.
Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания .
Приемы и методы при работе с текстовой информацией
- Составление вопросов к тексту;
- Комментированное чтение текста;
- Аналитическое чтение текста;
- Составление тезисного плана;
- Составление сравнительных таблиц;
- Преобразование цифровой информации в диаграмму, график;
- Составление логической схемы;
- Проблемный вопрос;
- Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий доказательств.
Развитию информационной компетентности способствуют следующие виды творческих заданий:
- Составление задач учащимися;
- Конструирование обратных задач;
- Творческие задания (требующие описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
- Реферат, информационное сообщение;
- Составление кроссворда по теме;
- Разгадывание ребусов;
- Составление тестов для контроля знаний;
- Составление опорных схем по предложенному теоретическому материалов;
- Создание тематических презентаций.
Пути решения проблемы формирования информационной компетенции
- Учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;
- Изменение дидактических целей типовых заданий;
- Использование технологии проблемного обучения;
- Использование проектной технологии обучения;
- Использование активных методов и форм обучения (парная, деловые и ролевые игры и т. д.);
- Самостоятельная творческая работа с дальнейшим групповым обсуждением;
- Решение ситуационных задач;.
- Умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться;
- Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- Разработка модели развития информационной компетентности учащихся .
«Великая ценность образования – это не знания, а действия»
Источник