Способы формирования индивидуального поведения

Теория и методика воспитания.

17. Методы формирования поведения.

Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения. Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер. Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:

1) методы формирования сознания личности;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3) методы стимулирования поведения и деятельности;

4) методы контроля;

5) методы самооценки в воспитании.

Методы формирования поведения. К данной группе относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи. Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие:

5) внеклассное чтение;

Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не задеть педагогическим давлением собственной инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение. Основой процесса формирования личностного поведения будем считать прежде всего опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося. Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт. Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Само понятие воспитания можно трактовать по-разному. Воспитание есть не что иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях. Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся. Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого об-щества. Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера. Характер – совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.

Источник

Методы формирования индивидуального поведения

До сих пор мы обсуждали причины поведения и факторы, влияющие на них. Но в этой главе мы собираемся изучить, как формировать поведение человека. У нас есть пять способов формирования индивидуального поведения в отношении их первоначального поведения —

  • Положительное подкрепление
  • Отрицательное подкрепление
  • наказание
  • вымирание
  • Графики подкрепления

Давайте попробуем понять все эти уникальные методы по одному.

Положительное подкрепление

Это происходит, когда желаемое событие или стимул дается в качестве результата поведения, и поведение улучшается. Положительное подкрепление — это стимулирующее событие, ради которого человек будет работать, чтобы его достичь.

Например, компания объявляет о программе поощрений, в рамках которой сотрудники получают призы в зависимости от количества проданных товаров.

Отрицательное подкрепление

Это происходит, когда неприятное событие или когда стимул удален или предотвращен, и уровень поведения улучшается. Отрицательное подкрепление — это событие-стимул, для которого человек будет работать, чтобы прекратить, избежать того, чтобы отложить его возникновение.

Например, в компании действует политика, согласно которой у сотрудника может быть выходной в субботу, только если он выполнит назначенную работу к пятнице.

наказание

Создание каких-то неприятных условий для устранения нежелательного поведения.

Источник

Практикум «Формирование навыков правильного поведения»

Киряева Людмила Сергеевна

ОКУ «Курский Центр для несовершеннолетних»,

Заведующий отделением социальной диагностики и правовой помощи

Практическое занятие в методический день

« Формирование навыков правильного поведения».

Цель: повышение уровня психологической и педагогической компетентности воспитателей по вопросу формирование навыков правильного поведения детей и подростков.

Прежде чем приступить к работе позвольте задать вам один вопрос.

Упражнение «Наши ожидания».

Перед любой встречей всегда есть определённые ожидания. Например, когда человек идёт в театр, он хочет получить удовольствие от просмотра спектакля или встречами с актёрами. Так же и с практикумом.

Каждый участник по кругу отвечает на вопрос: «Какие ожидания были у вас, когда вы собирались прийти сюда?»

Послушайте притчу: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Исполнятся или нет ожидания от нашей встречи, во многом зависит от каждого из группы.

Тема встречи: «Формирование навыков правильного поведения». Поэтому сначала ответим на два вопроса: что такое поведение, и какое поведение мы называем правильным.

Участники практикума отвечают на вопросы.

Поведение – определенный сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Читайте также:  Торги как способ закупок

Правильное поведение — это поведение , которое соответствует правилам, например, законам, этикету.

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как: вежливое, учтивое обращение с представительницами прекрасного пола; чувство почтения к старшему поколению; правильные формы повседневного общения с окружающими; выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код) и так далее. Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей.

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи, то есть с первых дней жизни человека. Но если даже время упущено, существует несколько эффективных приемов коррекции для детей с поведением, идущим вразрез с социальными нормами.

Часто можно услышать отзывы родителей и коллег о том, что тот или иной метод не работает. Дело в том, что нет такого совета, приема или эффективного метода формирования поведения ребенка, который подходил бы всем и всегда. На то, срабатывает ли какая-либо методика, в каждом конкретном случае влияют десятки факторов: состояние родителей, природные особенности ребенка, обстоятельства жизни и обстановка в семье, наконец, точность и уместность применения какой-либо методики.

Итак, п равильное поведение — это поведение , которое соответствует правилам, например, законам, этикету.

В соответствии с возрастом воспитанников мы ставим различные цели при формировании правильного поведения. Если у дошкольников во главе угла стоит вопрос о привитии элементарных норм этикета, правил поведения за столом, в транспорте, в общественных местах, при общении в коллективе и так далее. У воспитанников 7 – 10 лет наиболее актуален вопрос о развитии навыков общения, поведения, привитии норм этики и морали. Хотя, так как дети поступают к нам с определенным жизненным багажом, порой речь идет и о коррекции поведения. Если же речь идет о подростках, то они как правило знают как необходимо себя вести, но, тем не менее, не поступают должным образом, и их выбор часто сознателен. В этом возрасте мы говорим уже скорее о коррекции поведения. Важным звеном в формировании социально правильного поведения здесь является формирование осознанного стремления к ведению здорового образа жизни, профилактика противоправного поведения, воспитание потребности в труде, как норме взрослой жизни (одно из направлений профориентационной деятельности).

На любом этапе основная цель – это формирование у подростков ответственного поведения за свои поступки.

На некоторых практических приемах работы в данном направлении мы остановимся чуть позже. Я передам слово коллегам.

Сейчас рассмотрим другой, весьма актуальный вопрос. Так как же скорректировать поведение ребенка, если оно отличается от общепринятых норм?

Основные ошибки, которые совершают при коррекции поведения детей:

опора на наказание как на средство воздействия на ребенка;

отсутствие ясного представления, какого поведения они хотели бы добиться от ребенка.

Часто, если мы видим нежелательное поведение, мы стараемся пресечь это поведение с помощью наказания. Формы наказаний могут быть совершенно различными, суть метода от этого не меняется. Это мягкие методы (строгий взгляд, замечание, отчитывание) или жесткие методы (крик, физическое воздействие (которое крайне недопустимо), ограничение свободы). Сердитый взгляд или жесткий тон для ребенка — это также наказание.

Использование наказаний или исправления – самый малоэффективный метод коррекции нарушений поведения ребенка.

Второй важный компонент, который влияет на действия взрослых в отношении поведения детей, — наличие или отсутствие так называемого образа результата воспитательного воздействия. То есть родители могут слабо понимать, чего же они хотят в конечном итоге видеть в поведении ребенка, но совершенно точно знают, чего же они видеть не хотят. А этого, очевидно, недостаточно.

Можно отметить ряд правил в работе с подростками по преодолению отклоняющегося от нормы поведения.

Читайте также:  Способ прокладки сшитого полиэтилена

Правило первое найти с каждым ребенком личный контакт . Каждого понять, выслушать.

Надо помнить, что любое взаимодействие нужно начинать с себя, особенно если оно связанно со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, поэтому, чтобы ваше воздействие было наиболее эффективным, необходимо потратить некоторое время на собственный настрой.

Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряженным. К этому надо быть готовым. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти эту полосу надо запастись терпением и верой в успех (этого зачастую нам и не хватает). Мы говорим: «По нему тюрьма плачет» или «Ему уже никто и ничто не поможет».

Следующее правило — это правило доверительности взаимодействий .

Древние мудрецы говорили, что можно перейти только тот мост, к которому подошел.

Контакт между педагогом и ребенком подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Во взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением полной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Пытаясь активно помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует покой, тепло, безопасность не развернется сам. До этого помощь невозможна.

Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку — это базовая потребность и первоочередная задача, решаемая на первых этапах взаимодействия.

Правило причинности — необходимо разобраться с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего — либо. Вот достаточно типичные причины:

— стремление привлечь к себе внимание (стукнуть, толкнуть),

— стремление к самоутверждению,

— обесценивание чувства любви, добра, нравственно — духовная незрелость.

Правило последовательности во взаимоотношениях .

Вряд ли педагог достигнет желаемого результата, если он часто будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать действиям.

Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что даже если кто-то был не прав, то дракой и ссорой ничего не доказать, а сами повышаете голос.

Конечно же, последовательность не означает, что вы упорно «должны стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот следует объяснить причины изменение позиции. Этим вы только выиграете.

Правило позитивности взаимодействий .

Постановку целей учитывающей интересы, права, возможности ребенка. От некоторых детей бессмысленно добиваться равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всего дня. Можно, однако, ставить при этом задачу повышения произвольности поведения, развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка не выкрикивать на занятии, поднимать руку; не разговаривать во время приема пищи.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат (вести здоровый образ жизни вместо бросить курить; добиваться положительной успеваемости вместо не получать двойки).

Опору на положительные качества и ресурсы. Подразумевается искреннее поощрение привлекательных для всех поступков, чувств, мыслей, намерений, поиск нового положительного смысла (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве, драка — о стремлении отстоять справедливость, курение — о желании продемонстрировать взрослость.)

Поощрение положительных изменений. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку. Но если твердая «3» получена после безнадежно «двоечного» результата? Тогда надо праздновать! Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже минимальную положительную разницу. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Ребенок вряд ли сможет быстро стать кардинально другим. Всем вместе предстоит, возможно, долгий путь.

Правило привлекательной альтернативы.

Важно, чтоб подросток понял не только негативность своего поведения, но и выработал формы альтернативного поведения.

Например, ребенок начал курить, употреблять нецензурную брань, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание своему чувству юмора. Естественно, что альтернатива изоляции и отказа общения со сверстниками вряд ли покажется ребенку привлекательной. Однако, оказавшись в кругу других подростков, имеющих другие ценности, он заметно поменяется к лучшему.

Правило разумного компромисса.

Не загоняйте из лучших побуждений ребенка в угол, оставьте ему лазейку для сохранения самого себя. Любые изменения должны созидать, а не разрушать ребенка.

Приемы, используемые в работе,

по формированию ответственного поведения у подростков.

Для того, чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, можно обратиться к нему за советом, попросить о помощи в решении проблем. Можно попросить подростка представить себя на месте взрослого и найти способ решения. Приятно видеть в глазах подростка участие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Прием — оцени поступок . Используется для выяснения нравственных позиций ребенка и коррекции этих позиций. После просмотра фильмов, чтения предлагается оценить поступки различных героев. Фильмы, литературные произведения подбираются специально. В дискуссии через правильно поставленные вопросы воспитатель подводит детей к положительным выводам.

Учитывая, что наши дети имеют богатый асоциальный опыт и порой не имеют представления, как можно решить ту или иную проблему, важно показать достойные способы выхода из сложной жизненной ситуации.

4 . Прием доброго поступка. Предлагаю оказать помощь нуждающемуся. Обязательно необходимо положительно оценить этот поступок, не возводя в ранг «героического поведения».

Читайте также:  Маска для волос велла фьюжн способ применения

5 . Прием — стратегия жизни. В ходе беседы выясняются жизненные планы воспитанника. После этого обговаривается с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации (игра-упражнение «Если бы ты был волшебником», «У тебя Цветик — семицветик»)

6. Прием — сказка для воспитанника. Сочиняется сказку, в которой главный герой очень похож на ребенка и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывается совместно. Таким образом, исподволь, не травмируя ребенка, показываю недостойность поведения и выход из ситуации.

7. Оправдал себя и следующий прием. Заключение договора о поведении. Большинство детей с удовольствием заключают договор. Поскольку такая работа предполагает внимание к их проблемам и обратную связь не только с вашей стороны, но и со стороны подростков группы.

8. С целью накопления опыта социально — полезного поведения, формированию нравственных установок, которые не позволят вести себя в будущем непорядочно, бесчестно используется также метод дилеммы .

Вместе с детьми обсуждаем моральные дилеммы. К каждой дилемме разрабатываю вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу ребята приводят убедительные «за» и «против». Анализируем ответы.

Дилеммы может придумать любой педагог при условии, что каждая дилемма должна:

— иметь отношение к реальной жизни подростка,

— быть простой для понимания,

— включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием,

— предлагать на выбор варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?»

Такие дилеммы всегда порождают спор, каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность сделать в будущем правильный выбор при выходе из трудной жизненной ситуации.

Например, вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Вы:

а) поищите удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться, и будете избегать с ним встреч;

в) распустите в отместку неблаговидные слухи о нем.

Или: входите в автобус, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

в) ждете, пока все войдут, и тогда, если получится, заходите сами.

И в заключение мини – лекции хотелось бы отметить, что достижение цели воспитания осуществляется грамотным использованием различных методов и приемов. Выбор такой совокупности и правильное применение — вершина педагогического профессионализма.

Теперь остановимся на некоторых практических приемах формирования правильного поведения подростков.

Первый вопрос – это развитие навыков бесконфликтного общения. Рассмотрим несколько практических упражнений.

Упражнение «Встреча на узком мостике».

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра.

Инструкция: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик — это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами — тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов.»

Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто, прежде всего, стремились помочь партнеру.

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.

Упражнение «Детский сад».

Описание упражнения: «Для выполнения этого упражнения мне необходимо 6 человек. Один человек останется здесь, рядом со мной, а остальным придется выйти на несколько секунд за дверь».

Инструкция к первому участнику: «Сейчас я вам прочитаю текст, который надо передать другому участнику. Ваша задача — передать как можно точно смысл текста.

Текст. «10 января 1996 года, в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.

Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6 — го брака, с перепугу, забыл взять ее домой, и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7 — я жена — без алиментов.

На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 112. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

— Сравните, что сохранилось общее, а в чем различия?

— Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы повысить эффективность запоминания? (можно записать и переспросить).

— Что мешало слушать более внимательно? Какие моменты запомнились лучше и почему?

Вывод: давайте не будем искажать смысл сказанного. Если непонятно — переспросите, запишите.

Итак, общение — это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне», «глаза в глаза», и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

Источник

Оцените статью
Разные способы