Способы формирования гражданской идентичности

Описание методов и технологий формирования гражданской идентичности личности

Описание методов и технологий формирования гражданской идентичности личности

Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по формированию гражданской идентичности в школе (низкий уровень школьного самоуправления, отсутствие продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточное использование воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низкий уровень вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, преобладание «знаниевой» парадигмы организации обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной системами организации образовательного процесса).

В соответствии с анализом структуры гражданской идентичности критерии оценки эффективности методов формирования гражданской идентичности должны специфицировать когнитивный компонент (знания о своей гражданской принадлежности, стране, истории, государственно-политическом и правовом устройстве); аффективно-оценочном (оценка качеств группы, с которой субъект себя идентифицирует, отношение к членству в ней, значимость членства), и деятельностный компонент (готвность к участию и реальное участие в социальных видах активности).

Формирование идентичности в подростковом возрасте осуществляется в процессе самоопределения, представляющего собой специфическую форму исследовательской активности, направленной на ориентацию в сфере социальных и межличностных отношений.

Самоопределение как особое личностное новообразование подросткового возраста характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции (), чувстве взрослости () как специфической форме социального самосознания подростка. В позиции «Я в обществе» весь социальный мир как бы «пропускается» подростком через себя, через свое «Я» как социально-значимый феномен (). Социальная идентичность подростка включает в себя все значимые виды идентичности, в том числе и этническую что предполагает осознание этнической принадлежности, конструирование образов этносоциального мира в самосознании (, , ).

Ватерман выделяет ряд факторов, определяющих процесс развития идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте:

— степень идентификации с родителями в детском и подростковом возрастах, предполагающая подражание их поведению, усвоение ценностей, норм и правил, которые задаются родителями;

— стиль родительского воспитания, включая эмоциональное принятие ребенка и систему «родительской дисциплины» (уровень протекции, требования, запреты, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей ребенка, контроль, наказания и поощрения);

— социальные ожидания в отношении жизненных выборов профессии и идеологической позиции, приоритетов в дружбе и любви, которые предъявляются подростку семьей, школой и группой сверстников;

— степень знакомства личности с различными альтернативами выбора, определяющими характер идентичности, возможности получения информации о различных выборах и их «проигрывания»;

— уровень личностного развития подростка, составляющий основу для осуществления выборов в сфере личностной идентичности.

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов, выступающих как система социальных представлений:

— когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

— эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

— ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

— деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Важной составляющей правосознания российских граждан являются социальные представления о справедливости, связанные, как правило, с коллективистическими ценностями, такими как следование общезначимым нормам, сохранение позитивных отношений, избегание межличностных конфликтов ). Актуальность формирования правого сознания личности как компонента гражданской идентичности связана с тем, что отличительными чертами российского правосознания выступают потеря авторитета, недоверие к государству и правовым институтам, отсутствие веры в их эффективность (Николаева, 1995, Соловьева, 2002), негативное восприятие закона, понимаемого как средство защиты государства, выполняющее карательную функцию (Николаева, 1995; Славская, 1997; Трушков, 1995), склонность к абстрактному принятию правовых принципов с неумением использовать их на практике (Абульханова, 1997; Михайловская и др., 1995); противоречивость правовых представлений, связанная с «ломкой» стереотипов тоталитарного общества и изменениями в иерархии ценностей и «образе мира» (Алавидзе и др. 2002; Андреева, 2000). Еще одной отличительной особенностью правого сознания российских граждан выступает приоритет моральных норм и представлений над правовыми (Абульханова, 1997).

Читайте также:  Способ введения инсулина пролонгированного действия подкожно

Гражданская идентичность реализуется также посредством приобретения гражданской компетентности, организации и осуществления гражданских акций. Механизм гражданской идентификации предполагает последовательное освоение и преобразование личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе.

На уровне групповой гражданской идентичности необходимо освоить групповые (социальные) нормы и ценности поведения, определяющие статус гражданина в процессе активного овладения культурным наследием и принятия всей полноты ответственности за состояние дел, т. е. освоить культуру группового гражданского действия. Следующим этапом становления гражданской групповой идентичности должно стать моделирование новых форм гражданского действия.

На уровне нации и национальной культуры – идентичности гражданина страны необходимо сформировать национально-гражданскую идентичность на основе идентификации субъектов гражданского общества. Необходимо сохранять и укреплять национально-культурное единство общества при признании разнообразия и самобытности каждой этнической группы и сохранении этнической идентичности, обеспечить национальное единение людей в рамках гражданского общества. Наличие такой идентичности является действенным средством профилактики и предупреждения национализма, расизма, ксенофобии, экстремизма.

На всемирном или глобальном уровне — как перспективу развития общества — обеспечить формирование идентичность «гражданина мира», реализующего «всемирное гражданское состояние» как объединение национально-государственных форм гражданственности в мировом масштабе ( Э. Гидденс, Х. Булл). Реализация идентичности «гражданина мира» происходит сегодня через участие в движениях и организациях в защиту окружающей среды, мира, прав человека, создающих единые социальные сети.

Сегодня перед российским обществом стоит задача формирования гражданской идентичности личности с акцентом на участии в общественных делах, освоении прав и свобод гражданина.

Воспитание гражданственности школьников должно опираться на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам. Наиболее благоприятными для формирования социальных представлений являются младший подростковый (11-12 лет) и юношеский возраст (16-17 лет) ().

Социальные представления формируются как особое новообразование самосознания и, проецируясь в реальные жизненные ситуации, определяют репертуар социального поведения (, 2000). Содержание социальных представлений выступает основой самоопределения личности в системе социальных отношений, ролевых позиций и категорий, соответствующего возрастным особенностям социальному пространству.

Формирование гражданской позиции невозможно только через передачу знаний. Основным источником ее формирования является опыт социальной деятельности.

Набор методов формирования гражданской идентичности достаточно широк и включает в себя школьное самоуправление, деловые и социально-психологические игры, тренинги, проектные формы обучения.

1. Школьное самоуправление как инструмент гражданского воспитания.

Школьное самоуправление является ключевым элементом организации школьной жизни. Участие в школьном самоуправлении предоставляет учащимся уникальную возможность постановки социально желаемых целей, практики принятия решений и их выполнения, реализации социального потенциала личности, выступая существенным условием достижения целей гражданского воспитания личности. В органы школьного самоуправления делегируются учащиеся с высоким социальным статусом среди учеников школы, обладающие лидерскими качествами. Однако активность деятельности органов школьного самоуправления сегодня крайне низка. 41% школьников практически ничего не могут сказать о содержании их деятельности, причем мальчики проявляют гораздо меньшую информированность и вовлеченность в органы самоуправления. Чаще всего подростки выделяют функцию организации школьных праздников (22.4%) и контроль внутришкольной дисциплины (17.3%), как ведущие в самоуправлении (, 2004).

Читайте также:  Народный способ лечения гепатита

Понятие моральной атмосферы школы, предложенное исследователями, развивающими идеи Л. Кольберга ( 1998) позволяет оценить эффективность школьного самоуправления с точки зрения формирования необходимых качеств гражданской идентичности. Моральная атмосфера характеризует представления подростков о социальной организации школы, принципах взаимодействия в школьном сообществе, уровне демократии, включая три шкалы: «оценка школы», «школа как сообщество», «демократия». Первая шкала «оценка школы», позволяет выделить четыре стадии отношения респондента: отвержение; инструментальное отношение; эмоциональная идентификация; социальные отношения. Вторая шкала «школа как сообщество», отражает особенности представлений подростков о социальной организации школы, позволяя выделить два уровня — «отвержение сообщества», и «чувство принадлежности школьному сообществу», означающее инициативу и ответственность учащихся за благополучие всех членов школьного сообщества. Мера реализации принципов демократии в социальной организации школы может быть описана как отношения силы; конкретная реципрокность; разделенные отношения; социальный контракт, определяющие пространство возможностей свободноговыбора личности в самоидентификации себя с сообществом.

Эффективным способом повышения активности самоопределения является групповая психологическая работа, особо эффективная в условиях деятельности молодежного клуба. ().

2. Социально-психологические игры, направленные на формирование гражданской идентичности представляют собой моделирование событий общественно-политической жизни страны, выполняют функцию ориентации подростков в событиях в стране и в мире.

Социально-психологическая игра «Государство» (Г. Солдатова, Л. Шайгерова и др. 2004.) включала следующие этапы:

1) создание государства – символика государства – название, герб, гимн, флаг;

2) историко-географическая справка;

3) создание правовой системы государства и основных законов;

4) создание основных элементов культуры государства.

Социально-психологическая игра «Я, Мы, Государство» ( и др. Ю 2006), развивающая игра-марафон цивилизационного типа, в основе несущая конкурсный характер. В основе Модель социализации личности от этапа самопрезентации к диадному взаимодействию, к группе, сообществу, государству и взаимодействию между государствами. Направлена на формирование социальной идентичности, позитивного социального потенциала, формирование способности работать в команде, развитие лидерских качеств.

Социально-психологическая Игра «Выборы», направленная на формирование установок учащихся старших классов в отношении общественно-политической жизни (, 2004). Игра включает две части. Первая посвящена выборам лидеров школьного самоуправления на уровне «мэра» класса; «президента» школы и его команды. В процессе игры предусматривались процедуры выдвижения, подготовки программ кандидатов, проведения голосования. Вторая часть игры имитировала выборы в Государственную Думу.

Социальная идентичность является специфическими механизмом взаимодействия с социальной группой. Особой социальной группой является этническая общность (народ), сохраняющая внутреннюю целостность благодаря механизму этнической идентичности. Этнос выполняет функции регуляции и ориентации в мире, определяя жизненные ценности и обеспечивая человеку чувство доверия к миру, позитивное самовосприятие, выступая в качестве надежной «группы поддержки» (, ). Этническое (национальное) самосознание (самоидентификация) предполагает существование, как у индивида, так и у этноса эталонно-идеальных представлений о своей культурно-этнической принадлежности и историческом предназначении, которые соотносятся с реальным поведением. В случае рассогласования между реальной жизнью и ее духовным идеалом при насильственном навязывании чуждых ценностей и образа жизни, возникает глубокий личностный кризис. Однако замыкание человека на этническом своеобразии также может стать препятствием в его развитии. Приобщение к общечеловеческим ценностям через идентификацию с человечеством является необходимым условием личностного развития, что возможно только через полное выражение национальной самобытности.

Читайте также:  Кто какими способами худел

При разработке Программы Диалог культур будет использован богатый опыт американских и европейских стран работы с этнокультурными меньшинствами и мигрантами. Модель культурного научения Р. Брислина предлагает пять программ кросс-культурной ориентации: 1) тренинг самосознания; 2) когнитивный тренинг, 3) тренинг атрибуции, 4) поведенческий тренинг, 5)обучение практическим навыкам.

3. Тренинги социокультурной адаптации направлены на обучение мигрантов и представителей этнокультурных меньшинств навыкам и способам поведения, которые помогут им адекватно взаимодействовать с представителями принимающей культуры и культурной группой большинства.

Задачи тренинга включают формирование способов эмоциональной саморегуляции; оптимизация личностного роста участников; осознание проблем адаптации, их причин и средств их разрешения; преодоление тревожности и стабилизация эмоционального статуса; восстановление базового доверия, доброжелательности, открытости к миру; формирование адекватных коммуникативных навыков.

определение перечня культурологических и гуманитарных учебных дисциплин, которые должны обеспечить предметную основу для формирования толерантности и компетентности личности в межкультурном общении и взаимодействии.

Тренинги межкультурного взаимодействия — переносят акцент на личностное развитие каждого ребенка, развитие этнической и культурной грамотности, информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп, формирование межкультурной компетентности детей, осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.

Модели повышения уровня межкультурного взаимодействия отличаются по методу обучения (дидактическому или эмпирическому и по содержанию обучения (общекультурному или культурно-специфическому.

Тренинги толерантности и позитивного взаимодействия направлены на формирование установок толерантного сознания, терпимости, развитие межкультурного понимания и на этой основе формирования гражданской идентичности личности.. Тренинги толерантности адресовались преимущественно принимающему населению, а тренинги позитивного взаимодействия – для беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев с целью изменение негативных установок в отношении местного населения.

Задачи тренингов включают: развитие чувства собственного достоинства и уважение достоинства других; развитие способности к самопознанию и рефлексии; формирование позитивного отношения к своему народу и другим народам; обучение конструктивному поведению в конфликтах и способам их разрешения; развитие эмпатии способности адекватного выражения чувств и эмоциональных состояний; развитие доверия; развитие коммуникативных навыков, умения слышать и слушать партнера; обучение межкультурному пониманию; обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях. Знакомство и принятие «чужой» культуры, приобщение партнеров, представляющих другие этнокультурные группы к собственной культуре, истории, позволит создать условия когнитивной информированности, совместного проживания наиболее значимых исторических событий «подлинной истории» как предпосылки формирования гражданской идентичности личности.

Структура тренингов включает три основных блока: 1. формирование позитивного отношения к себе; 2) формирование позитивного отношения к окружающим людям; 3) развитие навыков позитивного взаимодействия. Структура каждого занятия соответствует традиционной для социально-психологического тренинга модели: разминка, обеспечивающая формирование атмосферы доброжелательности и безопасности, активизации членов группы; основное содержание занятия – игры, упражнения, задания, направленные на реализацию задач тренинга; рефлексия занятия и подведение его итогов.

Формы занятий определяются задачами тренинга, возрастом участников, составом участников (доминантная группа, представители этнокультурных групп, смешанный состав); этапом программы и динамикой развития навыков позитивного взаимодействия. Могут быть использованы такие формы как групповые дискуссии, интерактивные игры, психотехнические упражнения, «мозговой штурм», арттерапия (рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и пр.), драмтерапия. Тренинги межкультурного взаимодействия в целях формирования гражданской идентичности могут быть реализованы в когнитивной, эмоциональной или поведенческой форме и направлены на осознание культурной специфичности «картины мира» и ее единства ().

4. Организация массовых мероприятий социально-психологической направленности с детьми и подростками.

Источник

Оцените статью
Разные способы