Способы формирования государственных органов избрание формирование образование назначение

Способы формирования государственных органов избрание формирование образование назначение

Статья 11. Формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации

1. Формирование законодательного (представительного) органа государственной власти и исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации должно быть завершено не позднее 31 декабря 2007 года.

2. Выборы депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва проводятся 15 апреля 2007 года.

3. Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации первого созыва избирается сроком на пять лет и состоит из 52 депутатов, при этом:

1) 22 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории нового субъекта Российской Федерации, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории нового субъекта Российской Федерации, кроме избирателей, зарегистрированных на территориях административно-территориальных единиц с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (22);

2) 4 депутата избираются по многомандатным избирательным округам. В этих целях на территории каждой административно-территориальной единицы с особым статусом образуется по одному многомандатному избирательному округу, в каждом из которых избирается по 2 депутата;

3) 26 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

4. Выборы депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов.

5. Организация и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме, а в части, им не урегулированной, — в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

6. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями первого губернатора нового субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации Законодательным Собранием нового субъекта Российской Федерации сроком на пять лет.

7. Предложение по кандидатуре первого губернатора нового субъекта Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации в Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации первого созыва не позднее чем через 35 дней со дня завершения его формирования в правомочном составе.

8. Внесение и рассмотрение предложения по кандидатуре первого губернатора нового субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом наименование законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации и наименование должности высшего должностного лица нового субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации), а также сроки их полномочий устанавливаются для Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва и первого губернатора нового субъекта Российской Федерации. В последующем наименование законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации и наименование должности высшего должностного лица нового субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации), а также сроки их полномочий определяются уставом нового субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Стандартный способ именования сетевых ресурсов

Источник

3. Выборы, наследование, узурпация, кооптация и политическое назначение как способы формирования органов власти и управления

Формирование государственных органов является многоаспектным понятием. Данное понятие означает, во-первых, процесс, состоящий из стадий и соответствующих процедур, связанных с деятельностью определенных субъектов конституционного права по осуществлению их прав и полномочий в сфере формирования государственных органов, в результате которой возникают особые правоотношения. Во-вторых, формирование государственных органов является элементом их правового статуса, выражается в соответствующем способе образования конкретного органа и вместе с другими элементами статуса (социально-политическая роль, структура, компетенция, ответственность и др.) составляет наиболее полную характеристику правового положения государственного органа. В-третьих, формирование государственных органов является институтом в системе конституционного права, в который входят нормы, закрепляющие способы и процедуры формирования государственных органов, устанавливающие круг субъектов конституционного права, наделенных соответствующими правами и полномочиями, а также случаи и порядок реализации таких полномочий.

Способы формирования государственных органов по российскому законодательству: избрание, назначение, образование, утверждение. Влияние способа формирования государственного органа на его правовой статус.

Однако, вышеописанными способами формирования не ограничивается весь перечень возможных способов формирования органов власти и управления. Поэтому рассмотрим их подробнее:

1. Выборы. Выборы — это формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос. власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Читайте также:  Способы определения возраста образцов

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.

2. Наследование, то есть переход властных полномочий по наследству. Формирование государственного органа наследованием осуществляется при монархической форме правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д.) и, как правило, передаётся по наследству.

3. Узурпация — захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий. Совершается одним лицом или группой лиц.

К узурпации относят также выборы, проведённые с грубыми нарушениями и фальсификация их результатов. Частным случаем узурпации является злоупотребление властными полномочиями.

Согласно п.4 ст.3 Конституции Российской Федерации:

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Узурпацию одной ветвью власти властных полномочий других ветвей власти призвана предотвращать реализация концепции разделения властей.

Лицо, совершившее узурпацию власти, называют узурпатором.

4. Кооптация — введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. Кооптация может в дальнейшем утверждаться на общем собрании соответствующей организации, если того требуют её учредительные документы.

Можно отметить следующие особенности кооптации:

Кооптация являет собой вид «избрания сверху», чем потенциально создаёт почву для злоупотреблений: руководящие работники, таким образом, получают возможность оградить себя от влияния нижестоящей массы, избирая только «удобных» для себя членов-единомышленников. Поэтому она часто подвергается критике, как недемократический метод выборов.

Читайте также:  Проект как способ поддержки детской инициативы

Для некоторых организаций, тем не менее, кооптация является единственно практикуемой формой избрания членов — таковы, в частности, различные академии наук. Другие организации могут практиковать кооптацию при определённых условиях: например, в период 1908-1917 гг. партия большевиков, изначально придерживавшаяся принципа выбора руководителей «снизу», вынуждена была в условиях репрессий со стороны царского правительства официально применить метод кооптации для избрания руководящих органов, что было надлежащим образом закреплено в Уставе партии. Именно путём кооптации в Центральный комитет коммунистической партии был избран И.В. Сталин.

После Октябрьской революции принцип кооптации в компартии был формально упразднён, однако, с течением времени, фактически возродился в партийной и государственной жизни СССР в форме безальтернативных выборов: предложения руководящими кругами единственной кандидатуры для выборов с последующим «единогласным одобрением» массой избирателей. Такая практика действительно привела к большим злоупотреблениям и доказала порочность подмены демократической процедуры выборов широкомасштабной кооптацией.

В наши дни подобная практика существует при выборе Президиума Российской академии художеств.

5. Политическое назначение — способ формирования политического класса путем назначения на должность руководством. Еще при В.И. Ленине был создан особый правящий класс — номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами).

В РФ назначения на государственные должности происходит в соответствии с Государственной кадровой политикой и отдельными законодательными актами, регламентирующими назначения на конкретные должности в системах государственной власти.

Источник

Статья 7. Способы образования органов местного самоуправления

Статья 7. Способы образования органов местного самоуправления

1. Выборы глав муниципальных образований осуществляются следующими способами:

— непосредственно жителями соответствующего муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

— представительным органом местного самоуправления из своего состава, на первом заседании тайным голосованием.

2. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования избирается непосредственно жителями соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. В муниципальных образованиях с населением менее 5 тысяч человек представительный орган местного самоуправления может не избираться, его функции в отдельных сельских поселениях осуществляет сход граждан.

4. Выбор способа избрания главы муниципального образования, предусмотренного частью 1 настоящей статьи определяется Уставом муниципального образования.

5. Порядок избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования.

6. Порядок проведения схода (собрания) жителей муниципального образования определяется законом автономного округа, Уставом муниципального образования.

7. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления могут осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным и многомандатным избирательным округам.

8. Способ формирования представительного органа местного самоуправления закрепляется в Уставе муниципального образования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Оцените статью
Разные способы