Порядок формирования органов исполнительной власти.
Все государственные органы в РФ, включая органы управления, организованы и действуют в соответствии с принципом законности, на основе законов и подзаконных правовых актов, выполняют содержащиеся в них предписания. В связи с этим любой государственный орган формируется лишь в том случае, если создание предусмотрено действующим законодательством, т.е. он заранее учрежден и имеется, стало быть, правовое основание его реального создания. Многие государственные органы создаются на основе Конституции, другие формируются на основе иных законодательных актов (объединения, некоторые ведомства).
Формирование органа государственного управления включает подготовку и решение следующих вопросов: установление наименование органа; разработка и утверждение его компетенции; разработка и утверждение в установленном порядке организационной структуры и штатов; назначение (зачисление, избрание, прием по конкурсу) личного состава – государственных служащих; определение источников финансирования, сроков полномочия и территориальных масштабов (границ) деятельности. В выполнении всех указанных действий заключается процесс формирования органов управления.
Порядок формирования органов государственного управления определяется как государственно-распорядительный. Это означает, что орган управления формируется государством, другим (другими) государственным органом, что принимаемые в процессе формирования акты носят распорядительный, обязательный характер. Для других государственных органов, например, представительных органов, судов, установлен иной порядок формирования, который нельзя назвать государственно-распорядительным.
Государственно-распорядительный порядок формирования органов государственного управления обусловлен местом аппарата государственного управления в системе государственных органов как аппарата исполнительного по отношению к органам представительной власти с началами распорядительства в системе самого аппарата управления.
Конституции устанавливают, исходя из государственно-распорядительного порядка, три организационно-правовых способа формирования органов государственного управления: образование (правительство, министерства, ведомства, отделы и управления); избрание (администрация административно-территориальных образований); назначение (объединения, администрация предприятий и учреждений).
Различия между указанными способами формирования органов государственного управления сводятся к особенностям в формировании личного состава (избрание, назначение и т.д.), объема и характера компетенции и др.
Заключение.
Можно сделать вывод, что органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они –отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).
Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления, а также исполнительных органов коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений.
1. Конституция РФ.
2. Д.М. Овсянко «Административное право». М., 1998 г.
3. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев «Российское административное право». М., 1996 г.
4. «Административное право РФ» ч.2. Под ред. А.П. Алехина, Ю.М. Козлова М., 1995 г.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 901 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)
Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.
Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления губернатора (главы администрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т.д.
Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.
Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти- предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это — юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.
Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.
Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата.
В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные под разделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.
Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т.д. в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях). Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.
Источник
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Порядок формирования органов гос. управления определяется как государственно-распорядительный. Т.е. орган управления формируется государством, а акты, принимаемые в процессе формирования органа, носят распорядительный, обязательный характер.
Исходя из выше указанного, выделяют 3 способа формирования органов исполнительной власти:
1. образование (министерство)
2. избрание (глава администрации)
3. назначение (администрация гос. предприятия)
Порядок формирования государственный органов как процесс их создания включает в себя следующие этапы:
1) точное установление предмета ведения и наименования органа
2) определение источников финансирования его содержания
3) разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов
4) разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа
Под организационной структурой органа гос. управления следует понимать совокупность внутренних частей органа – структурных подразделений, каждое из которых имеет точно определенную компетенцию, производную (как часть) от компетенции органа.
В структуре аппарата любого государственного органа исполнительной власти можно выделить 5 типовых видов структурных подразделений:
1) руководство (руководитель (министр, председатель, начальник, управляющий, директор и т.д.), все его заместители и члены коллегии);
2) отраслевые структурные подразделения, которые характеризуются, во-первых, тем, что в их подчиненном ведении находится определенная группа вопросов, а в подчинении – субъекты, входящие в систему руководимой отрасли, сферы (управление или отдел уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, подразделения ГИБДД и т.д.). Во-вторых, отраслевые структурные подразделения наделены по предметам своего ведения и профилю руководящей деятельности определенными распорядительными полномочиями и могут давать обязательные к исполнению указания руководимым субъектам;
3) функциональные структурные подразделения специализированы на осуществлении определенных функций внутриаппаратного управления (управление или отдел кадров, бухгалтерия и т.д.), не имеют в своем непосредственном подчинении каких-либо других структур и их работников и не наделены никакими распорядительными полномочиями;
4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечит законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы управления (юридические службы, инспекции при министрах и руководителях ведомств, контрольно-ревизионные подразделения и диспетчерские службы). Эти структурные подразделения и их работники имеют право давать обязательные длля исполнения оперативные указания в пределах своей компетенции, но они не наделены при этом никакими дисциплинарными полномочиями даже в отношении явных нарушителей порядка. Это остается прерогативой руководства.
5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа характеризуются тем, что они не отражают специфики функций и полномочий органа исполнительной власти, структурными подразделениями которого они являются (архив, канцелярия, учетные и иные структурные подразделения).
Виды организационных структур:
1. линейная – простейший вид организационной структуры применяется при несложной организации управления, отсутствии необходимости иметь значительное число структурных подразделений. Т.е. когда между руководством органа и объектом управления устанавливаются прямые организационные связи без посредства структурных подразделений. (Взаимоотношения руководящего состава на предприятиях)
2. функциональная — структурное подразделение аппарата органа создается для реализации какой-либо одной функции и наделяется распорядительными полномочиями в отношении предприятий и учреждений.
В штатах определяется перечень и количество должностей, а также объем работы по должностям. В понятие «штаты» включается 3 самостоятельные категории:
1. типовые штаты – технико-экономические нормы, в которых устанавливается количество работников предприятия (учреждения) в соответствии с объемом работы, количественное соотношение рабочих и служащих, количественное соотношение групп служащих между собой. За основу определения типовых штатов берется объем деятельности предприятия (учреждения). Например, одна единица административно-управленческого персонала на 10-15 обучающихся, лечащихся, работающих в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях.
2. штатное расписание – это перечень структурных подразделений, должностей, как в целом, так и по каждому отдельному наименованию должности с указанием должностного оклада. Штатное расписание устанавливается и пересматривается в любое время руководителем соответствующего органа по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов и в пределах установленных штатных контингентов. Штатное расписание приобретает юридическую силу с момента его утверждения в вышестоящем органе.
3. штатные контингенты – это показатель предельной численности работающих на конкретном предприятия и предельных ассигнований на содержание аппарата управления. Эта величина известна заранее (при планировании и поэтому служит основанием для составления штатных расписаний).
ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ.
Понятие и виды предприятий и учреждений.
Источник