- Формирование государственной политики и ее реализация
- Понятие и значение государственной политики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этапы формирования и реализации государственной политики
- Содержание процесса реализации государственной политики
- 6.1. Формирование государственной политики и ее реализация
- Читайте также
- 4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики
- § 11.4. Формирование новой государственной системы в России
- 4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России
- 4.4.2. Ритмы государственной политики
- 2. Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав
- 4. Направления государственной политики
- Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- 8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
- Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и государственной политики
- ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
- СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования
- СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей
Формирование государственной политики и ее реализация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формирование и реализация государственной политики – это комплекс действий, осуществляемых органами государственного управления федерального и регионального уровня с целью выработки и практического осуществления политики развития государства и его регионов.
Понятие и значение государственной политики
Государственная политика представляет собой политический цикл, в состав которого включаются следующие элементы:
- разработка моделей государственной политики;
- определение вида государственной политики;
- разработка теоретических подходов к исследованию государственной политики;
- определение характеристик государственной политики;
- выявление общественных проблем;
- определение механизма установления политических целей и приоритетов;
- выработка критериев отбора альтернатив государственной политики;
- политический анализ государственной политики;
- анализ политических рисков;
- выработка механизма управления рисками.
Для формирования и реализации государственной политики создаются соответствующие государственные структуры, ориентированные на выполнение конкретных задач. Государственный аппарат ориентирован на осуществление воли и намерений политиков, воплощаемых в форме государственной политики по отношению к различным сферам общественной жизни.
Государственная политика выступает в качестве средства, которое позволяет государственной власти достигать определенных и целей в конкретных сферах посредством использования правовых, административных и экономических методов воздействия и разнообразных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства.
Государственная политика строится на принципах открытости, конкурентности и ориентации на результат.
Целевая направленность государственной политики призвана обеспечить регулирование действий социальных групп, населения, организаций в разрезе следующих направлений:
Готовые работы на аналогичную тему
- во-первых, защита населения, его деятельности и собственности;
- во-вторых, обеспечение активности в социальном плане;
- в-третьих, формирование условий, требующихся для производства необходимых населению товаров и услуг.
Этапы формирования и реализации государственной политики
Процесс выработки и реализации государственной политики условно можно разделить на четыре этапа последовательных действий:
- во-первых, этап выявления общественных проблем и определения целей государственной политики. Данный этап называют этапом инициирования государственной политики;
- во-вторых, этап выработки и легитимации государственной политики. Данный этап называют этапом формирования государственной политики;
- в-третьих, этап осуществления и мониторинга государственной политики. Этот этап называют этапом реализации государственной политики;
- в-четвертых, этап оценки и регулирования государственной политики. Этот этап именуют этапом оценки государственной политики.
Тот же самый процесс в контексте взаимосвязи государства и общественных проблем можно рассмотреть следующим образом: первый этап помогает государству выявить общественные проблемы, второй – выработать стратегию и план решения общественных проблем, затем законодательно закрепить содержание государственной политики, третий этап нацелен на осуществление мероприятий, обеспечивающих решение общественных проблем, а последний этап позволяет дать оценку полученным результатам и сформировать программу действий на будущее.
Содержание процесса реализации государственной политики
Реализация государственной политики представляет собой процесс динамичного и постоянного характера, осуществляемый для достижения целей развития государства с вовлечением в него различных органов государственного управления и гражданских институтов.
Процесс реализации государственной политики начинается сразу после ее легитимации.
В основе реализации государственной политики находится механизм, который включает в себя средства, ресурсы и методы, призванные обеспечить реализацию запланированных мероприятий согласно поставленным задачам. Механизм реализации государственной политики включает в себя совокупность мероприятий организационно-управленческого, нормативно-правового, социально-психологического и финансово-экономического характера.
Главными субъектами реализации государственной политики выступают органы государственного управления исполнительного характера.
На эффективность реализации государственной политики влияют следующие условия:
- во-первых, наличие четко определенных границ и основных финансовых и организационных аспектов реализации государственной политики, закрепленных в законодательстве;
- во-вторых, наличие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров и органов государственного управления исполнительного характера, ответственных за реализацию государственной политики;
- в-третьих, наличие широкой поддержки государственной политики у различных социальных групп и общественно-политических организаций;
- в-четвертых, отсутствие в государственной политике аспектов, способных отрицательно влиять на социально-экономическое, политическое развитие государства и инициировать социальные конфликты.
Органы государственного управления при реализации государственной политики призваны обеспечить получение необходимых ресурсов, разработку соответствующих программ и планов, организацию и координацию деятельности участников, осуществление мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики.
Завершающим этапом реализации государственной политики выступает ее оценка, которая призвана обеспечить получение сведений по достигнутым результатам и обеспечить базу для принятия решений на будущее. Оценка государственной политики также несет контрольную функцию. Отказ от оценки государственной политики способен снизить ее эффективность, затруднить разработку стратегии развития государства и регулирование государственных программ.
Источник
6.1. Формирование государственной политики и ее реализация
6.1. Формирование государственной политики и ее реализация
Претворение в жизнь целей и задач любого государства осуществляется через разработку и реализацию государственной политики. Государственная политика представляет собой совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.
Государственная политика призвана поддерживать устойчивое развитие социально-экономической системы государства, всех ее составных элементов, ориентировать органы государственной власти, хозяйствующих субъектов и институты гражданского общества в направлении реализации стратегических и текущих общественно значимых задач.
Государственная политика — это совокупность экономических, правовых, административных методов воздействия со стороны органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации значимых целей развития общества или его отдельных сфер.
Государственная политика представляет собой план действий органов государственной власти по решению важных общественных проблем и включающий в себя следующие элементы:
1) определение целей и приоритетов развития общества;
2) разработка и планирование политической стратегии;
3) анализ и оценка альтернативных программ в соответствии с выгодами и затратами;
4) обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;
5) выбор и принятие государственных решений;
6) мониторинг хода реализации программ;
7) оценка результатов реализации программ.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, организаций и частных лиц со стороны государства и включают в себя:
защиту прав граждан, государства и общества;
обеспечение социальной и экономической активности;
создание условий для предоставления товаров и оказания услуг для удовлетворения потребностей населения.
Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера содержания проблем и вопросов, которые органам государственной власти необходимо решать в определенной сфере общественной жизни.
Выделяют следующие виды государственной политики:
информационная и др.
Часто государственную политику также разделяют по уровням ее осуществления:
международная и мировая политика;
В зависимости от характера взаимоотношений между субъектами политики и уровня конфликтности между ними выделяют такие виды государственной политики, как распределительная, перераспределительная, регулирующая (конкурентная и протекционистская), административно-правовая, стратегическая и антикризисная.
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение, социальные льготы и дотации и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.
Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, антимонопольная политика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.
Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономический или политический кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации последствий природных катаклизмов[69].
Формирование и реализация государственной политики представляет собой цикл, состоящий из нескольких последовательных действий и включающий четыре основных этапа.
1. Инициирование государственной политики. На данном этапе происходит определение проблем, а также в связи с этим установление целей и задач органов государственной власти.
2. Формирование государственной политики. На данном этапе разрабатывается стратегия и план решения проблем, а также законодательно закрепляется документ о государственной политике.
3. Реализация государственной политики. Данный этап характеризуется исполнением мероприятий по реализации государственной политики и мониторинг осуществления государственной политики.
4. Оценка государственной политики. Данный этап заключается в регулировании государственной политики и оценке полученных результатов.
Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ, который в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если речь идет о первом послании Президента РФ после вступления в должность, то в послании определяются основные направления развития государства на ближайшие четыре года. Послание Президента РФ опирается на концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, стратегии.
Государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти, получает воплощение в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, в международных договорах России и становится основой для планирования деятельности и принятия решений по ее реализации.
Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Формирование политики является важным этапом, поскольку от ее качества зависят успех реализации и последствия проводимой политики. Разработка государственной политики должна начинаться с определения основных целей и приоритетов государства в данной сфере. Государственная политика должна быть: устремленной на достижение конкретных и определенных целей, задач и результатов; направленной на реализацию потребностей тех или иных социальных групп; учитывать внутренние и внешние ресурсы и условия, риски и угрозы, а также меры по предотвращению и противодействию им; подразумевать мониторинг и контроль на всех этапах реализации государственной политики.
Среди подходов к формированию государственной политики можно выделить:
перспективный подход, когда на основе анализа тенденций и прогнозирования развития ситуации заранее стараются спланировать и осуществить мероприятия, работая на опережение;
реагирующий подход, при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества и государства;
рациональный подход, базирующийся на экономико-математических методах и принципе рациональности.
В зависимости от того субъектов выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ выделяются четыре основные модели разработки и реализации государственной политики.
1. Модель «сверху вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем они доводятся до нижних уровней и конкретных органов регионального или местного управления, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей государственной политики.
2. Модель «снизу вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются региональные и местные органы власти, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов, постановке целей и задач. На основании их предложений, с учетом их мнений и интересов затем разрабатывается целостная государственная политика в конкретной сфере жизнедеятельности.
3. Демократическая модель, при которой существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления. Поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.
4. Смешанная модель, которая объединяет в себе вышеназванные подходы, когда существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и аппарат государственной власти.
Существуют различные теоретические подходы к изучению государственной политики, позволяющие с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они дают определенную систему координат, которая необходима в качестве отправной точки для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политики в конкретной общественной сфере. Основные теоретические концепции и подходы к изучению общественной политики представлены следующими школами.
1. Институционализм рассматривает государственную политику как результат деятельности государственных институтов (правительства, парламента, министерств, судебных органов и др.), использующих определенные административные процедуры.
2. Концепция политического процесса представляет государственную политику как результат политической деятельности или политического цикла, имеющего фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимизация, выполнение, оценка и мониторинг) по решению общественных проблем.
3. Теория групп рассматривает государственную политику как результат групповой борьбы, постоянного конфликта между различными группами в обществе и правительстве, имеющими свои ценности, интересы, ресурсы, и одновременно как поиск консенсуса по конкретным вопросам политики.
4. Теория элит рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.
5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности государства по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных научных технологий управления.
6. Теория инкрементализма представляет государственную политику как последовательную и поэтапную деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел.
7. Теория игр рассматривает государственную политику как результат рационального выбора в борьбе между двумя наиболее влиятельными сторонами в обществе или правительстве.
8. Теория общественного выбора оценивает государственную политику как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.
9. Теория открытых систем оценивает государственную политику как результат ответа административной системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды[70]. Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества, всех ветвей власти и уровней органов управления, а также неправительственных организаций, заинтересованных в соответствующих ее направлениях.
Реализация государственной политики — сложный динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие органы государственной власти и институты гражданского общества. Для реализации государственной политики органы власти разрабатывают программы, организуют деятельность участвующих в реализации субъектов, мобилизуют имеющиеся и потенциальные ресурсы.
Механизм реализации государственной политики представляет собой методы и ресурсы, обеспечивающие выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические средства и методы воздействия на управляемый объект.
Успех и результативность реализации государственной политики зависят от качества проработанности политики, точного определения границ и основных организационных и финансовых элементов государственной политики, обеспеченности органов исполнительной власти необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами, степени поддержки и понимания сущности государственной политики среди различных социальных групп и общественных объединений.
Реализация государственной политики, прежде всего, возлагается на органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законодательством ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности возложена в первую очередь на министерства. В организационную структуру министерства входят департаменты, управления, отделы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осуществляя мониторинг за реализацией государственной политики.
По отдельным направлениям государственной политики создаются специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений (совет по реализации национальных проектов и др.). Общественные организации также играют непосредственную и важную роль в организации государственной политики, поскольку очень часто сами заинтересованы в реализации определенной государственной политики.
Одним из основных элементов государственной политики является ее оценка. Оценка государственной политики представляет собой совокупность механизмов и способов изучения и измерения фактических результатов государственной политики и завершенных или находящихся на стадии реализации программ. Без систематического получения информации и обеспечения контроля за результатами и последствиями принимаемых решений и политики в целом снижается эффективность всей государственной политики и разработки будущих стратегий развития государства.
Главное назначение оценки государственной политики заключается в сборе и анализе информации с целью определения полученных результатов и последствий политики, а также последующего совершенствования государственной политики.
В реализации государственной политики в современных условиях огромная роль отводится информационному обеспечению. Обеспечение органов и должностных лиц необходимой для принятия решений информацией, а также предоставление населению информации о ходе реализации внешней и внутренней политики, государственных программ и проектов представляется важнейшим элементом успешной реализации государственной политики. Одним из направлений административной реформы в том числе является переход органов власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра и широкое использование информационно-коммуникационных технологий.
Читайте также
4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики
4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень
§ 11.4. Формирование новой государственной системы в России
§ 11.4. Формирование новой государственной системы в России Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и, наконец, отсутствия реальной российской государственности. Таким
4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России
4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России 4.4.1. Линейное и цикличное измерение государственных закономерностей С одной стороны, история – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом с целью установления
4.4.2. Ритмы государственной политики
4.4.2. Ритмы государственной политики Рассмотрение государственной политики в качестве динамической категории существующей и изменяющейся в рамках определенного социо-пространственно-временного континуума, позволяет говорить о ней как о циклической системе,
2. Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав
2. Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав На основании статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества. При этом в соответствии с
4. Направления государственной политики
4. Направления государственной политики Федеральный орган (Роспатент), проводящий государственную политику в области авторского права и смежных прав, отвечает за: 1) разработку политики, направленной на развитие творчества и охрану произведений, являющихся его
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация федеральных законов
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация федеральных законов
8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы Вопросы организации государственной и муниципальной службы — это прежде всего разработка и реализация кадровой политики на федеральном, субъектов Федерации
Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и государственной политики
Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и государственной политики Политическая сфера жизни болгарского общества получила новое правовое оформление. Основополагающим принципом политической жизни провозглашается политический плюрализм.
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую
СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования
СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей
СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей 1. Целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и
Источник