Способы формирования государств собственности

Статья 58. Способы формирования муниципального имущества

Статья 58. Способы формирования муниципального имущества

Основными способами формирования муниципального имущества являются:

1. Передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную и областную государственную собственность, а также муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

В собственность муниципального образования подлежат передаче объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

ГАРАНТ:

О порядке разграничения и оформления объектов муниципальной собственности см. постановление городской администрации от 7 июня 1995 г. N 720

Механизм передачи соответствующих объектов в муниципальную собственность и порядок их внесения в реестр муниципальной собственности города определяется городской Думой с учетом особенностей правового режима соответствующих объектов.

При возникновении спора о принадлежности объектов муниципальной собственности, переданных ранее из государственной собственности, отмена акта городского самоуправления о включении соответствующих объектов в реестр муниципальной собственности возможна лишь в судебном порядке.

2. Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Коммерческая деятельность муниципальных предприятий осуществляется на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных действующим законодательством и допускающих возможность более детального регулирования соответствующих полномочий нормативными актами городской Думы и Мэра города. Существующее, создаваемое и приобретаемое имущество, полученная прибыль, иные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, являются одновременно объектами муниципальной собственности.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Городская Дума и (или) Мэр города могут устанавливать дополнительные правила, связанные с обеспечением большей самостоятельности учреждениям при осуществлении ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной собственности, в особенности, вновь приобретенными объектами самими учреждениями.

3. Приобретение имущества муниципальной собственности по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Имущество муниципальной собственности может быть приобретено на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.

В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности может возникнуть также на имущество при самовольной постройке в черте муниципального образования, находке, существовании на территории города бесхозных вещей, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

ГАРАНТ:

О порядке передачи в муниципальную собственность и отчуждения объектов недвижимости см. также постановление городской администрации от 17 апреля 1996 г. N 598

Бесхозные недвижимые объекты принимаются на учет муниципальным учреждением технической инвентаризации на основании распоряжения Мэра города и вносятся Комитетом по управлению имуществом в реестр муниципальной собственности. По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет Администрация города может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При отказе в иске бесхозная недвижимая вещь может быть приобретена в муниципальную собственность в силу приобретательской давности. На этом же основании в муниципальную собственность могут перейти и движимые бесхозные объекты.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 57. Способы формирования муниципального имущества

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 15 декабря 2009 г. N 678 в статью 57 главы 9 настоящего Устава внесены изменения

Статья 57. Способы формирования муниципального имущества

Основными способами формирования муниципального имущества являются:

1. Передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную и областную государственную собственность, а также муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

В собственность муниципального образования подлежат передаче объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

ГАРАНТ:

О порядке разграничения и оформления объектов муниципальной собственности см. постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 7 июня 1995 г. N 720

Механизм передачи соответствующих объектов в муниципальную собственность и порядок их внесения в реестр муниципального имущества города определяется городской Думой с учетом особенностей правового режима соответствующих объектов.

При возникновении спора о принадлежности объектов муниципальной собственности, переданных ранее из государственной собственности, отмена акта городского самоуправления о включении соответствующих объектов в реестр муниципального имущества возможна лишь в судебном порядке.

2. Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Коммерческая деятельность муниципальных унитарных предприятий осуществляется на праве хозяйственного ведения, оперативного управления в пределах, установленных действующим законодательством и допускающих возможность более детального регулирования соответствующих полномочий нормативными актами городской Думы и Мэра города. Существующее, создаваемое и приобретаемое имущество, полученная прибыль, иные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, являются одновременно объектами муниципальной собственности.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Читайте также:  Норму права при изложении которой использован бланкетный способ

Имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Городская Дума и (или) Мэр города могут устанавливать дополнительные правила, связанные с обеспечением большей самостоятельности учреждениям при осуществлении ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной собственности, в особенности, вновь приобретенными объектами самими учреждениями.

3. Приобретение имущества муниципальной собственности по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Имущество муниципальной собственности может быть приобретено на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.

В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности может возникнуть также на имущество при самовольной постройке в черте муниципального образования, находке, существовании на территории города бесхозяйных вещей, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

Источник

Статья 57. Способы формирования муниципального имущества

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 15 декабря 2009 г. N 678 в статью 57 главы 9 настоящего Устава внесены изменения

Статья 57. Способы формирования муниципального имущества

Основными способами формирования муниципального имущества являются:

1. Передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную и областную государственную собственность, а также муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

В собственность муниципального образования подлежат передаче объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

ГАРАНТ:

О порядке разграничения и оформления объектов муниципальной собственности см. постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 7 июня 1995 г. N 720

Механизм передачи соответствующих объектов в муниципальную собственность и порядок их внесения в реестр муниципального имущества города определяется городской Думой с учетом особенностей правового режима соответствующих объектов.

При возникновении спора о принадлежности объектов муниципальной собственности, переданных ранее из государственной собственности, отмена акта городского самоуправления о включении соответствующих объектов в реестр муниципального имущества возможна лишь в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 29 августа 2014 г. N 697 в часть 2 статьи 57 главы 9 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу со дня истечения срока полномочий Мэра города, избранного до дня вступления в силу названного решения, в том числе в результате досрочного прекращения его полномочий, но не ранее дня официального опубликования названного решения, произведенного после его государственной регистрации

2. Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Коммерческая деятельность муниципальных унитарных предприятий осуществляется на праве хозяйственного ведения, оперативного управления в пределах, установленных действующим законодательством и допускающих возможность более детального регулирования соответствующих полномочий нормативными актами городской Думы и Администрации города. Существующее, создаваемое и приобретаемое имущество, полученная прибыль, иные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, являются одновременно объектами муниципальной собственности.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Городская Дума и (или) глава Администрации города могут устанавливать дополнительные правила, связанные с обеспечением большей самостоятельности учреждениям при осуществлении ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной собственности, в особенности, вновь приобретенными объектами самими учреждениями.

3. Приобретение имущества муниципальной собственности по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Имущество муниципальной собственности может быть приобретено на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.

В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности может возникнуть также на имущество при самовольной постройке в черте муниципального образования, находке, существовании на территории города бесхозяйных вещей, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

Источник

Способы формирования государств собственности

ГК РФ Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Источник

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – разобраться в сущности понятия «экономическая система».

  • раскрыть структуру экономической системы;
  • понять роль собственности в экономической системе;
  • выявить суть экономических интересов и их противоречий.

Оглавление

1.3.1. Понятие «экономическая система», ее структура

Экономика любой страны – это ее реальная действительность: совокупность предприятий, фабрик, заводов, шахт и т. д. Каждое предприятие расположено на определенной территории. Следовательно, возникает территориальная структура экономики. Отдельные производства складываются в отрасли – образуется отраслевая структура. Таким образом, экономика предполагает наличие огромного количества связей, взаимоотношений, важнейшие из которых изучает экономическая теория.

Читайте также:  Персиковое масло для носа способ применения

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу их производства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных потребностей. От способа упорядочения зависит тип экономической системы.

Любая экономическая система имеет определенную структуру (см. рис. 1).

Материально-вещественную основу (фундамент) экономической системы составляют производительные силы. Они определяют как бы «рамочные» параметры экономической системы.

Субъектами экономической системы выступают государство, фирмы, индивиды. Важнейшим структурным элементом экономической системы являются экономические отношения между субъектами, ядром которых выступает собственность.

Упорядоченность системы определяют организационные формы хозяйственной деятельности на всех ее уровнях; хозяйственное право; хозяйственный механизм как способ регуляции экономической деятельности. Все это проявляется через конкретные многочисленные разнообразные экономические связи между хозяйcтвующими субъектами.

1.3.2. Собственность: понятие, типы, виды. Право собственности

Собственность представляет собой исторически определенное экономическое отношение между людьми по поводу присвоения вещей. Однако присвоение и собственность – понятия не тождественные. Исторически первой формой присвоения явилось пользование, следующей, более развитой – владение (как закрепленное на определенное время пользование). Собственность же – это наиболее развитая, монопольная форма присвоения. Она включает в себя владение и пользование. В то же время собственник может передать объекты собственности во владение и пользование другим лицам. Отсюда возникает понятие «распоряжение». Это форма организации и управления объектами собственности (см. рис. 2). Функции распоряжения распределяются между собственником, имеющим главные функции, владельцем и пользователем. От правильного распределения этих функций зависит эффективность использования объектов собственности.

Собственность играет определяющую роль в экономике. Она выражает отношения по поводу производства, распределения результатов производства, продукции, и на этой основе – характер обмена и потребления. Таким образом, отношения собственности как бы «пронизывают» всю систему экономических отношений, выражая их специфику.

Нет собственности «вообще», она всегда существует в определенной общественной форме. Экономисты выделяют прежде всего два типа собственности: частную и общественную. В рамках этих двух типов в истории имелось и имеется сегодня большое разнообразие конкретных видов (форм) собственности (см. рис. 3).

Частная собственность является абсолютной монопольной формой присвоения условий и результатов производства экономически обособленными индивидами в их интересах. Частная собственность имеет различные виды: индивидуальная, семейная, коллективная, кооперативная, корпорационная. Она может быть основана на личном труде производителя (трудовая частная собственность крестьян, ремесленников, малый бизнес) и на присвоении результатов чужого труда – различных формах эксплуатации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической).

Общественная собственность характеризует совместное присвоение условий, средств и результатов производства. Она направлена на гармонизацию экономических интересов общества. Формой общественной собственности является государственная. Государственная собственность возникла вместе с государством, имела место в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, социалистическом обществах.

В результате изменения по тем или иным причинам роли и функций государства может происходить разгосударствление собственности. Это – процесс экономических преобразований, который ведет к постепенному изменению роли государства как непосредственного субъекта экономических отношений, к сокращению его предпринимательской деятельности. Пути разгосударствления: денационализация, приватизация, либерализация, коммерциализация, создание смешанных предприятий.

Для успешной реализации отношений собственности должны быть созданы правовые механизмы. В экономической литературе выделяют следующие права собственности: право владения, право использования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу благ в наследство, право на бессрочность обладания благом, запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность, право на остаточный характер.

Таким образом, это – санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями) поведенческие отношения между людьми по поводу присвоения благ, т. е. определенные «правила игры», принятые в обществе.

1.3.3. Потребности и система экономических интересов

Система экономических отношений, прежде всего отношений собственности, порождает систему экономических интересов.

Материальная основа экономических интересов – потребности. Потребности выражают объективную необходимость в условиях и средствах существования человека для продолжения процесса жизнедеятельности.

Потребности индивидов, предприятий, общества в целом многообразны. В экономике различают:

  • материальные потребности и духовные;
  • потребности общества и личности;
  • потребности в средствах производства и предметах потребле­ния;
  • потребности в продовольственных и непродовольственных то­варах;
  • и т. д.

Широкое распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших», материальных до «высших», духовных:

  • физиологические потребности;
  • потребности в безопасности;
  • потребности в социальных связях;
  • потребности самоуважения;
  • потребности в самоактуализации.

Первые две группы, согласно Маслоу, – низшего порядка, последние две – высшего. Но до тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего.

Необходимость удовлетворения потребностей побуждает людей к деятельности. Возникает интерес как побудительный мотив к деятельности.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: экономический интерес – это побудительный мотив к производственной деятельности, обусловленный потребностями и преломляющийся через «призму» отношений собственности.

Экономические интересы представляют собой чрезвычайно сложную, противоречивую систему (см. рис. 4).

С одной стороны, внутреннее единство производственного процесса как целого, его общественный характер предопределяют общность экономических интересов всех без исключения членов общества: развитие производства, производительных сил, экономики. Вместе с тем, ограниченность ресурсов, по поводу которых формируются экономические отношения, предопределяет противоречивость интересов отдельных лиц. Особенно это характерно в условиях разделения труда и собственности. Моменты общности экономических интересов предстают как абстрактные. Возникает противоположность интересов по поводу присвоения результатов производства, борьба в защиту своих интересов.

Читайте также:  Как избавится от похмелья самому способы

Классификация экономических интересов осуществляется на основе использования различных критериев. В связи с этим выделяются частные (индивидуальные), групповые и общественные интересы; национальные, интернациональные и мировые; региональные и ведомственные; текущие и перспективные; классовые интересы и интересы социальных групп; интересы молодежи и пенсионеров и т. д.

Противоречия экономических интересов объективно обусловлены, выступают движущими силами развития. Экономическая теория и экономическая политика должны быть направлены на реализацию и согласование экономических интересов.

В зависимости от методов согласования экономических интересов различают типы экономических систем.

1.3.4. Типы и модели экономических систем

Различие типов экономических систем проявляется прежде всего в том, как они отвечают на три основных и взаимосвязанных вопроса, стоящих перед любой экономикой:

  • Что производить? (Блок потребностей)
  • Как производить? (Блок ресурсов и технологии)
  • Для кого производить? (Блок использования продукции).

По способу ответа на эти вопросы экономические системы обычно делят на три типа: традиционную систему, командную и рыночную.

Традиционные экономические системы обычно расположены в наиболее удаленных районах мира, где люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством, рыболовством, охотой. Продукты, производимые ими, не изменяются в течение сотен лет. В результате что и как производить, определяется очень медленно изменяющимися обычаями. Освященные временем и поддерживаемые специальными ритуалами обычаи определяют производство, распределение, обмен и потребление.

В командно-административной системе главенствующую роль играет государство, которое и решает вопросы по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Как правило, в руках государства сосредоточена большая часть собственности на ресурсы. Экономические связи строятся на основе централизованного обязательного планирования.

Рыночная система – это такой тип хозяйствования, при котором действия многих отдельных покупателей и продавцов, стихийно складываясь, дают ответы на вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Экономическая роль государства в чисто рыночной системе сведена к минимуму. Основу составляет частная собственность на средства производства и производимую продукцию. Важнейшим движущим мотивом является прибыль.

В реальной современной действительности отмеченные типы экономических систем в «чистом виде» не существуют. Каждая страна имеет свою модель экономической системы, т. н. смешанную экономику.

Используя дополнительную литературу, можно проанализировать современные модели на примере разных стран. Кроме того, определенный интерес представляют схемы, приведенные на рис. 5, 6.

Источник: Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /
Под общ. ред. В. И. Видяпина. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – С. 65.

Выводы

1. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу их производства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных потребностей. От способа упорядочения зависит тип экономической системы. Основой экономической системы является собственность. Она выражает отношения по поводу производства, распределения результатов производства, продукции, и на этой основе – характер обмена и потребления.

2. Собственность представляет собой исторически определенное экономическое отношение между людьми по поводу присвоения вещей. Присвоение и собственность – понятия не тождественные. Исторически первой формой присвоения явилось пользование, следующей, более развитой – владение (как закрепленное на определенное время пользование). Собственность же – это наиболее развитая, монопольная форма присвоения. Распоряжение – это форма организации и управления объектами собственности. Функции распоряжения распределяются между собственником, имеющим главные функции, владельцем и пользователем.

3. Для успешной реализации отношений собственности должны быть созданы правовые механизмы. В экономической литературе выделяют следующие права собственности: право владения, право ис­пользования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу благ в наследство, право на бессрочность обладания благом, запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность, право на остаточный характер.

4. Система экономических отношений, прежде всего отношений собственности, порождает систему экономических интересов. Экономический интерес – это побудительный мотив к производственной деятельности, обусловленный потребностями и преломляющийся через «призму» отношений собственности. Противоречия экономических интересов объективно обусловлены, выступают движущими силами развития. Экономическая теория и экономическая политика должны быть направлены на реализацию и согласование экономических интересов.

5. В зависимости от методов согласования экономических интересов различают следующие типы экономических систем: традиционную, административно-командную и рыночную. В реальной современной действительности отмеченные типы экономических систем в «чистом виде» не существуют. Каждая страна имеет свою модель экономической системы, т. н. смешанную экономику.

Вопросы для самопроверки

  • Что представляет собой экономическая система, какова ее структура?
  • Как можно охарактеризовать понятие «собственность»?
  • В каком соотношении находятся понятия «присвоение», «пользование», «владение», «собственность», «распоряжение»?
  • Какую роль играют права собственности?
  • Какие типы, виды или формы собственности существуют?
  • Что включается в понятие «экономический интерес»?
  • Каковы критерии классификации экономических интересов?
  • Какие существуют типы и модели экономических систем?

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 38-44, 172-189.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 15-19, 49-71.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие/ Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 26-38.

Источник

Оцените статью
Разные способы