Способы формирования гендерной идентичности

Содержание
  1. Этапы и механизмы становления гендерной идентичности человека.
  2. Гендерная идентичность: механизмы формирования и процессы развития мужчин и женщин
  3. 5.3.2. Формирование гендерной идентичности и принятие гендерных ролей
  4. Читайте также
  5. 2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности
  6. 14.2. Формирование убеждения и принятие решения судом
  7. Глава 10 Школа как институт гендерной социализации И. С. Клецина
  8. Глава 18 Социально–психологический анализ гендерных ролей Е. В. Юркова, И. С. Клецина
  9. Модели гендерных отношений
  10. НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ”
  11. Формирование идентичности подростка
  12. 5.3.1. Формирование половой идентичности
  13. 6.2.1.1. Формирование половой идентичности
  14. 6.2.1.2. Принятие гендерных ролей
  15. Принятие себя, принятие своей Тени
  16. Идея относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях

Этапы и механизмы становления гендерной идентичности человека.

Гендерная идентичность –осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.

Гендерная идентичность – продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.

Гендерная социализация — процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация — направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение.

Процесс гендерной социализации, в результате которой рождается гендерная идентичность, исследователи представляют как трехступенчатый, связанный с созреванием личности. При этом:

первая стадия – идентификация, достигаемая к 3 годам («осознание половой принадлежности» или «гендерная идентификация»);

вторая стадия – компетентность в поведении в 7–12 лет («половая дифференциация поведения» или «социализация Я»);

третья стадия связывается со становлением первичной идентичности, описанной Э.Эриксоном («переоценка гендерной идентичности» или «саморегуляция Я»).

Гендерная идентичность развивается на протяжении всей жизни, позволяя индивиду осваивать различные социокультурные «возрастные пласты» в соответствии с социальными нормами своей «гендерной группы» и собственными предпочтениями.

Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора.

В три-четыре года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности — это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения.

Основные механизмы гендерной социализации.

1.Подражание родителю (родственнику), наиболее значимому для ребенка, имитация его поведения. Действие данного механизма прослеживается в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в ролевых играх, можно достоверно судить о том, что он видит в семье.

2.Механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентации на идеал полоролевого поведения, отвечающей его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего матери или отца).

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения заключается в реакции окружающих на полоролевые проявления подрастающего ребенка, который получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу), если поступает в согласии или несогласии с представлениями окружающих. При этом подкрепление может быть как прямым (в адрес самого ребенка), так и косвенным (в адрес других детей, но ребенок «примеривает» его на себя). В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы гендерной социализации: конформизм, внушение, групповые ожидания, ролевое научение и др.

На формирование психологического пола ребенка большое влияние оказывает родительское отношение. При этом биологический пол ребенка на момент его рождения является номинативным, далее в процессе социализации формируются как половая, так и гендерная идентичность. Л.К.Емельянова в результате многолетних исследований делает вывод о том, что девочки в процессе гендерной идентификации стараются выработать у себя те качества, которые более всего ценят в матери (заботливость, нежность, честность и пр.). Мальчики стремятся подражать отцам в профессионализме, устремленности, ответственности.

Источник

Гендерная идентичность: механизмы формирования и процессы развития мужчин и женщин

До недавнего времени в отечественной науке понятие «идентичность» практически не использовалось и не являлось предметом теоретического и эмпирического изучения. В зарубежных трудах исследование идентичности главным образом осуществлялось в двух теоретических направлениях: первое опирается на понятие идентичности, введенное Э. Эриксоном (1960, 1968), второе исходит из концепции «Я» (self) Дж. Мида (1975).

Впервые детально понятие идентичности было представлено в известной работе Э.Эриксона «Детство и общество» (1950), и все даль­нейшие исследователи так или иначе соотносились с его концепцией.

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры человека в широком смысле является адаптация. Такое понимание идентичности для Эриксона носит цен­тральный характер в процессе развития личности.

Идентичность рассматривается им как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тож­дественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопро­вождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

С одной стороны, оно основано на восприятии себя, своего су­ществования во времени и пространстве, с другой — на восприятии того факта, что другие признают это тождество и непрерывность.

Читайте также:  Способы обогащения металлических руд

Эриксон выделял три уровня идентичности: инди­видный, личностный, социальный.

Индивидная идентичность — это результат осознания челове­ком собственной протяженности, представление о себе как некото­рой относительно неизменной данности физического облика, темпе­рамента, задатков, прошлого опыта и устремления в будущее.

Личностная идентичность — ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обуслов­ливающее тождественность самому себе. Этот элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности инте­грировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности и с благоприятны­ми возможностями, предлагаемыми социальными ролями» [116].

Социальная идентичность — личностный конструкт, который от­ражает внутреннюю солидарность человека с социальными, группо­выми идеалами, нормами, помогающими процессу Я-категоризации (гендерная, профессиональная, этническая, религиозная).

Дж. Мид под идентичностью понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь вообще как связанное, единое целое. Он рассматривал «Я» как продукт соци­ального взаимодействия: индивид воспринимает себя не прямо и не­посредственно, а посредством частных точек зрения на него других людей, при помощи обобщенной точки зрения на него всей группы.

Мид ввел положение о том, что структура идентичности прояв­ляется через «решения проблем». Ре­шение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. Например, для достижения иден­тичности подросток должен решить такие проблемы: идти учиться или работать; какую работу выбрать; вести половую жизнь или нет и т. п. По мере принятия человеком все более разнообразных ре­шений относительно себя и своей жизни развивается структура его идентичности, повышается осознание им своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни.

Мид выделяет два аспекта идентичности — ориентированный на социальное окружение «Ме» и ориентированный на индивиду­альность «I». «Ме» характеризует человека как существо, детерми­нированное социально заданными условностями. «Ме» — предста­витель общества в индивидууме. «Ме» образуют усвоенные человеком социальные установки, стереотипы, нормы (моральные, этнические, тендерные, профессиональные). «I» описывает человека как суще­ство, способное реагировать на социальную ситуацию своим индиви­дуальным, уникальным образом. «I» — это то, как человек спонтанно воспринимает ту часть своего «Я», которая обозначена в «Ме». При интерпретации человеческого поведения необходимо учитывать оба аспекта идентичности.

Наиболее популярной является модель Дж. Марсиа. Он выделил четыре вида, или статуса, идентичности.

Достигнутая идентичность — это состояние характерно для лю­дей, прошедших период кризиса и самоисследований. Они отошли от родительских установок и оценивают свои выборы и решения, исходя из сформированных личностно значимых целей, ценно­стей и убеждений. Они эмоционально включены в процессы про­фессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Марсиа считает основными направлениями формирования идентичности.

Мораторий. Это наиболее критический период формирования идентичности. Его содержание — активная конфронтация взрослею­щего человека с предлагаемым обществом спектром возможностей. Человек переживает кризис идентичности и активно пытается раз­решить его, используя различные варианты. Такой человек находит­ся в активном поиске информации, полезной для разрешения кри­зиса (чтение специальной литературы, беседы с друзьями, реальное экспериментирование со стилями жизни). Его бросает из крайности в крайность, и это характерно не только для поведения, но и для представлений о самом себе.

Преждевременная идентичность. Этим статусом обладает чело­век, который никогда не переживал кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убежде­ний. У человека с преждевременной идентичностью элементы иден­тичности формируются относительно рано, не в результате самосто­ятельного поиска и выбора, а вследствие идентификации с родите­лями или другими значимыми людьми. Преждевременная останов­ка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер.

Диффузия идентичности. Это состояние характерно для людей, не имеющих сформированных целей, ценностей и убеждений и не пытающихся активно сформировать их. Они или никогда не были в состоянии кризиса идентичности, или оказались беспомощными перед лицом возникающих проблем. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, вклю­чая пессимизм, тоску, апатию, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности. Диффузная иден­тичность может сопровождаться чувством выраженного психологи­ческого дискомфорта, страхом, желанием смерти.

Дж. Мид считал, что человек при рождении не обладает иден­тичностью, она возникает в результате его социального опыта при взаимодействии с другими людьми. Он выделяет два вида идентич­ности.

Неосознаваемая, базирующаяся на неосознанно принятых нор­мах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, по­ступающих от социальной группы, к которой он принадлежит.

Осознаваемая, возникающая в процессе размышления челове­ка о себе, о своем поведении. Здесь большое значение имеют ког­нитивные процессы, так как переход от неосознаваемой к осозна­ваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Осознаваемая идентичность дает личности относительную свободу, поскольку человек перестает следовать ритуализированному развер­тыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего по­ведения. Развитие идентичности идет от неосознаваемой к осозна­ваемой [151].

И. Гоффман выделяет три вида идентичности:

— социальная иден­тичность (типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит);

— личностная иден­тичность (индивидуальные признаки человека и уникальная комби­нация фактов его жизни);

— Я-идентичность (субъективное ощущение индивидом своей уникальности) [139].

Гендерная идентичность является составной частью социальной идентичности, имеет личностную окраску, зависит от социокультурных ситуаций и способна менять свою направленность и содержание.

Источник

5.3.2. Формирование гендерной идентичности и принятие гендерных ролей

5.3.2. Формирование гендерной идентичности и принятие гендерных ролей

Исследования в области психологии пола и гендера – одно из новых направлений в психологии. По мнению И. С. Кона, было время в развитии отечественной психологии, которое можно назвать периодом «бесполого сексизма». Различия между полами – мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами, а уж тем более – психологическая интерпретация половой и гендерной дифференциации практически не проводились. И. С. Клецина (2003) отмечает, что даже тогда, когда эта проблематика стала одной из актуальных, она исследовалась в аспекте психофизиологического направления (Г. И. Акинщикова, Н. А. Розе, Е. И. Степанова), либо психологического, но построенного лишь на констатации, а не на интерпретации половых различий (В. С. Агеев, Т. А. Репина, В. В. Абраменкова).

Читайте также:  Способы пролонгирования действия лекарственных средств

Позднее появились работы, в которых проблема половых различий была поставлена специально (В. Е. Каган, Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас, И. И. Лунина, Т. И. Юферова), однако и в них собственно психологическая интерпретация часто подменялась ссылками на биологические и психофизиологические различия и простой констатацией полученных фактов. Нередки случаи оценочных суждений, в которых мужчине и женщине отводилось строго определенное место и роль в системе общественных отношений (В. П. Багрунов; Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан).

В 80-90-х годах ХХ столетия стали проводить дифференциацию между половыми и гендерными различиями, рассматривая первые как различия между мужчинами и женщинами, обусловленные анатомо-физиологическими особенностями, а вторые – как различия, обусловленные культурой, условиями полоролевой социализации, хотя понятно, что в обоих случаях исследователь имеет дело не с моно– (влияние биологического или социального фактора), а с полисистемной детерминацией различий (Виноградова, Семенов, 1993; Визгина, Пантилеев, 2001; Радина, 1999).

По мнению И. С. Клециной, наиболее значимыми вопросами гендерной теории являются такие проблемы, как «природа половых различий, динамика гендерных различий, влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации» (Клецина, 2003, с. 74).

Согласно Е. Т. Соколовой и др. (2001), объяснения извращений гендерной идентичности традиционно основывались на биологических факторах, на патологии влечений, и только в последнее время стали рассматриваться с точки зрения социально-психологического опыта, нарушений личности, «самосознания, с приобретенным в раннем детстве негативным опытом межличностного взаимодействия» (Соколова, Бурлакова, Лэонтиу, 2001, с. 4). Холистический подход, который разрабатывают авторы, учитывает существенную особенность развития и функционирования личности, в соответствии с которой изучение гендерной самоидентичности и ее девиаций «причинно связываются со своеобразием строения целостной личностной самоидентичности, с особенностями ее нормального и аномального развития, с когнитивным развитием и когнитивной организацией…» (там же, с. 4). Эта точка зрения противопоставляется традиционному подходу, названному «“школьным” изоляционизмом», изучающим гендерную идентичность вне целостной самоидентичности личности.

Вслед за Е. Т. Соколовой и др. (2001), мы понимаем «гендерную идентичность (курсив мой. – Н. Х.) как частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное “чувство пола”, развиваются модели поведения по маскулинному или феминному типу и реализуются желаемые выборы сексуального партнера» (Соколова, Бурлакова, Лэонтиу, 2001, с. 4), тем не менее, условно разделяя половую и гендерную идентичность.

Ролевые предпочтения формируются у ребенка очень рано. Уже к концу первого года жизни можно наблюдать полоспецифичное поведение. Раннее проявление предпочтений в половых стереотипах обусловлено системой подкреплений со стороны родителей и других близких для ребенка людей.

Гендерная роль – это набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Существует мнение, что женское поведение направлено на установление межличностных отношений, а мужское – на личностный рост, на Эго-развитие, что цель «совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры» (Реан, 2002, с. 204). Мальчики ориентированы на достижения, утверждение себя, соревнование и соперничество. «Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным» (там же, с. 204). Слово пассивность не означает астеничность – отсутствие активности. Оно указывает на более низкий уровень инициативы, по сравнению с поведением мальчиков. В контексте темы гендерных ролей мы имеем в виду не просто мальчиков и девочек, а их поведение, соответствующее их биологическим особенностям. Иными словами, пока мы условно предполагаем, что мальчики ведут себя по-мужски, а девочки – по-женски.

Женская роль ассоциируется с заботой, симпатией, проявлением нежности и ласки, с сочувствием и сопереживанием, т. е. с эмпатийными чувствами, с интернализацией конфликтов. Защитное поведение девочки, девушки, женщины строится на механизмах отрицания и изоляции, и, возможно, в целом слабее «системы мужских психологических защит» (Cramer, Ford, Blatt, 1988; Cramer, Blatt, 1990).

Мужская роль соотносится с активным, целенаправленным, агрессивным поведением, со склонностью к риску, с экстернализацией конфликта, с независимостью, спонтанностью и смелостью. В ряде случаев мужская роль описывается в категориях «компетентности», «осведомленности», «ума» и «сообразительности». Защитное поведение мальчика, юноши, мужчины проявляется в актуализации проекции и интеллектуализации.

В подростковом возрасте принятие гендерных ролей не только желательно, но и необходимо, поскольку уже в период юношества половые предпочтения и половое поведение (наряду с рядом других факторов) определяют успех в установлении межличностных отношений. Гендерные роли, как мы уже говорили, формируются под влиянием социокультурных факторов, и поэтому жестко не закреплены за половыми ролями. Биологическая женщина может принимать как женскую, так и мужскую роль. То же самое относится к биологическому мужчине. В ряде исследований показана связь образов маскулинности-фемининности с этнокультурными полоролевыми традициями (Лопухова, 2001), характер позитивного и негативного влияния полоролевой социализации на самореализацию личности (Алешина, Волович, 1991), изоморфность «материнского диалога», т. е. диалога матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза и основ внутреннего диалога в самосознании (Соколова, Бурлакова, Лэонтиу, 2001).

Человек, выбирающий мужскую роль и соответствующий ей стиль поведения, относится к маскулинному типу личности, который характеризуется высокими показателями по маскулинности (смелость, аналитический ум, независимость и проч.) и низкими показателями по фемининности (нежность, слабость, робость и проч.). Человек, выбирающий женскую роль и определенный стиль поведения, относится к фемининному типу, характеризующемуся низкими показателями по маскулинности и высокими показателями по фемининности. Высокие показатели одновременно по маскулинности и по фемининности определяют принадлежность к андрогинному типу, а низкие показатели – к недифференцированному, или диффузному типу.

В литературе существуют противоречивые сведения о том, как комплекс маскулинность-фемининность связан с адаптацией человека. «Психически здоровая личность должна обладать выраженными маскулинными характеристиками, для женщин же важнейшим показателем психологически адаптированной личности является фемининность» (Ениколопов, Дворянчиков, 2001, с. 101).

По мнению целого ряда исследователей, психическая адаптация тесно связана с традиционной половой ролью, т. е. преимущественно с маскулинными чертами у мужчин и фемининными – у женщин (Heibrun, 1976; Silvern, Ryan, 1979).

Иного мнения придерживаются те, кто считает, что комбинирование маскулинных и фемининных особенностей, т. е. андрогинность, представляет собой наилучший адаптационный вариант (Bem, 1974; Constantinopole, 1973), аргументируя свою позицию данными эмпирических исследований.

Читайте также:  Способы лечения суставов пальцев руками

Существует и иная точка зрения, согласно которой тесная связь между андрогинностью и психическим здоровьем отсутствует, поскольку следствием андрогинного типа половой (гендерной) идентичности является не одно решение, а, по крайней мере, два.

Первое – андрогинность может обеспечивать адаптацию и саморегуляцию личности и способствовать широкому использованию способов, средств, приемов в организации опыта и его управлении.

Второе – андрогинность может приводить к спутанности ролей, к компенсации недостаточности одной роли за счет другой, к неадекватной актуализации ролевых установок.

Исследования, проведенные по проблеме половой (гендерной) идентичности (Ениколопов, Дворянчиков, 2001; Silvern, Ryan, 1979), показали, что андрогинность не является эквивалентом психического здоровья, а вот маскулинность отрицательно коррелирует с симптомами дистресса как у мужчин, так и у женщин. Психопатология ассоциируется с низкими показателями маскулинности у мужчин и женщин, а фемининность является атрибутом дистресса только у мужчин.

Столь же тщательно необходимо разбираться с проблемностью диффузного (недифференцированного) типа личности, который отличается от трех других низкими оценками по маскулинности и фемининности. Думается, что здесь возможны варианты.

Во-первых, человек с диффузным типом гендерной идентичности может оценивать себя в других категориях, игнорируя гендерные признаки. Хорошо известен эмпирический факт, согласно которому европейцы (мужчины и женщины) не отличаются друг от друга по психологическим профилям, полученным с помощью опросников, тогда как в странах Азии такие различия есть. Например, восточные мужчины оценивают себя как свободных и независимых, а женщины – как зависимых, подчиненных и послушных.

Во-вторых, недифференцированность по симптомокомплексу маскулинность-фемининность может указывать на наступление кризиса личностного роста, проявившегося в отказе от прежней идентичности, в регрессии в диффузное состояние с целью принятия новой половой роли. Как полагал Карл Юнг, регрессия в ряде случаев означает потребность сделать шаг назад с тем, чтобы продвинуться на два шага вперед.

В-третьих, снижение показателей по маскулинности-фемининности у женщин является компенсацией слабой мужской роли у их партнеров-мужчин.

И, в-четвертых, недифференцированность мужских и женских черт, их невыразительность действительно (на что часто и указывают) является показателем диффузности Я, наличия разрывов в представлениях о себе. «Постоянное чувство пустоты в восприятии себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других – все это проявления диффузной идентичности» (Кернберг, 2000, с. 24–25).

Принятие гендерных ролей происходит задолго до подросткового возраста, однако именно в период пубертата на основе принятия новой телесности и целостного изменения представлений о самоидентичности происходит формирование представления о гендерной роли, определяющее в период юности и взрослости свободу выбора, вариативность поведения в разных ситуациях и функционирование личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности

2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает

14.2. Формирование убеждения и принятие решения судом

14.2. Формирование убеждения и принятие решения судом Формирование судейского убеждения — не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупности доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается

Глава 10 Школа как институт гендерной социализации И. С. Клецина

Глава 10 Школа как институт гендерной социализации И. С. Клецина Вводные замечания Занятия по этой теме проводятся после рассмотрения общих вопросов, касающихся феномена гендерной социализации, и выделения особенностей основных социальных институтов гендерной

Глава 18 Социально–психологический анализ гендерных ролей Е. В. Юркова, И. С. Клецина

Глава 18 Социально–психологический анализ гендерных ролей Е. В. Юркова, И. С. Клецина Вводные замечания Понятие «гендерной роли» является одним из основных в изучении курса «Гендерной психологии», так как оно неразрывно связано с проблемами «гендерной социализации»,

Модели гендерных отношений

Модели гендерных отношений Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно–зависимой модели отношений [11].Первая модель – партнерские отношения – характеризуется следующим: это

НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ”

НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ” Клинически “диффузная идентичность” представлена плохой интеграцией между концепциями Я (self)[2] и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя,

Формирование идентичности подростка

Формирование идентичности подростка Идентичность – устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии,

5.3.1. Формирование половой идентичности

5.3.1. Формирование половой идентичности Согласно Е. Т. Соколовой, во многих теориях физическое Я не включается в Я-концепцию, хотя на самом деле телесный опыт играет весьма важную роль в развитии представления личности о себе, тем более в подростковом возрасте. «Осознание

6.2.1.1. Формирование половой идентичности

6.2.1.1. Формирование половой идентичности Для решения вопроса об особенностях формирования половой идентичности в период с 12–13 до 15–16 лет было проведено лонгитюдное исследование, в котором принимали участие одни и те же подростки: на 1-ом тестировании – 53 девочки и 43

6.2.1.2. Принятие гендерных ролей

6.2.1.2. Принятие гендерных ролей Для того чтобы понять, каким образом происходит принятие гендерных ролей подростком, связаны ли роли с полом подростка, определяют ли они половые стереотипы и защитное поведение, необходимо сформулировать конкретные гипотезы:Таковыми

Принятие себя, принятие своей Тени

Принятие себя, принятие своей Тени Еще один теневой момент, способный во второй половине жизни лишить покоя каждого, кто наделен хоть малой толикой сознания, кто не нарцисс и не социопат, – это проблема самопринятия и самопрощения. В «Записках из подполья» Достоевский

Идея относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях

Идея относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях Различные виды нарративных бесед и нарративных вопросов, основывающихся на идее относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях, разработаны супругами, нарративными

Источник

Оцените статью
Разные способы